Религия
Скачать 114.53 Kb.
|
РелигияОпределение сущности религии Мы все понимаем, что относится к религии (проходя мимо храма, понятно, что это религиозное сооружение), но дать понятие религии сложно. 1) Одной из важнейших черт религии является то, что она все связанное с нею делает священным. Ее символы, реликвии, храмы – это святыни, ее положения – святые истины, ее наиболее отличившиеся приверженцы причисляются лику святых, ее служители, отправляющие религиозные обряды – священнослужители, священники. Священное (по Мирче Элиаде) – это переживание какой-либо реальности как чего-то наиболее подлинного, то есть реальности самой что ни на есть. Самое реальное для человека. Для людей с мифологическим сознанием мир неоднороден. Есть часть, нагруженная смыслом, сакральным, более реальное. По мере отдаления от этой точки наиболее сакрального реальность снижается. Соответственно, религия – это форма духовной жизни, основанная на таком переживании части реальности как наиболее подлинного. СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ, СТОЛЬКО И ВЕР. У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА СВОЕ СВЯЩЕННОЕ 2) Следующая черта религии – это наличие веры. Вера – это убеждение в истинности какого-либо знания при отсутствии доказательств его истинности. При этом надо отличать веру от верования, которая есть знание, основанное на вере. Вера представляет собой психологическую установку, обеспечивающую приверженность к предмету веры и устраняющую сомнения в нем. Все существующие формы верований можно разделить на нерелигиозные верования и религии. Эти последние делятся еще на две категории: теистические и нетеистические В обыденной жизни мы часто отождествляем понятия “вера” и “религия”. Однако, это не верно. Неверующие имеют много верований, которые нельзя назвать религиозными в строгом смысле (так называемые крипторелигии). Человек потребен в системе ориентаций – это осуществляется религией, это его духовная потребность, присущая только людям (Эрих Фромм). Религия – это связь с объектом поклонения, а также определенная группа людей, объединенных единым чувством. Религия не индивидуальна! Это и есть отличие от веры. Теистические – организуются вокруг образа БОГА В нетеистической такой концепции нет Гуманизм – стремление жить добронравно без религии и суеверий (основано на преобладании разума, отвержение всего сверхъестественного). Функции и полномочия Бога берет на себя человек. Человек – высшая ценность. Монотеизм – Ислам, Христианство, Иудаизм (в Иудаизме Бог – Яхва). Ислам и Иудаизм отличаются от Христианства тем, что более характерно ПОСЛУШАНИЕ. Пантеизм – все вокруг – Бог, разные его проявления, реинкарнации. (восточные религии, индуизм – универсальное начало Брахва, буддизм - начало Ничто, конфуцианство – универсальное начало Небо) ФУНКЦИИ РЕЛИГИИДушеспасительная функция (по отношению к личности) Духовная функция (по отношению к культуре) Мирская функция (по отношению к обществу) Душеспасительная функция: Религия отрывает человека от реальности, напоминает ему о высших идеалах, расширяет его кругозор, обращает его взор к небу, возвышает его над житейскими заботами о хлебе насущном, Она дает ему пищу для размышлений и для высоких чувств. Она заставляет его «остановиться и оглянуться», задуматься о смысле жизни, о «спасении души». Религия служит психотерапевтическим средством адаптации людей к трудностям жизни. Она утешает слабых, помогает им пережить трудности жизни. Недаром во время войн, эпидемий, стихийных бедствий наблюдается рост религиозных настроений в обществе. Однако не надежды на загробное блаженство в потустороннем бытии, а реальные действия в этом мире приводят к улучшению жизни. К. Маркс писал, что религия — это «вздох угнетенной твари», «опиум для народа». Подобно опиуму, она уменьшает боль, но не лечит ее причины. Верующий, подобно ребенку, видит в Боге, как в отце, пример для подражания, любящего, заботливого и всемогущего защитника и вместе с тем строгого воспитателя, указующего, что следует и чего не следует делать. Он надеется получить от Бога награду за послушание. Религия утешает человека в несчастьях, вселяет в него надежду на то, что справедливость в конце концов восторжествует, и на небе, после смерти, праведники будут вознаграждены, а грешников постигнет Божья кара. Духовная функция: Религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. В религиозном вероучении задается картина мира, которая претендует на охват всего культурного пространства. Религия создает иерархию ценностей, на вершине которой стоит Бог, и все остальные ценности выводятся из Божественного промысла. Тем самым она подчиняет себе все сферы культуры и объединяет их вокруг себя. В культуре, возникающей на базе определенной религии, служение потребностям церкви образует общую направленность и стилистику художественного творчества. Искусство пронизывается религиозными темами и идеями. Философия и наука исходят из освященных этой религией представлений о Боге, природе, обществе, человеке. Таким образом, все существующее получает единое объяснение и обоснование. Основой культуры становится единый религиозный менталитет, определяющий образ мышления и поведения людей во всех их делах — в труде и отдыхе, в повседневном быту и общественно-политической жизни. Религия является общедоступной формой духовного развития людей. Далеко не все имеют возможность углубиться в занятия искусством, философией, наукой. Это требует серьезной подготовки, достаточно высокого уровня образования и много времени. Религия же общедоступна. Религиозные истины преподносятся в виде афоризмов, рассказов, легенд и притч, которые понятны каждому, независимо от уровня образования. Религиозное искусство — иконопись, скульптура, архитектура, музыка — сюжетно, тематично, наполнено легко угадываемыми аналогиями и иносказаниями. Мирская функция: Религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка. Единая вера сплачивает людей. Она внедряет в их сознание общие для всех нормы поведения. Включенность в