Религиозная ситуация в современном белорусском обществе может быть осмыслена в контексте радикальных изменений, которые произошли в 1990-х годах. Сложная эволюция экономических, социально-политических и идеологических условий функционирования религии в современном обществе, специфика социального взаимодействия религиозных институтов с основными социальными институтами порождает переплетение сакральных и секулярных процессов, вносит существенные поправки в содержание и формы религиозной деятельности. Современная религиозная ситуация в обществе определяется как «религиозное возрождение». Считается, что среди верующих происходят изменения как в качестве религиозных убеждений, так и в интенсивности религиозной жизни, изменяются социально-демографические характеристики верующих. Среди верующих увеличивается удельный вес молодежи и лиц с высшим образованием. Изменяется отношение к религии и религиозным организациям со стороны государства и общества. Формируется образ религии как важного социального института современного общества. В общественном сознании меняется образ религии, многие члены современного белорусского общества расценивают религию как основу для возрождения нравственности и духовности, как стержень национальной культуры. На законодательном уровне признается исторический вклад в христианства, особенно в его православной интерпретации, в формирование белорусской государственности и культуры. Данное положение требует усиленного внимания государства к интересам верующих различных конфессий, учета их потребностей, интересов и мнений во внутренней и внешней политики. Религиозная ситуация в современной Белоруссии характеризуется достижением относительно высокого уровня религиозной свободы. Религиозным организациям законодательно предоставлено право выполнять свои религиозные и социальные функции как среди верующих, так и в обществе в целом. Религия, основная функция которой в общественной жизни, по мнению Э. Дюркгейма, заключается в сплочении общества в единое целое, может стать одним из факторов, провоцирующих различные общественные катаклизмы. Данное утверждение подкрепляется множеством исторических примеров, а также примером сегодняшнего дня: будь то конфликты на Балканах, на Ближнем Востоке или террористические акты в России, США, Испании, Англии, или события во Франции. По данным опроса молодежи Могилевской области, 30% молодых людей считает, что именно религиозные причины привели к событиям 11 сентября 2001 года. Религия проникает в сознание представителей всех социальных слоев, в том числе и в сознание молодежи. Молодежь, как носитель религиозного сознания, неизбежно (в какой-то своей части) может стать носителем религиозного экстремизма, проявляющегося в нетерпимости, фанатизме, религиозной исключительности. Учитывая уровень и степень религиозности особенно молодых граждан нашего государства, можно было бы предположить, что проявления религиозной нетерпимости, религиозного фанатизма на сегодняшний день в Беларуси исключено. Однако, потенциал к действиям, которые могут носить религиозноэкстремистский характер, у молодежи имеется. По результатам наших исследований, у такой социальной группы, как молодежь, религиозный экстремизм проявляется в готовности бороться с представителями иной религии, носителями иных убеждений даже насильственными методами, в отрицательном отношении к другой религии, выраженном в согласии на применение запретительных санкций к иной религии, иным убеждениям. Количество склонных к применению насилия по отношению к представителям иных религий колеблется в пределах 6–7% от общего числа опрошенных. В республике велись и ведутся исследования религиозной и конфессиональной истории, исследования религиозности населения. Подавляющее большинство данных о религиозной ситуации в Беларуси, которыми пользуются современные исследователи религии, получены в ходе изысканий Института социологии НАН Беларуси и Центра социологических и политических исследований БГУ. Дополняют панораму данные (на материале региональной выборки), полученные вузами областных центров. Анализу религиозной ситуации в Беларуси посвящены работы Бабосова Е.М., Землякова Л.Е., Котлярова И.В., Новиковой Л.Г., Безнюка Д.К., Пирожник И.И., Озем Г.З., Морозовой С.А. Мировоззренческие поиски, изменение системы ценностных ориентаций белорусского студенчества, учащейся молодежи рассматриваются в работах С.Д. Лаптенка, Е.С. Прокошиной, М.Я. Ленсу. Религиозность современной белорусской молодежи, содержание верований, включенность в обрядовую практику анализируются в работах Л.Е. Землякова, Д.Г. Ротмана, Л.Г. Новиковой, О.А. Шелест. В настоящей работе рассматриваются различные аспекты молодежной религиозности в условиях суверенного Белорусского государства. Основными направлениями социологического исследования данной проблемы является определение позиций и стратегии социального поведения молодежи в сфере религии. Изучение данной проблемы предоставляет возможность выявления и анализа путей и тенденций дальнейшего развития религиозной ситуации в белорусском обществе. Эмпирическую базу работы составили материалы исследований, проводившихся кафедрой гуманитарных наук Могилевского государственного университета продовольствия. При непосредственном участии автора были проведены восемь социологических исследований по областной выборке (2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2007, 2008, 2009). Исследования проводились по однотипной методике, что обеспечивает сопоставимость результатов. Исследования 2002 (600 респондентов), 2004 (679 респондентов), 2008 (500 респондентов) и 2009 (457 респондентов) годов были полностью посвящены проблемам религиозности молодежи. |