Доклад кодиров. Религиозная Картинка Мира
Скачать 302.47 Kb.
|
Доклад Тема: Религиозная Картинка Мира Красткое Описание Современная наука нацелена на построение единой целостной картины мира, изображая ее как взаимосвязанную "сеть бытия". В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые обычный человек воспринимает как данность, как объективность, существующую независимо от наших личных мнений. Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, можно понять и увидеть связи действительности и свое место в ней. Она подразумевает понимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается. Что такое религиозная картина мира? Религиозная картина мира - совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем, важный элемент религиозного мировоззрения. Религиозная картина мира в определенной форме присуща всем религиям, детально разработана в развитых религиозных системах. Главный признак религиозной картины мира — разделение мира на сверхъестественный и естественный, при господстве первого над вторым. Религиозная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей. Религиозная картина мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности. Различие это имеет первостепенное значение для понимания этого подхода. Дело в том, что религиозная концепция бытия дуалистична, поскольку она противопоставляет абсолютное, сверхъестественное бытие, тождественное с Богом, всему многообразию естественных вещей, наделенных бытием. По сути дела, эта картина предусматривает две, коренным образом отличные одна от другой онтологии: онтологию несотворенного бытия и онтологию бытия сотворенного. Абсолютное бытие не может быть познано рациональным путем. Человек, осмысливающий мир как нечто самодостаточное, верит в возможности разума. Иное дело религиозное представление о мире. Единственное на что способен человеческий разум, - подчинить себя вере в существование Абсолюта, а каков Абсолют - это не дело разума. Отсюда следует и смысловое содержание мира. Он приобретает смысл не в силу того, как к нему относится человек, а в силу того, как в нем реализована воля Бога. Этим предопределяется и стратегия поведения человека. Исходя из особенностей религиозной картины мира, рассмотрим ее применительно к трем мировым религиям: христианству, исламу и буддизму. Религия – это особый комплекс взглядов и действий, основанный на вере в реальное существование сверхъестественного и возможность взаимодействовать с ним. Религия не возможна без веры. Верующим она предлагает определенный смысл их существования. Все это выражается в наличии у верующего специфического восприятия мира, т. е. в наличии религиозного, мировоззрения. Религиозное мировоззрение, несмотря на свою «агрессивность» не отменяет наличие в индивиде и иных типов мировоззрения, вступающих друг с другом и с религиозным мировоззрением в неразрывные связи и определяя во многом специфику личности конкретного индивида. Это хитросплетение мировоззрений в нас и делает каждого неповторимым, уникальным человеком, а не только индивидом. Именно завершенное (сформировавшееся) мировоззрение позволяет говорить о личности, именно через мировоззрение индивид предстает личностью для других, только обладатель специфического мировоззрения интересен другому и способен выжить в социальном мире. Мировоззрение – это результат жизненного опыта человека. Оно включает в себя знания, убеждения, верования, настроения, стремления, надежды, нормы, ценности и идеалы человека. Мировоззрение циклически развивается в четырех компонентах: познавательном, ценностно-нормативном, эмоционально-волевом и практическом, последовательно трансформируясь от простого восприятия мира к активному или пассивному. Поэтапное осмысление мира приводит в конечном итоге к формированию жизненной позиции человека. Религиозное мировоззрение как особый его тип формирует специфическое отношение к миру, в котором человек ощущает свою сопричастность ко всем явлениям и процессам. Специфика религиозного мировоззрения обусловлена спецификой религиозного сознания, которое функционирует на двух уровнях – обыденном и концептуальном. На обыденном уровне религиозное сознание предстает в виде типичных образов, настроений, чувств широкого общества верующих людей, сюда же можно включить суеверия и те представления, которые не содержаться в официальном учении, но активно влияют на верующих. Например, представление о Боге как «глубоком старце», вера в наличие разума, воли и чувств у животных и предметов и т. п. Концептуальный уровень, также называемый теоретическим, состоит из системы религиозных верований, религиозных концепций и религиозной философии. Такой уровень развития религиозного сознания присущ не всем формам религиозности, в действительности он возможен лишь на второй ступени развития религии, когда появляется круг людей, «специализирующихся» на религии (жрецы, теологи, религиозные журналисты). Для первобытных форм религии нехарактерен и невозможен концептуальный уровень религиозного сознания, так как у первобытного человека не было возможности хранения теоретических знаний. Религиозное сознание отличается символизмом образов и представлений, т. е. содержание последних не сводиться к их прямому значению, а наоборот чаще обозначает что-либо из сверхъестественной реальности, презентует это, а иногда и замещает в этой реальности. Религиозный образ предстает как религиозный символ, а он, как и любой символ, заключает в себе множество тесно переплетенных в единое образов. С одной стороны, сложность религиозного символа позволяет транслировать сразу несколько смыслов, но с другой, – затрудняет понимание содержания религиозного образа, сознанию верующего проще и понятней