Главная страница
Навигация по странице:

  • Рассказ о лимоне

  • II

  • IV

  • V

  • VII

  • тест. Рассказ о лимоне Чистильщик сапог маленький Стась жил со своим дедом в литовском городке на берегу Немана


    Скачать 41.21 Kb.
    НазваниеРассказ о лимоне Чистильщик сапог маленький Стась жил со своим дедом в литовском городке на берегу Немана
    Дата06.06.2022
    Размер41.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаtvorcheskie_zadania.docx
    ТипРассказ
    #573382

    РАЗДЕЛ

    ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

    I

    Константин Георгиевич Паустовский

    Рассказ о лимоне

    Чистильщик сапог маленький Стась жил со своим дедом в литовском городке на берегу Немана.
    Дед был очень старый. Он прожил так много лет, что все они перемешались у него в памяти, как колода карт, и дед никак не мог разобраться в своей прошлой жизни.
    Весь день он сидел у окна, набивал папиросы для заказчиков и бормотал:
    — Когда же это было? До того, как Марыся посадила лимон? Или после?Счет годам начинался от лимона. А лимону тоже было немало лет. Его посадила еще девочкой мать Стася. Сейчас лимон разросся в невысокое, но густое деревце с черными, покрытыми воском листьями. Листья эти пахли слабо и приятно. Дед ждал, когда лимон зацветет. И наконец он зацвел только одним белым цветком. Была весна, и над Неманом плыли, отражаясь в воде, разноцветные облака — то совсем белые, то розовые, то синие. От этого вода в Немане была тоже разноцветная и нарядная.
    Цветок осыпался как раз в тот день, когда впервые на городок упали с неба черные немецкие бомбы. Но завязь осталась. Она начала медленно наливаться и превратилась в маленький — величиной с орех — лимон. Потом этот орех начал чуть-чуть золотеть, и тогда дед сказал Стасю:
    — И не думай к нему прикасаться. Пусть он сам созреет и упадет. А на настоящих деревьях, — ответил Стась, — лимоны срывают.
    Так то на настоящих. А это дерево не настоящее. Оно волшебное. Стась засмеялся, он знал, что волшебных вещей не бывает. Я, когда был таким мальчишкой, как ты, — сердито сказал дед, — никогда не смеялся над сказками. Я их любил. Потому и прожил восемьдесят семь лет и еще могу зарабатывать себе на кусок хлеба. А чем же оно волшебное? — спросил Стась. Если его тронет злая рука, — оно высохнет, лимон сморщится и сок его сделается ядом. А если добрая? — спросил Стась. Тогда видно будет, — ответил уклончиво дед. — Не скажу. Не надо было смеяться. Бери ящик, ваксу, щетки и беги на свою Магистральную площадь. Чтобы у всех русских офицеров и солдат сапоги горели, как солнце. Слышишь?
    Стась взял свой ящик и убежал. Посмеиваясь и болтая, он чистил сапоги шутливым русским бойцам, но чаще всего — каждый день — он чистил их высокой и веселой девушке с синими, как цветы литовского льна, глазами. Девушка эта стояла с винтовкой на соседнем перекрестке. Русские звали ее «регулировщицей», но у нее было
    настоящее имя — Настя, и Стась звал ее только по этому имени. Настя часто махала Стасю рукой со своего перекрестка и приносила ему по утрам хлеб, сахар и даже конфеты, где на обертке были нарисованы медвежата.
