Главная страница
Навигация по странице:

  • Брачное право Древней Руси: возникновение и развитие в условиях язычества

  • Регулирование брачно-семейных отношений на Руси в условиях язычества

  • Родители и дети

  • Расторжение брака

  • Переход от языческой цивилизации к христианской культуре.

  • Семья в Древней Руси. Регулирование брачносемейных отношений в древней Руси Брачное право Древней Руси возникновение и развитие в условиях язычества


    Скачать 20.68 Kb.
    НазваниеРегулирование брачносемейных отношений в древней Руси Брачное право Древней Руси возникновение и развитие в условиях язычества
    Дата04.03.2019
    Размер20.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСемья в Древней Руси.docx
    ТипДокументы
    #69578

    Регулирование брачно-семейных отношений в древней Руси

    Брачное право Древней Руси: возникновение и развитие в условиях язычества

    Семейно-брачные отношения до Крещения Руси регулировались нормами обычая. Летописи описывают разные языческие брачные обычаи. Так радимичи, вятичи, северяне, кривичи на «игрищах умыкаху жены себе, с него же кто свещается». Известная оставшаяся с тех времен игра обоего пола в горелки – поздний остаток этих дохристианских брачных умычек. Вражда между родами, вызывавшаяся умычкою чужеродных невест, устранялась веном, отступным, выкупом похищенной невесты у ее родственников. С течением времени вено превратилось в прямую продажу невесты жениху по взаимному соглашению родни обеих сторон: опыт насилия заменялся сделкой с обрядом мирного "хождения зятя (жениха) по невесту", сопровождавшееся уплатой вена.

    У полян существовал другой обычай: невесту приводили к жениху вечером, а на другой день приносили вслед за ней, что давали, т.е. приданое. От этих двух форм брака, хождения жениха и привода невесты пошли выражения "брать замуж" и "выдавать замуж".

    У всех славянских племен существовало такое явление, как многоженство. Летописец говорит, что они брали по две и по три жены; обычай многоженства сохранялся долго и после введения христианства.

    Регулирование брачно-семейных отношений на Руси в условиях язычества

    Семьей можно назвать сложный союз супругов между собой и родителей с детьми. Для бытия семьи в теоретическом и законодательном смысле достаточен один из двух союзов. Семьей признаются муж и жена, не имеющие детей. Семью также может составлять один из родителей вместе с детьми.

    Однако в понимании семьи древними славянами для ее бытия были необходимы оба союза. Считалось, что один союз – союз супругов, у которых не было детей, не выполнял функции семьи. Юридическим основанием союза супругов в русском государстве являлся договор. В основании союза родителей и детей лежало кровное начало, хотя и здесь договорная основа могла присутствовать: постороннее лицо в результате заключения договора об усыновлении имело возможность обрести статус сына.

    В древнеславянском понимании семьи договорное начало преобладало над кровным родством. Термин «СЕМЬЯ» на древне русском означал «товарищество, основанное на договоре или соглашении. Кроме этого термины договорного и семейного права были смешаны, так, например, люди, совершившие сделку купли-продажи, называли друг друга сватами.

    Летописи говорят о том, что у полян уже сложилась моногамная семья, у других славянских племен: родимичей, вятичей, кривичей – ещё сохранялась полигамия, можно сделать вывод, что семейные отношения регулировались нормами обычного права. В разных источниках содержаться указания на несколько способов заключения брака.

    1. Похищение невесты – наиболее древний способ заключения брака. Похищение могло быть действительным или мнимым, т.е. родители и невеста были согласны на брак до похищения. В дальнейшем сговор получает все большее распространение. Имеются сведения об «умыкание у воды» - похищение невесты.

    В «Повести временных лет» говорится о том, что воровали невест с середины весны до середины лета, в промежуток между двумя праздниками — в честь богини любви Лады и Иваном Купалой. Делалось это как бы нечаянно: девушка шла по какому-то делу к реке или озеру, откуда её «вероломно» похищал будущий супруг. Родные невесты знали о похищении заранее, поэтому никто серьёзно не относился к происшествию, все вокруг понимали, что это игра. Кстати, отсюда и корни выражения «играть свадьбу».

