Религиозные конфессии реферат. Религиозные конфессии
Скачать 26.72 Kb.
|
Введение Религиозные конфессии и организации являются вторым по значимости после государства институтом политической системы общества. В традициях русской политологической школы (прежде всего, в работах К.П. Победоносцева, Б.Н. Чичерина и Л.А. Тихомирова) рассмотрение данного института, обозначаемого как «Церковь», происходило сквозь призму взаимоотношения Церкви с государством. В настоящее время применительно к системе взаимоотношений государства и религиозных конфессий и организаций употреблять понятие «Церковь» будет не совсем корректно, поскольку в системе религиоведческих дисциплин, и прежде всего социологии религии, стало общепринятым выделять четыре типа религиозных организаций: церковь, секту, деноминацию, культ. Религиозные конфессии В Послании Президента РФ Федеральному Собранию говорится: «Если для ряда европейских стран национальная гордость – давно забытое понятие, а суверенитет – слишком большая роскошь, то для России реальный государственный суверенитет – абсолютно необходимое условие её существования» [5]. Далее В. В. Путин сказал: «Впереди время сложное, напряжённое, и многое зависит от каждого из нас на своём рабочем месте» [5]. Обратимся к Концепции общественной безопасности Российской Федерации: «Одним из основных источников угроз общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. Особую озабоченность вызывает распространение экстремистских настроений среди молодёжи» [3]. В настоящий момент требуется мобилизация всех патриотических сил для решения насущных задач, стоящих перед Российским государством, для обеспечения его безопасности. Религиозные конфессии, организации и группы находятся на острие битвы, полем которой, по словам Ф. М. Достоевского, является сердце человека. От того кто выиграет эту битву зависит, во многом, будущее России. Особая роль в обеспечении общественной безопасности страны принадлежит Русской Православной Церкви (РПЦ). Ее духовное и моральное влияние очевидно. Русская Православная Церковь имеет богатые традиции патриотического служения. Вспомним слова митрополита Сергия (Страгородского), с которыми он обратился к православным 22 июня 1941 г.: «Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства» [4]. И в наши дни РПЦ вносит большой вклад в дело укрепления народного единства, в дело патриотического воспитания молодежи. Эта работа должна быть продолжена и расширена. Одной из наиболее многочисленных конфессий в России является ислам. Традиционная мусульманская община России исторически стояла и стоит на патриотических позициях. Можно вспомнить слова татарского поэта Г. Тукая: «Нам предлагают подлецы, мы слышим чёрный их совет. К султану Вы должны уйти, а здесь для вас дороги нет…. Мы не уйдем туда: уйти не могут города и реки, здесь пережитые века пребудут с нами, здесь навеки» [2]. И сегодня большую роль в деле обеспечения общественной безопасности играют мусульманское духовенство и мусульманские религиозные организации. Это роль, во многом связана, с необходимостью снижения уровня террористической угрозы, который «на территории РФ продолжает оставаться высоким, масштабы последствий террористических актов значительны. Террористы стремятся расширить географию своей деятельности, на территории страны отмечается активность международных террористических организаций, которые привлекают наёмников и боевиков, состоящих в экстремистских организациях, и оказывают им финансовую помощь, поставляют оружие» [3]. В настоящее время наибольшее число терактов в мире совершаются под религиозными лозунгами. Еще сто лет назад ситуация была иной, и терроризм выступал под политическими лозунгами, наибольшее число терактов совершалось анархистами. Сегодня боевики-исламисты готовы умирать и убивать за свои идеалы. Особую опасность представляет распространение в России салафизма (иначе называемого ваххабизмом). Ваххабиты выступают против национальных культур и государств. Идеология ваххабизма предполагает отказ от национальной идентичности в пользу всемирного халифата. Очень печально видеть, когда на футбольных матчах некоторые болельщики дагестанских команд поднимают флаг не Дагестана, а Саудовской Аравии. В борьбе за умы и сердца не должно быть места пассивности, выжидательным настроениям, надеждам на то, что все само собой устроится. Особую опасность салафитским группам придает их стремление к инфильтрации, постепенному проникновению в существующие традиционные религиозные сообщества и приобретению в них определяющего влияния. За приобретением влияния следует фактическая или юридическая замена духовных лидеров и превращение некогда вполне традиционного религиозного сообщества в очаг ваххабитской пропаганды. Ваххабитская идеология носит крайне агрессивный и тоталитарный характер. Она предполагает полный контроль над всеми сферами деятельности человека, его личной, социальной и политической жизнью. В настоящий момент мы видим, что ваххабизм на мировой арене окончательно вышел за рамки отдельных подпольных групп и организаций. Создано целое ваххабитское государство ИГИЛ, обладающее очень