    Но как-то ночью немецкий самолет промчался над городком, сбросил несколько бомб, — Стась даже не проснулся от взрывов, — и Настя исчезла. Вместо нее на перекрестке появился незнакомый боец. От него Стась узнал, что Настя ранена, лежит в лазарете, ей сделали очень тяжелую операцию, и неизвестно — выживет ли она, или нет.
    В этот день Стась не ответил ни на одну шутку бойцов, начищая им сапоги, и даже ни разу не поднял голову. Он только быстро и незаметно, размахивая щетками, проводил рукавом своей куртки по глазам. И снова чистил, чистил, пока блеск на сапогах не расплывался перед ним радужными мутными пятнами.
    Вечером Стась закинул ящик на ремне за спину и пошел в лазарет. К Насте его не пустили. Но он слышал, как пожилая сестра говорила другой сестре, что для Насти нужно непременно достать лимонный сок, а лимонов нигде нет и что Настя очень мучается.
    Стась вышел из лазарета. С низкого неба падал снег — такой густой и крупный, что земля за каких-нибудь пять минут превратилась в снежное царство и сразу притихла.
    Стась вернулся домой. В каморке было темно. Дед похрапывал на своей лежанке.
    Неясно пахло лимоном. К тому времени он уже совсем созрел и висел, тяжелый, среди легких листьев.
    Стась подышал на лимон, погладил его и осторожно сорвал. Дед все всхрапывал, — должно быть, видел хорошие сны.
    Стась вышел, побежал к лазарету. Он отдал лимон пожилой сестре, но ничего не мог ей ответить, когда она начала его расспрашивать, откуда он взял этот лимон, — только смущенно тер рукавом мокрое от снега лицо.
    Потом Стась долго ходил по городку, боялся возвращаться к деду, даже плакал от страха и сильно дрожал, — лимонное дерево, наверное, высохло. Снег набивался Стасю за ворот, и трудно было вытаскивать ноги из голубых сугробов.
    Только на рассвете Стась наконец вернулся. Дед спал. Стась вошел в каморку и тихонько вскрикнул, — за окном уже синела заря, чуть-чуть освещала каморку, и в свете этой зари цвело десятками белых цветов лимонное дерево. Цветы эти поблескивали, вздрагивали, и Стась увидел, что на каждом цветке светится капля чистой росы.
    От сладкого запаха цветов у Стася закружилась голова, он крикнул: «Дед, смотри!» — сел на пол, и у него перед глазами понеслись в темноте какие-то огромные ледяные цветы, похожие на звезды, понеслись, переливаясь разноцветными огнями, пока наконец кто-то не встряхнул Стася за плечо и знакомый голос деда не сказал кому-то:
    — Он, пане доктор, он угорел от этого цвета. Вся наша каморка сейчас пахнет, как райский сад. А лимона нет! Кто-то сорвал. Для доброго дела сорвал, пане. Доброй рукой притронулся к дереву человек — оттого оно и цветет. Такое уж это дерево...
    Стась, даже не открывая глаз, глубоко вздохнул и слышал только, как дед перенес его на кровать. Там он уснул крепко, без снов, как всегда спят люди после усталости и волнения.
    В начале весны, когда лимонное дерево все еще цвело и радовало деда своим пышным цветом, пришла из лазарета худенькая Настя с синими, как цветы литовского льна, глазами, растрепала Стасю волосы, потом ласково их пригладила, отвернулась, вытерла глаза и тихо сказала, что у Стася — золотое сердце.
    Так началась их дружба — на зависть всем, кто думает, что уже давно исчезли из нашей жизни сказки.

