Развитие познавательной активности у школьников. Развитие познавательной активности у школьников (из опыта работы)
Скачать 326.55 Kb.
|
Развитие познавательной активности у школьников (из опыта работы) Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их. Л.Н. Толстой Система школьного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитие учащихся, которое возможно только в том случае, если вся воспитательная работа с детьми создает условия для самореализации ребенка. Этому способствует развитие у учащихся познавательной мотивации и познавательного интереса, умений, навыков и творческих способностей. Система моей работы основана на личностно-ориентированном подходе в образовательном процессе с учетом психологических особенностей и возможностей каждого ребенка. Целью и задачами моей работы является не только высокий уровень обученности, но и формирование личности, знание системы получения и обработки информации, умение формулировать свое мнение, повышение уровня внутренней культуры, эрудиции и интеллекта, воспитание гуманного отношения к общечеловеческим ценностям, понимание добра и зла, святости в отношении к родному дому, своей стране. Ведь наши дети – это люди будущего. И от того, насколько хорошо мы сформируем универсальные учебные действия каждого ребенка, будет зависеть завтрашний день всего народа. Меня всегда привлекал поиск наиболее рациональных путей и методов преподавания, где бы сочетались глубокий научный уровень в обучении и эмоционально-личностное отношение к моему предмету. Важно, чтобы урок был профессиональным, проблемным, уроком взаимодействия и диалога. Важно, чтобы после урока в душе остался праздник творческого единения учителя с детьми. Любой урок может оказаться успешным, только если основан на анализе психологического состояния класса и отдельного ученика, на самоанализе учителя. Моя задача – чтобы у ребенка не пропала вера в собственные силы. На уроке дети должны быть уверены, что их ждет радость открытий. Чтобы привлечь внимание каждого ребенка и надолго его удержать, использую возможности интерактивной доски, презентаций, минипроектов и других инновационных технологий. Далее приведу примеры из опыта своей работы. Много лет я практикую работу со справочником, приучая ребят пользоваться собственным справочным материалом: опорными схемами, таблицами, словарем. Ученик учится кодировать и декодировать информацию, легко читать ее, пользоваться алгоритмами, выводить любую необходимую информацию из базовой. Это очень важно. В наших детях живет страх: а вдруг я что-то забуду? Владение алгоритмами даст возможность забывать без страха, ведь в любой момент можно заглянуть в справочник, вспомнить таблицу или алгоритм. Ребенок начинает говорить правильно и без страха. Хочется отметить, что схемы, карты, таблицы мы используем на всех этапах обучения (разрешаю пользоваться ими до тех пор, пока ученик сам не захочет работать без их помощи). Примеры схем и таблиц, разработанных мною вместе с учениками: Звуки речи.
2)Группы приставок.
3) Гласные орфограммы в корне слова.
Привлекает учеников и работа с ученическими словарями. Зная этимологию слова, можно понять, как правильно его написать. Включая такие слова в устную и письменную речь, ученик обогащает свой словарный запас. Я провожу со «словарными» словами обычную работу: включаю их в предложения, в словарные и зрительные диктанты. Например, показываю картинки с изображением овощей, дети записывают слова, графически обозначая орфограмму. Заключает же работу словарный диктант в форме кроссворда. Например: По горизонтали. 2.Войсковые части, расположенные в крепости, городе (гарнизон). 5.Рисунок, изображающий кого-то в комическом виде(карикатура). 9.Обличающая пороки ирония (сатира). 10.Сигнальное устройство на железной дороге (семафор). 12.Спортсмен, победитель в соревнованиях (чемпион). 14.Фонарь сигнальный с разноцветными огнями (светофор). 15.Чувство опасности(тревога). 16.Создатель произведений, остающихся на века(классик). По вертикали. 1.Тестообразное вещество или большое количество чего-нибудь(масса). 3.Обстановка, положение(ситуация). 4.Выдающиеся врожденные качества, способности(талант). 6.Бег по пересеченной местности(кросс). 