Социология реферат Религия. титул итоговое практическое задание (Автосохраненный). Религия как социальный институт ее структура, типы, формы религиозных организаций
Скачать 46.15 Kb.
|
ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Социология» Реферат на тему: «Религия как социальный институт: ее структура, типы, формы религиозных организаций» (тема практического задания)
Москва 2021-12-30 Оглавление 1. Титульный лист--------------------------------------------------------1 2. Оглавление--------------------------------------------------------------2 3. Введение ----------------------------------------------------------------3 4. Основная часть --------------------------------------------------------5 5. Заключение -------------------------------------------------------------8 6. Библиографический список ----------------------------------------10 Введение Тема моего реферата «Религия как социальный институт: ее структура, типы, формы религиозных организаций». Религиозные представления людей зародились в глубокой древности. Как и религиозные обряды, культы, они отличались большим разнообразием. Важной вехой в истории стало появление мировых религий. Церковь объединяет верующих одного вероисповедания, разрабатывает единые нормы их поведения. В наши дни религиозная деятельность обрела новый размах и новые формы. Если мифология возвращает человека к рождению, то религия обещает вечность. Ученые религиоведы не могут дать точного определения религии, но если рассматривать данную тему с социологической стороны существует довольно конкретное определение этого понятия. Религия – это мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которые определяются верой в существование сверхъестественного. В социальной структуре общества религия традиционно представляет собой один из важнейших социальных институтов, включающих систему социальных норм, верований и ритуалов, формальных и неформальных кодексов поведения, организационных форм. В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты: религиозное сознание, которое может быть обыденным и концептуальным; религиозные отношения; религиозные организации. В малых культурах часто обнаруживаются две основные формы религии – тотемизм (вера в животных) и анимизм (вера в призраков). Их рассматривают как архаичные формы религии, не свойственные развитым индустриальным странам. В случае существования множества богов, религию называют политеистической; если же религия предполагает веру в одного (единственного) Бога, ее называют монотеистической. Такими оказались иудаиз и христианство. Выделяютэтические религии, для которых характерно отсутствие богов и придание особого значения этическим идеалам. К ним относятся буддизм, конфуцианство, даосизм. В настоящее время различают мировые религии (буддизм, христианство, ислам) и локальные (иудаизм, конфуцианство, синтоизм); а также институциональные (традиционные) религии– это объединение верующих, связанных системой религиозных отношений, для которой характерно единство вероучения, обрядности, организации. Религиозный институт отличается устойчивостью, жесткой иерархией, господством догматики и строгих предписаний в области вероучения и поведения. Такой институт освящается и канонизируется. Как правило, к таким институтам относят церковь, устойчивую секту. Внеинституциональные религии – это различные модернистские объединения верующих, часто противопоставляющие себя обществу и религиозному институту, для которых характерно свободное членство, отсутствие иерархии и строгой дисциплины. Принадлежность к нетрадиционной религии определяется исключительно принятием определенных верований (как правило, это различные культы и неустойчивые секты). Зрелые религии включают в себя определенное учение (догматику), религиозно-нравственное нормы, культ – систему ритуальных действий, особый комплекс религиозных переживаний – веру. Основная часть Издавна бытовала традиция вести происхождение термина «религия» от латинского глагола religare(«связывать»). Связь эта истолковывалась двояко. В работах современного православного богослова А.Меня религия рассматривается как связь человека с Богом, вернее, как действия, направленные на восстановление утраченной связи: «религия – это восстановление связи между человеком и Богом, начинается в истории человечества после грехопадения»{1}. Английский философ Нового времени Ф. Бэкон рассматривал религию как форму связи между людьми, а не связи между человеком и Богом: «Религия, - писал он, - наиболее важные связующие узы человечества»{2} . Все разнообразие прошлых и существующих ныне исследований соответствует этим двум подходам к религии – пониманию ее как чисто «земного» явления и осмыслению ее как формы связи человека с Богом. Среди граждан России имеются верующие трех мировых религий. Христианство представлено всеми основными направлениями. Самым многочисленным по числу последователей является православие. Православие возникает как исторические форма христианства, основанная на решениях первых Вселенских соборов, принявших Символ веры (1 вселенский собор в Никее – 325 г. и 2 Вселенский собор в Константинополе (Царьграде) – 381 г.), православие ни в чем не отходило от этих принципиальных решений, и