    Задания

    1. Прочитайте рассказ.

    2. Ответьте на вопрос, почему Настя сказала, что у Стася золотое сердце. Запишите известные вам пословицы и поговорки о сердце.

    3. Сформулируйте главную мысль, которую хотел довести до читателей автор.

    4. Вспомните или придумайте ситуацию, схожую с «Рассказом о лимоне» по необычайности событий или накалу человеческих переживаний, и опишите ее в небольшом сочинении.




    II

    А. Леонов

    Выбор пал на Гагарина

    Мы не знали, кто полетит первым, кто вторым. Работали оди­наково дружно, настойчиво. Ребята в отряде подобрались отлич­ные.

    Уже при первой встрече с С. П. Королёвым в 1960 г. мне по­казалось, что Главный конструктор как-то особенно внимательно присматривается к Гагарину, хотя держится со всеми одинаково.

    — По-моему, выбор пал на тебя, — порадовал я Юрия. Он от­шутился, но время подтвердило правильность догадки.

    Наступил апрель 1961 года. Напряжённая работа, встречи с учёными, с Сергеем Павловичем Королёвым. Всё выверялось до последней гаечки, до винтика. Ещё бы! Предстоит небывалое.

    А 12 апреля над планетой Земля неслось сообщение: «...В Со­ветском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту». Этот поистине всенародный праздник венчал наши рабочие будни.

    А Юрий? Он совсем не изменился, с честью выдержал и это нелёгкое испытание — всемирной славой. Став при жизни леген­дой; он остался самим собой, таким же открытым, чистым, прин­ципиальным, чутким, каким был всегда.

    Для нас, близко знавших Юрия, он прежде всего неутомимый труженик. Он любил и повеселиться, и пошутить, все помнят зна­менитую гагаринскую улыбку. Но в работе он был предельно соб­ран и серьёзен. Любознательный от природы, Юрий стремился к знаниям.

    Гагарин был простым, но не простоватым. Он был умным и, как всякий по-настоящему умный человек, душевно щедрым.

    Вся жизнь Гагарина — достойного сына своего народа — слу­жение Родине.

    Задания

    1. Прочитайте текст

    2. Сформулируйте основную мысль высказывания

    3. Определите тип речи и стиль.


    III

    А. Маресьев

    Вмешиваться в драку и защитить слабого — что это? По-моему, это — проявление храбрости! Выступить на собрании перед всеми и признать: «Я поступил скверно», — по-моему, это значит проявить мужество.

    Сидеть над трудными уроками, хотя глаза уже лезут на лоб от усталости и от злости на самого себя, и не вставать до тех пор, пока не добьёшься своего — что это, как не проявление силы воли... Может быть, всё это выглядит не героически, но именно так, думается мне, и воспитывается характер.

    Иногда меня просят: «Расскажите, как вы ползли с отмороженными ногами, и как это у вас хватило упорства сесть за руль самолёта».

    А меня так и подмывает сказать в ответ, а не лучше ли, я расскажу вам о суффиксах? Да, да, о суффиксах, над которыми я, бился до одурения.

    Когда после войны я начал учиться в академии, обнаружилось, что я основательно забыл кое-что из того, что проходили в школе.

    Особенно плохо обстояло дело с грамматикой. И сколько пота я пролил, прежде чем одолел её!

    Конечно, это вещи разные — сидеть над учебником и вести в бой самолёты. Но иной раз уж очень похожи качества, которые требуются для того, чтобы хорошо сделать эти непохожие друг на друга дела.

    Да, очень часто жизнь, на первый взгляд лёгкая и безмятежная жизнь, устраивает человеку серьёзную проверку, и никто, кроме него самого, об этом даже не подозревает.

    Честь и слава тому, кто, не ожидая благодарности, не гоняясь за похвалами, выбирает трудный и благородный путь! Сегодня, сейчас надо быть смелым и правдивым.

    Сегодня, сейчас не отступать перед трудностями.

    Сегодня — выступать за слабых и стоять за правду. Сегодня — проявлять настойчивость и упорство.

    Задания

    1. Прочитайте обращение к молодежи А. Маресьева – главного героя книги Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».

    2. Сформулируйте основную мысль высказывания/

    3. Определите тип речи и стиль.

    4. Подготовьте выступление в публицистическом стиле о неотъемлемых качествах Настоящего Человека.


    IV

    Наш город. Хорош ли он?

    Я живу в городе-герое Севастополе. Здесь я родилась, выросла. Здесь я сказала первое слово, сделала первые шаги, прочитала первую книгу. Наконец, здесь я пошла в школу и уже семь лет по­лучаю знания. Как я могу не любить этот город, где прошло моё детство? Эти сады, парки, эти аллеи, это синее море и всё, что окружает человека? Для меня нет сомнения в том, хорош ли мой город. Для меня он прекрасен и всегда останется таким.

    Да и вы не сможете не согласиться со мной. Ведь стоит только пройтись по улицам Севастополя, посетить музеи, посмотреть памятники или, наконец, просто взглянуть на море, как сразу вы поймёте, что этот город неповторим.

    Огромные парки и сады окутывают Севастополь своей зеленью. На улицах и площадях высятся памятники основателям и защит­никам города. Вот замечательный уголок истории — музей Черно­морского флота. Здесь можно узнать всю биографию Севастополя. Вот Графская пристань, Большая Морская, мемориал героической обороны, где почётную вахту несут юные севастопольцы.

