Главная страница

Анализ личности. Райх В. Анализ личности


Скачать 2.17 Mb.
НазваниеРайх В. Анализ личности
АнкорАнализ личности
Дата29.02.2020
Размер2.17 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаraih_analiz_lichnosti.doc
ТипКнига
#110364
страница38 из 40
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40
Человек, который совершенно свободен от эмоциональной чумы и оргаз-мически силен, не испытывает страха, когда врач говорит о нарушении динамики естественных жизненных процессов. Наоборот, у него развивается интерес к подобной дискуссии. Человек, пораженный эмоциональной чумой, будет становиться беспокойным и злым, когда обсуждаются механизмы этого заболевания. Оргазмическое бессилие не всегда ведет к эмоциональной чуме, но каждый человек, пораженный этой болезнью, или длительно остается оргазмиче-ски бессильным, или становится ненадолго бессильным перед приступом.
Естественное и здоровое поведение не нуждается в каком-либо медицинском лечении. Например, нет <лекарства от любви>. А вот невротический симптом всегда можно устранить. Болезненная реакция всегда может быть устранена подлинным характеро-аналитическим методом исцеления. Таким образом, скупость - типичная характерная черта эмоциональной чумы - может быть излечена, а вот от щедрости человека вылечить нельзя. Коварство можно вылечить; открытость личности - нет. Клинически, реакция эмоциональной чумы сравнима с половым бессилием; она может быть устранена, т. е. излечена. Половая сила абсолютно неизлечима.
Основной характеристикой реакций эмоциональной чумы является то, что действие и мотив действия никогда не совпадают. Реальный мотив скрывается, а фальшивый мотив преподносится как причина к действию. В реакции естественного и здорового индивидуума мотив, действие и цель представляют собой органический союз. Ничто не скрывается. Например: здоровый человек не имеет никаких других мотивов к сексуальным действиям, чем естественная потребность любить, и никакой другой цели, чем удовлетворение им этой потребности. Пораженный болезнью человек, напротив, использует этические коды, чтобы оправдать свою сексуальную слабость. Это оправдание не имеет ничего общего со стилем его жизни, который далек от оправдания. Здоровый человек никому не будет навязывать свой образ жизни, но он будет помогать другим людям, когда
314 Анализ личности
его просят и когда он способен это сделать. Здоровый человек ни в коем случае не будет издавать закон о том, что каждый <должен быть здоровым>. Во-первых, такое требование было бы неразумным, так как человеку нельзя приказывать быть здоровым. Во-вторых, здоровый человек не имеет нужды навязывать свой образ жизни другим, так как мотивы поведения имеют отношение только к его собственной жизни и ни к чьей больше. Человек, пораженный эмоциональной чумой, отличается от здорового человека тем, что выражает свои требования к жизни не по отношению к себе, а в первую очередь - к своему окружению. В ситуациях, в которых здоровый человек помогает другим людям, оставляя им свой опыт и не настаивая на том, чтобы ему последовали, человек, пораженный эмоциональной чумой, навязывает свой стиль жизни другим силой. Люди, заболевшие эмоциональной чумой, не терпят взглядов, которые угрожают их панцирю или раскрытию их неразумных мотивов. Здоровый человек радуется, когда ему удается понять свои мотивы. Пораженный болезнью человек охвачен бешенством. Когда взгляды, противоположные его собственным, угрожают его жизни и работе, здоровый человек вступает в борьбу за сохранение своего способа жизни. Пораженный болезнью человек борется против других образов жизни, даже когда они его совсем не касаются. Его побуждает к борьбе то, что он воспринимает существование других способов жизни как провокационный вызов.
Энергия, которая поддерживает реакцию эмоциональной чумы, всегда извлекается из полового расстройства, которое очень часто является причиной садистских или клеветнических действий. Стаз сексуальной энергии - это то, что обычно имеет пораженный болезнью человек вместе с другими биопатиями. Основная биопатическая природа эмоциональной чумы, подобно другим биопа-тиям, может быть излечена пробуждением естественной способности любить.
Чувствительность к эмоциональной чуме универсальна. Нет четкой границы между легкой и тяжелой формой этой болезни. Так же как любой здоровый человек может быть предрасположенным к раку, шизофрении или алкоголизму, даже самый здоровый и наиболее жизнеустойчивый человек среди нас предрасположен к неразумной болезненной реакции.