крупными материальными и людскими ресурсами. Определенные круги на Западе стремятся разыграть «исламскую карту» в геополитическом противостоянии с Россией. В настоящее время существует большая подвижность населения и в пределах Российской Федерации и в пределах СНГ. В российских городах оказывается большое число людей отождествляющих себя с исламом, но при этом не имеющих сформированных религиозных взглядов. Эти люди становятся объектом воздействия и, зачастую, легкой добычей ваххабитских пропагандистов. Представители традиционного российского мусульманского духовенства должны целенаправленно работать в среде мигрантов. Лидеры национальных диаспор должны создавать в своих диаспорах духовный климат, способствующий взаимоуважению и взаимопониманию между представителями различных религий и национальностей. Экстремистские взгляды идут рука об руку с уголовщиной всех видов: от бытового хулиганства до создания вооруженных банд. Экстремистские пропагандисты нередко используют реально существующие проблемы регионов и диаспор для разжигания ненависти и вовлечения в преступную деятельность. Для эффективного противодействия этому руководители национальных диаспор и религиозных объединений должны держать руку на пульсе духовной и экономической жизни в своих сообществах, проявлять каждодневное внимание к нуждам и проблемам людей. Традиционные для России исламские религиозные организации должны выработать формы и методы эффективного противостояния ваххабитской пропаганде. На все заявления и утверждения ваххабитов должны быть сформулированы достойные опровержения. Традиционному исламскому духовенству необходимо суметь донести свои аргументы до каждого верующего, выразить их в доступной и убедительной форме. Особое значение для всех конфессий имеет работа с молодежью. К сожалению, в определенный период представители радикальных исламистских групп сумели найти подход к значительному числу представителей молодого поколения на Кавказе и в других регионах, втянуть их в банды и террористические группы. Традиционное духовенство должно совершенствовать работу с молодежью, завоевывать у нее авторитет, вырабатывать у нее приверженность традиционным духовным и моральным ценностям и иммунитет к экстремистским идеям. Недопустимыми и крайней опасными являются все формы экстремистской идеологии, все виды агитации направленные на разжигание межрелигиозной и межэтнической розни. Именно на раскол российского общества делают ставку геополитические противники России. Россия не должна становится местом побоищ между экстремистами различных направлений. Необходимо создание в обществе атмосферы нетерпимости к любым проявлениям экстремизма как в словах, так и в действиях. На протяжении нескольких веков протестанты принимали активное и плодотворное участие во всех сферах государственной и общественной жизни России. В 1862 г. среди полковников русской армии было около 25 % протестантов, а среди генералов – около 28 %. Из протестантской среды на протяжении XVIII-XIX вв. вышло множество военных и государственных деятелей России, деятелей науки и культуры. Когда началась Великая Отечественная Война, Всесоюзный совет евангельских христиан (ВСЕХ) обратился к Евангельским Христианам СССР со следующими словами: «Сейчас, дорогие братья и сестры, наступили дни не на словах, а на деле показать наше искреннее отношение к Родине и к переживаемым нашей страной событиям. Многие братья будут призваны к защите своей страны. Мы зовем их исполнить свой долг до конца, не из страха наказания, но по совести (посл. Римлян. 13,5)» [1]. Можно вспомнить и Обращение Всесоюзного совета Евангельских Христиан и Баптистов (ВСЕХиБ) ко всем общинам евангельских христиан и баптистов в местностях, освобожденных от немецкой оккупации (1944 г.). Это обращение было принято в момент, когда были освобождены территории, на которых проживало значительное количество протестантов, и среди них встал вопрос о допустимости службы в Красной Армии. ВСЕХиБ занял однозначную патриотическую позицию: «В дни, когда народы нашей родной страны ведут великую Отечественную войну против немецких захватчиков, мы неоднократно призывали всех членов общин к самому добросовестному исполнению своих обязанностей как на фронте, так и в тылу. С радостью мы можем отметить, что эти призывы не остались без ответа: наши братья на фронте сражаются хорошо, и наши братья и сестры в тылу работают тоже хорошо. Братья и сестры! Будем горячими патриотами своей родной земли! Будем послушны Евангелию во всем: и в духовных, и в гражданских вопросах жизни. Все, как один, на служение родине! Покажем и в этом нашем служении свет Христа! Братья, выполняйте с честью свой воинский долг! Сестры, самоотверженно стойте на своих постах в тылу!» [1]. Конгресс США принял 5 декабря резолюцию о ведении активной работы как с политическими силами и даже аполитичными НКО, направленной на противодействие российской внешней политике. Следует помнить, что идеологическая борьба может вестись и под прикрытием миссионерской работы. По действующему законодательству деятельность иностранных миссионеров может осуществляться только по