Пример анализа на ВСОШ. Бунин_ пример на максимум. Рассказ И. А. Бунина Качели
Скачать 21.11 Kb.
|
Рассказ И.А.Бунина « Качели» больше похож на своеобразный очерк, описание выхваченного из общего течения времени момента. Читатель не знает ничего о героях. Их прошлое, возраст, социальное положение - всё это остаётся «за кадром», становится неважным. «Он» и « она». Никаких имён и фамилий. Даже портретная характеристика воспринимается как хаотично положенные штрихи, выхватывающие из общей картинки лишь то , что важно для смысла. Мы знакомимся с героями, которые живут «здесь и сейчас». Хронотоп рассказа также стоит рассматривать с точки зрения этой позиции. Гостиная, качели , алея - только три конкретно обозначенных места действия, кажется , в мире не существует ничего, кроме них. «Её шаги», которые герой услышал , сидя на балконе, становятся первой отправной точкой к началу действия, к развитию отношений. Он « не в лад закричал, запел», и эта песня , кажется, становится связующим звеном между искусственно созданной мечтой, сохранённой лишь в воображении, и реальностью. По принципу параллелизма строится переход от песни к описанию действительности. («Как увижу очи томны,/Стройный стан и косы темны!»- и тут же входит она, «с двумя длинными темными косами на спине»). Но есть и отличие, а правильнее сказать, конкретика, которая появляется при первом и последнем описании портрета героини. Формируется вполне конкретное цветовое решение: « синий сарафан», « коралловое ожерелье», « синие глаза». Так, «томные глаза» становятся «синими», и уже на этом этапе осуществляется своеобразный переход от мечты, идеального образа к реальности. Эта реальность выстраивается и на уровне диалогов, в которых жизнь героев показана такой , какая она есть. «И красив , как Леонид Андреев»,- говорит он. «Он пугает,а мне страшно, сказал Толстой про вашего Андреева,»- отвечает она. Речь героев воспринимается как живая и непринужденная, нет ощущения художественности и «книжности» . Прерывает этот выхваченный из общего контекста диалог новая «картинка»: качели в конце аллеи, которые «визжали кольцами», «дули ветром», «развеивали ее подол». Поварской с пахучими битками и свежий росистый парк отходят на второй план, уступая место моменту абсолютного счастья. По Бунину, это мгновение на качелях - пример настоящего совершенного счастья, но такого же неудержимого и мимолетного , как порыв ветра. Он делал «страшные глаза». Эпитет «страшные» в данном контексте звучит особенно интересно. Если герой счастлив и ощущает это, почему же взгляд кажется ужасающим? Мне кажется, эта характеристика имеет двойное значение: с одной стороны,это может быть страх перед неизведанным: именно таким может быть взгляд человека, который впервые столкнулся с настолько ярким и сильным жизненным впечатлением, ощутил «оголённый нерв», который умело играет на его внутреннем состоянии; с другой стороны,этот страх- результат осознания того, что счастье быстротечно и через мгновение оно будет так же далеко, как некоторое время назад. «Страшный взгляд»- обоснованно мужской,характерный для человека , который даже при огромном желании абстрагироваться от ситуации, не сможет не думать о последствиях, не смотреть хоть чуть-чуть,но наперёд. Противопоставлен ему женский, более легкие и наивный взгляд на эту минуту счастья: она смотрела «пристально,бессмысленно ,радостно». Думаю,этот ряд можно воспринимать как неочевидную смысловую градация. «Пристально»- значит с неким сомнением, с желанием разглядеть какой-нибудь подвох, ведь не может все быть настолько хорошо. «Бессмысленно»- значит с осознанием того, что даже если этот подвох и спрятан где-то в глубинах вечности, он не имеет никакого значения; это момент готовности перейти в состояние абсолютного счастья. И наконец «радостно» - а значит уже внутри этого счастливого мгновение, принятие его и нежелание думать о том, что будет в будущем. Этот момент, когда «радостно», почти совсем не описывается Буниным. Писатель рисует лишь некоторые абстрактные штрихи, характеризующие природу вокруг. Интересно, что окружающий мир представлен как будто через призму видения человека творческого, чувственного, поэта или художника-живописца. «Первая звезда», «молодой месяц», «зеленое-зеленое небо», месяц -«тонкий серпик» и «золотые рога»,- это все характеристики окружающего мира. Но благодаря тому, что они все уместились в одном предложении текста, каждая имеет особое символическое значение. «Первая звезда»- символ рождения. Вспоминая христианскую легенду о Вифлеемской звезде - первой на ночном небе, которая появилась в момент рождения Спасителя