Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект исследования

  • Гипотеза (теоретическая)

  • А также задачи эмпирические

  • Развитие характеристик субъектности в старшем юношеском возрасте с помощью тренинга, основанного на режиссировании


    Скачать 58.5 Kb.
    НазваниеРазвитие характеристик субъектности в старшем юношеском возрасте с помощью тренинга, основанного на режиссировании
    Дата09.12.2021
    Размер58.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаSinopsis_Vladimirova_2013.doc
    ТипДокументы
    #297383

    Синопсис
    Научный руководитель: Скутина Т.В.

    Выполнила: Владимирова Д.А.
    Тема: «Развитие характеристик субъектности в старшем юношеском возрасте с помощью тренинга, основанного на режиссировании»
    Актуальность работы:

    Множество исследований посвящено изучению особенностей современного человека на различных возрастных этапах. Однако юношеский возраст как период активного становления авторства в собственной жизни, пока недостаточно исследован. Именно этот отрезок жизни характеризуется наиболее яркими проявлениями человека как субъекта. Молодые люди вступают во взрослую жизнь, выстраивают для себя временную перспективу, иначе оценивают значение жизни (Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 2000)..

    По периодизации В.И. Слободчикова ступень развития субъектности в старшем юношеском возрасте называется - ступенью индивидуализации, которая связана с выработкой собственного мировоззрения, с определением своей самобытности и уникальности. Центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени.

    Фокус внимания в диссертационной работе сосредоточен на том, что юноша должен быть не только носителем своих способностей, не просто актуализировать их, но и стать их субъектом. Он должен обнаружить свою недостаточность и ограниченность и преодолеть их, восполнить их сам.

    Юность - это начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни лучше открытая ссылка в скобках, как выше [6].

    Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлениях общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. (Кон И.С.,1989)

    Приобретение способности к постановке целей лежит в основе становления

    субъекта деятельности: оно делает возможным освобождение человека от плена

    непосредственных побуждений и внешних воздействий, позволяет человеку осознанно и ответственно участвовать в деятельности, воплощая в ней те ценности, которые для него, как представителя культуры, важны (Жилинская А.В., 2013).

    Юноша должен быть не только носителем своих способностей, не просто актуализировать их, но и стать их субъектом. Он должен обнаружить свою недостаточность и ограниченность и преодолеть их, восполнить их сам (Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 2000).

    Субъектная позиция позволяет представить человека не как бесстрастного деятеля-исполнителя, а как пристрастного сценариста своих действий (на высших уровнях развития даже режиссера), которому присущи и определенные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целеустремленность преобразователя (Осницкий А.К., 1996).

    Трактовка человека как субъекта помогает целостно, системно раскрыть его специфическую активность во всех видах взаимодействия с миром (практического, чисто духовного и т.д.), его важнейшее качество –быть субъектом, т.е. творцом своей истории: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности творческой и нравственной ( Брушлинский А.В., 1996).

    Развитие субъектной позиции – одно из генеральных направлений личностного развития. Когда человек вырабатывает способ решения жизненных проблем и осознает свою ответственность за последствия решений, то он становится подлинным «субъектом жизни» (Абульханова-Славская, К.С., 1999). 

    Наше предположение состоит в том, что практики «режиссирования» способствуют развитию характеристик субъектности в старшем юношеском возрасте.

    Под режиссированием мы понимаем творческую организацию режиссёром взаимодействия между актерами с целью создания гармонического единства – спектакля.

    Спектакль - создается не одним художником, как в большинстве других искусств, а многими участниками творческого процесса. Драматург, актеры, режиссер - каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело. Поэтому подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив - творческий ансамбль. Коллектив в целом - автор законченного произведения театрального искусства – спектакля (Захава Б.Е., 1973).

    Выраженность субъектности обнаруживается при определении степени соответствия активности, развиваемой человеком в данный момент, и тем видом активности (чаще - деятельности), в которую он вовлечен обстоятельствами своей жизни. Как считает Осницкий А.К., собственно субъектную активность, означенную как проявления субъектности, точнее можно определить в тех видах жизнедеятельности, в которых человек волен (и обнаруживает волеизъявление) определять для себя и меру субъектной включенности, и меру собственного творчества при достижении формулируемых для себя целей (Осницкий А.К., 1996).

    Субъектность человека обнаруживается и проявляется в авторской активности. Причем авторская активность одновременно является и режиссерской, и актерской, и реализацией всего замысла (Осницкий А.К., 2013).

    Таким образом, занимая позицию драматурга, человек определяет форму своей субъектной активности, которая выражается в порождении замысла будущего произведения. Драматург является первым звеном производственной цепи, формируя текст, впоследствии служащий режиссеру основой для построения целостного произведения.

    С позиции режиссёра, субъектная активность проявляется в управлении процессами актёров для создания гармоничного единства спектакля.

    И драматург, и режиссер, говорят со зрителем через актера или в связи с актером.

    Субъектная позиция актёра проявляется в том, что он является носителем знаков, средоточием сведений о рассказываемой истории, о психологической и пластической характеристике персонажа, о связи со сценическим пространством или ходом представления. Даже если его роль в постановке кажется относительной и замещаемой, он остается целью и смыслом любой драматической практики.

