Единый закономерный мировой процесс. Доклад по ИиФН. Разрабатывавшаяся в течение полутора сотен лет теория диалектики, диалектического материализма в целом может быть определена как абстрактновсеобщая теория развития, диалектического материализма
Скачать 18.87 Kb.
|
Разрабатывавшаяся в течение полутора сотен лет теория диалектики, диалектического материализма в целом может быть определена как абстрактно-всеобщая теория развития, диалектического материализма. Традиционная теория диалектики основана на предельно общих абстракциях материи вообще, развития вообще, законов развития вообще. Создание предельно общих абстракций является важнейшей целью каждой науки. Однако эта кажущаяся бесспорной тенденция научного интеллекта с некоторого момента приводит к неожиданному результату - омертвлению интеллекта. Абстрактно-всеобщие понятия становятся неподвижными и безжизненными. В состав законов диалектики как науки входят только абстрактно-всеобщие понятия качества вообще, количества вообще, противоречия вообще и т.д. Согласно этим законам развитие везде и всюду происходит одинаково - от количественных изменений к качественным, путем отрицания отрицания и т.д. Вместе с тем в составе законов нет ни одного реального особенного - жизни, человека, общества. Таким образом, объяснение “развития вообще” не дает ничего для объяснения возникновения наиболее крупных форм материи или событий - жизни, человека и т.д. Традиционные законы диалектики безразличны, равнодушны к реальным ступеням развития материального мира. В основу исследований положено понятие конкретно-всеобщего, которое в отличие от абстрактно-всеобщего, “не замутненного” особенным, включает в себя как абстрактно-всеобщее (в определенном смысле ослабленное), так и особенное. При этом включение особенного во всеобщее определяется рядом понятий, которые в философии Гегеля были только намечены. Конкретно-всеобщее включает в себя особенное в зачатке, в тенденции, в зародыше. Так, жизненность, как всеобщее свойство живого, следует трактовать не как абсолютно равное себе и неподвижное свойство, а как имеющее внутри себя определенную степень, тенденцию, концентрацию. Многообразие форм живого характеризуется не некой абстрактной жизненностью, а жизненностью в определенной степени или концентрации. Если традиционная теория научной философии основана на абстрактно-всеобщих понятиях материи, пространства, времени, движения и развития и т.д., то основой построения конкретно-всеобщей теории развития, диалектического материализма в целом, выступает концепция единого закономерного мирового процесса, вокруг которой упорядочивается вся масса категорий философии. Понятие единого закономерного мирового процесса является синтезом понятий материи, материального единства мира и понятия развития. Единый закономерный мировой процесс представляет собой бесконечную последовательность ступеней, или основных форм материи. Из бесконечного числа этих ступеней нам известны пока лишь четыре: физическая, химическая, биологическая и социальная. Единый закономерный мировой процесс образует основную структуру бесконечного материального мира. В рамках рассматриваемой концепции научной философии различаются три двойных .классификационных ряда. Первый ряд представляет собой классификацию основных форм материи и принадлежащих им форм движения ^развития традиционно, хотя и неправильно, они называются обычно формами движения). Последовательность основных форм материи образует основную структуру материального мира, единый закономерный мировой пpouecc. Второй двойной ряд образован частными формами материи и движения-развития, которые входят в состав основных форм материи. Так, физическая форма материи образует микро-, макро и мегамир. Третий РЯД составлен комплексными формами материи и движения-развития, каждая из которых представляет собой комплекс основных форм материи и соответствующих им форм движения-развития. В известной нам части миpa таковыми выступают следующие формы: астрономическая, или космологическая, форма материи, составленная физической, химической, биологической и социальной формами материи: А = Ф, X, Б. С; Комплексные формы материи обладают более “слабым” внутренним единством, не имеют той степени интеграции, которая характерна для основных форм материи. Ведущую роль в структуре комплексных форм материй играет низшая форма материи - физическая. Однако традиционная система законов обладает существенными недостатками, которые не удалось снять в традиционной диалектике. Прежде всего во всех трех законах диалектики как науки не высказана в достаточно определенном виде основная идея - бесконечного развития от низшего к высшему. Правда, закон отрицания отрицания, в отличие от двух других законов, является законом поступательного движения, т.е. развития, однако в нем не высказана со всей определенностью идея бесконечного характера развития, ибо закон фиксирует лишь три конечные ступени развития. Крупным недостатком системы законов является также то, что в ней нет объединяющего, интегрального закона. Анализ последовательности основных форм материи—физической, химической, биологической и социальной - показал, что эта последовательность имеет строго закономерный характер. Физическое, химическое, .