Главная страница

Лиза. Районная конференция


Скачать 56.91 Kb.
НазваниеРайонная конференция
Дата24.05.2023
Размер56.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛиза.docx
ТипЛитература
#1157237

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСЕЛОВСКОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Толстомысенская средняя общеобразовательная школа №7


РАЙОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ШАГ В НАУКУ» - 2021
Направление: литература, культурология

Секция: социально-гуманитарные науки
Старинные меры длины

(исследовательский реферат)





Бабенко Елизавета




МБОУ Тостомысенская СОШ №7, 5 класс

дата рождения участника




e-mail автора работы




контактный телефон автора работы










Арыскина Тамара Владимировна,




МБОУ Тостомысенская СОШ №7, учитель истории




89232913561




toma.tar66@mail.ru
































Новоселово, 2021
Содержание

    1. Введение.

    2. Из истории старинных мер

2. Старинные русские меры длины

2.1. Верста

2.2. Сажень

2.3. Аршин

2.4. Локоть

2.5. Пядь

2.6. Вершок

3. Классификации

3.1. Классификация мер длины по величине

3.2. Классификация мер длины по возрасту

4. Старинные русские меры в разных жанрах литературы

4.1. Употребление в малых фольклорных жанрах

4.2. Старинные меры в художественных произведениях и сказках

5. Вывод

6. Заключение

7. Словарь пословиц и поговорок

8. Цитатник

§11. Библиография

Введение.

Народная речь широко открыта ко всем нововведениям. Открываясь им, она перемеривает их по своей, глубоко национальной «аршинной» мерке, но, несмотря на свою исключительную динамичность, народная речь – наша историческая память, которая надежно хранит почти все, оставленное в прошлом, в том числе и вышедшие ныне из моды «аршины», « сажени» да «версты полосаты».

Нам многое простит эпоха.

Отлюбит с нами. Отгрустит.

Но, что Россию знаем плохо, -

того уж, видно, не простит.

(В. Рождественский )
Актуальность:

Все мы ежедневно пользуемся пословицами и поговорками, в которых часто встречаются старинные меры длины. Мы говорим: «мал золотник, да дорог», «семь пядей во лбу», но многие даже не задумываются, что на самом деле могут значить эти поговорки и пословицы, откуда они взялись.

Человек, включая народные изречения в свою речь, придает ей особую меткость и выразительность, сверяет свое поведение и мысли с мнением предыдущих поколений. Постичь пословицы – это значит глубже познать жизнь и обычаи своего народа, свою Родину.

Эта тема показалась мне очень интересной. Изучая ее, мы окунулись в историю, больше узнали о том, как жили наши предки. Не менее интересно и то, какими мерами длины и веса пользовались люди в нашей стране в старину.

Я решила больше узнать об этих мерах, пословицах и поговорках, в которых они встречаются, и познакомить с ними моих одноклассников.

Цели:

  • Узнать о старинных мерах веса и длины.

  • Рассмотреть пословицы и поговорки с мерами длины, в каких значениях они употребляются сейчас.

  • Проследить отражение старинных мер в русской литературе.

Задачи:

  • познакомиться с измерительной системой, которая существовала в прошлом.

  • узнать значение пословиц и поговорок с названиями старинных мер длины.

  • проследить отражение старинных мер в русской литературе.

Новизна

Данный проект является интегрированным, поскольку это работа включает различные предметные направления: русский язык, литературу, историю, математику.

Методы исследования:

  • анкетирование среди сверстников, выявление информации о русских пословицах и поговорках со старинными мерами веса и длины.

  • сбор и анализ соответствующей литературы.

  • наблюдение и теоретический анализ собранных сведений.

  • поиск информации о значениях пословиц и поговорок

  • составление собственного тематического словаря пословиц и поговорок и сборника цитат разных авторов.

  • сравнительный анализ примеров из собственного словаря.


2.Из истории старинных русских мер длины.

2.1. Верста.

«Верста»- от слова « вертеть». Длина версты - 1060 м. Верста, как мера длины, на Руси встречается с XI века. Этим словом первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей. При Петре Первом одна верста равнялась 500 саженей. "Верстой" также назывался верстовой столб на дороге. 500-саженная верста применялась несколько реже, в основном, для измерения расстояния в Европейской части России. Большие расстояния, особенно в Восточной Сибири, определялись в днях пути. В XVIII в. единственной верстой в XIX в. остается верста "путевая", равная 500 саженям.

