статья Разнообразие красок в поэзии Павла Васильева. РАЗНООБРАЗИЕ КРАСОК В ПОЭЗИИ ПАВЛА ВАСИЛЬЕВА. Разнообразие красок в поэзии павла васильева машкентаева б
Скачать 20.25 Kb.
|
РАЗНООБРАЗИЕ КРАСОК В ПОЭЗИИ ПАВЛА ВАСИЛЬЕВА МАШКЕНТАЕВА Б. Представьте себе любовь к природе глазами Павла Васильева. Когда я читала стихотворения Павла Васильева, я была поражена богатством красок изображения природы. Он точно передает характеристики окружающей природы, такие как "закат спокойный", "ветер меланхоличный", "веселый дым" и "поток ужасен".[2, с.31]. Меня привлекают поэтические фразы Васильева, в которых он использует язык народа и придают им красочные, контрастные образы и выражения. Любимыми образами Васильева были осень, ветер, тополь. Ветер в его стихах наделен чем-то человеческим, таким как "открывающий ворота входящему стаду крупного рогатого скота", "кланяющийся", "поющий", "пьяный". Через этот образ поэт скрывает свое детство, свою юность. Ветер необуздан, и можно сказать, что это люди перемещаются в поисках новых вещей. У Павла Васильева ветер "непослушный", "горячий", "резкий", "свирепый", "тяжелый" и "молодой". Нетрудно представить, почему этот образ важен и знаком поэту. [2, с.42]. Значительное влияние на его творчество оказали привитые с детства две культуры — русская и казахская, что в последствии стало своеобразным мостиком между Европой и Азией в работах Павла Васильева. А Васильев, рисуя голубизну листьев, придаёт удивительный цвет осени. «Сто ярмарок нам осень привезла, её обозы тридцать день тянулись, всё выгорело золотом дотла, всё серебром, всё синью добела», а цветы купались в "золоте и пепле"[3, с.133]. Сразу приходит на ум стихотворение Пушкина: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса..». Красочны костюмы природы в осенний сезон, и Павел Васильев видит, как "золото" сосуществует с "пеплом". У Васильева тема осени перерастает в вечную проблему жизни и смерти. «Нам, как подарки, суждены и смерти круговые чаши, и первый проблеск седины, и первые морщинки наши». Темы осени, жизни и бессмертия были связаны со словом "золото". «Золотое перо осени», «золотая вода в ковше», «золотое тело», «золотые ковры трав», «золотая пурга овса». [3, с.125]. "Золотой" - один из любимых тонов казахской степи Павла Васильева, который вдохновляет его на творчество. «Я детёныш пшеницы и ржи, верю в неслыханное счастье». [3,с.20]. Можем проследить в его стихах, как живописный образ щедрой, переполненной земными соками осени он соотносит с образом любимой, у которой замечает «в причёске холодеющую проседь» и в то же время нерастраченную молодость. Осенью, во время сбора урожая, любимая женщина и родина становятся близки своей жизненной красотой и силой. «Дари, дари мне, рыжая, цветы!» [3,с.21]. К кому обращены слова поэта? Осени, или это было адресовано женщине, которую он любил, или родному городу, в котором родился? С волшебной силой поэтического прозрения они вплетены в бесстрашную, истинную форму стиля Васильева. В своей поэзии Васильев обращается не только к народным традициям русского народа, но и к казахскому народу. Было бы неплохо видеть в этом проявление его интернационализма. Многие его работы насыщены фольклорными мотивами, образами и сюжетами. Используя песни, ритуалы, сказки и пословицы, он воссоздает перед нами самобытный характер и облик героя «Берёза -девушка», идущая по воду («Шла берёза льда напиться, гнула белое плечо», «одинокий месяц – злодей»). [5, с.83]. П. Васильев был изобретателен в поэтической работе. Пуще всего он ненавидел банальность, стереотипные фразы, повторение пройденного в замысле, в строке, в интонации. Мастерство его неоспоримо. Он мог придать строке тайную нежность — «Вся ситцевая, летняя приснись…». Мог заставить задуматься душу о недолговечности человеческого бытия: Но посмотри на этот пруд — Здесь будет лед, а он в купавах. И яблони, когда цветут, Не думают о листьях ржавых. Новаторство Павла Васильева проявляется в использовании традиционных образов казахского фольклора. Образы, охватывающие действие стихотворений Васильева, таковы: «степи, камни, острова, лески да озёра», «сторонушка степная, речная, овражья». [2, с.28]. Цветовая гамма выражена в поэзии так : берёзы белые, «с белыми лопатками», «месяц серебристый», красный лампас зари, бурьян «чёрен и ржав», у смерти «рыжие зубы», красноармейцы идут «через пески в золотой пыли», «в ясные ночи в синей пыли», брага «темным- темна», синие хребтины, атаманша-сабля «вся в седине», «чёрные знамёна», «белопёрый буран». [2, с. 119-125] Именно благодаря природному колориту казахских земель мир поэтического образа Васильева приобрел особую форму, отличную