Эмоциональную чуму легче отделить от структуры генитальной личности, чем от невротической. Мы можем определить эмоциональную чуму как человеческое поведение, которое, на основе биопатической характерной структуры, действует организованным или типичным способом в межчеловеческих, т. е. общественных отношениях и общественных институтах. Эмоциональная чума распространена так же, как личностная биопатия. Другими словами, где бы ни возникла личностная биопатия, она влечет за собой появление хронических эффектов и острой эпидемической вспышки эмоциональной чумы. Давайте коротко выделим несколько типичных областей, в которых эмоциональная чума или распространяется хронически или способна вспыхнуть наиболее сильно. Эмоциональная чума действует в самых важных сферах жизни: это - мистицизм в его наиболее разрушительной форме; пассивная или активная жажда власти; морализм; биопатии автономной нервной системы; политические кампании; садистские методы воспитания и образования; мазохистская терпимость к подобным методам; болтовня и клевета; авторитарная бюрократия; империалистическая военная идеология; рэкет; антиобщественная преступность; порнография; спекуляция; расизм.
Мы видим, что эмоциональная чума наиболее сильно проявляется в общественных злоупотреблениях, которые всегда существовали и которые преодолеваются общественным свободным движением. С некоторой оговоркой мож-
От психоанализа коргонной биофизике 315
но сказать, что сфера эмоциональной чумы совпадает с тем, что мы называем политической реакцией и, возможно, с принципами политики в целом. Однако это было бы верно, только если бы основной принцип всей политики, называемый третьим по силе и особым по привилегиям, был перенесен на те сферы жизни, которые мы не считаем политическими в обычном смысле слова. Например, мать, которая прибегает к неоправданно жестким методам отделения своего ребенка от мужа, представляет собой яркий пример человека, зараженного политической эмоциональной чумой. То же можно сказать и об амбициозном ученом, который поднимает себя на более высокую общественную позицию не научными достижениями, а интригами.
Мы уже установили, что биологический сексуальный стаз является обычным биофическим ядром всех форм эмоциональной чумы. Существует еще один общий критерий развития этой болезни: недостаток способности к естественному сексуальному удовлетворению ведет к возникновению вторичных импульсов, особенно садистских. Есть много клинических доказательств этого утверждения. Биофизическая энергия, которая поддерживает реакции эмоциональной чумы, всегда извлекается из вторичных побуждений.
Таким образом, неудивительно, что правдивость и открытость столь редко встречаются в человеческом общении; они так редки, что большинство людей изумляются, когда они время от времени появляются. Правдивые и открытые люди считаются чудаками, людьми <без царя в голове>; правдивость и искренность часто вызывает сильные общественные опасения, что может быть объяснено управлением идеологической структурой. Чтобы понять это. мы должны обратиться к нашим знаниям организованной эмоциональной чумы. Только эти знания способны обеспечить понимание причин, почему открытость и правдивость, движущие силы всех попыток человека стать свободным, разрушались столетиями снова и снова. Любое свободное движение не будет иметь никакого шанса в достижении собственных целей, если оно не будет ясно и четко представлять себе, что такое организованная эмоциональная чума и как с ней бороться.
Тот факт, что эмоциональную чуму распознать довольно трудно, был для нее самой надежной защитой. Точные исследования ее природы и динамики разрушат эту защиту. Сторонники эмоциональной чумы будут правы, расценивая это заявление как смертельную угрозу их существования. Нам нужно отделить тех, кто хочет помогать в борьбе против эмоциональной чумы. от тех, кто хочет сохранить ее институты. Мы видим снова и снова, что неразумная природа эмоциональной чумы непроизвольно обнаруживает себя, как только кто-то пытается дойти до ее корней. Понятно, почему эмоциональная чума может реагировать только неразумно. Она обречена на вымирание, когда она четко противопоставляется разумному мышлению и естественному ощущению жизни.
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ГЕНИТАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ, НЕВРОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ И РЕАКЦИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЧУМЫ
В мышлении
Мышление генитальной личности ориентировано на объективные факты и процессы. Генитальная личность отделяет существенное от несущественного; пытаясь обдумывать и устранять неразумные эмоциональные беспокойства, она
316 Анализ личности
функциональна, т. е. способна адаптировать себя; она не механическая и не мистическая. Ее суждения являются результатом мыслительного процесса. Разумное мышление открыто объективным доводам и объективным контраргу-ментам.
