Главная страница
Навигация по странице:

  • Реклама зрелищ: афиша

  • Скульптурные портреты

  • Элементы конфессиональной рекламы

  • Способы регулирования рекламного процесса в античности

  • 4. Глава вторая. Реклама в античном обществе. Реклама в античном обществе


    Скачать 343 Kb.
    НазваниеРеклама в античном обществе
    Анкор4. Глава вторая. Реклама в античном обществе.doc
    Дата21.08.2017
    Размер343 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла4. Глава вторая. Реклама в античном обществе.doc
    ТипГлава
    #8414
    страница2 из 2
    1   2

    Римская протогазета, в отличие от помпейских надписей и картин, в нашем распоряжении отсутствует, но ссылки на нее мы читаем у Та­цита, Сенеки и других авторов античного периода. Это два «издания», продолжавшие традиции album: тексты, написанные краской на белой поверхности.

    Первый вариант назывался «acta senatus», («дела сенатские»). На специально выбеленной территории выводились черной краской последние решения сената. Эта акция была задумана и реализована Юлием Цезарем в 59 году до н. э., когда он был еще консулом. Какой срок просуществовало это новшество — источники умалчивают, но известно, что сменивший Цезаря Октавиан Август ввел другой вари­ант сообщений.

    В связи с «acta senatus» мы ничего не можем сказать об объявлени­ях как таковых. А вот «acta diurni populi romani» («повседневные дела римского народа») представляли из себя достаточно широкий белый плацдарм, на котором сообщались уже и повседневные события. Там было отведено место для кратких сообщений типа объявлений. О них мы можем судить по косвенным ссылкам: Сенека в письмах Луциллию сетует, что в какой экземпляр «acta diurna» ни загляни, наткнешься на объявления о разводах римских матрон. Нравственные чувства фи­лософа были этим оскорблены. Нам же ценно установить, что начало межличностных объявлений в прессе — римская протогазета.



    Рис. 1. Вариант реконструкции хлебной лавки в античном городе Помпеи. Между колоннами вариант album — специально выделенного места для письменных объявлений жителей города и окрестностей



    12 См.:Виchli Н. 6000 Jahre Werbung. В. 1-4. Berlin, 1962-1967.

    13 Цит. по: Школьник Л. С., Тарасов Е. Ф. Язык улицы. — М., 1977. С. 5.

    14 Цит. по: Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. — М., 1988. С. 96.

    15 Цит. по: Богачева Н. Реклама. Ее возникновение и некоторые сведения из истории развития. — М., 1969. С. 9.

    16 Богачева Н. Реклама. Ее возникновение и некоторые сведения из истории развития. — М., 1969. С. 9.


    Реклама зрелищ: афиша
    Афиша — жанр рекламы, рождающийся в античности. До сих пор мы говорили о профессиональном жанре объявления, рассматривая его в логике устных форм, в вариантах призыва и воззвания. В письменном и смешанном вариантах объявление как бы «прорастает» в афишу.

    Афиша также зафиксирована на стенах Помпеи. Это — детализиро­ванное сообщение о событии, происходящем в рамках города, как пра­вило, зрелище или собрании.

    По отношению к объявлению, отличием афиши является степень письменной детализации. Первое как в письменном, так и устном вари­антах обязано быть кратким, спрессованным. Информационная струк­тура афиши много сложнее и разветвленнее. Например: «20 пар гладиа­торов Децима Лукреция Сатрия Валента, бессменного фламина Нерона, Цезаря сына Августа, и десять пар гладиаторов Децима Лукреция, сына Валента будут сражаться в Помпеяхза в, 5,4,3 дня и накануне апрель­ских ид (т. е. 8,9,10,11 апреля), а также будет представлена охота по всем правилам, и будет натянут навес. Написал это Эмилий Целер, один при лунном свете»17.

    Здесь мы обнаруживаем специфическую для афиши детализацию предстоящего события. Что касается Эмилия Целера, то археологи обнаружили дом, где жил этот человек, которого один из немецких историков называет старейшим профессионалом письменных сообще­ний18.

    Афиши о гладиаторских боях — любимом развлечении древних, — как правило, включали информацию об устроителе игр, времени со­стязаний, имена сражающихся в каждой паре, а также свернутые све­дения, позволяющие взвесить шансы противников. Из каких школ вы­шли гладиаторы: Ner (Нерон), Jul (Юлий Цезарь). Цифры, следующие за именем каждого из гладиаторов, указывали на количество поедин­ков, в которых он принял участие. Буквы, стоящие как заголовок над каждой парой, характеризовали вооружение гладиатора. В некоторых случаях эти тексты подкреплялись изображением сражающихся гла­диаторов.

