Главная страница

Вопросы по философии. Релятивизм Гераклита Эфесского. Атомизм Демокрита. Число Пифагора


Скачать 22.33 Kb.
НазваниеРелятивизм Гераклита Эфесского. Атомизм Демокрита. Число Пифагора
Дата15.01.2022
Размер22.33 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВопросы по философии.docx
ТипДокументы
#331938

  1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Уровни мировоззрения. Мировоззренческие универсалии как всеобщие схемы человеческой деятельности и мышления. Функции мировоззрения.

  2. Предфилософское значение мифологии и религии. Основные черты мифологии. Предпосылки и причины возникновения философии. Функции философии.

  3. Проблема основного вопроса философии. Отношение человека к миру как предмет философии. Рефлексивный характер философии. Специфика языка и аргументации в философии. Материализм, идеализм и диалектический идеализм.

  4. Основные разделы философского знания: онтология, гносеология, аксиология, праксиология. Философия как самосознание культуры, проблематизация жизни и познания. Философия и наука, философия и искусство: единство и различия.

  5. Социально-исторические предпосылки формирования античной философии. Полис и его роль в развитии древнегреческой мысли. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) о первоначале мира.

  6. Релятивизм Гераклита Эфесского. Атомизм Демокрита. Число Пифагора.

  7. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон) о бытии. Эмпедокл и Анаксагор.

  8. Классический этап в античной философии. Антропологическая проблематика софистов. Сократ: учение о человеке и методе познания (майевтика).

  9. Платон: теория идей и учение о познании, понимание блага, социальная утопия «идеального государства».

  10. Аристотель: Метафизика – учение о форме и материи, четырех причинах, этика (понимание блага и справедливости, человеческой добродетели), политика («правильные» и «неправильные» формы государства).

  11. Эллинистическо-римский этап. Перипатетики. Неоплатонизм. Кинизм.

  12. Философия Эпикура, Левкиппа и Тита Лукреция Кара. Эпикуреизм о человеческом счастье. Стоицизм: внутренняя свобода и человеческая стойкость. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий о благе и долге. Скептицизм (Пиррон, Агриппа): релятивизация познания.

  13. Общая характеристика и основные этапы философии европейского средневековья. Патристика и схоластика. Тертуллиан.

  14. Особенности философско-религиозного мировоззрения Средневековья: креационизм (природа и человек как творение Бога); теизм (абсолютность и трансцендентность Бога миру); теодицея (оправдание Бога в допущении зла); провиденциализм (Божий промысел); откровение (познание божественной истины сердцем); эсхатологизм (вера в конец света); персонализм (человек как образ и подобие Бога). Псевдо-Дионисий Ареопагит.

  15. Августин (Блаженный) Аврелий: природа зла и свобода воли, историософия - идея смысла и направленности истории в учении о «Граде земном» и «Граде Божьем».

  16. Философия Ансельма Кентерберийского и Эриугены.

  17. Философия Пьера Абеляра и Экхарта.

  18. Философия Роджера Бэкона и Иоанна Дунса Скота.

  19. Философия Уильяма Оккама и Жана Буридана.

  20. Антропология Фомы Аквинского: человек как личностное соединение души и тела, учение о гармонии веры и разума, двойственность истины, диалектика «естественного» и «божественного» в этике и праве, общее благо как цель государства, доказательства бытия Бога.

  21. Идейное содержание и мироощущение Ренессанса. Историко-культурное и социальное содержание понятий «возрождение» и «гуманизм». Преодоление средневекового аскетизма, гедонизм, секуляризация духовного мира человека, всесторонность развития, ценность индивидуальности, достоинства и блага человека. Природа человека как гармоническое единство духовного и телесного начал. Культ художника-творца. Данте, Пико делла Мирандола. Реформация и Контреформация.

  22. Философия Эразма Роттердамского и Мишеля Монтеня. Социальные теории Возрождения: Никколо Макиавели и Томас Мор.

  23. Натурфилософия эпохи Возрождения: Коперник и Галилей. Диалектика и гелиоцентризм Н.Кузанского. Пантеизм Джордано Бруно: природа как «бог в вещах»; «мировая душа» как всеоживляющий, движущий и целеведущий принцип; человек как микрокосм.

  24. Социокультурное содержание эпохи Нового времени. Формирование теоретического и экспериментального естествознания, классической науки в ХVII веке. Ориентация философии на естествознание, разрыв со схоластикой и религией. Полемика эмпиризма и рационализма.

  25. Ф.Бэкон: методы опытного познания, проект «Великого Восстановления наук», учение об «идолах», порождающих ошибки в познании и роль метода индукции.

  26. Деизм Р.Декарта, исходный пункт философии – «cogito ergo sum» как осознание роли субъективности, критерии очевидности и истинности, метод познания и его правила, ведущая роль дедукции.