Конечно, невротическая личность также пытается ориентироваться на объективные факты и процессы. Однако у невротической личности разумное мышление поражено хроническим сексуальным стазом, в результате которого невротик в некоторой степени ориентирует себя на принцип устранения неудовольствия. Поэтому невротическая личность будет использовать различные средства, чтобы избегать процессов и событий, которые ей неприятны или противоречат ее системе взглядов; или она будет использовать эти процессы и события таким образом, что разумная цель станет недостижимой. Обратимся к примеру. Мир и свобода являются всеобщими желаниями. Однако, так как средняя личностная структура невротична в своем мышлении, страх свободы и страх ответственности переплетаются с идеями мира и свободы, и эти идеи, следовательно, обсуждаются только лишь в формальной, а не в объективной манере. Это примерно то же самое, как если бы самых простых и наиболее непосредственных жизненных фактов, т. е. тех фактов, которые очевидно представляют собой естественный строительный материал мира и свободы, умышленно избегали. Становятся явными важные отношения и связи. Например, ни для кого не секрет, что политика разрушительна и что человечество тошнит от нее в психиатрическом смысле слова. Но все еще никто, кажется, не видит связи между этими фактами и требованием демократического порядка. Таким образом, два или три хорошо известных и действительно имеющих силу факта существуют рядом без какой-либо связи. Понимание того, что эти факты соотносятся друг с другом, немедленно сделало бы необходимыми радикальные изменения в практических делах повседневной жизни. Идеологически невротическую личность следовало бы подготовить, чтобы осуществить эти изменения. Но она панически боится их практической реализации. Ее личностный панцирь запрещает какие-либо изменения в образе жизни. Таким образом, она будет, например, соглашаться с критикой неразумности общества и науки. Однако практически она не будет изменять ни себя, ни свое окружение в соответствии с этой критикой. Она не будет создавать центральную модель общества, отражающую идеологию, которую она утверждает. Часто случается так, что один и тот же человек, который говорит <да>, когда это вопрос идеологии, становится неистовым противником на практике, когда требуются настоящие изменения. С этой точки зрения, границы между невротической личностью и индивидуумом, пораженным эмоциональной чумой, становятся расплывчатыми.
Человек, заболевший эмоциональной чумой, не хочет занимать пассивную позицию - он отличается от невротической личности более или менее разрушительной общественной активностью. Его мышление полностью основано на неразумных понятиях и управляется почти исключительно иррациональными эмоциями. У невротической личности мышление и действия не совпадают. Это не так для пораженной чумой личности. Как и у генитальной личности, ее мышление полностью согласовано с ее действиями, но разница в том, что все, что делает личность, пораженная эмоциональной чумой, не является результатом ее мышления. Ее действия всегда предопределяются ее эмоциональным недугом. У человека, пораженного эмоциональной чумой, мышление не направлено на то, чтобы помочь ему прийти к корректному заключению; наоборот, оно всячески стремится подтвердить и рационализировать предопределенное неразумное заключение. Это широко известно как <предрассудок>, но мы часто


От психоанализа к оргонной биофизике 317
видим, что этот предрассудок имеет вредные общественные эффекты в большом масштабе. Он широко распространен и характеризует все, что называется словом <традиция>. Он нетерпим, т. е. не поддерживает разумное мышление, которое могло бы выбить из-под него основную опору. Следовательно, пораженное чумой мышление не доступно аргументам. У него есть своя собственная техника в своей собственной сфере, своя собственная <согласованность>, которая производит впечатление <логичности>. В этом смысле, оно создает впечатление разумности, совершенно не будучи на самом деле разумным.
Например, строгий авторитарный воспитатель скажет вам, что детей учить трудно и поэтому его методы необходимы. В этой узкой конструкции его заключение кажется корректным. Если разумный мыслящий человек укажет, что неподатливость детей, которую строгий воспитатель приводит в пример, чтобы оправдать свои методы, сама по себе является общественным следствием точно такого же неразумного мышления в образовании, его слова не будут приняты во внимание, поскольку он окажется лицом к лицу с психическим блоком.
Рассмотрим еще один пример. Моралистическая сексуальная репрессия (подавление) создает вторичные побуждения, а вторичные побуждения делают моралистическое подавление необходимым. На основе этого может быть получено любое количество логических заключений. Но если ясно мыслящий человек укажет, что вторичные побуждения можно устранить, делая возможным естественное удовлетворение потребностей, пораженный чумой человек прореагирует не пониманием и корректностью, а неразумными аргументами, молчанием или даже ненавистью. Короче говоря, для него эмоционально важно, что и подавление и вторичные побуждения продолжают существовать. Он боится естественных импульсов. Этот страх действует как неразумный мотив и побуждает его совершать опасные действия, когда его общественной системе что-то серьезно угрожает.
В мотивах, целях и действиях
У генитальной личности мотивы, цели и действия находятся в гармонии друг с другом. Цели и мотивы разумны, т. е. социально ориентированны. В соответствии с естественным характером мотивов и целей, генитальная личность борется за улучшение как своих собственных условий жизни, так и условий жизни других людей. Это то, что мы называем <общественным достижением>.
У невротической личности возможность действий всегда ограниченна, потому что ее мотивы зачастую весьма противоречивы. Так как у невротической личности обычно сильно проявлена ее иррациональность, она постоянно прилагает усилия, чтобы держать ее под контролем. И каждое такое усилие ограничивает ее способности к действию. Она боится быть полностью вовлеченной в какую-либо деятельность, так как она внутренне боится прорыва садистских или других разрушительных импульсов. Она обычно страдает, потому что осознает недостаточную полноту своей собственной жизни, но она не завидует здоровым людям. Ее можно охарактеризовать позицией: <Мне не повезло в жизни, моим детям будет лучше, чем мне>. Эта позиция делает ее сочувствующим, хотя и бесплодным, наблюдателем прогресса. Она не наносит ущерб прогрессу.