«Межевая верста» - старорусская единица измерения, равная 2 верстам. Версту в 1000 сажен (2,16 км) употребляли широко в качестве «межевой меры», обычно при определении выгонов вокруг крупных городов, а на окраинах России, особенно в Сибири - и для измерения расстояний между населенными пунктами.

2.2. Сажень.

Большой единицей измерения была «сажень». Это слово образовано от глагола «сягать» - насколько можно было дотянуться рукой. Сажень содержала 2,16 м. Кроме казенной сажени применялись еще « косая» и «маховая». «Косая» была равна 248,9 см, «маховая» – около 176 см.

«Маховая» сажень - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. «Косая» сажень - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Используется в словосочетании: "у него косая сажень в плечах " (в значении – «богатырь», «великан»).

Эта старинная мера длины упоминается Нестором в 1017г. Существовали «саженные мерные верёвки» и деревянные «складени», имевшие применение при измерении расстояний в строительстве и при межевании земли.

По данным историков и архитекторов, саженей было более 10, и они имели свои названия. Сажени: «городовая» - 284,8 см, «великая» - 244,0 см, «греческая» - 230,4 см, «казённая» - 217,6 см, «царская» - 197,4 см, «церковная» - 186,4 см, «народная» - 176,0 см, «кладочная» - 159,7 см, «простая» - 150,8 см, «малая» - 142, , а так же – «дворовая», «мостовая».

2.3. Аршин.

«Аршин» как мера длины равняется 71 см. Аршин так же был инструментом для измерения длины. Длина аршина не была зафиксирована законодательно, и каждый купец имел возможность мерить своим аршином. Отсюда поговорка «Мерить на свой аршин». Аршин делился на 16 вершков. Когда говорили о росте человека, то указывали лишь, на сколько вершков он превышает 2 аршина. 3 аршина составляли сажень.

Есть различные версии происхождения аршинной меры длины. Возможно, первоначально, "аршин" обозначал длину человеческого шага (порядка семидесяти сантиметров, при обычной ходьбе по равнине, в среднем темпе) и являлся базовой величиной для других крупных мер определения длины, расстояний (сажень, верста).

Корень "АР" в слове «аршин» - в древнерусском языке (и в других, у соседних народов) означает "ЗЕМЛЯ", "поверхность земли", "борозда" и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути. В дальнейшем стали так же применять под этим названием равную величину – длину руки.

2.4. Локоть.

«Локоть» – расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 см до 46 см. Её применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину изготовленной шерстяной пряжи или пеньковой верёвки (такую продукцию наматывали на локоть). Как мера длины на Руси встречается с XI века.

Значение древнерусского локтя вершков было получено из сравнения измерений в Иерусалимском храме, выполненных игуменом Даниилом, и более поздних измерений тех же размеров в точной копии этого храма — в главном храме Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре (XVII в). Локоть широко применяли в торговле — как особенно удобную меру. В розничной торговле холстом, сукном, полотном – «локоть» был основной мерой.

2.5. Пядь.

Одна из самых старинных мер длины. Удобна тем, что каждый носит ее с собой. Равна расстоянию между концами расставленных большого и указательного пальцев, 17,78 см. Различали «малую» пядь, «большую» пядь и « пядь с кувырком».

«Большая» пядь - расстояние между концами большого пальца и мизинца (22-23 см.).

"Пядень с кувырком" - пядь с прибавкой двух суставов указательного пальца = 27-31 см

Старые наши иконописцы величину икон измеряли «пядями»: «Пречистая Тихвинская икона Богородицы» на золоте — пядница (4 вершка). Икона «Георгия Великого деянья» - четырёх пядей (в 1аршин)»

2.6. Вершок.

Длина верхней части пальца (4, 44 см). Фиксируется в источниках относительно поздно. Слово «вершок» происходит от слова «верх». При определении роста человека счёт велся после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): если говорилось, что измеряемый был 10 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 10 вершков, то есть 187 см. Существует поговорка «От горшка два вершка». Два вершка — это около 9 см, людей такого роста не бывает, значит 2 аршина и 2 вершка. От горшка два вершка - человек небольшого роста.

. В литературе XVII в. встречаются и доли вершка – «полвершки» и «четвертьвершки».

3.1.Классификация мер длины по величине.
М еры длины

1. Верста 2.Сажень 3.Аршин

Межевая – 2,16 км. Казенная – 2,16 м. Казенный – 71 см.

Простая - 1,5 км. Городовая - 2,8 м. «Свой» (У каждого

Путевая – 1,08 км Косая – 2, 5 м купца свое

Маховая – 1,8 м измерительное устройство).

4.Локоть 5. Пядь 6.Вершок

38-46 см. Малая – 18 см. 4, 5 см.

