Литература. 26.11.21_мдк_01.03_Ванькова_Екатерина_32_б_группа[1]. Рассказ о жизни писателя для урока литературного чтения
Скачать 26.68 Kb.
|
Юмор и романтика в повестях С.Л.Прокофьевой 1.Составить рассказ о жизни писателя для урока литературного чтения Очень давно, в далёком 1928 году 14 мая в одной семье родилась девочка, и назвали ее Софья. Отец ее был Леонид Прокофьевич Фейнберг известный художник, поэт и писатель, мама–Мария Ивановна Коровина. Мама девочки рано умерла. Соню воспитывала новая жена отца талантливая переводчица, поэтесса Маркова Вера Николаевна. Именно она привила девочке любовь к литературе, к сказкам. Девочка Соня была очень талантливая и часто фантазировала в последних классах школы Соня стала писать стихи, представляя себя в будущем только поэтом. Папа Софьи был талантливым художником. Он подготовил Соню к поступлению в художественный институт. Закончив его Софья стала работать художником иллюстратором. Но ей больше всего хотелось рисовать мир не красками, а словами. Она считала, то что она рисует могут видеть только глаза, а то что она пишет, может чувствовать сердце… Из слов рождалась небывалая сердцу страна- страна сказок. Затем Соня выросла и у нее появился собственный маленький сынишка. Молодая мама читала своему ребенку сказки, а потом начала придумывать и записывать новые истории. Давнее увлечение поэзией дало о себе знать, и первыми были изданы все-таки ее стихи для детей, вошедшие в книгу «Кто лучше?» Первая сказка писательницы «Неизвестный с хвостом» имела большой успех. С тех пор она написала более тридцати книг, и продолжает писать всё новые. Сказки Прокофьевой переведены более чем на двадцать языков. Всеми известная книга приключение желтого чемоданчика имела реальною предысторию. Софья Леонидовна ехала в поезде в Прибалтику и у ее соседа был тоже точно такой же кожаный чемодан. Он по ошибке открыл ее чемодан и увидел рукописи, а не свои инструменты. Тогда они посмеялись, пофантазировали, чтобы могло бы случиться, если бы попутчики перепутали чемоданы. И эти всевозможные истории чемодана воплотились в книги «Приключение желтого чемоданчика» Сегодня книги писательницы издаются большими тиражами и не залёживаются в книжных магазинах. Неудержимый полёт фантазии автора переносит читателя в волшебный мир, полный причудливых образов и неожиданных поворотов сюжета. Сказки Прокофьевой наполнены необычайной добротой, они искренни, поэтому так любимы ее читателями. Писательница является автором сценариев, по которым создано около двадцати короткометражных и три полнометражных мультфильма – «Лоскутик и Облако», «Остров капитанов», «Ученик волшебника». Её перу принадлежат сценарии игровых детских художественных фильмов «Пока бьют часы», «Оставь окно открытым». 14 мая 2018 года Софье Леонидовне исполнилось 90 лет. Произведения: Цикл «Повелитель волшебных ключей» «Ученик волшебника» (1957) «Остров Капитанов» (также «Капитан Тин Тиныч», 1977) «Девочка по имени Глазастик» (также «Глазастик и хрустальный ключ» или «Глазастик и ключ-невидимка», 1985) «Астрель и Хранитель Леса» (также «Астрель, принцесса Сумерки», 1989) «Принцесса Уэнни» (также «Маленькая принцесса» или «Уэнни и серая нитка», 1992) Цикл «Приключения жёлтого чемоданчика» «Зелёная пилюля» (1964, позже переработана в «Приключения жёлтого чемоданчика») «Приключения жёлтого чемоданчика» (1966) «Новые приключения жёлтого чемоданчика» (также «Приключения жёлтого чемоданчика-2, или Волшебная пилюля», 2000) Цикл «Машины сказки» Машины сказки (1966), первое издание включает сказочные рассказы: «Маша и Ойка» «Когда можно плакать?» «Сказка о высунутом язычке» «Сказка о невоспитанном мышонке» «Сказка о мокрых штанишках» «Сказка о первых ягодах» «Сказка о грубом слове «уходи»» «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка» «Сказка о самом большом друге» (также «Самый большой друг», 1967) «Часы с кукушкой» (1975) «Машины сказки» (1990) Сборник «Маша и Ойка: забавные, необыкновенные, страшные, смешные истории для маленьких девочек и мальчиков» (2008) Цикл о Белоснежке «Белоснежка и принц» (также «Белоснежка и принц Теодор», 1997) «Белоснежка в заколдованном замке» (1998) «Белоснежка и Живая вода» (1998) «Белоснежка в подводном царстве» (1999) «Белоснежка на волшебном острове» (2000) «Белоснежка в пещере ужасов» (также «Белоснежка в пещере ловушек», 2001) «Белоснежка и привидение» (также «Белоснежка и привидения», 2002) «Белоснежка и робот Хрустальное Сердце» (2003) «Белоснежка и маленький эльф» (2004) «Белоснежка и король Грозовая Туча» (2004) «Белоснежка и серебряный ёжик» (2008) «Белоснежка и меч старого колдуна» (2010) «Белоснежка и золотая пчела» (2010) «Белоснежка и