интуитивное восприятие религиозного образа. Поэтому религиозному человеку очень трудно объяснить рационально предмет своей веры, но легко говорить о нем, приводить его в качестве обоснования своих рассуждений. Другой специфической чертой религиозного сознания является наглядность и повышенная эмоциональность. Несмотря на символизм своего содержания, религиозные образы всегда конкретны в своей наглядности. Это можно увидеть, например, в притчах Иисуса Христа, который на примерах обычной жизни людей объяснял реалии и законы сверхъестественного мира. Или же, например, в проповеди Мухаммеда, которая редко выходит за пределы обыденных ситуаций, советы Корана всегда конкретны. При этом наглядность не может бать произвольной, она всегда отражает специфику верующих. В религиозном сознании фиксируются только привычные представления, даже фантастические образы мифологических существ можно разложить на простые составляющие. Трудно представить критского минотавра с головой неизвестного критянам верблюда. Третьей характерной чертой религиозного сознания является консерватизм, но это не обозначает его неизменности. Религиозное сознание меняется и довольно интенсивно, но при этом не происходит его сущностных изменений. Могут меняться образы, символы или религиозные конструкции, но они всегда будут соотносимы с прежними образами, представлениями и конструкциями. Все религиозные представления связаны между собой и выстраиваются в стройную религиозную картину мира. Религиозная картина мира – это система наиболее общих религиозных представлений о мире, характерная для группы верующих. Она имеет универсальные компоненты, которые повторяются независимо от конфессиональной принадлежности человека. Такая картина, в первую очередь, объясняет строение мира. В ней всегда есть представление о двух планах реальности или двух реальностях – естественной и сверхъестественной. Она всегда содержит представление о происхождении мира и его будущем. Есть две религиозные версии происхождения мира, согласно первой, мир формировался как преодоление хаоса – такого состояния, в котором все существовало, но не было порядка. Такую версию часто называют мифологической, она характерна, в частности, для греческой, египетской и индийской мифологии. Собственно миром в такой картине может быть признан лишь новый установившийся порядок, за которым и следят многочисленные мифологические существа. Согласно второй версии, мир является результатом творения, осуществленного сверхъестественным существом. Если это творение осуществлено из ничего, т. е. миру ничто не предшествовало и для его творения не были использованы посторонние средства, то такая позиция называется креационизмом. Креационизм присущ всем авраамическим религиям, где Бог сотворил мир своей волей за шесть дней. Религиозная картина мира рассматривает три уровня (яруса) бытия. Разделения мира на естественный и сверхъестественный еще не обозначает выделения в нем двух реальностей. В сознании первобытного человека естественное и сверхъестественное соседствуют в мире и не могут быть отделены друг от друга. Позже происходит подмена такого представления представлением о существовании потусторонней реальности, в которой существуют как неведомые силы, так и люди до рождения и после смерти. Этот «иной мир» все еще не противопоставляется «естественному миру», а служит как бы его продолжением, он даже предстает часто как некое далекое место, например на краю земли. Более сложное и характерное для современного человека представление является наложением на предыдущее представление оценочных суждений человека, а в результате получается три яруса мира: мир божественный, природный мир и мир зла (преисподняя). В такой картине мира формируется четкая вертикальная иерархия ярусов, объясняется их соподчинение. Часто в предлагаемой иерархии ярусов они четко противопоставлены друг другу, но даже если такое противопоставление отсутствует, центральное место всегда остается за божественным миром. Именно он считается организующим началом и «командным центром» бытия, только высшим существам этого мира известны смысл и суть бытия, только они могут по своей воле менять бытие. А удел природного мира, – в котором и существует человек, – следовать воле божественного мира. Но это осложняется вмешательством злых сил, влияние которых должен всячески избегать человек. Такая ориентированность религиозного сознания на божественное называется теоцентризмом. Не менее важной составляющей религиозной картины мира является представление о конце света, о завершающей фазе его существования. Такое представление называется эсхатологией, корни которой восходят опять же к первобытным верованиям, для которых характерно убеждение в том, что то, что однажды возникло, обязательно когда-нибудь исчезнет. Вечно лишь то, что существовало до возникновения мира, то, что относится к сверхъестественному. Следующим компонентом религиозного мировоззрения являются ценностные нормативные представления. Совокупность и обоснования их правильности можно назвать религиозной наукой жизни, которая является прямым продолжением религиозной картины мира. Если представить религиозную картину мира как карту, то наука жизни будет компасом и маршрутом, которого следует придерживаться для безопасного следования. Религиозные ценности существуют объективно для верующих, они являются неотъемлемой частью мира, на их основе в мировоззрении формируются представления о добре и зле, о счастье и несчастье, о ценности и смысле жизни. Нормы же определяют правила одобренного свыше существования в мире, они показывают и подсказывают, как правильно реализовать свое ценностное отношение и как соотнести свое поведение с ценностями. |