Большая – 22-23 см.

С кувырком – 27-31 см.
3.2. Классификация мер длины по возрасту.




1. Верста 2.Сажень 3.Локоть

XI в. XI в. XI в.




4.Пядь 5. Аршин 6.Вершок

XII в. XVI в. XVI в.


4. Старинные русские меры в разных жанрах литературы.

4.1. Употребление в малых фольклорных жанрах.

Для данной части исследования мы составили собственный словарь пословиц и поговорок на тему «Старинные русские меры длины и веса» и сделали вывод, что большинство названий мер употребляется в переносном значении, для сравнения большого и малого, длинного и короткого. На таком художественном изобразительном средстве – антитезе - построено большинство пословиц и поговорок. В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие сохранились, в основном, в малых жанрах фольклора.

Для анализа нами было собрано более 46 тематических пословиц и поговорок, значение которых также было нами определено. Начнем анализ в том же порядке, что и в классификации по величине

Пословицы, основанные на антитезе (условное обозначение ПА)

Поговорки (условное обозначение П)

Верста:

«Москва верстой далека, а сердцу рядом» (ПА)

«От слова до дела – целая верста» (П)

«С коломенскую версту» (П)

«На версту отстанешь – на десять догоняешь» (ПА)

«Семь верст молодцу не крюк» (П)

«За версту видно» (П)

«За семь верст комара искали, а комар на носу» (ПА)

«Для друга семь верст не околица» (П)

Сажень:

«Косая сажень в плечах» (П)

«Полено к полену – сажень» (П)

«Поутру с сажень, в полдень - пядень, а к вечеру через поле хватает» (ПА)

«Ты от дела на недельку, а оно от тебя на саженьку» (ПА)

Аршин:

«Словно аршин проглотил» (П)

«На аршин борода, да ума на пядь» (ПА)

«Семь аршин говядины да три фунта лент» (ПА)

Локоть:

«Сам с ноготок, а борода - с локоток» (ПА)

«Нос с локоток, а ум с ноготь» (ПА)

«Дай с ноготок, запросит с локоток» (ПА)

Пядь:

«На аршин борода, да ума на пядь» (ПА)

«Семь пядей во лбу» (П)

Вершок:

«Борода с вершок, а слов с мешок» (ПА)

4.2. Старинные меры в художественных произведениях и сказках.

Для удобства цитаты разных писателей мы распределили по принадлежности к авторам. Нашли около 20 шт. цитат с употреблением старинных мер длины и веса. Некоторые из них отражают реальное положение дел, но есть и в переносном, и шутливом значении.

4.2.1. Цитаты из произведений А.П.Чехова.

1. «Проехали верст восемь, и вдали показался невысокий дом и двор, обнесенный забором из темного ивняка». [Т. 4., стр. 17]

2. «…—Вам невозможно теперь ехать…

— Но ведь только три версты, - говорил доктор умоляющим голосом.

— Да хоть полверсты. Коли нельзя, так и нельзя…» [Т. 4., стр. 101]

3. «За версту от деревни обоз остановился около колодца с журавлем». [Т. 2.,стр. 143]

4. «За смехом и разговорами они не заметили, как проехали восемнадцать верст» [Т. 1.,стр. 286]

4.2.2. Цитаты из произведений А. С. Пушкина.

5. «Задам тебе, враженок, задачу.

Посмотрим, какова у тебя сила.

Видишь, там сивая кобыла?

Кобылу подыми-ка ты,

Да снеси ее полверсты» [Т. 1., стр. 371]

6. «Сына бог им дал с аршин» [«Сказка о царе Султане»]
4.2.3. Цитаты из произведений Н. В. Гоголя.

7.«…Это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом» [«Тарас Бульба»]

8. «…Маниловка! А как проедешь еще одну версту, так вот тебе, то есть, так прямо направо.» [«Мертвые души»]

9. «А в другую сторону, до Орла, такие же «два девяносто», да за орел до Киева снова еще добрых пять сот верст» [Лесков Н.С., Т. 2., стр. 128]

10. «Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить» [Тютчев И.Ф., Т. 2., стр. 17]

5. Вывод.

Поставив перед собой цель познакомиться с названиями измерительной системы, которая существовала в прошлом, и узнать значение пословиц и поговорок с названиями старинных мер длины и веса, мы проанализировали примерно две тысячи пословиц и поговорок и тридцати двух произведений. В ходе исследования мы познакомились с измерительной системой, которая существовала в прошлом, узнали значение пословиц и поговорок с названиями старинных мер длины и веса и проследили отражение старинных мер в русской литературе.