    А сколько ещё прекрасных памятников в моём городе! Один из самых любимых — памятник Затопленным кораблям. Он уника­лен: в нескольких метрах от набережной Приморского бульвара, на утёсе, сложенном из грубо обработанных глыб, возвышается стройная колонна. На ней — бронзовый орёл, распростёрший крылья, с лавровым венком в клюве. Надпись на пьедестале гласит: «В память кораблей, затопленных в 1854—1855 гг. для заграждения входа на рейд».

    Да, история Севастополя богата! Его прошлое наполнено героическими подвигами, мужеством. Но и в настоящее время этот белокаменный красавец, окружённый морем, опалённый яркими лучами южного солнца, зорко охраняет границу нашей Родины.

    Вот какой мой город. Необычный, прекрасный, мужественный.

    Я люблю свой город и хочу, чтобы его любили все. Хочу, чтобы его помнили и знали. Помнили и сегодня, и через многие годы. Севастополь будет жить вечно!

    Задания

    1. Прочитайте текст

    2. Определите тип речи и стиль.

    3. Подготовьте выступление, доклад, экскурсию о выдающихся событиях из истории своего города, села, края, о его культурных и природных достопримечательностях.


    V

    Подготовьте письменный отзыв о прочитанной книге по следующему плану:

    1. Укажитеназвание книги.

    2. Представьте автора (имя, культурная принадлежность, годы жизни, основные произведения).

    3. Кратко изложите сюжет произведения (в нескольких предложениях).

    4. Назовите главных героев и основную проблематику книги.

    5. Перечислите основные идеи автора.

    6. Расскажите, что вас заинтересовало и показалось наиболее важным данном произведении.



    VI

    А.В. Иванов, доктор ф.н., профессор

    Яд сквернословия

    Россия насквозь пропиталась матерщиной. Мат звучит на улицах и в общественном транспорте, обрушивается на нас с экранов телевизоров и бьет по глазам со страниц печатных изданий. Матерятся сегодня, увы, не только извозчики и грузчики, а политики и артисты, писатели и телеведущие. Мат вроде как придает языку пикантность; общению — доверительность и живость; выражению мысли — смелость и остроту. Более того, сквернословие сегодня почти узаконено «наукой», ведь массовыми тиражами издаются словари русского мата, по мату защищаются диссертации и проводятся научные конференции. «Надо воздерживаться от всяких осуждений и беспристрастно изучать объективные тенденции развития разговорного и литературного языка» — можно услышать из уст некоторых филологов. Но такая псевдообъективная позиция патологию возводит в норму и фактически «научно» узаконивает порок. Все чаще можно встретить и рассуждения следующего содержания: «Мат — это не ругань, на нем уже говорят массы людей, а следовательно, и бороться с ним бесполезно». Здесь нас, в сущности, призывают безропотно мириться со злом и оправдывать свое человеческое слабоволие. В результате подобного общественного и государственного попустительства происходит нечто совсем уж недопустимое: родители бесстыдно сквернословят в присутствии маленьких детей; а юноши и девушки преспокойно обмениваются матерками в межличностном общении. Даже в школах и университетах ядовитой пеленой повсюду висит мат.

    Что нас ждет впереди, я недавно явственно ощутил на экзамене по философии. Один студент тщетно пытался выдавить из себя хотя бы пару осмысленных фраз, а потом сказал, помявшись, что к экзамену готовился, но не может выражать свои мысли... без мата. «Не хватает связующих слов!» — честно признался он. Предложенный мной ради любопытства тест по философии он заполнил галочками на твердую тройку. Явил, так сказать, абстрактную осведомленность.