биологическое и социальное образуют закономерную последовательность, в которой каждая форма материи, или ступень развития, с необходимостью следует из предшествующей, низшей, и в свою очередь необходимо порождает следующую, более высокую, ступень. Показано, что физическая форма материи есть масс-энергетический мир. Из физической формы материи закономерно возникает химическая, определяемая как над-массэнергетический мир. Материал современной науки и опирающиеся на них философские исследования дают все основания для вывода о существовании всеобщего закона развития, определяющего необходимую последовательность основных форм материи. С нашей точки зрения, этот закон является основным законом развития, определяющим целостный мировой процесс, и включает в себя другие законы развития, том числе и законы абстрактно-всеобщей теории развития. Основной закон развития характеризуется рядом особенностей. Прежде всего это закон, определяющий последовательность основных форм материи, или ступеней единого мирового процесса развития. Он выступает, далее, как закон бесконечного развития, определяющий бесконечное число ступеней развития материи. Понятие основного закона развития включает два момента. Прежде всего этот закон включает указание на бесконечное число ступеней развития. Развитие, в отличие от традиционных взглядов, представляется теперь не как линейный и одноплановый, а как многомерный и миногонаправленный процесс, в котором обнаруживаются закономерности возникновения высшего из низшего, включения части низшего в структуру высшего, подчинения “включенного” низшего собственно' высшему, сохранения преобладающей части низшего в виде внешней среды высшего, интегральной природы (качества, сущности) высшего. Первая закономерность. Развитие есть возникновение высшего из низшего. В этом плане развитие выступает как бесконечная последовательность основных ступеней, из которых, как уже отмечалось, нам известны пока лишь четыре. Вторая закономерность. Развитие, однако, не сводится к линейному генетическому плану, в котором высшее и низшее выступают как разделенные во времени ступени, сменяющие друг друга. Развитие не есть только смена одного другим. Возникая на основе низшей ступени, высшее не устраняет низшего полностью, ибо в этом случае оно лишилось бы своей опоры и развитие означало бы утрату накопленного содержания, а включает в себя низшее и сохраняет его, в измененном виде, в качестве своей основы или фундамента. Так, химическая форма материи всегда сохраняет в своей основе важнейшие физические структуры, свойства и процессы. Живое возникает на основе физических и химических структур и процессов и сохраняет их в своем фундаменте. Весьма любопытно, что высшее возникает не из наиболее развитой разновидности низшего, а из относительно простой, оптимально развитой. Химические элементы возникают не из сверхсложных частиц -гиперонов, а из протонов, нейтронов, электронов, мезонов. Жизнь появляется на базе углерода, водорода, кислорода и некоторых других химических элементов, находящихся ближе к началу периодической последовательности элементов. Наконец, человек возникает не из предельно развитых человекообразных обезьян, а из оптимально развитых. Возникая из оптимально развитого низшего, высшее создает условия, в которых включенные в него структуры и процессы низшего уровня достигают наивысшего развития, недостижимого “в свободном виде”, вне структуры высшего. Физические процессы и связи в составе химической формы материи намного сложнее, чем вне ее. В этом смысле можно было бы сказать, что высшее активизирует включенное в него низшее на много порядков. Диалектический “смысл” колоссального усложнения низшего, включенного в состав высшей формы материи, состоит в том, что высшая форма материи может развиваться только на основе усложняющегося низшего. “Рулон” высшего раскручивается в процессе развития лишь на основе раскручивающегося “рулона” низшего. Важная закономерность развития заключается, таким образом, в том, что каждая форма материи развивается на основе развития включенной в него низшей формы. Возникая из оптимально развитого низшего, высшая форма материи существует и развивается на основе максимально развитой разновидности низшего. Изложенные закономерности развития можно представить и так: любая форма материи (исключая социальную!) получает наивысшее развитие не тогда, когда она развивается самостоятельно, “в свободном виде”, а когда она включается в состав более высокой ступени развития. Третья закономерность. Включенная в состав высшей формы материи низшая форма материи подчинена высшей, не имеет полностью самостоятельного характера, хотя и сохраняет свою общую природу и законы. Биологические структуры и процессы в человеке и человеческом обществе, подчиняясь своим собственным законам, в то же время в конечном счете подчинены социальному, находятся под его контролем. Четвертая закономерность. В состав высшей формы материи включается часть, причем ничтожно малая, низшей формы материи. Преобладающая масса предшествующей формы материи сохраняется, образуя природную среду, в которой существует новая, высшая форма материи. Конкретно-всеобщая теория развития объясняет, таким образом, феномен среды и является наиболее общим теоретическим ключом к экологии. Пятая закономерность. Каждая форма материи включает в себя предшествующие формы материи, образующие в составе высшего целого систему подчиненных уровней. Однако высшее не сводится к включенным в ее состав уровням и включает также собственно высшее, т.е. специфический высший уровень. Так, человек представляет собой единство физического, химического, биологического и собственно социального уровней. Каждая форма материи имеет в этом смысле уровневую, иерархическую структуру. |