    Как правило, технология изготовления афиш напоминала альбумы. Эти надписи выводились красиво красной краской в таких местах, где собиралось и проходило много народа: в дворике бань, у форума, на стенах театра, базилики, у городских ворот и даже на могильных па­мятниках, расположенных по сторонам оживленной дороги, ведшей в город. Однако известны и варианты афиш, исполненные на папиру­се, которые продавали с рук.

    Параллельно с функционированием письменных афиш сообщения о собраниях и зрелищах поручались глашатаям. Римский историк Геродиан пишет, что когда император Септимий Север решил устроить Секулярные игры, проводившиеся раз в столетие, в 204 году, «в Риме и по всей Италии глашатаи призывали всех прийти и увидеть то, что они никогда не видели прежде и не увидят впоследствии»19.



    17 Федорова Е. В. Латинские надписи. — М., 1976. С. 100.

    18 См.: Paneth E. Entwiklung der Reclame vom Altertum bis zum Gegenwart. — Munchen und Berlin, 1926. S. 59.

    19 Геродиан История императорской власти после Марка. — М., 1996. С. 59.

    Политическая реклама
    Среди данных о письменных объявлениях в античности запечатле­ны любопытные явления политической рекламы. В истории Геродота зафиксировано событие из эпохи греко-персидских войн, происходив­ших в VI в до н. э. Фемистокл, борец против персов со стороны Афин, велел вырезать на камнях надпись: «Ионяне! (это греческая диаспора на малоазиатской территории — авт.) Вы поступаете несправедливо, идя войной на своих предков, помогая варварам поработить Элладу. Пере­ходите скорей на нашу сторону. Если же это невозможно, по крайней мере, хоть сами не сражайтесь против нас. И попросите коринфцев поступить так же. Если вы не можете сделать ни того, ни другого, если вы скованы слишком тяжелой цепью принуждения и не можете ее сбро­сить, то сражайтесь как трусы, когда дело дойдет до битвы. Не забы­вайте никогда, что вы произошли от нас и что из-за вас первоначально пошла у нас вражда с персидским царем»20.

    Цитата, которую приводит Геродот, имеет следы оперативного по­литического призыва, содержащего указание на то, что ионяне стали союзниками греков, а не персов. Им приходилось трудно, они разрыва­лись между воюющими сторонами, потому что уже часть ионийской территории была занята персидскими сатрапами. Обращает на себя вни­мание то, что Фемистокл гибко пытается рассмотреть ситуацию, учи­тывая ее сложность. В числе «подсказанных» ионянам моделей пове­дения содержится и крайний вариант: хотя бы не проявлять рвения в битвах против своих соотечественников.

    Большое число призывов и лозунгов политического характера возни­кало на стенах античных городов в периоды выборов городских магист­ратов. Свою лепту в этот процесс вносили «звучноголосые» глашатаи, особенно те, кто стремился предложить свои услуги перспективным кандидатам на выборные должности, дабы не лишиться и при новом составе муниципалитета своей работы.

    Помимо глашатаев, в гуще предвыборных баталий оказывались та­кие авторы рекламных текстов, как писцы. Пожалуй, подобная их деятельность недалека от той, что осуществляется современными ко-пирайтерами. М. Е. Сергеенко пишет: «В предвыборной агитации важным человеком был писец-каллиграф, которого нанимали делать надписи... Перед новыми выборами (предыдущие тексты — авт.) за­крывали слоем свежей штукатурки, по которой писец и выводил затем новую надпись... Эти писцы любили проставлять под надписью свои имена. Служило это и удовлетворению авторов, и целям рекламы: каждый мог видеть, кто же стал создателем такой превосходной рабо­ты»21.

    Далее исследовательница подчеркивает: «Помпейские писцы были не только мастерами каллиграфии — они были подлинными знатока­ми рекламного дела. Белая полоса штукатурки, иногда еще как бы встав­ленная в рамку, заставляла надпись словно выступать из стены; круп­ные, отчетливо выписанные буквы так и бросались в глаза. ...В узких помпейских улочках от таких надписей некуда было деваться: они вну­шали, настаивали, приказывали»22. Словом, они качественно выполня­ли профессионально определившиеся функции рекламных текстов.

