|
диалектика. Развитие представлений о диалектике. Объективная и субъективная диалектика. Метафизика как альтернатива диалектики
развитие представлений о диалектике. Объективная и субъективная диалектика. Метафизика как альтернатива диалектики. Алексеев Борис - У Платона Диалектика – это диалог, система вопросов и ответов, ведущие к истинному определению понятий.
- У Гераклита Диалектика – мир находится в постоянном внутреннем противоречивом становлении, движении, в единстве противоположностей.
- Элеаты (Зенон) – противоречивость понятий движения, множественности.
ДИАЛЕКТИКА – учение : ДИАЛЕКТИКА – учение : 1) о наиболее общих и закономерных связях; 2) о становлении, развитии бытия и познания; 3) основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. ДИАЛЕКТИКА – это теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении. - Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества.
- Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.
Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная — первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам. Метафизика — антипод диалектики. В истории философской мысли существовала не только диалектика, но и ее альтернатива, метафизика (греч. «после физического») - совокупность учений о развитии, способах и формах познания, объясняющих это другими по сравнению с диалектикой способами. Этот термин был введен в философию в I в. до н. э. греческим философом Андроником Родосским, систематизатором работ Аристотеля. Метафизика — это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором игнорируются или упрощенно рассматриваются взаимосвязи и взаимодействия явлений и предметов, а процесс развития трактуется прежде всего как количественное увеличение объектов без их качественного изменения. - Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:
• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией; • на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике. - Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:
• по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое; • по вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок; • по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития; • в системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам "тезис — антитезис — синтез", то метафизический опирается на формулы "или — или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое; • в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер; • в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений. Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру. |
|
|