У личности, пораженной эмоциональной чумой, мотивы действий всегда поддельны. Мнимый мотив никогда не совпадает с реальным, является ли последний осознанным или бессознательным. Мнимая цель также не совпадает с реальной. В немецком фашизме, например, <спасение и успокоение> преподноси-
318 Анализ личности
лись как цель, тогда как реальной целью была империалистическая война и покорение мира. Это - основная характеристика пораженного чумой человека, он серьезно и честно верит в мнимые цели и мотивы. Я хотел бы подчеркнуть, что характерную структуру личности, пораженную эмоциональной чумой, можно понять при условии, что она воспринимается серьезно. Человек, пораженный эмоциональной чумой, ведет себя вынужденно. Нельзя сказать, насколько хорошими могут быть его намерения - он действует только под влиянием чумы. Его действия находятся в соответствии с природой настолько, насколько потребность в любви и правде соответствует природе генитальной личности.
Но пораженный чумой человек, защищенный своим субъективным убеждением, не страдает от понимания вреда его действия. Отец, который полон ненависти к своей бывшей жене и требует опеки их ребенка, абсолютно убежден, что действует <в интересах ребенка>. Но если ребенок страдает от разлуки с матерью, такой отец не поймет этого. Пораженный чумой отец приведет все виды поверхностных доводов в поддержку своего убеждения, что он <желает ребенку добра>, держа его вдали от матери. И его не убедить в том, что реальный мотив продиктован стремлением к садистскому наказанию матери.
Человек, пораженный эмоциональной чумой, в противоположность невротической личности, всегда развивается как структура, сочетающая зависть со смертельной ненавистью всего здорового. Невротическая старая дева живет смиренной жизнью и не вмешивается в любовную жизнь юных девушек; пораженная чумой старая дева, напротив, не может выносить сексуальное счастье юных девушек. Если такая дева является учителем, она обязательно попытается лишить девушек права испытать сексуальное счастье. Это имеет силу в любой жизненной ситуации. Личность, пораженная эмоциональной чумой, будет пытаться, при любых обстоятельствах и любыми имеющимися средствами, изменить свою окружающую среду так, чтобы ее способ жизни и ее взгляд на вещи не подвергались опасности. Она чувствует раздражение ко всему, что изменяет ее образ жизни, и поэтому преследует это с ярой ненавистью. Аскет является хорошим примером. Его позиция такова: <Почему у других должно быть лучше, чем было у меня? Пусть все страдают так же, как страдаю я>. Эта основная позиция настолько хорошо скрыта в логичной, здравомыслящей идеологии или теории жизни, что только некоторые люди, имеющие обширный практический опыт и способность ясно мыслить, могут распознать ее.
В сексуальности
Сексуальность генитальной личности в основном определяется основными естественными законами биологической энергии. Она получает удовольствие от сексуального счастья других, безразлична к извращениям, но имеет отвращение к порнографии. Генитальную личность легко узнать по хорошему контакту, который она имеет со здоровыми детьми. Она считает вполне естественным то, что дети и подростки в основном сексуально ориентированны. Эта позиция существует независимо от того, приобретены ли уже соответствующие знания или нет. В нашем обществе подобные отцы и матери подвергаются серьезной опасности: авторитарные институты считают их преступниками, хотя они заслуживают всяческого одобрения. Они составляют круг общества, из которых выходят разумно действующие преподаватели и врачи. Основа их жизни и действий - сексуальное счастье, которое они сами испытали. Родители, которые позволяют своим детям чувствовать секс в соответствии с совершенно

От психоанализа к оргонной биофизике 319
здоровыми законами природы, к сожалению, могут быть обвинены в аморальности (или <моральной низости>) и могут быть лишены своих детей каким-нибудь аскетом, который имеет <законную> силу.
Невротическая личность живет сексуально смиренной жизнью или занимается тайными сексуальными действиями. Ее оргазменное бессилие сопровождается тоской по сексуальному счастью - она безразлична к сексуальному счастью других. Всякий раз, когда она касается сексуальной проблемы, ею управляет скорее волнение, чем ненависть. Ее панцирь имеет отношение к ее собственной сексуальности, а не к сексуальности других. Ее страстное желание испытать оргазм очень часто трансформируется в культурные или религиозные идеи, которые ни полезны, ни вредны для благополучия общества. Невротическая личность обычно активна в кругах и группах, которые не имеют какого-либо сильного общественного влияния. Не может быть никакого сомнения в культурной ценности некоторых из этих групп. Но невротическая личность не способна сделать значительный вклад, чтобы развить более здоровые структуры в массовом масштабе, потому что широкие массы значительно более близки к естественной сексуальности, чем она.