    Все это, увы, не смешно. Массовое сквернословие - одиниз самых зримых показателей нарастающего культурного одичания и нравственной деградации общества. «Что на уме, то на языке» — но, значит, на уме то, что ниже пояса, что, по мысли Достоевского, заставляет человека становиться даже не животным, а чем-то гораздо худшим, чем животное. Зверь хотябы не съедает самого себя и не разрушает окружающего пространства. У человека же с ядом матерщины неизбежно соседствуют водка и пьянка, низменный похабный хохот и пошлость, грубость в отношениях между полами, жизненная глупость и человеческая подлость. Тьма сквернословия окутывает и разлагает все вокруг; каждое матерное слово будто выделяет ядовитые миазмы гниения. «Никогда не ругайся по-черному», -говорила мне моя покойная мудрая бабушка, а когда однажды я мальчишкой принес с улицы бранное слово, она заставила меня пойти вымыть с мылом лицо и руки. Вслушайтесь в русский язык, который порой мудрее своих суетных носителей: в самом мерзком слове «матерщина» есть и вправду нечто черное, сиплое и смрадное — та нечистота духа и тела, от котором хочется поскорее уйти и помыться.

    Интуиция духовно здорового человека подсказывает, что матерщина — это нечто заразное и опасное, — и это подтверждается современными научными экспериментами. Они весьма показательны. Если в присутствии растения постоянно сквернословить, то оно быстро засыхает, а вот чтение молитв и классическая музыка, напротив, оказывают самое благотворное влияние на его рост и развитие. Замерзающая при матерщине вода образует хаотическую кристаллическую структуру; а при чтении стихов и молитв — почти идеально упорядоченную. Если представить, что наш организм во многом состоит из воды, то можно себе представить, какой непосредственный физический вред наносит сквернослов-кощунник самому себе и окружающим людям. Он есть источник губительного хаоса и зла в мире. Он духовно и физически заразен в самом прямом и точном смысле этого слова.

    На эту физическую — созидательную или разрушительную — мощь слова в свое время обратили внимание П.А. Флоренский и С.Н. Булгаков. Из уст человека, по мысли отца Павла, может выходить или молитва, или хула; им можно воскресить и облагородить, а можно уничтожить и запятнать. Люди должны отвечать за свои слова, поскольку последние обладают непосредственной материально-психической силой воздействия на людей и вещи. Произнесенное слово способно буквально спирально ввинчиваться в человека, преобразуя не только его сознание, но и плоть". С.Н. Булгаков, разделяя позицию П.А. Флоренского, писал: «Если справедливо, что слова имеют известную силу, присущую им самим по себе, даже безотносительно к говорящему, приходится заключить, что произнесение слов, так сказать, освобождение энергии их, вовсе не есть индифферентная (безразличная, нейтральная) вещь. Слова не исчезают бесследно после своего произнесения; но живут своей собственной жизнью, долговечной или короткой, что зависит, конечно, и от самих слов, и от произнесшего. Слова наполняют собой атмосферу, хотя и иначе, но в том же смысле, как пыль, запахи, разные бактерии, недоступные глазу. Они скучиваются в облака, друг с другом сталкиваются и образуют среду, имеющую свои свойства. Почему же думать, что комната нуждается в проветривании после курения табака, но не после некоторых слов?»К сожалению, у нас от матерного смога впору проветривать целые города, если только не всю страну.

    Посему можно только приветствовать усилия администраций и общественности Белгородской области, города Иркутска, некоторых других регионов России, которые объявили войну матерщине. За сквернословие в публичных местах там штрафуют, его едко и тонко высмеивают в прессе и по телевидению. Студенты объявляют свои вузы территориями свободными от мата. Фотографии и фамилии ярых матерщинников красуются на позорных столбах и стендах. Если в проведении этой благородной кампании у властей и у народа хватит терпения, воли и мужества, то можно быть уверенным: вскоре повысится не только общий культурный уровень, но пойдет вниз статистика семейных скандалов и разводов, пьянок и преступности, особенно малолетней. Есть один удивительный европейский пример. В Праге с некоторых пор на остановках городского транспорта стала звучать музыка Моцарта. И общий уровень городской преступности стал потихонечку, но неуклонно снижаться.Оно и понятно: совершить преступление или сматериться на порядок проще в атмосфере всеобщего бытового хамства, но втрое трудней, когда звучит божественный Моцарт.

