|
Технологическая карта «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского». Технологическая карта по теме Сопоставление сказки о мертвой цар. Разработка урока по дисциплине Теория и методика обучения литературе По теме Сопоставление Сказки о мертвой царевне и семи богатырях
ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Разработка урока по дисциплине:
«Теория и методика обучения литературе»
По теме:
«Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского»
Исполнитель:
Дерябина Наталья Александровна
Москва 2018 год
Технологическая карта урока Класс: 5
Дата: 19.03.2018 г.
Предмет: литература
Тема урока: «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: урок – исследование
Цели урока: Выявление различий между сказками А. Пушкина и В. Жуковского; определение лучшей художественной обработки сказки; развитие навыков исследовательской деятельности.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Мобилизующий этап.
| Приветствует класс, настраивает на урок.
- Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пускай улыбнётся сегодня удача,
Совсем ведь несложная это задача.
| Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
| Мотивация к учебной деятельности.
| -Посмотрите на изображение на экране. Мы видим, что здесь изображены гениальные русские поэты – Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин.
-А что изображено ниже? (Слайд №1)
-Да, это известные сказки авторов – «Спящая царевна» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». (Слайд №2)
- Итак, давайте вместе попробуем обозначить тему нашего урок. О чём мы сегодня будем говорить?
- Сегодня мы с вами будем сопоставлять или сравнивать сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях». Откройте тетради, запишите сегодняшнее число на полях и тему урока – «Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского». (Слайд №3) Словарная работа
- Прежде чем мы перейдём к дальнейшей работе, давайте рассмотрим новое определение. Итак, сегодня мы будем сопоставлять, сравнивать сказки. Что же такое сравнение? Давайте запишем новое определение в словарик.
Литературоведческий словарь дает определение:
Сравнение - это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить - значит найти черты сходства и различия. (Слайд №4)
| Отвечают на вопросы, корректируют ответы.
| Введение в тему.
| Предлагает для рассмотрения проблемные вопросы.
- Итак, давайте рассмотрим вопросы, ответы на которые получим в ходе сегодняшнего урока. (проблемные вопросы) (Слайд №5)
Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения? В сказках «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина больше различий, чем общего?
Какая из сказок ближе к народной?
| Задумываются над проблемными вопросами.
| Актуализация знаний. Первичное закрепление.
| Слушает ответы, даёт возможность учащимся работать друг с другом.
Слово учителя.
Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы - Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!» (Слайд №6)
- Русские народные сказки… Да, именно сказку, подобную народной, должен был написать каждый из великих поэтов. Давайте произведём разбивку на кластеры и вспомним, какие отличительные черты имеет у нас народная сказка. (Слайд №7,8)
| Осуществляют (устно) разбивку на кластеры, называя отличительные черты народных сказок.
| Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
| - А теперь посмотрим те аспекты, по которым мы будем с вами сравнивать сказки. Предметы сравнения: название, сюжет, композиция, форма написания произведения (Слайд №9)
1. Название.
- Посмотрите, пожалуйста, на названия обеих сказок. Вам даётся ровно минута, чтобы поделиться с соседом по парте мнением о сходстве и различии в названии сказок. (Слайд №10)
У Жуковского - «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). У Пушкина - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово - царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина - умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья - семь богатырей. (Слайд №11)
2. Сюжет.
- Перейдём к рассмотрению сюжетной линии. В основу сказок положен сюжет народной сказки. Сюжеты из каких сказок брали В.А. Жуковский и А.С. Пушкин?
Ответы детей:
Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.
Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник - волшебные сказки Арины Родионовны.
- Как же можно проследить путь от сказки народной до рождения авторской? У вас на столе в произвольном порядке лежат карточки. Составьте схему из предложенных карточек с понятиями. (Слайд №12)
Разложите понятия в виде цепочки-связи.
Авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки.