    Конечно, помимо услуг писцов, стоивших недешево, сторонники того или иного кандидата полагались и на собственные силы: стены домов покрывались граффити предвыборного содержания. Например: «Ры­баки! Выбирайте эдилом Попидия Руфа». Здесь ощутима опора на кор­поративное взаимопонимание. В иерархии муниципального управле­ния эдил — пост градоначальника, от которого зависели многие условия профессиональной деятельности. Рыбаки, видимо, надеялись получить определенные льготы.

    «Прошу, чтобы вы сделали эдилом Модеста»:

    Рыбаки выдвигают Попидия Руфа, коллегии других ремесленников ратуют за Модеста на ту же должность. Хронология этих призывов па­раллельна, иначе надписи были бы затерты и процарапаны новые.

    На стене дома Требия Валента, много раз избиравшегося эдилом, обнаружены такие тексты:

    «Требий Валентп, ты спишь».

    «Требий, проснись и выбирай»23.

    В связи с подобными упреками любопытно, что они встречаются не только в адрес самих кандидатов, но и неизвестных людей: трактирщи­ка Графика, какого-то клиента Полита, каких-то Астила и Инфанта.

    На этом основании исследователи античной культуры делают вы­вод о том, что кандидаты имели агентов, на обязаности которых было ведение избирательной кампании и слежка за противной стороной.

    Очевидно, подобной команде адресована приписка под одним из предвыборных призывов: «Чтобты заболел, если из зависти это унич­тожишь». А также надпись на стене Лореева дома: «Подражать надо, а не завидовать»24.

    Стены дома Пинария Цериала, исполнявшего в Помпеях должность жреца Геркулеса, покрыты рядом карикатур, что свидетельствует о на­личии и такого инструмента в арсенале политической борьбы антич­ности. Рисовальщики пытались подчеркнуть большой нос Цериала, изображенного в ритуальной позе священнодействующего жреца.

    Античностью были освоены и определенные формы антирекламы. На самой бойкой улице Помпеи обнаружена прекрасно исполненная надпись, в которой эдилом рекомендуется Цериний Ватий от имени «всех сонливцев и всех пьянчуг»25.

    Не только надписи и карикатуры участвовали в интенсивной полити­ческой жизни рабовладельческих демократий. Утверждению актуаль­ных политических взглядов, борьбе и столкновению идей служили также предметно-изобразительные приемы и средства. Среди них — воз­ведение трофейных сооружений в знак одержанных военных побед, организация триумфальных шествий, прославляющих удачливых пол­ководцев, тиражирование скульптур выдающихся политических дея­телей. Все эти приемы, на наш взгляд, своеобразная политическая рек­лама. И она бытовала на протяжении всего тысячелетия античности.

    Скульптурные портреты правителей или героев сопровождались краткими хвалебными надписями — элогиями. Один из античных био­графов, Диоген Лаэртский, в частности, сообщает, что Деметрию Фалерскому, правителю Афин в 317-307 г. до н. э., граждане воздвигли 360 статуй «по большей части представляющих его верхом или на колес­нице четверкой или парой...»26. Правда, когда счастливая звезда этого правителя закатилась, «все те статуи были низвергнуты, иные прода­ны, иные потоплены, а иные (рассказывают и так) перекованы в ночные горшки27.

    Это происходило в IV веке до нашей эры. О подобном же пишет рим­ский историк Геродиан спустя почти пятьсот лет. Правда, в период за­ката античной государственности нравственные устои были настолько расшатаны, что стало обыкновением для тщеславных граждан самим себе возводить статуи за собственные деньги28.

    Геродиан пишет об императоре Коммоде: «Ои поставил и свои ста­туи по всему городу и даже против здания сената — статую с натяну­тыми луком — он хотел, чтоб и его изображения грозили ужасом. Эту статую сенат после его смерти убрал и воздвиг изображение свободы»29.

    Императоры в этот период провозглашались преторианской гварди­ей и низвергались ею с головокружительной быстротой. Можно себе представить, насколько были загружены заказами мастера-ваятели.

    Торжественные надписи в честь своих победоносных завоевателей римляне высекали не только на статуях, но и на фронтонах триумфаль­ных арок, возводившихся по случаю чествования воинов-героев. Надпи­си комментировали знаменитые ростральные колонны, несущие на себе носы боевых кораблей, захваченных в бою. Так наглядно и осязаемо демонстрировалось могущество римской державы, оказывая огромное положительное воздействие на патриотические чувства граждан.