Проанализировав данный материал, мы пришли к выводу, что пословицы и поговорки, основанные на антитезе, употребляются, в основном, в переносном значении, так как в нашей речи мы не используем старинные меры длины и веса. В литературе, в прозе, меры длины и веса употребляются в прямом значении, поскольку было необходимо реально отразить действительность того времени, когда еще не было современной системы мер. В поэзии же меры длины и веса использовались чаще в переносном и шуточном значении.

Нами была сделана попытка классифицировать старинные меры по величине и возрасту с целью посмотреть, какие меры длины использовались исстари. Названия, существующие более десяти веков («сажень», «верста», «локоть») пришли из далеких глубин, но они живы, благодаря устному народному творчеству. Тогда, в свое время, народ употреблял данные слова в прямом значении, и только с течением времени, когда старинные меры вышли из употребления, они перешли в значение переносное.

В ходе исследования нами был составлен собственный словарь пословиц и поговорок и их значений и сборник цитат, в которых используются старинные меры.

В ходе работы я узнала, какие старинные меры длины и массы существовали в давние времена, и сравнила их с новой измерительной системой.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сегодня старинные русские меры для нас – метафоры, накрепко вросшие в язык и потому не исчезнувшие вместе с модернизацией метрической системы. Знать исконный смысл этих метафор – значит постичь частицу истории нашей страны, углубить свою патриотическую память. Но ничто на земле не проходит бесследно. Язык, как и жизнь, не стоит на месте. Ушли давно из нашей речи «версты», «сажени», «аршины», «фунты», «пуды» Появились новые меры веса и длины с новыми названиями.

Но остались они в крупицах народной мудрости: пословицах и поговорках, и по-прежнему уважаемы люди «семи пядей» (умные), «косая сажень в плечах», (сильные), «верста коломенская» (высокие), потому что мы – частица нашей великой России, и надо помнить язык наших дедов и прадедов, беречь его и украшать, а не уродовать.

Длина – одно из первых геометрических понятий, введённых человеком. Первые меры длины были естественными и самыми простыми. «Локоть», «аршин», «пядь», «шаг» – эти меры всегда при себе, но они неточные, так как у разных людей эти единицы различные. И пусть сейчас данные меры не используют как раньше, зато в фольклоре они нашли своё отражение и употребляются до сих пор, отражая мудрость народа.

По окончании работы я испытала огромное удовольствие от впервые проделанной работы под руководством учителя и думаю, что она у меня получилась.
7.Словарь пословиц и поговорок.

Верста.

«Москва верстой далека, а сердцу рядом» -любовь к столице, родине не зависит от расстояния.

«Тянись верстой, да не будь простой»

«От слова до дела – целая верста» - хвастаться нужно сделанным делом, а не словами.

«Верстой ближе – пятаком дешевле»

«На версту отстанешь – на десять догоняешь» - даже небольшое расстояние трудно преодолеть.

«Любовь не верстами меряется»

«Семь верст молодцу не крюк»

«Его за версту видно»

«От мысли до мысли пять тысяч верст»

«Коломенская верста» - шутливое прозвище для высокого человека.

«Семь верст до небес, и все лесом»

«За семь верст комара искали, а комар на носу»

«За семь верст киселя хлебать»

«Загадка, разгадка, да семь верст правды»

«Для друга семь верст не околица»

Сажень.

«Косая сажень в плечах» - о сильном человеке.

«Полено к полену – сажень» - о накоплении богатства путем экономии.

«Поутру с сажень, в полдень - пядень, а к вечеру через поле хватает»

«Ты от дела на недельку, а оно от тебя на саженьку»
Аршин.

«На три аршина в землю видит» - о проницательном, прозорливом и внимательном человеке.

«На свой аршин не меряй»

«Каждый купец на свой аршин меряет» - о человеке, который судит, исходя из своих интересов.

«Сидит, ходит, словно аршин проглотил» - о неестественно прямом человеке.

«На аршин борода, да ума на пядь»

«Семь аршин говядины да три фунта лент»

«Аршин на кафтан, два на заплаты»
Локоть.

«Близок локоть, да не укусишь»

«Близок локоток, да ум короток»

«Сам с ноготок, а борода - с локоток» - незначительном человеке, требующем к себе большое уважение.

«Нос с локоток, а ум с ноготь» - о глупом человеке.

«Жили с локоть, а жизнь с ноготь»

«В чужих руках ноготок с локоток»

«Дай с ноготок, запросит с локоток»
Пядь.

«Не уступить ни пяди» - не отдать даже самой малости.