принцесса Углиана» (2010) Цикл «Приключения Кота в сапогах и шляпе» (в соавторстве с Г. Сапгиром) пьеса «Кот в сапогах» (1977) «Кот в сапогах и людоед» (1997) «Кот в сапогах ищет клад» (1998) «Кот в сапогах и великан» (1999) Отдельные произведения в прозе «Кто лучше?» (1957) «Удивительные приключения мальчика без тени и тени без мальчика» (1962) «Неизвестный с хвостом» (1963) «Сказка о жадном мальчишке» (1965) «Сказка о ленивой девочке Маше» (1965) «Сказка о ветре в безветренный день» (1967, в другой редакции — «Пока бьют часы») «Не буду просить прощения» (1968) «Лоскутик и Облако» (1972) «На старом чердаке» (1974) «Мой приятель-светофор»: Сказка для маленьких с картинкой и игрой (1975) «Оставь окно открытым» (1978, также «Приключения Веснушки» или «Сыщик в одном башмаке») «Босая принцесса» (2002) «Клад под старым дубом» (2002) «Королевство Семи озер» (2004) «Девочка-свеча» (2006) «Тайна Хрустального замка» (2006) «Замок Чёрной Королевы» (2007) «Тайна железного дерева» (2010) Роман «Кольцо призрака» (2012) Роман «Прайд» (2014, в соавторстве с Олегом Поповичем) Примеры «уроков сказки» писательницы в повести «Лоскутик и облако». Сказка "Лоскутик и Облако" Софьи Прокофьевой обладает весьма необычным сюжетом. Действие в ней разворачивается в стране, в которой жестокий и жадный король спрятал источник воды под своим троном. И в то время, как он сам, его придворные и королевский сад буквально утопают от воды, остальной город засыхает, а люди страдают от жажды. Король продает обычную воду и тем самым наживается на страданиях других людей К сожалению, народ не подозревает правды, но о ней задумывается Облако, прилетевшее в город. Оно ищет тайный источник и находит его, но попадает в ловушку. И только преданность друзей спасает Облако и приводит сказку к счастливому финалу. УРОКИ СКАЗКИ Пример жестокости и алчности в сказке. «Какой у моего хозяина пронзительный голос, – подумала лошадь, – и кнут слишком длинный. Мог бы и покороче… Нет, хороший хозяин не мог бы продавать воду. Не мог бы, и всё. Он бы отдавал её даром». Из этого монолога лошади мы видим, что в королевстве продают воду. Самую необходимую для жизни жидкость продают по 4 монеты за два ведра, из этого мы можем сделать вывод, что бедняки и крестьяне такой роскоши себе позволить не могут, и вынуждены выживать. Королевская власть, королевский продавец воды Буль настолько алчны и жестоки, что готовы лишить народ воды, лишь для того, чтобы набить свои карманы золотом. Так поступать не надо. В городе совсем нет воды, кроме той, которую можно купить. Засуха в городе привела к засухе в душах людей, их сердца стали чёрствыми и сухими. Продавец воды Буль, стражники, торговцы Мельхиоры пример таких людей. И на этом фоне очень выделяется девочка Лоскуток, она очень кроткая и добрая, преданная своим друзьям. Засуха на столько иссушила сердца Мельхиоров, что они обижают девчушку (Мельхиор перестал улыбаться и крикнул…, прошептала Лоскутик (видимо, от страха), прошипел лавочник…). Не судите человека по внешности, а по делам. Это выражение подходит к такой героине повести как Барбацуца. Она выглядела следующим образом: «Барбацуца была тощая, длинная старуха. Один глаз у нее был закрыт черной повязкой, что делало ее удивительно похожей на морского разбойника. В другом глазу полыхало поистине адское пламя, отчего она сразу становилась похожей на ведьму. Остальное было не лучше. Длинный нос криво оседлали разбитые очки с закинутой за одно ухо петлей из бечёвки. Из – под чепца торчали пучки волос, напоминающие перья седой вороны. Одета старуха была в старый домашний халат, на ногах стоптанные шлепанцы.» Но не смотря на свои отвратительный внешний вид, свою вечно брюзжащую манеру речи и очень скверный характер эта дама обладала золотым качеством человека – поступать по справедливости. С виду она кажется очень колючей, злой и старой бабкой, но на деле оказалась человеком, который не бросит в беде, всегда протянет руку помощи, отдаст последнюю рубашку. Может люди или обстоятельства сделали ее грубой, это доподлинно не известно. «Ах, не воровка! – захохотала Барбацуца. – Шатаешься по ночам около чужого дома – раз! – Барбацуца загнула кривой тощий палец. – Глаза горят – два! – Барбацуца загнула второй палец. – Живот так и распевает песни от голода – три! Хочешь удрать – четыре! Чего же ещё? Ясно, воровка! Барбацуца, держа Лоскутика за руку, втащила в дом. Швырнула её на лавку. С грохотом придвинула тяжёлый стол, так что он врезался Лоскутику в живот и припёр к стене. Затем Барбацуца выхватила из печки целиком зажаренного гуся и шлёпнула его на блюдо, стоящее перед Лоскутиком: – Ешь!» «Тут Барбацуца повела себя самым странным