приглашению российских религиозных организаций. Необходимо серьезное и ответственное отношение со стороны всех конфессий к вопросам приглашения зарубежных проповедников и предоставления им организационных возможностей. Недопустимо, чтобы к религиозной проповеди примешивалась политическая агитация. В сегодняшней непростой ситуации объединение всех здоровых сил, представителей всех религиозных конфессий и национальностей ради сохранения и укрепления единства общества, даст возможность успешно противостоять угрозам национальной безопасности и создать условия для успешного развития России. Вторым по значимости после государства институтом политической системы общества, безусловно, являются религиозные конфессии и организации, хотя в современной учебной российской политологической литературе данный факт подлежит всяческому замалчивания, подчёркнутому игнорированию и своеобразному «табуированию». В данной литературе мы можем найти большое количество материала о других негосударственных институтах политической системы общества: политических партиях, общественных организациях, корпорациях, тайных обществах и даже группах влияния, но вот упоминание о религиозных конфессиях и организациях в качестве весомого института политической системы общества мы не встретим практически нигде. В лучшем случае найдем несколько строк, в которых упоминается о них как о разновидностях общественно-политических организациях, без раскрытия их сущности и роли в общественно-политических процессах. Причина такого подхода кроется, конечно же, не только в последствиях и «наследии» долгое время господствующего в России агрессивно атеистического режима, но и в навязываемых нам Западом процессах секуляризации, а также в привнесённых к нам с того же Запада и активно продвигаемых секулярных идеологических концепциях, значительно укоренившихся в системе российских общественно-политических и гуманитарных наук. Что характерно, в обоснование «правильности» подобного подхода со стороны его апологетов часто звучат слова о том, что в соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация есть государство светское и что, дескать, религиозным конфессиям и организациям не место в политике. Ущербность подобных аргументов очевидна. Во-первых, принцип светскости государства отнюдь не означает его атеистичности и принципиальной враждебности укреплению и самой констатации факта влияния религиозных конфессий и организаций, в том числе и на политические процессы. Во-вторых, игнорирование влияния традиционных религиозных конфессий и организаций на политические процессы, в силу господства в современных общественно-политических и гуманитарных науках различных «секулярных» идеологем приводит к отрицанию и игнорированию огромного количества фактов, свидетельствующих об обратном, а значит — к искажению объективной истины. В-третьих, отрицать факт влияния традиционных религиозных конфессий и организаций на политическую жизнь общества значит отвергнуть весь исторический опыт развития российского общества и государства (с ведущей ролью в нём Русской Православной Церкви, с которой не могут быть сравнимы никакие политические партии, общественные организации и корпорации), а также богатое наследие русской политологической школы. Поэтому, используя обширное наследие русской политологической школы, необходимо приложить все усилия к восстановлению исторической справедливости и возрождению в системе общественно-политических и гуманитарных наук традиции рассмотрения религиозных конфессий и организаций как особо-значимого, первого после государства института политической системы общества. И в этом отношении нельзя, конечно же, проигнорировать работы таких выдающихся русских мыслителейполитологов, как К.П. Победоносцев, Б.Н. Чичерин и Л.А. Тихомиров, которые уделяли большое внимание изучению данного института, обозначая его как «Церковь», — что было вполне естественно и органично для дореволюционной России и тогдашнего состояния научного знания в системе общественно-политических и гуманитарных наук. Размышляя о специфике положения Церкви как значимого института политической системы общества они рассматривали его прежде всего сквозь призму взаимоотношения Церкви с государством, отмечая его двойственную природу «как нравственно-религиозного и как юридического союза» [Чичерин 2006, с. 294], что является крайне актуальным и для настоящего времени. По мнению К.П. Победоносцева, одним из знаменательных явлений современного ему общества являлась «борьба церковных начал с государственными», основным источником которой являлась «искусственно создаваемая теория отношений между государством и церковью» [Победоносцев 2009, с. 15]. В соответствии с данной теорией «…политическая наука построила строго выработанное учение о решительном отделении церкви и государства, учение, вследствие коего, по закону не допускающему двойственного разделения центральных сил, церковь непременно оказывается на деле учреждением, подчиненным государству» [Победоносцев 2009, с. 18]. При этом церковь «представляется не чем иным, как учреждением, удовлетворяющим одной из признанных государством потребностей населения — потребности религиозной, и новейшее государство обращается к ней с правом своей авторизации, своего надзора и контроля, не заботясь о веровании. Для государства как для верховного учреждения политического такая теория привлекательна, потому что обещает ему полную автономию, решительное устранение всякого, даже духовного, противодействия и упрощение всех операций церковной его политики» Критически осмысливая положения данной теории, К.