и стала знаком для волхвов, можно провести параллель со значимостью события. Рождение Спасителя , который должен принести в мир счастье и любовь, перекликается с рождением счастья, которое появляется на качелях. «Молодой месяц» олицетворяет собой молодость так таковую,беззаботную и живую, с максимальной концентрацией чувств. И наконец «зеленое небо». Почему зеленое? Наверное потому, что голубое -слишком привычно и обыденно, а зелёный-тот самый нестандартный и несвойственный нёбу оттенок, который указывает на способность героев смотреть на мир по-иному, воспринимать жизнь как воспринимает ее художник, во всем многообразии красок и оттенков. Выбивается из общей гармонии фраза «Ой,мы сорвёмся!». Формируется особая пространственная визуализация, которая, тем не менее, существует исключительно на ассоциативном уровне. Качели в конце аллеи- точка вверху, а остальная жизнь - внизу. Получается, что счастье еде более быстротечно, чем можно было предположить. Момент абсолютного счастья - это не всё время , проведённое на качелях, а лишь миг полёта, доля секунды, когда ты паришь в воздухе , не чувствуя землю под ногами. Земля же -та самая обыденность, из которой хочется вырваться, от которой просто необходимо улететь. Уже на этом этапе появляется трагическая нота, ведь сорваться - значит разбираться: остаться калекой на всю жизнь или вообще умереть. Что же происходит с героями? « Слетев с высоты и соскочив на землю, сели на доску, сдерживая взволнованное дыхание и глядя друг на друга». Герои не срываются, они слетают. Мотив полёта в рассказе становится одним из важнейших, ведь именно полет становится единственным шансом на спасение, счастье. Герои, как бы окрылённые, слетают с высоты и снова погружаются в привычную для них жизнь. Она понимает, что «может быть» влюблена, и тут зовут к ужину. Антитеза «полёт - ужин» достаточно стандартна. Полет - это нечто духовно возвышенное, а ужин - пустое, низкое, чаще всего - пошлое. У Бунина эта антитеза строится на основе зеркальной композиции с некоторыми изменениями . Остаётся и первая звезда, и молодой месяц, и зеленое небо, но появляется запах из кухни: «Верно, опять мои любимые битки в сметане!» Кажется, этот запах «извне» должен полностью убрать все возвышенное из жизни, опустить героев с небес на землю. Но мы видим лишь «синие глаза и прекрасное счастливое лицо»- этот портрет мы видим глазами ЕГО, то есть как будто стоим напротив счастливой молодой девушки. Она счастлива, но уверена и в том, что счастливее этого вечера в ее жизни уже наверное не будет. Это момент «затухания» эмоционального накала, превращения счастья в нечто спокойное , гармоничное. Принятие подчёркивается и на уровне использованных автором цитат: Данте говорил о Беатриче: « В ее глазах - начало любви, а конец - в устах». Упоминание великого поэта и его возлюбленной , конечно, неслучайно. Уже на этом этапе герой осознаёт невозможность совместной жизни, а как следствия, любви и счастья, но упоминая Беатриче, он говорит о начале платонической, духовной любви, которая связала его с возлюбленной в момент полёта. Необычно звучит и следующая строка : «Она закрыла глаза, клонясь к нему опущенной головой». Глаза - это «зеркало души», та самая искренность и правда чувств, по словам Данте- «начало любви». И тут вдруг они закрываются так, как будто закрывается любовь и счастье. Остаются лишь «уста» , которыми нельзя выразить всю полноту чувств, ведь , как говорил Тютчев , «мысль изречённая есть ложь». Именно слова становятся конечной, разрушительной точкой для совместного счастья. «Конец в устах»- это о том, что дедушка да и вообще все условия жизни не дают двум влюблённым быть вместе. Герой уже сам не верит в то, что может быть хорошим мужем. Формальные, бытовые отношения берут верх над их жизнью. Теперь « пусть будет только то,что есть... Лучше уж не будет». На такой трагичной ноте, подчеркивающей безысходность и ощущение утраченного счастья, заканчивается рассказ Бунина. Он не случайно называется «Качели»- ведь это история о полёте, моменте , который вобрал в себе всё лучшее, что есть в жизни, и позволил героям почувствовать это. Неслучайно и то, что у него и у неё нет имён. Это приём типизации, охватывающий в себе всех несчастных влюблённых мира, которые однажды поняли, что счастье было и безвозвратно прошло. Это становится так же не важно, как и то, что будет если «упав на колени», просить благословения дедушки. Зачем знать имена, когда нужно знать счастье? Зачем распыляться на лишние фразы, когда нужно пытаться выловить абсолютную, «голую» и живую эмоцию? Поэтому рассказ Бунина не велик по объёму. |