    Это большая иллюзия, что корень общественных взлетов и неурядиц следует искать в экономике, а культура — нечто от нее сугубо производное. Дело обстоит прямо противоположным образом, особенно в такой стране, как наша Россия. Нельзя представить здоровой и бодрой нашу Родину без острого чувства несовершенства мира, без искания Красоты, Правды иДобра, без устремленности в будущее — к Новой Земле и к Новому Небу. Нельзя представить мой Алтай — сердце Евразии — без мечты о Беловодье, без пафоса единения различных племен и культур. Сделайте в них ставку на общее культурное оздоровление, на максимальную поддержку науки и образования, музейного и библиотечного дела, искусства и массового спорта, — и вы увидите, как удивительным образом обнаружатся внутренние инвестиционные резервы (культурный человек с радостью отдаст деньги на общее благое дело, а не потратит их на себя, не прокутит в ресторанах и казино), начнет приобретать цивилизованные формы бизнес (просвещенному и совестливому предпринимателю стыдно жировать за границей, когда нищает его страна), возрастут общая культура и организация производства, а в людях пробудится энергия и социальная инициатива. Подчеркну в этой связи еще раз: не низшее и мире определяет высшее, а высшее упорядочивает, стимулирует и придает смысл существованию низшего.

    Но для начала... надо хотя бы перестать материться в общественных местах, при детях и в присутствии лиц противоположного пола. И надо находить в себе гражданское мужество останавливать и стыдить взрослых и малых сквернословов, хотя бы так оказывая сопротивление торжествующему мировому злу. Иначе в смердящей тине матерщины не будет здоровых детей, не будет любви и чистоты в отношениях между полами, не будет уважения к матерям и старикам, к народным идеалами святыням. Не будет подлинной культуры, как стихии Добра и Света, за которыми, собственно, и приходит в этот бренный мир человек, дабы ими напитаться, их сохранить и посильно преумножить.
    Задания

    1. Прочитайте статью.

    2. Составьте и запишите план к данной статье.

    3. Письменно сформулируйте главнуюидею.

    4. Согласны ли вы с мыслями автора? Обоснуйте свое мнение, используя логические законы построения речи.



    VII

    А. Никонов

    Мамаев курган

    Впервые я увидел Волгоград ранним летним утром. Волга дымилась от тумана покрикивали невидимые пароходы мирно звенели трамваи. На набережной озабоченно хлопотали стайки го­лубей, то поднимаясь в воздух, то снова опускаясь на теплый, не успевший остыть за ночь асфальт.

    Красивый город спокойный город.

    А в сотне метров от набережной стоял дом. Вернее, то, что раньше было домом. Без окон без дверей без крыши. Стены его были изрешечены пулями; черный нагар от снарядов сохранился с тех памятных времён, когда на весь мир прозвучало слово «Ста­линград».

    Недалеко от этого дома горит Вечный огонь, зажжённый в честь защитников волжской твердыни. В карауле у Вечного огня мальчишки и девчонки - в красных галстуках.

    Когда тёплый ветерок разогнал туман над городом, я уви­дел монумент Родине-матери, который возвышается над Ма­маевым курганом. Да, вот такой представлялась нашим бой­цам Родина-мать — зовущей в бой, решительной, непокорённой, несломленной.

    На Мамаевом кургане нельзя быть равнодушным. Нельзя без комка в горле проходить мимо скульптур наших воинов нельзя без волнения читать надписи, которые в грозном сорок втором выцарапывали на стенах домов солдаты, клянясь в верности Родине, клянясь до последней капли крови защищать Сталинград.

    Ступеньки бесконечной лестницы ведут к вершине кургана, и почти на каждом шагу — скромные плиты с именами тех, кто погиб на этой высоте. На плитах — алые гвоздики.

    С Мамаева кургана город как на ладони. Бесконечные улицы, красивые новые дома. Ворота прославленного Тракторного завода. Серая лента Волги. Улицы утопают в зелени, и трудно поверить, что после изгнания фашистов в городе не было ни одного целого здания ни одного живого дерева — только черные, обожжённые стволы. Волгоградцы заново отстроили свой город. (По А. Никонову)
    Задания

    1. Прочитайте текст

    2. Определите тип речи и стиль.

    3. Подготовьте рассказ об одной из страниц подвигов военных лет 1941-1945.