    Мы полагаем, что с помощью тренинга, основанного на режиссировании, человек сможет обнаружить и прочувствовать различные ситуации коммуникации, определить форму субъектной активности, заняв позицию автора собственных действий, а в последствии и субъектную жизненную позицию.
    Объект исследования: юноши 18 - 21 года, студенты старших курсов университета
    Предмет: влияние тренинга, основанного на режиссировании, на развитие характеристик субъектности
    Цель:

    Выявить как участие в тренинге, основанном на режиссировании, влияет на развитие характеристик субъектности
    Гипотеза (теоретическая): Участие в тренинге, основанном на режиссировании, способствует развитию субъектных характеристик в старшем юношеском возрасте
    Гипотеза (эмпирическая): Участвуя в тренинге, основанном на режиссировании, в старшем юношеском возрасте становятся более выраженными ТАКИЕ субъектные характеристики, КФК: активность, авторство, ответственность, целеполагание.
    Для проверки гипотезы мы ставим перед собой следующие теоретические задачи:

    1. Выявить специфику субъектной позиции ОТНОСИТЕЛЬНО СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТНОСТИ

    2. На основе анализа литературы раскрыть специфику юношеского возраста В ПЛАНЕ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ,

    3. ВЫДЕЛИТЬ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТНОСТИ, АКТИВНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ В ЮН. ВОЗР.

    4. Выделить критерии, с помощью которых можно будет отслеживать проявления субъектной жизненной позиции,

    5. Рассмотреть УСЛОВИЯ И предпосылки становления субъектной жизненной позиции в старшем юношеском возрасте,

    6. Раскрыть ВОЗМОЖНОСТИ «режиссирования», КАК СОВМЕСТНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВЫДЕЛЕНИЕМ ПОЗИЦИЙ: АК., РЕЖ., ДРАМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРИСТИК СУБЪЕКТНОСТИ

    А также задачи эмпирические:

    1. Разработать тренинг, который будет основан на «режиссировании»,

    2. Сформировать экспериментальную выборку, ВЫРАБОТАТЬ ЕЁ КРИТЕРИИ И СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ

    3. На основе полученных данных установить связь между участием в тренинговых процедурах, основанных на режиссировании, и приращением показателей характеристик в старшем юношеском возрасте.

    Для решения теоретических задач первоначальным методом в работе будет выступать метод анализа имеющейся отечественной и зарубежной литературы по тематике исследования.

    Для измерения показателя субъектности были выбраны методики, с помощью которых можно будет проследить изменения следующих субъектных характеристик:

    1. Целеполагание. Целеполагание не только предшествует действию, но и протекает во время действия и выражается в переосмыслении цели и условий ее достижения (Давыдов, 1996). Целеполагание является формой работы с будущим. Возможность достижения цели зависит от умения человека перевести ее в последовательность задач.

    Постановка цели предполагает наличие у субъекта временной перспективы, сформированных культурных и ценностных оснований деятельности (Рубинштейн, 1946).

    Для измерения показателя целеполагания нами выбрана метод каузометрии «Life Line», предложенный Е.И.Головахой и А.А.Кроником, основанный на причинно-целевой концепции психологического времени. В методике показана зависимость хода жизни, жизненного пути со всем многообразием его событий от типа личности, личностных особенностей, ее способов направлять, ускорять события своей жизни.

    1. Авторство, активность и ответственность. Проявления авторства, активности и ответственности в исследовании планируется проследить с помощью метода анализа процессов и продуктов деятельности, а также метода наблюдения.

    2. Тест «Смысложизненные ориентации» ( методика СЖО), адаптированный Д.А. Леонтьевым, позволяющий оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем ( цели), либо в настоящем (процесс), или в прошлом ( результат), либо во всех трёх составляющих жизни ( Леонтьев, Д.А., 2000). Данный тест направлен на измерение показателей контроля собственной жизни.

    Приращение показателей характеристик субъектности в старшем юношеском возрасте можно отследить, используя метод математико - статистического анализа данных, при сравнении первичного и вторичного замера результатов проведённых методик в контрольной и экспериментальной группах.

    Также важно проследить, как сами испытуемые оценивают своё участие в тренинге, какие результаты фиксирует, в связи с этим планируется использование метода интервью.

    Методы исследования:

    1.      Эксперимент,

    2.      Метод наблюдения,

    3.      Психодиагностический метод,

    4.      Анализ процессов и продуктов деятельности,

    5. Метод интервью,

    Методики исследования:

    1. Каузометрия А.А.Кроника и Р.Р.Ахмерова,

    2. Тест смысложизненных ориентаций в редакции Д.А.Леонтьева

    Дизайн исследования:

    1.  Привлечение юношей и девушек, студентов старших курсов СФУ,

    2.  Формирование экспериментальной и контрольной группы.

    3. Первичный замер показателей обоих групп,

    4. С экспериментальной группой проведение Тренинга основанного на режиссировании. С контрольной группой тренинг не будет проводиться.

    5. Проведение исследовательского интервью с участниками тренинга.

      6. Вторичный замер показателей обоих групп.



    написать администратору сайта