П. Победоносцев утверждал, что «государство безверное есть не что иное, как утопия невозможная к осуществлению, ибо безверие есть прямое отрицание государства. Религия, и именно христианство, есть духовная основа всякого права в государственном и гражданском быту и всякой истинной культуры. Вот почему мы видим, что политические партии самые враждебные общественному порядку партии, радикально отрицающие государство, провозглашают впереди всего, что религия есть одно лишь личное, частное дело, один лишь личный и частный интерес» [Победоносцев 2009, с. 26—27]. Анализируя исторические примеры и системы взаимоотношений государства и церкви, К.П. Победоносцев выделяет три системы взаимоотношений, в соответствии с которыми эти отношения исторически себя проявили в западноевропейской истории. Первая система, «самая древняя и известная — система установленной или государственной церкви. Государство признаёт одно вероисповедание из числа всех истинным вероисповеданием и одну церковь исключительно поддерживает и покровительствует, к предосуждению всех остальных церквей и вероисповеданий. Это предосуждение означает вообще, что все остальные церкви не признаются истинными или вполне истинными; но практически выражается оно в неодинаковой форме, со множеством разнообразных оттенков и от непризнания и отчуждения доходит иногда до преследования. Во всяком случае, при действии этой системы чужие исповедания подвергаются некоторому, более или менее значительному умалению в чести, в праве и преимуществе, сравнительно со своим, с господствующим исповеданием. Этой системе следуют ныне за немногими исключениями, все европейские государства» [Победоносцев 2010, с. 60]. Вторая система предполагает одинаково беспристрастное отношение государства ко всем вероисповеданиям: «вне всякого покровительства, равно как и вне всякого предосуждения, ни одной церкви не признавая ни своей, ни чужою, и предоставляя каждой ведать и устраивать свои дела и обряды как угодно. Это система равенства церквей, или по новейшей формуле изобретённой Кавуром2, система “свободной церкви в свободном государстве”, любимая система нынешней партии либералов в мире. Она принята прежде всего и полнее всего осуществляется в Североамериканских Соединённых Штатах, а в последнее время допущена английским законодательством относительно Ирландии. На бумаге и в теории система эта представляется простейшею и совершеннейшею: поборники её верят и утверждают, что рано или поздно она будет введена повсюду, как единственное средство к верному и справедливому разрешению отношений меду государством и церковью» [Победоносцев 2010, с. 60—61]. Заключение Традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп. Такое печалование, являющееся долгом Церкви, осуществляется через устное или письменное обращение к органам государственной власти различных ветвей и уровней со стороны соответствующих церковных инстанций» [Основы социальной концепции РПЦ]. При этом оговорено, что в случае, «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении» [Основы социальной концепции РПЦ]. «Церковь должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни. В осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства. Она также вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию» [Основы социальной концепции РПЦ]. Взаимодействие государства и традиционных религиозных конфессий и организаций носит в настоящее время в Российской Федерации разноплановый характер. Однако, поскольку, многочисленные социологические опросы свидетельствуют о возросшем доверии наших сограждан к Русской Православной Церкви (см., напр.: [Зубок, Чупров 2008, с. 110]) и другим традиционным религиозным конфессиям, игнорировать и не признавать как значимый институт политической системы общества религиозные конфессии и организации, являющиеся одновременно крупными и влиятельными корпорациями, в корне неверно. Литература 1. Всесоюзное совещание евангельских христиан и баптистов в Москве с 26 по 29 октября 1944 г. // Братский вестник. – 1945. – № 1 : [сайт]. – URL: http://anabaptist.ru/obmen/hystory/ist2/files/journals/ journal_03/bv1945/1945_1.html 2. Габдулла Т. Не уйдем! / Т. Габдулла // Люди : [сайт]. – URL: http://lit.peoples.ru/poetry/gabdulla_tukay/poem_26085.shtml 3. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_154602/ 4. Обращение митрополита Сергия (Страгородского) 22 июня 1941 г. // Православие и мир : [сайт]. – URL: http://www.pravmir.ru/ obrashhenie-mitropolita-sergiya-stragorodskogo-22-iyunya-1941-goda/ 5. Послание Президента Федеральному Собранию // Президент России : [сайт]. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 47173 |