7.То, что есть на самом деле, действительность(реальность). 8.Битва, бой(сражение). 11.Начальник войск в крепости или заведующий общественным зданием(комендант). 13.Создатель чего-нибудь(автор). Достоинства такой работы в том, что ребенок оперирует понятиями, выбирая нужное слово и проверяя трудное написание самостоятельно. Работая над занимательным материалом по предмету, я поняла, что его можно использовать почти на каждом уроке, по разным темам, и разработала систему игровых моментов, способствующих развитию интереса к русскому языку и литературе. Несколько конкретных примеров из моей практики. При изучении фонетики в пятом классе учащиеся читают вслух высказывания писателей о русском языке, записанные на доске: «Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А.И.Куприн) «Русский язык яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый». (А.Н.Толстой) Ученики объясняют лексическое значение слов послушен, ловок, вместителен, сравнивают высказывания Куприна и Толстого и решают, что общего в их оценках русского языка. И далее, в процессе беседы, учащиеся узнают, что напевность, благозвучие русского языка обусловлены соотношением в нем гласных и согласных звуков, особенно мелодичных (гласных и звонких согласных). Ученики получают задание прочитать слова (если возможно), вставив буквы, обозначающие согласные звуки. …а…о… …о…о…а …а…и…а Это сделать или невозможно, или весьма сложно. А теперь? з…в…д б…т…н с…р…к… м…л…н… в…р…н… к…б…н… Трудно? Да, но можно. Отсюда вывод, который формулируют сами дети: согласные звуки играют смыслоразличительную роль; эта способность у согласных звуков сильнее, чем у гласных. При изучении темы «Звонкие и глухие согласные» я обращаю внимание учащихся на то, что при произнесении звуков возникают различные впечатления и образы. Например, звонкий звук /р/ связывают в нашем сознании с образом грома, грохота, раската. Чаще всего прибегаю к поэтическим текстам, ибо поэзия – искусство звучащего слова; она во многом сродни музыке. После анализа стихотворных строк – вопрос: – А с чем ассоциируются глухие шипящие и свистящие звуки? Дети точно отвечают на этот вопрос(с ночными шорохами, шумом ветра, шуршанием листьев). Примеры подобрать легко, например: Пусть тишина, в глуши ни души – Все равно гул в ушах: В шорохи трав и в шумы вершин Вслушиваюсь не дыша. (А.Яшин) После такой работы учащиеся начинают требовательнее и внимательнее относиться к своей речи. Кстати, завершить тему по фонетике можно интересным и развивающим сообразительность заданием: решить кроссворд «Анаграмма». Это задание способствует развитию интереса к предмету. Задание: Составить из данных анаграмм слова и вписать их в клетки кроссворда: По горизонтали. 3.елсо. 5.рсоа. 7.гинвнип. 9.снасо. 11.рубаз. 13.кера. 14.аафр. (село, роса, пингвин, сосна, арбуз, река, фара) По вертикали. 1.ычас. 2.оска. 4.исцила. 5.рбняиа. 6.еысв. 8.зако. 10.гоан. 12.ароз. (часы, коса, лисица, рябина, весы, коза) И самостоятельные задания, на мой взгляд, тоже интересны: сочинение – сказка о буквах и звуках; составление кроссворда и т.п. При изучении темы «Словообразование» важно создать ощущение новизны, ибо основные понятия и навыки морфемного разбора школьники усвоили в начальных классах Первый урок я называю всегда «Из чего строятся слова?» (идею этого урока нашла в одной замечательной книге «Секреты орфографии», за что благодарна ее авторамГраник Г.Г., Бондаренко С.М., КонцевойЛ.А). Начинаю урок так: – На свете все состоит из чего-то: лес – из деревьев, тетради – из листиков. А из чего сделаны…мальчики и девочки? Дети с интересом ждут продолжения урока.А подготовленный заранее ученик читает стихотворение « Из чего только сделаны мальчики?». – А слова, ребята, сделаны из своего «строительного материала», из специальных кирпичиков, которые называются морфемами. Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». И получаются интересные и выразительные слова. Вот, например, что обозначает морфема – ш – ? Не понятно? А теперь: «шла, прошла»? Тут я предлагаю детям игру(игра проходит с использованием интерактивной доски). – Давайте сыграем в игру. В ней будут участвовать вы, два веселых человечка, два домика, дорога, на дороге мостик через речку и большая лужа. А еще в игре участвуют морфемы: корень -ш-, суффикс -л-, окончание -и-. соединив морфемы, мы получим слово… (шли). Также участвуют разные приставки, которые вы вспомните сами. З адача ребят – описать действия веселых человечков, образуя от слова «шли» другие слова с разными приставками. ( вышли из домика, пошлипо дороге, дошлидо речки, перешли через мостик, прошли еще немного, обошлибольшую лужу, подошли к домику, зашли, вошли в домик) Эта игра помогает детям понять, что каждая приставка вносит в слово свою «смыслиночку». Интересны ребятам и такие задания – игры, как: «Приставка или нет?», «Прятки с приставками», «Узнай меня». При изучении морфологии возможности учителя также безграничны. Например, всем знакомые определения частей речи, данные в учебнике. Одно из них: «Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?». Веду беседу с детьми: – Итак, глагол обозначает действие предмета. Что значит «действие предмета»? А слова любить, ненавидеть, чувствовать, знобит, вечереет – это тоже действия? Попробуйте определить, что они обозначают. После рассуждений детей можно дать определение глагола по словарю Даля: «Глагол – часть речи, которая выражает действие предмета, состояние, страдание». Гармоническому развитию личности служит и задание, которое я назвала «Ролевая игра». Это задание развивает речь детей и учит держаться и выступать перед аудиторией(на сцене). Например, ее можно провести при изучении темы «Наклонение глаголов». Три «режиссера» выбирают по три «артиста». Каждая «студия» вытягивает билет – название одного из трех наклонений. Задание: «режиссер» составляет, а «артисты» играют сценку, в которой наиболее ярко выражены признаки определенного наклонения глагола. Наиболее удачная сценка записывается в тетради, объясняется постановка знаков препинания при диалоге и прямой речи. Очень интересными и развивающими творческие возможности являются и такие задания, как сочинения – миниатюры(«В царстве частей речи», «О чем шумит дождь», «Зимние слова» и др.), составление и отгадывание кроссвордов, путешествия(например, «Путешествие в страну Глаголию», где есть столица Неопределенная Форма, площадь Спряжений, проспекты Видов, улицы Времен, переулки Лица, Рода, Числа).Такие путешествия можно проводить после изучения каждой части речи. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, каждый ребенок индивидуален, своеобразен. Е.Евтушенко сказал: Людей неинтересных в мире нет. И судьбы – как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. Так должно быть. Но порой люди приучаются с детства не верить в себя, а в результате развитие тормозится, и дети не ощущают в себе присутствия этой гениальности. Поэтому задача любого педагога – освободить творческие силы ребенка. Я стремлюсь к тому, чтобы уроки развития речи превратились для ребят в «звездные часы», где будет полное, радостное самопроявление. И начинаю такие уроки со сказки, ведь сказка – это реальный мир ребенка. Детский ум творит сказку, как игру. С чего же начать урок? Абсолютно естественно войти в класс и сказать: «Давайте напишем сказку о цветах». И все пятиклассники возьмутся за ручки, потому что это – их мир. Первые работы будут порой примитивными, наивными. Но огорчать детей нельзя. «Не бойся хвалить!» – это мой девиз. Надо отмечать хорошие образные выражения, удачные сравнения. Я говорю детям: «Ваши цветы говорят и переживают. Это чудо!» И наш урок превращается в сплав эмоциональных стимулов. Здесь «труд – творчество», а не «труд – работа». А высший миг творчества – это блаженство, испытываемое человеком, поглощенным своим трудом. Нет, мои ученики не станут поэтами и писателями, но вырасти творчески одаренными и гармонически развитыми личностями я обязана им помочь. Главное, чтобы в работе учителя была система в работе, ибо только систематическая работа позволяет воспитать чуткость к красоте и выразительности речи, привить любовь к языку, интерес к художественной литературе, научить ребенка работать с информацией. По-моему, толькопри таком подходе к уроку учитель достигнет цели – формирование универсальных учебных действий, что и является основой успешности обучения. |