и неожиданным образом. Из груди её вырвался хриплый стон. Она обхватила Лоскутика костлявыми руками, прижала к себе, задышала всё чаще и чаще и вдруг тоже зарыдала.» «– Пожалей ты меня, старуху… Не могу слышать, как ты плачешь! Не могу! Помираю! Хоть скажи, что случилось?» Она не только приютила, накормила, одела Лоскутка, но и помогла спасти ей Облако. Она пошла наперекор королю и власти, несмотря на то, что она у него служила. Этот персонаж один из самых ярких в повести. Это тот тип героев, который своими поступками заставляет задуматься читателя. Этот персонаж мне очень понравился, она очень стойкая снаружи, но очень ранимая внутри, каждую беду и нужду другого она воспринимает как свою собственную» Подумай прежде чем говорить! Прежде чем что-то сказать лучше несколько раз подумать. Иногда мы и не задумываемся какие последствия понесут сказанные нами слова, а они в то время ранят человека глубже чем нож. Слова человека имеют огромную энергию, эта энергия действует в обе стороны как в зло так и в благо. Поэтому слова, сказанные в гневе, зависти, презрений могут и убить человека, а слова сказанные в любви, нежности заботе могут воскресить. И недаром сказало Облако «. Есть на свете слова, которые нельзя говорить даже понарошку» «От сердца отлегло. А то, как ты сказала «не люблю», я чуть не испарилось. Есть на свете слова, которые нельзя говорить даже понарошку. Наверно, это и есть как раз такие слова. От сердца отлегло. А то, как ты сказала «не люблю», я чуть не испарилось. Есть на свете слова, которые нельзя говорить даже понарошку. Наверно, это и есть как раз такие слова.» В дружбе – сила. В команду Лоскутка и Облака входили очень смелые, отважные и преданные люди. Они не побоялись быть пойманными и повешенными вызволяя из плена Облака и пряча его. Они не пошли на поводу у стражи и отказались от всех предложенных благ. Они для меня настоящие революционеры, за товарищем готовы броситься хоть в пекло. «Эй, Барбацуца, выдай нам девчонку и Облако! – грозно крикнул начальник королевской стражи. – Тогда король простит тебя! – Я скорее сама из себя сварю суп, чем отдам вам такую девчонку и такое славное Облако! – отрезала Барбацуца и захлопнула окно. Главный тюремщик забежал за угол и сказал Лоскутику, которая как раз в это время выглянула из окна: – Милая сиротка, бедная крошка! Выдай нам эту дрянную старуху и это никому не нужное Облако! За это король подарит тебе настоящих живых маму и папу! Но Лоскутик вместо ответа только высунула язык. Помощник главного тюремщика, который мечтал сам стать главным тюремщиком, а главного тюремщика сделать своим помощником, обежал дом с другой стороны и крикнул мелькнувшему в окне Вермильону: – Эй, художник, выдай нам Облако, старуху и девчонку! Тогда наш король объявит тебя самым лучшим художником в королевстве! Но художник только погрозил ему кулаком. Сажа, решив получше разглядеть, что творится около дома, нырнул в камин, без труда через дымоход выбрался на крышу и уселся на трубе. – Трубочист! – тихо позвал его главный советник Слыш. Конечно, Слыш тоже был тут. Ты бы сразу его заметил. Он стоял около кареты в своих вечных чёрных калошах. Он заговорил совсем тихо. Но его услышали все, даже старый оглохший трубач, живущий за три улицы от дома Барбацуцы. – Выдай нам Облако, старуху, девчонку и художника! Я прикажу тебя позолотить с ног до головы. Ты будешь единственный золотой трубочист на свете. – Можешь позолотить свои калоши! – крикнул ему Сажа и показал длинный нос.» Нужно быть добрее. «Король за гроши покупал у них кинжалы с узорами на рукоятках, тончайшие кружева и вышивки, часы, которые никогда не спешили и не отставали, удивительные вазы с рисунками, просвечивающими насквозь. Вот они, люди! Деньги у них на уме, а не дружба, – всхлипнул красный человек. – Не мешай мне отдаться моей печали… Ты сделало кое-что хорошее и за это поплатишься. У нас в королевстве этого не любят. А что касается твоих друзей, то я до них тоже доберусь, не беспокойся! Король выгодно выменивал на эти прекрасные изделия у других королей зерно и овощи – всё, что не могла дать его измученная, несчастная земля. Затем втридорога продавал это своим мастерам.» Вся королевская свита и ее приспешники представляют из себя винегрет самых отвратительных качеств человека. Здесь мы можем видеть и злость, обжорство, алчность, трусость. Эти люди думают только о себя и делают что- либо только для себя. Для них не существует понятия дружба, долг, честь, милосердие, добро, любовь, для них есть только деньги и жажда денег. Эти люди – паразиты на теле общества. Автор очень явственно поставил им в противовес Лоскутка, Барбацуцу, Облако, Художника. Сажу. |