    VIII

    1. Определите смысл двух высказываний:

    - «В пустой бочке много звона» (русская народная пословица),

    - «Я знаю, что ничего не знаю» (парадокс ученого незнания, сформулированный греческим философом Сократом)

    2. Подготовьте эссе, отвечая на следующие вопросы:

    - чем отличается пословица от крылатой фразы?

    - что общего между этими двумя высказываниями?

    - какое поучение они содержат?
    IX

    Составьте небольшие рассказы, используя следующие пословицы или фразеологизмы:

    Безвыходное положение

    Белая ворона

    Выиграть время

    Вылететь из головы

    Глаза разбегаются

    Ждать у моря погоды

    Жить как кошка с собакой

    Жить своим умом

    Жить своим умом

    Задирать нос

    Зайти в тупик

    Знать как свои пять пальцев

    Золотое сердце

    Золотые руки

    Иметь голову на плечах

    Как две капли воды

    Какими судьбами?!

    Как рыба в воде

    Как снег на голову
    X

    РУССКАЯ УЛЫБКА.

    Известный лингвист раскрыл тайны знаменитой русской неулыбчивости.

    Иностранцы постоянно говорят о том, что русские — на удивление неулыбчивый народ, об этом пишут в блогах и путеводителях, спрашивают при личных встречах, рассказывают всем друзьям и знакомым. Действительно, мы улыбаемся гораздо реже представителей других национальностей, но, как выяснилось, у нас на это есть свои причины.

    Известный ученый, профессор Иосиф Стернин называет одной из особенностей русского характера бытовую неулыбчивость и объясняет ее несколькими факторами. Приводим выдержки из статьи лингвиста, которая проливает свет на некоторые странности загадочной русской души.

    1. Улыбка в русском общении не является сигналом вежливости. Западные улыбки во время приветствия означают чистую вежливость. Чем больше человек улыбается, тем больше дружелюбия он хочет продемонстрировать своему партнеру. Постоянная вежливая улыбка называется у русских «дежурной улыбкой» и считается плохим признаком человека, проявлением его неискренности, скрытности, нежелания обнаружить истинные чувства. Русская улыбка — это знак личной симпатии, а не вежливость.

    2. Русские не улыбаются незнакомым. Улыбка в русском общении адресуется в основном знакомым. Именно поэтому продавщицы не улыбаются покупателям — они же их не знают. Если покупатель знаком продавщице, она ему обязательно улыбнётся!

    3. Для русских нетипично улыбаться в ответ. Если русский видит улыбающегося ему/ей незнакомого человека, он, несомненно, будет искать причину веселья. Может, что-то в его/её одежде или причёске заставило этого типа так веселиться.

    4. Чтобы русский улыбался, у него должна быть для этого достаточная причина, очевидная для других. Это даёт человеку право улыбаться — с точки зрения других. В русском языке появилась уникальная поговорка, которой нет в других языках: «Смех без причины — признак дурачины».

    5. Неулыбчивость русского человека (именно неулыбчивость, а не мрачность — русские в своем большинстве веселые, жизнерадостные и остроумные) поддерживается и русским фольклором, где мы находим массу поговорок и пословиц «против» смеха и шуток. Из словаря Владимира Даля «Пословицы русского народа»: — Шутка до добра не доводит. — И смех наводит на грех. — И смех, и грех. — Иной смех плачем отзывается. — В шутках правды не бывает. — Шутка к добру не приведет.

    6. У русских не принято улыбаться при исполнении служебных обязанностей, при выполнении какого-либо серьезного дела. Например, таможенники в аэропортах никогда не улыбаются, поскольку заняты серьезным делом. Эта особенность русской улыбки уникальна.

    7. Русская улыбка призвана быть только искренней, она рассматривается как искреннее выражение хорошего настроения или расположения к собеседнику.

    Итак, если вам улыбнулся иностранец — это еще ничего не значит, его учили улыбаться каждому, а если улыбнулся русский, то лишь потому, что действительно этого захотел.

    По материалам статьи И.А.Стернина
    «Особенности русской улыбки»

    Задания

    1. Напишите эссе по материалу данной статьи.


    написать администратору сайта