  27. Б.Спиноза: учение о субстанции как природе и как Боге, ее атрибутах и модусах, природа творящая и природа сотворенная, свобода как познанная необходимость.

  28. Г.В.Лейбниц: проект универсальной науки, панлогизм, монадология, концепция «предустановленной гармонии», врожденные принципы морали.

  29. Философия Просвещения. Человеческий разум как принцип критики и «мера» существующего. Роль знаний в общественном прогрессе.

  30. Социальная философия Т. Гоббса: индивидуализм и натурализм в понимании общества, идея «войны всех против всех», теория «естественного права» и общественного договора, происхождение государства, абсолютный суверенитет государства и его функции, благо и зло в рационалистической этике Т.Гоббса.

  31. Дж.Локк об обществе и государстве: естественное состояние людей и происхождение государства, виды естественного и общественного состояний, условия расторжения общественного договора, теория разделения властей, трудовая концепция частной собственности, учение о человеке и воспитании. Дж.Локк как родоначальник европейского либерализма.

  32. Социально-исторические и идейно-теоретические предпосылки Французского Просвещения и его общеевропейское значение. Историческая роль «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Антиклерикализм и свободомыслие Вольтера.

  33. Просветительская концепция общественного прогресса Ж. Кондорсе. Географический детерминизм Ш.Монтескье, классическая формула разделения властей.

  34. Философия «критического идеализма» И.Канта. Докритический (естественнонаучный) и критический период в творчестве И.Канта. Главные произведения критической стадии: «Критика чистого разума» (1781), «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» (1783), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1780), «Религия в пределах только разума» (1793). Учение о разуме и проблема метафизики как науки. Дуализм и агностицизм. «Явление» и «вещь-в-себе». Практический разум. Этика категорического императива. Человек как высшая ценность и творец культуры. Учение о праве и государстве. Учение о вечном мире. Философия истории как моральная телеология.

  35. Философия Г.В.Гегеля: абсолютный идеализм, панлогизм, тождество мышления и бытия, диалектика, его философия истории, история как самопознание свободы, ступени исторического процесса и его закономерный характер.

  36. Культурно-исторические типы Н.Я.Данилевского.

  37. Философия «всеединства» В.С.Соловьева и идея истории как богочеловеческого процесса.

  38. Человек и история в философии Н.Бердяева: онтология свободы и творчества, смысл истории, размышления о судьбе России, критика коммунизма и идея аристократического социализма. Иррационализм Л.Шестова.

  39. Философия русского космизма: Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский.

  40. Философия К. Маркса: деятельность как принцип объяснения общественной жизни, общественные отношения как формы деятельности людей, источники и движущие силы развития общества, формационная концепция общественного развития. Идеология как ценностная форма общественного сознания.

  41. Ф.Ницше о человеке и сверхчеловеке: «воля к власти» как движущая сила человеческой истории, критика христианской морали, переоценка ценностей как задача философии, миф о «вечном возвращении».

  42. Философия экзистенциализма. Теоретические истоки и общая характеристика. Понятие экзистенции. К.Ясперс: учение о пограничных ситуациях, смысл подлинной коммуникации, «осевое» время, смысл и цель истории. Философия М.Хайдеггера: понятие метафизики и ее основная проблема. Бытие человека в мире. «Язык - дом бытия». Подлинное и неподлинное существование.

  43. Экзистенциализм Ж.П.Сартра и А.Камю. Проблема свободы, выбора и ответственности. Обреченность человека на свободу «по Сартру». Человек как проект (экзистенциалистская концепция личности). Жизнь как абсурд в философии А.Камю.

  44. Категории бытия: бытие, небытие, ничто, становление, сущее, субстанция. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятия материального и идеального. Универсальные определения бытия. Пространство и время. Движение и развитие. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

  45. Научные, философские и религиозные картины мира. Философский смысл антропного принципа.

  46. Позитивизм: основные идеи и представители.

  47. Махизм (эмпириокритицизм), основные идеи и представители.

  48. Логический позитивизм, основные идеи и представители.

  49. Постпозитивизм: основные идеи и представители.

  50. Принципы верификации и фальсификации в позитивизме.

  51. Системность как принцип научного познания.

  52. Структурность как принцип научного познания.

  53. Функциональность как принцип научного познания.

  54. Герменевтика как принцип научного познания.

  55. Постмодернизм как социокультурный феномен современности и тип философствования. Онтологические, гносеологические, историко-культурные и эстетические параметры постмодернизма. Критика «онтотеотелеофаллофонологоцентризма» европейской культуры.

  56. Общая характеристика постмодернизма. Ризома как метафора гетерогенности и нелинейности современной культуры. Концепция симулякра Ж.Бодрийяра.


написать администратору сайта