Эта основная позиция со стороны сексуально безвредной невротической личности способна в любое время и особенно при возникновении экстремальных условий измениться на позицию больного эмоциональной чумой. Процесс обычно таков: вторичные побуждения, сдерживаемые культурными и религиозными идеями, прорываются. Сексуальность личности, пораженной эмоциональной чумой, - как правило, садистская и порнографическая. Она характеризуется совместным существованием сексуальной похоти (из-за невозможности достичь удовлетворения) и садистского морализма. Эта двойственность является частью ее структуры; пораженный чумой человек не мог бы ее изменить, даже если бы он понимал это. В силу своей структуры, он не может быть никаким другим, кроме как порнографически-похотливым и садистски-моралистичным в одно и то же время.
Это - суть личностной структуры пораженной чумой человека, которая развивает жестокую ненависть против любого процесса, который провоцирует его собственное оргазмическое томление и, следовательно, оргазмическое беспокойство. Его аскетизм направлен самым садистским способом против естественной сексуальности других. Люди, пораженные эмоциональной чумой, имеют сильную тенденцию к формированию общественных групп, которые часто становятся центрами для формирования общественного мнения. Их наиболее выдающая черта - их сильная нетерпимость в вопросах естественной сексуальности. Они широко распространены и хорошо известны. Размахивая знаменем <культуры> и <морали>, они неустанно преследуют любое выражение естественной сексуальности. Годами они развивали особую технику клеветы. Мы еще вернемся к этой теме.
Клинические исследования не оставляют и тени сомнения в том, что сексуальные сплетни и клевета дают этим эмоционально больным людям способ превратного сексуального удовлетворения; таким образом они достигают сексуального удовольствия без естественной половой функции. Именно в таких группах мы часто обнаруживаем гомосексуализм, сексуальные половые акты с животными и другие формы извращений. Эти неистовые больные эмоциональной чумой направляют свои садистские атаки против естественной сексуальности других, а не против извращенной сексуальности. Они занимают особенно резкую позицию по отношению к естественной сексуальности детей и подростков, и в то же время абсолютно терпимы к любой форме извращенной сексуальной деятельности. На их совести много человеческих жизней.
320 Анализ личности
В работе
Генитальная личность проявляет активный интерес к развитию рабочего процесса, которому позволяется принимать свой естественный ход. Она в основном сфокусирована на самом процессе. Результат работы достигается без особого усилия, так как он вытекает самопроизвольно из рабочего процесса. Создание продукции в ходе рабочего процесса является основной чертой биологического удовольствия от работы. Раскладывая по полочкам деятельность ребенка, генитальная личность остро критикует все методы образования детей через забавы. Положение о том, что игрушка является только жестко ограниченной забавой, неверно, т. к. игрушка развивает воображение и продуктивную деятельность ребенка. Принудительный морализм терпит только мистический экстаз; и это причина того, почему энтузиазма по отношению к работе всегда не достает. Ребенок, который должен собрать шаблонный дом из готовых строительных блоков, не может применить свое воображение и не может развить никакого энтузиазма. Генитальная личность влияет на исполнение работы других, подавая пример, а не предписывая способ и метод работы. Это требует способности переносить вегетативный поток и быть в состоянии дать ему самому выйти.
Невротическая личность довольно ограниченна в своем интересе к работе. Ее биологическая энергия в основном расходуется на опеку извращенных фантазий. Невротическое нарушение работы всегда может быть прослежено к неправильному потреблению биологической энергии. По той же причине работа невротической личности хотя и может быть потенциально богатой, все же является поверхностной и безрадостной. Так как невротическая личность не способна к подлинному энтузиазму, она расценивает детскую способность к энтузиазму как <неподобающую> (если, например, случится так. что этот человек будет учителем). Тем не менее, она принудительным невротическим способом настаивает на интенсивной работе других.
Человек, пораженный эмоциональной чумой, ненавидит работу, так как он видит в ней лишь обременительную ношу. Таким образом, он бежит от какой-либо ответственности и особенно от тех работ, которые требуют терпения. Он может мечтать о том, что напишет интересную книгу, создаст выдающееся произведение искусства, о работе в театре и так далее; однако он не способен к работе, он избегает шаг за шагом упорного органического развития, присущего каждому рабочему процессу. Это предрасполагает его к карьере идеолога, мистика или политика, т. е. к занятию деятельностью, которая не требует никакого терпения и постоянного развития. Он может стать как праздным бродягой, так и диктатором, в той или иной сфере жизни. Он создал картину жизни, сделанную из невротических фантазий, и, так как он сам не способен что-либо делать, он хочет силой заставить других работать, чтобы реализовать эту больную картину жизни. Генитальная личность, участвуя в коллективном рабочем процессе, будет самопроизвольно показывать путь своим хорошим примером: она будет работать больше, чем другие, тогда как личность, пораженная эмоциональной чумой, всегда будет хотеть работать меньше, чем остальные. Чем меньше ее способность к работе и, следовательно, чем ниже ее самоуважение, тем сильнее ее настойчивость стать лидером.
