Ребенок как субъект музыкального воспитания. Ребенок как субъект музыкального воспитания
Скачать 0.52 Mb.
|
Ребенок как субъект музыкального воспитания Вопросы: Понятие о музыкальной культуре личности Особенности развития компонентов музыкально-эстетического сознания дошкольников Понятие о музыкальности как комплексе музыкальных способностей. Ее трактовка Теории детерминации музыкальных способностей Особенности развития музыкальности дошкольников. Диагностика музыкальных способностей и контроль за их развитием в дошкольном возрасте 1.Понятие о музыкальной культуре личности Признание человека биосоциокультурным существом позволяет говорить о формировании личности как о процессе приобщения к культуре. Суть воспитания в таком контексте состоит в «превращении культуры общества в культуру данной конкретной личности» (М.С. Каган). Поскольку освоение любой сферы культуры общества личностью возможно исключительно посредством деятельности, уровень овладения деятельностью может служить критерием внешнего проявления уровня культуры личности. В широком смысле деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование. В музыковедческой и музыкально-педагогической литературе получило определение понятие «музыкальная деятельность», сущность которой трактуется в таких ее основных проявлениях, как творчество, исполнительство, восприятие (Б.В. Асафьев, А.Н. Сохор, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский и др.), характерных и для детей дошкольного возраста. Принцип единства сознания и деятельности указывает сферу внутренних проявлений любого личностного образования, в том числе и музыкальной культуры. Так, музыкальное сознание, являясь внутренним планом музыкальной деятельности, образует, по мнению Р.А. Тельчаровой, второй, повторяющий ее по содержанию и отличный по форме компонент музыкально-эстетической культуры личности. Оно представляет собой «совокупность социально-психологических процессов и выражает идеальную форму внешних практически-операциональных действий, определяющих состояние музыкальной деятельности». Одновременно и музыкальная деятельность, отражая уровень сознания личности, стимулирует его развитие. Связующим звеном между деятельностью и сознанием в структуре музыкально-эстетической культуры личности выступают способности. Отечественная теория способностей (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и др.) исходит из двух методологических положений: формирования и развития способностей в деятельности и диалектического единства природного и приобретенного в структуре личности. Обращаясь к способностям в музыкальной деятельности, вслед за Б.М. Тепловым, Н.А. Ветлугиной, К.В. Тарасовой необходимо подчеркнуть как значение общеэстетических способностей, так и способностей музыкально-слуховых, традиционно определяемых термином «музыкальность». Содержание понятия музыкальная культура ребенка в трудах основоположников отечественной методики музыкального воспитания, начиная с теоретических работ 20-ых годов 20 века, раскрывалось через анализ содержания общеэстетических составляющих музыкальной культуры личности. Так, Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский, выступая против сухого обучения музыке, подчеркивали важность воспитания потребности общения с музыкой, способности эстетического восприятия и оценки музыки. Эстетические переживания, суждения, оценку музыки В.Н. Шацкая напрямую связывала с успешностью музыкальной деятельности. Программа музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, по сути, развивала идеи педагогики 20-ых годов, и ставила целью воспитание личности ребенка через освоение им музыкальной культуры, формирование человека через искусство, т.е. рассматривала формирование музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его духовной культуры. Вопросы формирования музыкальной культуры дошкольников исследованы в меньшей степени, что связано с возросшей актуальностью рассмотрения вопросов формирования культуры личности дошкольника только в последнее десятилетие. В целом их решение шло путями, аналогичными решению проблемы определения сущности и структуры музыкальной культуры школьников. Поискам путей формирования отдельных сторон музыкальной культуры дошкольников посвящены исследования К.В. Тарасовой (музыкальность), Н.А. Чичериной (предпосылки музыкального вкуса), И.В. Груздовой (эмоциональная отзывчивость на музыку), А.В. Шумаковой (эмоциональная отзывчивость на музыку), Г.А.Никашиной (эстетические чувства), Е.В.Могилиной, (музыкальные способности). Впервые рассмотрение всего комплекса качеств, связанных с музыкальным развитием дошкольника через призму понятия «музыкальная культура дошкольника» предпринято О.П. Радыновой. В ее трактовке музыкальная культура дошкольника – это «интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания – эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности». В этом определении находится непосредственное указание на роль таких компонентов музыкальной культуры, как музыкальная деятельность, музыкальное сознание, музыкальные способности, оценочное отношение. Схожим образом рассматривает структуру музыкальной культуры дошкольника А.И. Катинене, выдеяляя музыкальную деятельность, музыкальный опыт, музыкально-эстетическое сознание. При этом исследователь говорит о необходимости систематически развивать музыкальную культуру ребенка, начиная с 4- ех летнего возраста. Таким образом, формирование основ музыкальной культуры ребенка предполагает целенаправленную работу: По развитию музыкальности ребенка По формированию умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности По формированию музыкальных интересов, предпосылок вкуса, оценочного отношения как компонентов музыкального сознания По формированию ценностного отношения к музыке 2.Особенности развития компонентов музыкально-эстетического сознания дошкольников Термин музыкально-эстетическое сознание взят из эстетики. Сознание, согласно исследованиям Тельчаровой Р.А., являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содержанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практически операционного) компонент музыкальной культуры личности. Уровень развития музыкально-эстетического сознания зависит от развития музыкальных способностей, а также от общего развития детей. Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются довольно рано. Примерно до 3 лет формируются музыкальные эмоции, появляются простейшие суждения. С 4-го года жизни дети проявляют интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности. С 6-го года жизни, по данным О.П. Радыновой, формируется способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Дети могут более сознательно контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкального выражения, употреблять некоторые музыкальные и эстетические термины. Это и создает предпосылки для осознанного восприятия музыки. 3.Понятие о музыкальности как комплексе музыкальных способностей. Ее трактовка Проблемой музыкальности ученые начали заниматься в конце 19 века. Точки зрения на сущность этого феномена были прямо противоположные. Немецкий психолог Г. Ревеш определил музыкальность как единое сущное качество человека, как способность наслаждаться музыкой, понимать её. Американский психолог С. Сишор выделяет в музыкальности 25 талантов. Хотя основными считал чувство высоты, чувство длительности, и чувство интенсивности звука. (Сишор является автором первых тестов музыкальности). Принципиально новым этапом в рассмотрении музыкальности стало исследование советского психолога Б.М. Теплова («Психология музыкальных способностей» 1947г.) В его определении музыкальность выводиться из категории «музыкальная одаренность». Это комплекс музыкальных способностей, необходимых для успешной музыкальной деятельности, в отличии от всякой другой деятельности и при этом необходим для любого из видов музыкальной деятельности. Музыкальная одаренность воображение, сила воли и др. способности к пению, движению ТРИ ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
С педагогической точки зрения очень важны идеи Теплова о неравномерности развития способностей одного человека, о компенсации одних способностей другими, о развитии музыкальных способностей в деятельности. Доктором педагогических наук Н.А. Ветлугиной глубоко изучена музыкальность дошкольника («Музыкальное развитие ребенка», 1968 г.). опираясь на исследования Б.М. Теплова, она определила музыкальность как совокупность качеств необходимых ребёнку для успешной музыкальной деятельности. В структуре музыкальности она выделяла музыкально-сенсорные способности (их 4), на базе которых формируются основные музыкальные способности – ладовысотных слух и чувство ритма. Кроме этого, Ветлугина выделила способности к различным видам детской музыкальной деятельности: в восприятии музыки - это способность к целостному и дифференцированному восприятию музыки; в пении - это чистое интонирование, четкая дикция; в музыкально - ритмических движениях - слитность движения с музыкой, пластичность, изящество; - в игре на детских музыкальных инструментах - развитость мелкой моторики рук, скоординированность движений К 80 годам в работах разных исследователей появилась тенденция к интеллектуализации музыкальности. Эта тенденция отражена в исследованиях музыкальности дошкольников доктором психологических наук Кирой Владимировной Тарасовой («Онтогенез музыкальных способностей», 1988г.).Она определила музыкальность как комплекс общих и частичных способностей, ответственных за формирование музыкального образа. В группе общих музыкальных способностей наряду с эмоциональной отзывчивостью ею выделена группа познавательных музыкальных способностей, включающих как сенсорные способности (чувство ритма и музыкальный слух: мелодический, динамический, тембровый), так и интеллектуальные (репродуктивное и продуктивное музыкальное мышление, музыкальное воображение). Отдельно от интеллектуальных способностей рассматривается музыкальная память. На сегодняшний день вопрос о структуре музыкальности в музыкальной психологии остается открытым. 4.Теории детерминации музыкальных способностей 1. Теория врожденности музыкальных способностей. Основоположники теории – Г.Ревеш и С.Сишор. По их мнению музыкальность фатально предопределена природой. Это врожденное свойство, которое не поддается развитию, а музыкальное будущее каждого ребенка возможно прогнозировать на основе музыкальных тестов. 2.Социологизаторская теория. Ее приверженцы убеждены, что к музыке способности имеют все. Неспособность к музыке – исключительно редкое явление. Средняя музыкальная способность так же универсальна как и способность к речи, а музыкальные успехи зависят от условий обучения и воспитания. 3.Диалектическая теория опирается на следующие положения: Внутренние предпосылки формирования и развития способностей – задатки Ведущий фактор формирования музыкальных способностей – социальные условия Музыкальные способности формируются в деятельности Следовательно, в музыкальном воспитании необходимо включать всех детей в разнообразную музыкальную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. 4.Особенности развития музыкальности дошкольников. Диагностика музыкальных способностей и контроль за их развитием в дошкольном возрасте. С целью контроля за развитием музыкальных способностей дошкольников, планирования наиболее эффективных путей коррекции их развития у каждого воспитанника необходимо не менее 2-ух раз в году проводить диагностику развития музыкальных способностей. Отнесение ребенка к конкретному уровню развития способностей (В – высокий, Д – достаточный, С- средний, Н - низкий) позволяет наглядно наблюдать динамику изменений. Ниже в таблицах изложен материал (характеристика показателей и уровней), который может быть основой для построения диагностических программ и оценки уровня музыкального и музыкально-творческого развития дошкольников 3 – 6 лет. Данный подход предложен отечественным исследователем Л.С. Ходонович. Диагностика развития музыкальных способностей и музыкального творчества детей дошкольного возраста 3-4 года
Диагностика развития музыкальных способностей и музыкального творчества детей дошкольного возраста 4-5лет
|