    После крещения Руси традиция умыкания постепенно потеряла своё значение. Однако в некоторых деревнях похищали невест с их согласия до XV века — об этом говорят былины, народные песни и церковные епитимии, накладываемые за этот языческий обряд.

    1. Покупка невесты у ее родственников, будь то это отец, мать глава рода. Сама процедура покупки была достаточно сложной. Одним из важных элементов был предварительный договор или запродажная сделка. При этом выделяются два этапа. Первый «Сватовство» - осмотр невесты через посторонних. Второй «Рукобитие» - заключение сделки сторонами: родителями жениха или самим женихом и родителями невесты.

    Плата за невесту была связана с похищением и являлась следствием примирения жениха-похитителя с родом невесты, в результате которого жених за невесту отдавал выкуп. Поэтому не случайно у славян было распространено утверждение, что «тот, у кого родились две или три дочери – обогащается, тогда как имеющий двух-трех сыновей делается бедняком».

    Содержание сделки условия о выкупе и о сроке совершения сделки. В плате за невесту выделяли действительную плату (кладки), получаемую отцом невесты и обрядовую (выкуп), получаемую братом невесты или ее подругами. По договору передавалась не невеста как вещь, а символы власти над ней – плеть, поскольку у русских было только право наказания жены, а не право на жизнь и смерть.

    1. Приведение невесты ее родственниками в дом к жениху. Согласие невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой. Данный способ заключения брака сопровождался обрядом: невесту приводили вечером в дом к жениху, и она снимала с него обувь. На следующий день после свадьбы ее родственники приносили приданое.

    В языческое время господствовало многоженство, хотя оно и не было безграничным. Для обыкновенных людей дозволенной мерой многоженства являлось наличие трех жен, князья же могли превышать эту норму у Владимира было 6 законных жен и 800 наложниц. Личные отношения между супругами во многом зависели от формы заключения брака. При похищении она становилась собственностью мужа, при иных формах заключения брака власть мужа ограничивалась соглашением, заключенным между женихом и родственниками невесты. Тем не менее, власть мужа была велика и распространялась на ее свободу. Из анализа источников, право власти в семье, принадлежавшее мужу, могло осуществляться им как самостоятельно, так и с помощью государственного принуждения. В качестве примера можно привести «Домострой» как один из известнейших древнерусских памятников юридических обычаев. В нем указывалось, как можно и как нельзя бить жену, и устанавливались требования к поведению жены.

    Родители и дети

    Родительская власть представлялась формой права собственности. Дети подчиняются господству отца, как и рабы, и вместе с ними образуют совокупность подвластных лиц (чад). Власть домовладыки сливается с властью отца и мужа, потому что первоначально, и жена вступает только в качестве подвластного лица. Законность происхождения ребенка не имела решающего значения. Отец имел право на жизнь и смерть своих детей, на их свободу. Это право встречается у всех народов, и нет оснований отрицать его существование в древнем русском быту.

    Усыновление рассматривалось как «искусственное сыновство» и сопровождалось обрядом фиктивного рождения. Процедура усыновления могла происходить также в результате женитьбы мужчины на вдове брата, фактического приема, усыновляемого в дом, в результате особого договорного акта между усыновителем и усыновляемым. Основная цель такого усыновления сохранение численности и прочности общины.

    В Древней Руси существовал и институт опеки как способ замены родительской власти. Опекунами становились родственники ребенка, которые заботились о его воспитании, защищали его права и интересы. Перед смертью отец мог назначить опекуном совершенно постороннее лицо. Поскольку имущество принадлежало роду, имущественных обязанностей опекун не имел. Другие родственники ребенка-сироты осуществляли строгий надзор за опекуном.