    Той же цели — и не менее эффективно — служили триумфальные шествия. Обычно они начинались от Марсова поля, двигались через Рим к Форуму и заканчивались у резиденции правителей — Капито­лийского дворца. Шествие возглавляли сенаторы и магистраты, за ними несли военные трофеи. Далее — на богато украшенной колеснице, за­пряженной белыми рысаками, в пурпурном плаще и лавровом венке двигался триумфатор. За ним шли его отличившиеся войска, затем вели пленных, в большинстве своем ставших рабами. Шествие завершалось жертвоприношениями, раздачей подарков и денег плебсу, всеобщим пиром. В организацию триумфального ритуала были вовлечены все выразительные возможности демонстративности, все знаковые средства культуры: предметные, изобразительные, звуковые, вербальные. Чтобы подчеркнуть родовитость триумфатора, в процессии несли восковые маски его предков — деталь, которая была непременным элементом интерьера знатных римлян. А также, исполняла не только мемориаль­ную, но и демонстративную функцию. Общее количество предметно-изобразительных фрагментов шествия, мастерство их отделки — все это характеризовало величие деяний триумфатора. Прошедшие через века в античной культуре торжественные процессии — одна из форм удов­летворения общественной потребности в самооценке, самопознании и самовыражении. Созерцая и приобщаясь к праздничному действию, население ощущало себя причастным к величию империи.

    Римский историк Гай Светоний Транквилл рассказывает, что Юлий Цезарь после окончания гражданской войны отпраздновал пять (!) три­умфов, четыре из них только в течение одного месяца. И каждый был оформлен «со своей особой роскошью и убранством». Например, во вре­мя африканского триумфа «на Капитолий он вступил при огнях, сорок слонов с факелами гили справа и слева. В понтийском триумфе среди прочих предметов в процессии несли надпись из трех слов: "Пришел, уви­дел, победил"...»30.

    Насколько это впечатляющий лозунг, мы можем судить по тому, что он не потерял своей экспрессивно-суггестивной мощи две тысячи лет спустя после деяний Юлия Цезаря. В современной коммерческой рос­сийской рекламе он встречается слишком уж часто. Подобная навяз­чивость губительно влияет на впечатления от афоризмов. Два года не­прерывного употребления идиомы способны измельчить ее смысл так, как это не удалось достигнуть двум тысячелетиям.

    Мы убедились, что греко-римская античность располагала разнооб­разными, в том числе и весьма развитыми, жанрами политической рек­ламы. Учитывать многовековой опыт весьма полезно в данном ответв­лении профессиональной рекламной деятельности.



    20 Геродот История. В IX книгах. — М., 1993. С. 383.

    21 Сергеенко М. Е. Помпеи. — М.-Л., 1949. С. 99-100.

    22 Там же. С. 100-101.

    23 Сергеенко М. Е. Помпеи. — М.-Л., 1949. С. 97.

    24 Там же.

    25 Там же. С. 99.

    26 Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо­фов. — М., 1979. С. 227.

    27 Там же. С. 228.

    28 См.: Сергеенко М. Е. Помпеи. — М.-Л., 1949. С. 74.

    29 Геродиан История императорской власти после Марка. — М., 1996. С. 22.

    30 Гай Светоний Транквилл Жизнь двенадцати цезарей. — М., 1993. С. 17.



    Элементы конфессиональной рекламы
    Элементы культа не в меньшей степени, чем политические пристра­стия, пронизывали всю духовную и материальную культуру античности, что соответствует религиозному мироощущению человека греко-рим­ской эпохи. И здесь, в контексте формирования рекламного процесса, наиболее интересны различные варианты торжественных процессий.

    Они посвящались различным богам Олимпийского пантеона и прово­дились ежегодно в утвержденные традицией календарные сроки.