Это сравнение неизбежно приняло форму четкого разграничения. Хотя практически каждая генитальная личность имеет невротические торможения и свои чумные реакции. Также и любой пораженный эмоциональной чумой инди-От психоанализа к оргонной биофизике 321
видуум содержит в себе возможности генитальной личности. Опыт оргонной терапии не оставляет никаких сомнений в том, что люди, пораженные эмоциональной чумой, которые попадают под психиатрическое понятие <морального безумия>, не только излечимы в принципе, но в состоянии развивать исключительную способность к работе, сексуальности и интеллектуальной деятельности. Я хочу еще раз подчеркнуть, что понятие <эмоциональная чума> не подразумевает преуменьшение. В результате почти тридцатилетней биопсихи-атрической работы я пришел к пониманию того, что предрасположенность к эмоциональной чуме - показатель очень большого количества биологической энергии. В самом деле, высокое напряжение биологической энергии человека приводит его к заболеванию эмоциональной чумой в том случае, если из-за жесткого характера и мышечного панциря он не может реализовать себя естественным способом. Пораженный таким образом человек является продуктом авторитарного принудительного образования. Не сумев реализовать свои природные способности, он изливает злость на принудительное образование намного более энергично, чем спокойная и смиренная невротическая личность. Он отличается от генитальной личности тем, что его протест не ориентирован социально и потому не способен привести к каким-нибудь изменениям к лучшему. Он отличается от невротической личности тем, что не становится смиренным.
Генитальная личность контролирует свои эмоционально-чумные действия двумя способами: 1) ощущая свою собственную чумную реакцию как чужеродную и бессмысленную, 2) осознавая опасность для себя, которая могла бы вытекать из неразумных наклонностей. Человек, пораженный эмоциональной чумой, наоборот, получает слишком много садистского удовольствия от своего собственного поведения, от того, что он не доступен какой-либо коррекции. Действия здорового человека вытекают прямо из резервуара биологической энергии; действия пораженной чумой человека характеризуются тем, что им приходится всякий раз прорывать личностный и мышечный панцири, и в этом процессе лучшие мотивы становятся антиобщественными и неразумными действиями. При этом прохождении через личностный панцирь истинная цель действия изменяет свою функцию: импульс начинается разумным намерением; панцирь мешает ровному и органическому развитию импульса: пораженная чумой личность ощущает это препятствие как невыносимое торможение; импульс должен, прежде всего, прорваться сквозь панцирь для того, чтобы стать вполне очевидным, в этом процессе подлинное намерение и разумная цель расходятся. Когда действие окончательно совершено, оно содержит в себе слишком мало подлинного разумного намерения; это - точное отражение разрушительности, которое появилось в процессе прорыва панциря. Жестокость пораженного эмоциональной чумой человека является результатом провала попыток подлинного импульса пройти через личностный и мышечный панцири. Потеря панцирей невозможна, так как чумное действие не выпускает энергию оргазмически, не придает человеку разумной самоуверенности. Этот <провал> дает возможность понять некоторые противоречия в структуре человека, пораженного эмоциональной чумой. У него сильное желание любить; он находит женщину, которая верит в то, что он может любить, и тут он проявляет себя неспособным переживать. Это вызывает у него садистский гнев против себя самого или против желаемой женщины, гнев, который часто заканчивается убийством.
В основном, человек, пораженный эмоциональной чумой, характеризуется противоречием между сильным желанием жить и неспособностью (из-за панцирей) достичь соответствующей полноты жизни. То есть, размышляя логически, самые лучшие намерения приводят к разрушительным последствиям.
322 Анализ личности
Я думаю, что бандит представляет собой простую демонстрацию механизма эмоциональной чумы, если результат бандитского действия принимать в соответствии с торможением разумного импульса, которое ведет к возникновению заболевания эмоциональной чумой.
А теперь рассмотрим эти различия на простых примерах из повседневной жизни.
Для начала возьмем пример борьбы за ребенка, которая обычно возникает, когда родители разводятся. Здесь возможны три реакции: а) разумная реакция, б) заторможенная реакция невротика и в) реакция человека, пораженного эмоциональной чумой.
Разумная реакция. Отец и мать борются за здоровое развитие ребенка разумными доводами и средствами. Возможно, что у них будут различные взгляды на воспитание ребенка, однако в интересах самого ребенка они будут избегать закулисных приемов. Они открыто поговорят с ребенком и позволят ему самому принять решение. Они не позволят себе руководствоваться эгоистическими интересами, а будут считать наиболее важными интересы ребенка. Когда один из родителей алкоголик или психически больной, то эта информация будет доведена до ребенка как несчастье, которое нужно храбро встретить. Обсуждая с ребенком сложившуюся ситуацию, родители проявляют максимальный такт, понимая и щадя его чувства. Мотив всегда один - не навредить ребенку. Позиция диктуется склонностью пойти на разумный компромисс.