Цепочка связи будет составлена так: прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка. (Слайд №12)
- Итак, сначала рассмотрим совпадения и различия в сюжетных линиях обеих сказок. Используем структуру «Финк-райт-раунд робин» («подумай-запиши-обсуди в команде»). (Слайд №13)
- Сначала обдумайте, запишите совпадения в тетради. На это вам отводится три минуты. Обсудите свои записи с соседом по парте. Время – 1 минута.
- Итак, давайте вместе обсудим, какие же совпадения в сюжетной линии вы выявили. Суммируем сказанное. Посмотрите. Запишите те пункты, которых не хватает у вас в тетради.
Совпадения (Слайд №14)
1. Беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле.
2. Причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида.
3. Зло совершают женщины: старуха-фея и царица-мачеха.
4. Царевны пробуждаются – оживают.
5. Царевен пробуждают царские сыновья – королевич Елисей и царский сын (без имени).
6. Царевны обе красавицы.
7. Женитьба спасителей на царевнах.
- Каковы же различия?
Различия в сюжете сказок (Слайд №14)
- Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея - злая колдунья - она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
- У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
- У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) - у Жуковского уснула (романтические мотивы).
- У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского - 300 лет спала.
- Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) - царевичу Жуковского помогает старик.
- Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте - у Жуковского спит дома.
- Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского - веретено.
- Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) - у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).
-У Пушкина зло наказано - мачеха от злости умерла - у Жуковского злая колдунья исчезла.
В сказках разные места действия: у Жуковского - дворец, бор - у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.
| Задают вопросы для уточнения.
Концентрируют внимание на заданиях, размышляют, анализируют, делают выводы, обобщая информацию.
В течение минуты обсуждают с соседом сходство и различие в названиях сказок. Развивают умение высказать своё мнение о прочитанном. Отвечают об основе сюжетов сказок.
Раскладывают карточки в виде цепочки-связи.
Обдумывают самостоятельно ответ на вопрос и фиксируют его в тетради в течение трёх минут. Затем обсуждают свои записи в тетради с соседом в течение одной минуты. После обсуждения высказывают своё мнение вслух. Записывают в тетради недостающие пункты
| Физминутка.
| Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова -это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к рукам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
| Выполняют физические упражнения.
| Этап реализации.
| Композиция
- Следующий аспект сравнения – композиция. Основные элементы композиции – завязка, кульминация, развязка. Но в сказках ещё выделяют зачин и концовку. (Слайд №16)
- Давайте сравним сказки по этому аспекту. (Слайд №17)
Для этой работы разделимся по вариантам. 1 вариант будет работать с текстом сказки В.А. Жуковского (откройте страницу 71), второй вариант – с текстом сказки А.С. Пушкина (стр. 95)
Композиция сказок похожа: в обеих, как в народных, в них есть зачин. Давайте его найдём в сказке В.А. Жуковского.
Ответы детей.
У Жуковского:
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей.
Он в согласье много лет;
А детей все нет, как нет. (стр. 71)
У Пушкина:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.(стр. 95)
Завязка: У Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери (стр. 71).
У Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи.(стр. 96)
Развитие действия: у Жуковского: пир - взросление царевны - укололась веретеном и уснула, все уснули - охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца.
У Пушкина: Сватание царевны - девичник- гнев и зависть мачехи - Чернавка уводит царевну в лес - жизнь царевны в доме 7 богатырей - отравление царевны яблоком - погребение ее в горе - поиски невесты королевичем Елисеем - спасение царевны - смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше).
Кульминация: у Жуковского:
На колени ставши, к ней
Он приблизился лицом:
Распалительным огнем
Жарко рдеющих ланит
И дыханьем уст облит,
Он души не удержал
И ее поцеловал.(стр. 80)
У Пушкина:
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг ожила.(стр. 110)
Сказочная концовка - свадьба, пир.
У Жуковского:
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот ни капли не попало. (стр. 81)
У Пушкина:
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.(стр. 112)
Форма произведения (Слайд №18)
- Что общего вы видите в форме произведений?