    Расторжение брака

    Развод в период существования языческой семьи производился свободно. Расторжение брака было возможно по обоюдному согласию. Языческий обряд требовал от супругов отправиться к ручью и встать на противоположных берегах. Взявши за концы тонкую ветку, тянуть ее до той поры, пока она не разорвется. Чибиряев С.А. указывал: «У воды совершался языческий брак, у воды он и прекращался». Развод осуществлялся по общему согласию следующим образом: «муж и жена шли к проточной воде и становились каждый на противоположном берегу речки или ручья и взявшись за концы толстую холсту, тянули ее до тех пор, пока не разрывали, после того расходились куда им угодно и делались свободными.»

    В то же время часть авторов указывали на нерасторжимость брака в языческом браке. В.В. Момотов в своей монографии пишет: «Языческие представления говорили о том, что брак вечен, и он не заканчивается земной жизнью, на это указывает сожжение вдов у руссов при смерти мужа (чтобы не оскорбить достоинство мужа), очень подробно описанное арабскими историками.»

    Переход от языческой цивилизации к христианской культуре.

    После крещения Руси в 988 году и присвоения церковью монопольного права утверждения брака начали складываться нормы брачного права, включавшие иные свадебные ритуалы. Правовое регулирование брачно-семейных отношений претерпело кардинальные изменения. По мнению русского историка права 19 в. Василия Ивановича Сергеевича, один из важнейших способов формирования древнерусского права – это рецепция византийского законодательства, международные договоры Киевской Руси с Византией содержат источники, «проникнутые греческими понятиями».

    Семья находилась под покровительством православной церкви, вот почему семейно-брачные отношения регулировались в основном нормами церковного права.

    В структуре семьи Библия определяет положение каждого из супругов, где муж занимает главенствующее положение: «жена да боится своего мужа»1. Существует мнение, что по Библии муж безраздельно и деспотично главенствует в семье, не считаясь с интересами женщины. Однако в Библии приводятся строки и о том, как муж должен обращаться со своей женой: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3:19), «Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (1-е Пет. 3:7), «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Ефесянам, 5:25-29). Согласно священной книге члены семьи должны пребывать в единомыслии, любви к Богу, друг к другу и своим ближним (1-е Тим. 5:8, от Матфея, 22:37-39).

    Христианская церковь требовала также, чтобы между лицами, вступающими в брак, было достигнуто соглашение.

    Брачный возраст был установлен для мужчин – 15 лет, для женщин 12 лет, хотя он и не соблюдался вплоть до XVIII века. Имеются сведения о заключении брака с «красною девицей 5 лет от роду».

    Христианство запретило практиковавшееся на Руси многоженство. Состояние в браке становится препятствием к вступлению в новый брак.

    Препятствием к вступлению в брак являлись родство и свойство. Стремясь укрепить брачные узы, церковные уставы запрещали скрытые формы нарушения брачного законодательства: супружескую измену, половые сношения между родственниками и свойственниками.

    Церковь рассматривала брак не только как плотский союз, но и как духовный, поэтому браки допускались лишь между христианами.

    Перечень поводов к расторжению брака почти целиком был заимствован из византийских законов, в частности из Прохирона (сборник норм византийского гражданского, уголовного, судебного и церковного права), но с учетом русских традиций. Итак, брак растрогался, когда:

    1. Обнаруживалось, что жена слышала от других людей о готовящемся злоумышленнии на власть и жизнь князя, а от мужа своего утаила;

    2. Муж заставал жену с прелюбодеем или это доказывалось показаниями послухов;

    3. Жена вынашивала замысел отравить мужа зельем или знала о готовящемся другими людьми убийстве мужа, а ему не сказала;

    4. Жена без разрешения мужа посещала пиры с чужими людьми и оставалась ночевать без мужа;

    5. Жена посещала днем или ночью (не имело значения) игрища, несмотря на запрещения мужа;

    6. Жена давала наводку вору похитить имущество мужа или сама что-либо похищала или совершала кражу из церкви.

    Обращает на себя внимание то, что повод к разводу могла дать только жена, но не муж, которому, очевидно, предоставлялась большая свобода в семейной жизни.

    Личные и имущественные права супругов обусловливались главенством отца и мужа в семье, что определялось всем укладом жизни Древней Руси.


    написать администратору сайта