«Семь пядей во лбу» - об очень умном человеке.

«На аршин борода, да ума на пядь» - о взрослом, важном, но глупом человеке.

«Чужой земли не надо нам ни пяди, но и своей вершка не отдадим»

Вершок.

«От горшка два вершка, а уже указчик» - о человеке, не имеющем жизненного опыта, но поучающем всех.

«Суббота через пятницу на два вершка вылезла» - о неаккуратном человеке.

«Борода с вершок, а слов с мешок»

8.  Цитатник.

I. Чехов А. П.

1.«Проехали верст восемь, и вдали показался невысокий дом и двор, обнесенный забором из темного ивняка». [Т. 4., стр. 17]

2. «…—Вам невозможно теперь ехать…

— Но ведь только три версты, - говорил доктор умоляющим голосом.

— Да хоть полверсты. Коли нельзя, так и нельзя…» [Т. 4., стр. 101]

3. «За версту от деревни обоз остановился около колодца с журавлем». [Т. 2.,стр. 143]

4.«Петр думал, что недурно бы пойти в Москву пешком. Пойти, как есть, без шапки, в рваных сапогах и без копейки денег. На сотой версте его догонит встрепанный и испуганный отец…» [Т. 1., стр. 328]

5.«За смехом и разговорами они не заметили, как проехали 18 верст» [Т. 1.,стр. 286]

II. Пушкин А.С.

6.«Сына бог им дал с аршин»

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

6.«…Ни огня, ни черной хаты…

Глушь и снег…Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне» [Т. 1., стр. 236]

7.«Задам тебе, враженок, задачу.

Посмотрим, какова у тебя сила.

Видишь, там сивая кобыла?

Кобылу подыми-ка ты,

Да снеси ее полверсты» [Т. 1., стр. 371]

III. Гоголь Н.В.

8.«…Это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом» [«Тарас Бульба»]

9.«…Проехавши пятнадцатую версту, он вспомнил, что здесь, по словам Манилова, должна быть его деревня, но и шестнадцатая верста пролетела мимо, а деревни все не было видно…»[«Мертвые души»]

10.«…Маниловка! А как проедешь еще одну версту, так вот тебе, то есть, так прямо направо.» [«Мертвые души»]

11. «Да, лед тридцать будет назад тому, когда дорога, верст за десять до местечка Сорочинец, кипела народом, поспешавшим со всех окрестных и дальних хуторов на ярмарку.» [«Сорочинская ярмарка»]

12. «Ну, признайтесь, почем продали мед?

- По двенадцати рублей пуд.» [«Мертвые души»]

13. «Он почувствовал, как будто бы с него разом свалилось десять пуд.» [«Нос»]

IV.

14.«Лучше бы они могли сходить помолиться в Москву, до которой всего «два девяносто верст»*, а святых угодников и там почивает немало. А в другую сторону, до Орла, такие же «два девяносто», да за орел до Киева снова еще добрых пять сот верст» (два девяносто верст – сто восемьдесят верст) [Лесков Н.С., Т. 2., стр. 128]

15. «Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить» [Тютчев И.Ф., Т. 2., стр. 17]

16. «…есть у меня пустошь на тридцать верст и в длину и в поперек…»[ Три века русской поэзии. Антология в 2-х томах. М., «Мир книги», 2003]

17. «—Да если б была палица в пятьдесят пудов, я б ее вверх подбросил

—Да если б была палица во сто пудов, я б ее выше облаков подбросил»[ Три века русской поэзии. Антология в 2-х томах. М., «Мир книги», 2003]

18. «Взял триста пудов пеньки, насмолил смолою, весь обмотался с ног до головы, чтоб Змей его не съел…»

19. «Взял соху в триста пудов, запряг в нее Змея и начал межу прокладывать…»[ Три века русской поэзии. Антология в 2-х томах. М., «Мир книги», 2003]

20. «А та борозда вышиною в две сажени, и поныне называется она Змиевы валы» [ Три века русской поэзии. Антология в 2-х томах. М., «Мир книги», 2003]

9. Библиографический список.
. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М., 1981.

2. Каменская Е.Н., Устюгов Н.В. Русская метрология. М., 1975.

3. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Арифметика. М., 1988.

4. «Пословицы и поговорки русского народа» сборник В. Даля в 2х томах, м., художественная литература, 1984.

5. «Словарь русских пословиц и поговорок». Составитель Жуков В.П.- II издание, стереотип М: русс. яз. – Медиа , 2004.-539 ст.

6. Ф.Ф. Нагибин. Математическая шкатулка.- М. Просвещения, 1988




написать администратору сайта