(Сказки написаны в стихотворной форме).
- Что различного?
(Сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом).
| Работают по вариантам с текстом произведений, анализируя сходства-различия в композиции сказок.
Рассматривают устно форму произведений. Отвечают на вопросы учителя.
| Продукт деятельности. Закрепление изученного.
| Подводит учащихся к формулировке выводов практической деятельности, подведению итогов работы.
-Как отмечается в литературе, условием шутливого соревнования Пушкина и Жуковского было написать сказку, подобную народной. Рассмотрим, насколько они близки к народным, насколько сохранили их черты и особенности: (Слайд №19)
Первое мы видим - отступление от традиций: русские народные сказки написаны в прозе, не очень большие по размеру, т.к. это жанр устного народного творчества. Их рассказывали, пересказывали, передавали из уст в уста. Проза ближе к разговорной речи, нежели стихи. У стихов есть мерный ритм, т.е. своя музыка – перекличка рифм, одинаковых и сходных звуков. У Пушкина и Жуковского это стихотворные произведения.
Что же роднит их с народной сказкой?
1. Как и в народных, есть сказочный зачин и концовка.
2. В обоих – сюжет волшебной сказки, волшебные силы и предметы - говорящие рак и зеркальце.
3. В основе сказок, как и в народных, борьба добра и зла - добро побеждает, добрым людям помогают волшебные силы.
4. Троекратный повтор: У Пушкина 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру.
У Жуковского нет троекратных повторов.
5. Магические числа: 7 богатырей у Пушкина, приданое царевне - 7 торговых городов; три силы природы - солнце, месяц, ветер, 3 дня лежала мертвая царевна. У Жуковского только одно - царевна спала 300 лет (3 века).
6. Как в народных сказках, у Пушкина есть падчерица и мачеха. Имя только у одного героя (царь Матвей- королевич Елисей)
8. Герои делятся на положительных и отрицательных.
Проведя исследование, мы установили, что Жуковский взял за основу литературные сказки – «Шиповник» братьев Гримм (в его переводе «Царевна-шиповник») и «Спящая красавица» французского писателя Шарля Перро, объединил оба варианта и переложил стихом. Он русифицировал сказку, введя некоторые русские народные черты. Но все же в ней чувствуется стилистическая близость к французскому источнику: во-первых, образ феи-колдуньи не характерен для русских сказок; во-вторых, рак-предсказатель вообще не русский образ; в- третьих, преобладают романтические мотивы и элементы.
А Пушкин написал свою, неповторимую литературную сказку. Она отличается сюжетом, героями, языком. Нужно отметить стилистическое своеобразие сказки Пушкина и его новаторство: экспрессивную лексику, обилие глаголов, придающих событиям динамизм, народные обращения-заклинания к силам природы.
- Итак, вернёмся к нашим трём проблемным вопросам, которые были поставлены в начале нашего урока и дадим на них ответы (дети отвечают на вопросы). (Слайд №20)
|
Формулируют итоговые выводы о сходстве данных литературных сказок с народными.
Дают ответы на проблемные вопросы, обозначенные в начале урока.
| Рефлексия.
| Осуществляет контроль и коррекцию.
- Какую ставили учебную задачу? Удалось ли ее решить? Что понравилось на уроке?
- Итак, на сегодняшнем уроке вы выяснили, что сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – собственно авторские литературные произведения, рассмотрели их сходные и различные черты, выяснили, какая из сказок ближе к народной.
| Работают с листком оценивания.
| Домашнее задание (дифференцированного плана).
| Инструктирует обучающихся по выполнению дифференцированного домашнего задания.
Придумать свою небольшую сказку Написать мини – сочинение «Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?» (Слайд №21)
| Записывают домашнее задание.
|
Список литературы
Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015. – 303 с.: ил. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 кл.: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2004. – 143 с. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 10-е изд. - М.: 2014. - 239 с. Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279 с.
|
|
|