Заторможенная реакция невротика. Борьба за ребенка сдерживается многими соображениями, особенно страхом перед общественным мнением, который ставится выше интересов ребенка. В подобных случаях невротические родители твердо придерживаются распространенной практики: ребенок либо остается с матерью при любых обстоятельствах, либо они решают этот вопрос с помощью юридических чиновников. Когда один из родителей пьяница или психически больной, возникает тенденция пожертвовать им, утаив этот факт. В результате ребенок, как и родители, страдает и подвергается опасности нервного срыва. Мотив поведения родителей выражается фразой: <Мы не хотим возбуждать всеобщий интерес>. Их позиция определяется смирением.
Реакция человека, пораженного эмоциональной чумой. Забота о благополучии ребенка является несущественным побуждением. Единственный мотив - отомстить партнеру, лишая его удовольствия быть с ребенком. В борьбе за ребенка один партнер часто прибегает к клевете на другого, независимо от того, болен он (или она) или здоров. Отсутствие каких-либо соображений в отношении ребенка проявляется в том, что его любовь к отцу (или матери) не принимается в расчет. Стремясь повлиять на чувства ребенка к тому или другому родителю, ему говорят, что его отец (или мать) страдает алкоголизмом либо психическим расстройством; утверждение, которое обычно не соответствует реальным фактам. В этом случае мотивом является месть партнеру и владение ребенком. Подлинная любовь к ребенку не имеет здесь места.
Существует много вариаций этого примера, но его основные черты - одни и те же и они общественно очень важны. Принимая решения, разумная юриспруденция могла бы обратить внимание на подобные различия. Можно предположить, что нас ожидает заметное увеличение числа разводов; и, по-моему, только правильно обученный психиатр и способен определить степень заражения человека эмоциональной чумой в случае развода.
Рассмотрим другой пример из области личной жизни, в котором проявляется заражение эмоциональной чумой: неверность любовного партнера.
т.'
От психоанализа к оргонной биофизике 323
Разумная реакция. В тех случаях, когда один из партнеров в любовных отношениях является неверным, разумный человек выбирает, как правило, один из трех путей: уход от партнера; попытку снова вернуть любовь партнера; терпимость, если отношения с другим человеком у партнера не слишком серьезны и временны. В подобных случаях разумный человек не впадает в невроз, не предъявляет никаких юридических требований и становится непредсказуемым только тогда, когда измена выставляется на показ.
Заторможенная реакция невротика. Неверность переносится либо мазохист-ски, либо защитный панцирь прорывается. Невротик испытывает сильный страх перед разлукой. Смирение, развитие нервной болезни или алкоголизма, истерические приступы в таких случаях являются типичными реакциями.
Реакция человека, пораженного эмоциональной чумой. Как правило, измена объясняется не любовью к другому человеку, а тем, что один партнер устает от другого. Пострадавшая сторона пытается удержать партнера в доме, или изматывая его истерическими приступами и самыми низкими действиями, или устанавливая за ним наблюдение. Впадение в алкоголизм часто имеет место как средство облегчения страданий, вызванных жестокостью со стороны партнера.
Реакции эмоциональной чумы широко распространены в трагедиях ревности. В настоящее время нет ни медицинских, ни общественных, ни юридических мерок, которые бы принимали в расчет эту обширную сферу жизни.
Хочу обратить внимание читателя на весьма удивительную и типичную реакцию эмоциональной чумы - <особую чумную реакцию>.
Особая чумная реакция проявляется в использовании сексуальной, т. е. моралистической, клеветы. Она функционирует способом, похожим на проявляющийся в маниях преследования: неправильный импульс, который прорвался через панцирь, переносится на людей или объекты внешнего мира. То, что в действительности является внутренним импульсом, неправильно интерпретируется как внешняя угроза. То же применяется и к ощущениям, которые берут начало в оргонотических плазматических потоках. Здоровый человек ощущает эти потоки как что-то радостное и полное удовольствия. Шизофреник, из-за противоречий, которые являются результатом его личностного панциря, воспринимает эти потоки как тайные действия дьявола, направленные на разрушение его тела электрическими потоками. Эти безумные механизмы проецирования хорошо известны. Однако психиатрия совершает ошибку, ограничивая подобные проекционные механизмы психиатрической болезнью. Этого недостаточно, чтобы увидеть, что точно такой же механизм широко распространен в общественной жизни в форме особых чумных реакций псевдонормальных людей. Это наша следующая тема обсуждений.