    На исходе античности жители римской державы все дальше отсту­пают от традиций, включая в свой обиход поклонение новым богам. Апулей описывает одно из многочисленных празднеств, посвященных богине плодородия. «Вот появляются первые участники величествен­ной процессии, каждый прекрасно разодетый по своему вкусу и выбору. Тот с военным поясом изображал солдата, этого подобранный кверху плащ, сандалии и рогатина превратили в охотника, другой в позолочен­ных туфлях, в шелковом платье, драгоценных уборах, с заплетенными в косы волосами, плавной походкой подражал женщине. Дальше в поно­жах, в шлеме, со щитом и мечом кто-то выступает, будто сейчас при­шел с гладиаторского состязания; был и такой, что в пурпурной одеж­де, сликторскими связками, играл роль должностного лица, и такой, что корчил из себя философа в широком плаще, плетеных сандалиях, с посо­хом и козлиной бородкой; были здесь и птицелов, и рыбак — оба с трост­никами: у одного они смазаны клеем, у другого — с крючками на конце. Тут же и ручную медведицу, на носилках сидевшую, несли как почтенную матрону, и обезьяна в матерчатом колпаке и фригийском платье шаф­ранового цвета, протягивая золотой кубок, изображала пастуха Тани-меда; шел и осел с приклееными крыльями рядом с дряхлым стариком: сразу скажешь — вот Беллерофонт (мифический герой, победивший чу­довище — Химеру на крылатом коне), а вот Пегас... Женщины, блистая белоснежными одеждами, радуя взгляд разнообразными уборами, укра­шенные весенними венками, одни из подола цветочками усыпали путь, по которому шествовала священная процессия, у других за спинами были повешены блестящие зеркала, чтобы подвигающейся богине был виден весь священный поезд позади нее; некоторые, держа гребни из слоновой кости, движением рук и сгибанием пальцев делали вид, будто расчесы­вают и прибирают волосы владычице; были и такие, что дивным баль­замом и другими благовониями окропляли улицы. Тут же большая толпа людей обоего пола с фонарями, факелами, свечами и всякого рода искус­ственными светильниками в руках прославляла источник сияния звезд небесных. Свирели и флейты, звуча сладчайшими мелодиями, создавали очаровательную музыку. За музыкантами — прелестный хор избран­ных юношей в сверкающих белизной роскошных одеждах, повторял стро­фы прекрасной песни, слова и мелодию которой сочинил благоволением муз известный поэт; песнопение это заключало в себе, между прочим, зачин более величественного гимна с молитвами и обетами»31.

    Описание детально передает синкретичность священного действа, сплавленность в нем разнообразных знаковых систем, наработанных культурой: музыки, пения, танца, фарса, устной поэзии, скульптуры и т. п. Здесь начало драматургических жанров, средневековых мисте­рий и карнавалов. Здесь содержатся и зародыши рекламных акций — целенаправленного сочетания множества знаковых средств, мобилизо­ванных ради комплексного воздействия на потенциального потребите­ля: зрителя, участника, попутчика.

    Как упоминалось выше, в общий рекламный процесс вливались при­зывы бродячих проповедников экзотических восточных культов, а так­же многочисленных прорицателей, предлагавших за приемлемую пла­ту узнать будущее. Спрос на последних был чрезвычайно велик, но столь же велико было и число законченных обманщиков в этой среде. Апу­лей рассказывает: «Установив одно общее предсказание на различные случаи жизни, таким манером дурачили они массы людей, спрашивав­ших у них совета по самым разнообразным поводам.

    Быки в запряжке пашут землю для того,

    Чтобы посевам впредь привольно зеленеть.

    Случалось ли, что желающие вступить в брак спрашивали совета, они уверяли, что ответ попадает как раз в цель: сопряженные супружеством создадут многочисленное потомство; если запрашивал их человек, соби­рающийся приобрести имение, то оракул говорил правильно... Хотел ли кто получить божественное указание, беспокоясь на счет предстояще­го путешествия, вот уже готова ему упряжка самых смирных четверо­ногих, а посев сулил барыш; добивался ли кто ответа, удачно ли окон­чится предстоящее сражение или преследование разбойничьей шайки, они утверждали, что прорицание благоприятно и знаменует полную победу, т. к. головы врагов склонятся под ярмо и будет захвачена обиль­ная и богатая добыча. Этим мошенническим прорицанием вытянули они немало денег32.

    Мошенники рекламировали свои оракульские услуги настойчиво и изобразительно, создавая образцы того, что в западноевропейском Средневековье будет названо «дутой» рекламой.

    Наиболее выразительный и полноценный рекламный текст, посвя­щенный сакральным проблемам — постижению воли богов посредством толкования снов, дошел до нас от третьего века до н. э. Это надпись, высеченная на каменной стеле и найденная в развалинах древнеегипет­ского города Мемфиса. «Я, Рино, с острова Крит по воле богов толкую сновидения»33. Данное древнейшее объявление сочетает слова и иллюст­рацию, представляющую священного быка Аписа. Можно предполо­жить, что результативность столь фундаментальной рекламы была до­статочно высока.



    31 Апулей Метаморфозы. В IX книгах. — М., 1959. С. 300-301.

    32 Апулей Метаморфозы. В IX книгах. — М.,1959. С. 250.

    33 Цит. по: Феофанов О. А. США: реклама и общество. — М., 1974. С. 50.