от других поэтов. Среди используемых поэтом цветовых образов - выделяются желтый, красный, синий и черный - связанных с казахским образом мира. Для поэта красный цвет - символ крови, символ новой власти (красный флаг) и в то же время символ красных губ девушки: «Созревших губ, которых я не смог / Еще коснуться, но уже боюсь / Коснуться их примятых красных ягод» («Дорога», 1933). [3, с. 117-120] Синий - поэту напоминает цвет неба, гор, льда, далей, сумерек: «Где синим вечером звенит июль» («Песня об убитом», 1927). [4, с. 109-119] Голубом цветом поэт показывает и воду, и небо: «А потом в татарской узде, / Вздыбившись под объездчиком сытым, / Захлебнувшись / В голубой небесной воде, / Небо зачерпывал копытом» («Конь», 1932). [4, с. 109-119] Зеленый - цвет камышей, пыльных зарослей, грязной воды. «Грузно режешь быстрый Иртыш, / Воду зеленую режешь» («Пароход», 1928). [4, с. 87] Этот шквал красок обусловлен сформированным в степном краю мировосприятием поэта. Похоже, что любимый цвет Васильева, желтый, напоминал о природе степи и солнце, то есть о дорогой ему природе Прииртышья. Этот цвет часто включается в цветочную форму фактуры поэта, полностью отражая неповторимую красоту его родного края: «Желтые пески, зеленые воды, / Да гусями белыми пароходы» («Песня о гибели казачьего войска»). [4, с. 210-235] Черный, имеющий особое значение в казахском языке, выделяется на фоне распространения и разнообразия ярких цветов, созданных поэтом, и используется в композиции образа как цвет души, например, как контраст с положительными элементами: «Медь в моих кудрях 19 и пепел, / Ты черна, черна, черна. / Я еще ни разу не пил / Глаз таких, глухих до дна» («Я тебя, моя забава…», 1932). [3, с. 146-147] Он любил природу, любил окружающий мир, несомненно, Богатырь-Иртыш в своё время, с его островом, заросшим вековыми осинами и тополями. Любованье батюшкой- Иртышом нашло своё отражение в творчестве Павла. …Маши турецкой кистью камыша, Теки, Иртыш, любуюсь, не дыша, Одним тобой, красавец остроскулый…[5, с.200] Павел Васильев писал стихи, но близость к фольклору, к жизни и быту народа, к его песням и сказам наполняла его произведения особой напевностью. Он писал в старой доброй традиции, которую мы называем классической: когда стихи – это не только мысль, не только художественный образ, не только глубокое чувство, но ещё и музыка. [5, с.213]. Стихи Васильева отражают традиции, обычаи и легенды казахского народа. В результате того, что поэт постоянно ссылается на красоту земли, где он родился и вырос, в его стихах существует пространство, в котором все компоненты - запах, звук, вкус, эмоции и т.д. - относятся к явлениям, связанным с Востоком, Азией и Казахстаном. На чувственном уровне Васильева можно назвать скорее азиатским поэтом, чем русским.[6, с. 345-351] Например, Васильев писал в стихотворении: «Христолюбовские ситцы»: «Четвероногие, как вымя… стояли поздние цветы». Подобно поэт обличает живой плотью цветы в стихотворении «Дорога»: [6, с. 366-370] У этих цветов Был неслыханный запах, Они на губах Оставляли следы, Цветы эти, верно, Стояли на лапах У чёрной, Наполненной страхом воды. По словам его современников, Е. Багрицкого, этот образ живописной энергии, свойственной поэзии Васильева, можно описать: «Так бейся по жилам, кидайся в края, бездомная молодость, ярость моя».[6,с.410]Таким образом, стихи Васильева изображают природу, которая постоянно движется, развивается и меняется. Природа в его стихах рождается, грустит, радуется, поет, шепчет, растет и умирает, как и человек. Самое главное, что Павел Васильев использовал богатый опыт народной поэзии при изображении природы. Тема природы пронизывает всю его творческую деятельность. Краски его стихов создавали не только визуальный образ природы, но и атмосферу. Творчество Васильева является наиболее глубоким воплощением духовной жизни русского и казахского народов, а следовательно, и прототипом его собственной духовной жизни. ЛИТЕРАТУРА 1. Борисова Е.Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике // Вестник Челябинского государственного университета, 2009. № 35. - С. 20-26. 2. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX - начала XX века в свете исторической поэтики (Субъектно-образная структура). - М.: РГГУ, 1997. - 307 с. 3. Васильев П.Н. Стихотворения. - М.: Художественная литература, 1975.- 204 с. 4. Васильев. Собрание сочинений- Алматы : 2009.- 444 с. 5. Л.Кашина. Из книги «Протяни мне, Родина, ладони свои...» - Павлодар: ЭКО,2014, - 652с. 6.Фрейденберг О.М. Образ и понятие. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 557 с. - (Исследования по фольклору и мифологии Востока). |