Биопсихический механизм выглядит следующим образом: принудительный морализм в воспитании и в жизни порождает сексуальную похотливость, которая не имеет ничего общего с естественной потребностью любви и представляет собой вторичное побуждение, подобное, например, садизму или мазохизму. Так как оргонотическая живость в естественном испытании удовольствия атрофировалась, похотливость и жажда сексуальной болтовни становятся разнузданными вторичными потребностями. Подобно психическому больному, который проецирует свои оргонотические потоки и свои неправильные побуждения на других людей и ощущает их как угрозу, пораженный эмоциональной чумой индивидуум проецирует свою собственную похотливость и извращение на других людей. В противоположность психическому больному, он не испытывает как угрозу импульсы, которые он проецирует на других людей; он использует болтовню в садистском стиле как оборонительный механизм, т. е. он

324 Анализ личности
приписывает другим то, в чем он сам не может быть компетентен. Это в равной степени применимо как к естественному половому влечению, так и ко вторичным похотливым побуждениям. Образ жизни здорового в половом отношении человека болезненно напоминает ему о его собственной половой слабости и составляет угрозу его нервному балансу. Таким образом, в соответствии с принципом <чего не могу иметь я, не можете иметь и вы>, он высмеивает естественное половое влечение других. Более того, так как он не способен скрывать свою собственную искаженную похотливость за фасадом этического морализма, он приписывает это жертве своей болтовни.
Механизм особой чумной реакции легко переносится из сексуальной сферы в несексуальную. Характерно, что когда человек делает то, что хотел бы сделать сам, он приписывает это кому-либо еще. Приведу несколько типичных повседневных примеров, чтобы проиллюстрировать особую чумную реакцию.
Вот молодые интеллектуалы, которые когда-то были известны как <культурные снобы> среди серьезных интеллектуальных кругов Европы. Они умны, но их ум занят бесплодной творческой деятельностью. Их знакомство со значительными и серьезными проблемами, поставленными Гете или Ницше, менее чем поверхностное, хотя они получают большое удовольствие от цитирования классических произведений. В то же время они полны цинизма. Они считают себя современными, либеральными, свободными от каких-либо традиций. Не способные к серьезным переживаниям, они смотрят на сексуальную любовь как на детскую игру. Они проводят свои летние каникулы вместе. По ночам - забавные диверсии, т. е. <детская игра>. За завтраком над детской игрой шутят в беззаботной и очень умной манере. Возможно, даже <грешная женщина> покраснела бы от этих двусмысленных намеков. Все это является очень большой частью сегодняшнего <либерального> и <нетрадиционного> образа жизни. Один объявляет о том, как часто он принимал участие в <игре> прошлой ночью; а другой хочет узнать все, описанное в <самых отборных> речевых оборотах, что это было <очень красиво>, что она была <восхитительна>, и так далее. Серьезный слушатель, который осведомлен о сексуальном несчастье человеческих масс и о разрушительности сексуальной тривиальности, уйдет с впечатлением, что похотливость этих <открытых> молодых людей является результатом сексуального голода из-за оргазменного бессилия. Такие развитые <люди богемы> смотрят на серьезные попытки побороть эмоциональную чуму в человеческих массах как на плод больного ума. Эти молодые <гении>, являющиеся хорошо сведущими в искусстве <высокой политики> и всегда лепечущие о культурных <ценностях>, которые нужно поддерживать, становятся неистовыми, как только кто-то начинает переводить их разговор на общественное действие среди людских масс.
Один такой человек богемы познакомился с женщиной, которая хотела прийти ко мне учиться. Естественно, беседа коснулась моей работы. Он сказал ей, что не послал бы ко мне ни своего лучшего друга, ни самого худшего врага, так как я был, по его словам, <владельцем публичного дома, не имеющим лицензии>. Чтобы скрыть чумную природу этого утверждения, он немедленно добавил, что я, безусловно, очень способный врач. Эта клевета, выстроенная вдоль линии особой чумной реакции, замкнула круг. Однако эта женщина пришла ко мне обучаться сексуально-бережливой педагогике и вскоре хорошо поняла, что мы, психоаналитики, называем эмоциональной чумой.
Трудно сохранять объективную и корректную позицию в таких ситуациях. Нелегко побороть импульс, который возникает самопроизвольно и для которого есть все основания: устроить пораженному чумой индивидууму хорошую

От психоанализа к оргонной биофизике 325
порку, чтобы он больше не клеветал на людей. Благородно игнорировать происшествие - значит сделать точно то, на что пораженный чумой индивидуум и рассчитывает, чтобы продолжать совершать свое общественное зло безнаказанно. Правда, остается возможность судебного иска за клевету.
Вопрос важен, ибо эмоциональная чума добивается все новых успехов, кле-веща и подавляя с помощью слухов серьезные и важные достижения. Борьба против эмоциональной чумы общественно необходима, т. к. она причиняет больше вреда в этом мире, чем <десять тысяч церковных канонов>. Подсчитайте, например, количество клеветнических наветов, направленных против пионера естественной науки семнадцатого столетия де Ламетри и продиктованных эмоциональной чумой. В своей великой работе
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40


написать администратору сайта