    Способы регулирования рекламного процесса в античности
    Интенсивность рекламных и иных массовых информационных по­токов в античном городе потребовала их регулирования. В целях пре­сечения чрезмерного шумового разгула и изобилия неряшливой рек­ламы, попадавшейся то здесь, то там, иногда в самых неподходящих местах, городские власти требовали: «Запрещается писать здесь, горе тому, чье имя будет упомянуто здесь. Да не будет ему удачи». Стихия граффити породила шутливую эпиграмму:

    Я удивляюсь тебе, стена,

    Как могла ты не рухнуть,

    А продолжаешь нести

    Надписей столько дрянных?34

    Можно предположить, что в противовес этой стихии и родилась идея albuma — специально выделенных участков для обмена насущной ин­формацией.

    Велось достаточно строгое наблюдение над исполнением правил бла­гопристойной торговли и завлечения покупателей на античных рын­ках. В Афинах магистрат выделял должность агоранома — блюстителя порядка на рыночной площади. Им нередко помогали и общегородские блюстители норм — астиномы, о которых шла речь ранее. Относитель­но деятельности первых афинские установления гласили: «Обязанность наблюдения за правильностью торга и за пользованием надлежащими мерами и весами лежит на агораноме... Торговцы, которые нарушают... правила, будут подлежать наказанию кнутом, если они рабы, и штра­фу, если они люди свободные»35.

    Итак, агораномы следили в греческих полисах за порядком на рын­ках, в целом, в том числе и за общей пристойностью устной рекламы.

    Этого им далеко не всегда удавалось добиться, как нам известно из ра­нее приводившихся сведений Геродота и рассуждений Платона.



    Рис. 2. Самый древний из ныне известных профессионально изготовленных рекламных текстов. Надпись приглашает посетить гадателя по имени Рино с острова Крит. Изображение священного быка Аписа призвано усилить убедительность и выразительность рекламного сообщения III в. до н. э. Найден в египетском городе Мемфисе

    Однако попытки упорядочить рекламный процесс повторялись вновь и вновь. О некоторых рассказывает в I веке н. э. римский литератор Авл Гелий. По его словам, курильные эдилы (градоначальники) Рима издавали эдикты, регламентирующие рыночную торговлю и ведение судопроизводства в торговых спорах. Например, в эдикте было указа­но: «Позаботься, чтобы объявление о продаже отдельных рабов было составлено так, что можно было бы сразу понять, какую кто имеет болезнь или физический недостаток, кто является беглым, или бродя­гой, или ненаказанным еще преступником»36.

    Как видим, забота о достоверности рекламной коммуникации идет рука об руку с ее общим развитием. Античность передала эту заботу средневековой культуре, в чем мы сможем убедиться в последующих главах книги.



    34 Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. — М., 1988. С. 106.

    35 Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. — М., 1912. С. 178.

    36 Авл Геллий. Аттические ночи. — Томск, 1993. С. 53.



    Общие выводы
    1) Профессиональная реклама в условиях античных городов вычле­няется из синкретичных форм проторекламы. Синкретичность — это состояние сплавленности, свернутости текста, когда он выра­жает ряд направлений деятельности и имеет полифункциональ­ный характер. Профессионализм — осознанное определение це­лей, методов и средств конкретного направления деятельности.

    2) Профессиональная реклама античности использует все обще­культурные знаковые средства и их комбинации. Ее опорный жанр — устные объявления, представляющие собою сгусток опе­ративной общеполезной информации. Исходная форма «обра­стает» богатым набором словесных, звуковых, изобразительных приемов, создающих образы (имиджи) развернутых рекламных текстов. Их цель — все активнее воздействовать на психику по­тенциального потребителя, реципиента, приковывать его внима­ние, пробуждать желания и волеизъявления, подталкивать к цен­ным для рекламодателей действиям.

    3) Истоки таких жанров, как афиша, плакат, торговая марка, рек­ламная акция, восходят к античности.

    4) Античная реклама обслуживает, не менее восьми из десяти пере­численных в I таблице социальных сфер жизнедеятельности полиса. Это активно действующие коммерческие, религиозные, политические, юридические рекламные тексты, а также реклама интеллектуальных и бытовых услуг. Варианты межличностной рекламы и саморекламы также отчетливо заявляют о себе.

    5) В античной культуре, как греческой, так и римской, наличеству­ ют факторы регулирования рекламного процесса со стороны вла­стных структур, стремление добиваться достоверности в реклам­ных коммуникациях
    1   2


    написать администратору сайта