религиозную общину и коллективное отправление культовых обрядов дисциплинируют верующих. Не последнюю роль играет и страх веред наказанием Божиим за грехи. Выполнение требований религиозной морали, контролируемое как всевидящим Логом «сверху», так и общественным Мнением, священнослужителями, собственной совестью, наконец, делает поведение верующих стабильным и предсказуемым. Обычно в священных текстах религии излагаются определенные представления о справедливости, правах и обязанностях человека, принципах правосудия и т. д. (например, в исламе подробно регламентируется правила шариата — мусульманского нравственно-правового кодекса). Все это служит обеспечению общественного порядка. Основные элементы религии:Объект поклонения Эмоциональное отношение к объекту Вероучение Религиозный культ Организация верующих Объект поклонения: Бог – личность, субъект и существо. Бог – есть существо разумное, бессмертное и обладающее сверхъестественными способностями, непостижимое для человека, превосходящее человеческое разумение. В сущности, это свойства, которые имеются у человека, но взятые в гипертрофированном, абсолютном виде. Эти свойства БЕСКОНЕЧНЫ. Это сходство между Богом и человеком объясняются двумя способами: религиозное – Бог создал человека по своему образу и подобию, атеистическое – человек создает Бога по олицетворению своих лучших качеств (Л.Фейербах: “религиозное виденье Бога есть зеркало, в котором отражается мечта человека о самом себе”. Вольтер: “Бог создал человека, а человек оплатил ему тем же”). Эмоциональное отношение к объекту поклонения: Религиозная вера – это не просто рациональная убежденность в существовании некой реальности (Бога и прочего), она есть религиозное чувство. Религия пронизана человеческими эмоциями (любовь в христианстве, страх к Зевсу, любовь к Дионису), которые проецируются на Бога. К Богу относятся с разными чувствами (раскаяние, любовь, страх и т.д). Бог также проявляется разные чувства (справедливость, вознаграждение, любовь и т.д). Общение с Богом образует духовный опыт (исихазм). Вероучение: В любой религии есть священный текст – изложение основ религиозного верования. Идет изложение образа Бога, его деяний, пророков-основателей религии, сотворение мира и его устройства, правила жизни и общества. Непременный компонент – рассказы о чудесах, совершаемые Богом или пророками (исцеление больных, воскрешение мертвых, природные чудеса, сверхъестественные явления). Божественные откровения – авторство Богу или ему посланнику. (Моисей получает на Синайской горе 10 заповедей божьих, пророк Мухаммед в пещере получает божественные послания через архангела Джабраила). Затем к откровению добавляются различные толкование исторических авторитетов, которые включают в канон. Толкования нужны для комментариев, обоснующих первичный текст, его объяснению, потому что первичный текст становится непонятным следующим поколениям. Религиозный культ: Выражается в обрядах, заклинаниях, церемониях, шествиях, некие торжественные привлекательные для людей театральные постановки. Молитвы также относятся к этой категории. Религиозные обряды освящают все аспекты жизни (рождение, смерть, женитьба и т.д) – это наследие средневековой культуры, когда религия была ядром культуры, системообразующим началом общества. Сегодня это лишь рудименты, индивидуальный выбор. Религиозный культ не возможен без символизма, потому что нет в нашем мире ничего, что может полностью передать содержание Бога. (в Исламе нельзя отображать Аллаха, потому что нет ничего такого, что может передать его, в христианстве – иконоборцы.) Организация верующих Может быть индивидуальная, личная вера, но не может быть индивидуальной, личной, не находящей поддержки религии. Создаются церкви, общины, объединяющие людей одной религии. Типы религиозностиПримечание: цифры от 1 до 5 в первой строке таблицы обозначают рассмотренные элементы религии. Прочерк в первой клетке означает, что ни один из этих элементов не признается. Атеисты – те, кто не принимает все 5 элемент религии (в том числе и наличие самого объекта поклонения – Бога). Стихийный атеисты – приходят к своей позиции необоснованно, стихийно Сознательные атеисты - приходят к атеистическому мировоззрению на основе осознанного и обдуманного выбора своей позиции, в результате того, что убедились в несостоятельности религиозных взглядов Верующими являются все, кто принимает хотя бы первый элемент религии, т. е. верит в Бога (богов). У многих верующих религиозность этим и ограничивается. Они лишь полагают, что Бог есть, но никаких особых религиозных чувств не испытывают. Есть и такие, кто «боится Бога» (т. е. в их сознании присутствуют и 1-й, и 2-й элемент религии), но не придерживается никакого определенного вероисповедания (конфессии), не связывает свое представление о Боге с каким-то конкретным вероучением. Таких верующих называют неконфессиональными. Поскольку они не выполняют требования какого-то определенного вероучения и, следовательно, не принимают активного участия в религиозной жизни, их называют также пассивными верующими. Другой тип религиозности — конфессиональная религиозность. Она свойственна тем, кто придерживается определенной конфессии, верит в истинность данного вероучения и следует ему в своей жизни. Конфессиональные верующие, однако, тоже могут быть пассивными, т. е. лишь мысленно признавать вероучение, но не придавать существенного значения выполнению всех предписанных им ритуалов, забывать о молитвах, не ходить или лишь изредка наведываться в церковь и т. д. Те же, кто регулярно выполняет предписанные церковью обряды, являются активными верующими. Среди активных конфессиональных верующих можно выделить наиболее последовательных и глубоко религиозных людей, которые не только стараются строго выполнять все правила вероучения, но и состоят членами религиозной общины, постоянно участвующими в ее делах, регулярно посещающими церковь, делающими пожертвования на ее содержание и т. д. Вместе с церковнослужителями они образуют категорию организованных верующих. |