рассматривает себя как кафолическое учение. Особенности существования христианства на западе (после падения Западной римской империи) и на Востоке (где Византия просуществовала до середины 15 века, когда под ударами турок 29 мая 1453 г. пал Константинополь) привело к появлению сильнейших различий в организации, вероучении и культе, привнесенных западными христианами. Православие никаких изменений не вносило и не принимало. Сегодня в мире православие представлено уже упоминавшимися древнеапостольскими православными церквами, также целым рядом других независимых церквей, которые не вмешиваются в дела друг друга, находятся в согласии как церкви-сестры. Крупнейшей православной церковью является Русская Православная Церковь, верующие которой проживают не только в России, но и в Республике Беларусь, на Украине, в Западной Европе, а также в ряде стран ближнего зарубежья, включая республики Средней Азии и Казахстан. В России православие представлено различными направлениями старообрядчества, а также молоканами, духоборами, хлыстами, скопцами и т. д. Католицизм в России имеет определенное число последователей. Протестантизм среди граждан России представлен как официальными церквами, так и течениями, которые считались сектами (хотя сами себя их представители именуют также церквами) – это евангельские христиане-баптисты (объединенные в Российский союз евангельских христиан-баптистов – председатель Петр Коновальчик), пятидесятники, адвентисты седьмого дня, братские менониты, свидетели Иеговы и др. Ислам в основном, распространен среди жителей таких республик Поволжья, как Татарстан и Башкортостан, а также среди татар и башкир, проживающих в других регионах России. Буддизм исповедует значительная часть населения Калмыкии, а также часть жителей Бурятии (где имеются и крещеные буряты). Проживают буддисты в Туве, а в последнее время появились и в Горном Алтае. Среди граждан России имеются и верующие иудаизма. Организационно исповедующие иудаизм объединены в Конгресс еврейских религиозных общин и организацией России. Среди отдельных народов Севера представлен шаманизм. Есть попытки возрождения языческих культов, например, среди жителей Республики Марий Эл. Цитата Бенджамина Дизраэли: «Все умные люди исповедуют одну и ту же религию. Какую? Умные люди никогда об этом не говорят»{3} Абсолютно согласна с высказыванием автора. Каждый человек вправе выбрать свою веру или отказаться от неё вовсе, но никто другой не может осуждать за этот выбор. Вера - это сугубо личное, не напоказ. А Энтони Эшли Купер Шефтсбери сказал: «Трудно вообразить, какая же в том честь богу, если его славят создания, неспособные различить, что достойно хвалы и что превосходно в самом роде человеческом».{4} Этим высказыванием автор будто принижает уровень разума человека и степень достоверности бога, выражая это тем, что создание (человек) не способен распознать, чем ему восхищаться (бог). Это суждение, на мой взгляд, является спорным. Человек - существо разумное и способно развиваться в любой сфере деятельности, имеет своё мнение и убеждение. Ни для кого не секрет, что каждый человек уникален. Что кажется прекрасным одному индивиду, другому кажется безобразным и наоборот. Заключение Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Религия как социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения. Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня, очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения. На положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности – наука и политика. Их эволюция в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые возможности. Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость. Когда общество каждый день сталкивается с огромным количеством социальных препятствий, религиозная тематика становится особенно популярна. Поэтому мне кажется, что тема моего реферата является актуальной. Биографический список {1}Александр Владимирович Мень- православный богослов, протоиерей Русской православной церкви, автор книг по богословию, истории христианства и других религий, основам христианского вероучения, православному богослужению. Концент религиозного опыта в русской мысли в начале ХХ века и в современном богословии {2} Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон (1561—1626). Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. {3} Бенджамин Дизраэли английский государственный деятель Консервативной партии Великобритании, 40-й и 42-й Премьер-министр Великобритании 1804 – 1881/ Источник: https://ru.citaty.net/tsitaty-o-religii/ {4} Нет подтверждения идентичности данного автора, поэтому речь необязательно идет об известной личности. Энтони Эшли Купер Шефтсбери — английский философ, писатель и политик, деятель просвещения. Третий граф Шефтсбери. Автор работ, собранных в трёх томах «Характеристики людей, нравов, мнений, времен», посвященных этическим, эстетическим, религиозным и политическим проблемам. Источник: https://ru.citaty.net/avtory/entoni-eshli-kuper-sheftsberi/ file:///C:/Users/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D1%8F/Downloads/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.pdf https://gendocs.ru/v26682/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82 |