Балетмейстерские решения финтации М. Мусорского. Балетмейстерские решение фантазии М. Решение фантазии М. Мусорского Иванова ночь на лысой горе
Скачать 20.29 Kb.
|
Балетмейстерские решение фантазии М. Мусорского «Иванова ночь на лысой горе» В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём. [3] Мусоргский — гениальный композитор, творчество которого было поначалу недооценено. Новатор, искатель новых путей в музыке, он казался современникам недоучкой. Даже его близкий друг Римский-Корсаков считал, что его произведения можно исполнять только, исправив гармонию, форму и оркестровку и после безвременной кончины Мусоргского осуществил эту огромную работу. Именно в версиях Римского-Корсакова долгое время были известны многие сочинения Мусоргского, в том числе оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». Характер его творчества определил преимущественное обращение Мусоргского к вокальным и сценическим жанрам. Его высочайшие достижения — оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», вокальные циклы «Детская», «Без солнца» и «Песни и пляски смерти».[4] В 1860 году М.П. Мусоргский обратил внимание на драму «Ведьма» товарища Г.Ф. Менгдена, с которым вместе учился. И какой была эта пьеса, сегодня остается только догадываться-текст ее не сохранился. Первоначально композитор задумал сочинить вокально-сценическую композицию при участии хора, симфонического оркестра и солистов. Он сразу же приступил к написанию и даже успел выполнить некоторые фрагменты. Уже в сентябре того года Мусоргский рассказал своему товарищу Балакиреву о том, что получил занятную работу, которую нужно выполнить к лету. Впрочем, вскоре сам замысел был отложен на семь лет. Позднее композитор снова вернулся к этой затее, но уже мыслил произведение лишь в оркестровом варианте, убрав вокальную партию. Тщательно следуя программе, Мусоргский продумал не только форму, но и оркестровал сочинение, прекрасно понимая, что не все оценят это композиционные новшества. Кроме того, композитор очень тщательно изучал описания шабаша в различных источниках, чтобы передать все подробнейшим образом. Примечательно, что завершил его автор накануне Иванова дня-как раз тогда, когда, по народным преданиям, происходит шабаш на Лысой горе. В результате кропотливой работы получился образец потрясающей музыки и не менее прекрасной задумки. Сам композитор в письме к Н.А. Римскому-Корсакову возлагал большие надежды на свое творение и отметил, что «на музыканта, мыслящего должно производить удовлетворительное впечатление». Но что по факту? Произведение забраковала не только публика, но и коллеги, близкие друзья. Более того, М. Балакирев, которому было посвящено сочинение, признал музыку неудачной и запретил исполнять на концертах. Конечно, М.П. Мусоргский признавался, что применил ряд композиционных нововведений и еще до концерта знал, что не все их примут. Более того, он отметил, что за такое сочинение его бы исключили из консерватории. Предложение М. Балакирева переписать «Иванову ночь на лысой горе» композитор сразу отверг, не желая даже слушать это. Первоначально, фантазия была создана Мусоргским для фортепиано с оркестром, чуть позже он уже переделал ее для симфонического оркестра. Через некоторое время Мусоргский снова решил изменить сочинение, на этот раз сделав его частью оперы «Млада». Для этого были внесены некоторые правки и прибавлен хор. Позднее он представил это произведение публике в виде интермедии для его оперы «Сорочинская ярмарка», дописав некоторые фрагменты. Все эти попытки не были доведены до конца. Удалось довести задуманное до финала лишь Н.А. Римскому-Корсакову после смерти автора. Он взял самое лучшие из сохранившихся материалов и завершил цельную композицию. В таком виде симфоническая картина была исполнена в 1886 году. Авторская версия была издана только в 1968 году, а исполнена в 1972 году, в Англии.[1] Программное содержание симфонической картины известно со слов самого Мусоргского. В первом разделе ведьмы собираются на шабаш сплетничают. Картина полета создается пассажами струнных, флейтовыми трелями, размашистыми ходами фаготов, «вскриками» валторн- и все это на мощнейшей звучности. Сплетни же переданы кратким двухтактовым мотивом, излагаемым сначала гобоем, а затем флейтой и струнами. За генеральной паузой следует развитие мотива «сплетен», предстающие в разнообразной тембровой и регистровой окраске, сопровождает это большой барабан, который отбивает триольный ритм. Хроматизированное движение в нисходящем направлении подготавливает второй раздел, определенный композитором как «поезд Сатаны»: тема в духе марша, излагается в перекличках различных групп, динамика постоянно меняется. Следующий раздел «поганая слава Сатане» построен на аккордах духовых, идущих в переменном размере. Затем возвращается материал вступительного раздела-пассажи, мотив сплетен-и все это варьируется, проносясь в стремительном вихре. Заключительный раздел-картина шабаша-вновь предваряется нисходящим хроматическим ходом. Тема излагается в перекличках инструментов и групп, явственно выявляющих тембровый колорит каждой из них. Автор был убежден, что слушателям будет легко воспринимать такой «разбросанный по партиям» оркестр. В заключении симфонической картины вновь возвращается материал вступительного раздела, но теперь в него вплетается целотонная гамма. Завершается шабаш «взлетающим» пассажем струнных. [2] Несмотря на то, что современники не оценили работу Мусоргского, позднее это произведение стало достаточно популярным среди балетмейстеров. В 1918 году А. Горский обратился к фантазии и создал одноименный балет. За разработку либретто он взялся сам, использовав роман Д.С.Мережсковского «Воскресшие боги». Из анонса и рецензий установлено, что Горский первоначально намеревался ставить вакханалию нечистой силы как сцену шабаша ведьм в духе итальянского средневековья, однако переиначив персонажей Мережсковского на русский лад: вместо красивой итальянки мадонны Кассандры, обручающейся с Ночным Козлом, у Горского — Ганна и Черт; вместо патриарха колдунов, верховного жреца Святейшей Инквизиции — Чернобог, вместо каноника — пономарь. У Мережковского Ночной Козел принимал облик юного и прекрасного Диониса, у Горского — бога Ярилы. Таким образом, дьявольский шабаш превращался в балете Горского не в божественную оргию Вакха, а в сцену поклонения древнеславянскому божеству. Работая в это время в московском Большом театре, Горский готовил там новый балет. Премьера прошла 28 мая 1918 года на сцене летнего театра сада «Аквариум». Однако критика посчитала постановку неудачной: в балетном спектакле больше места отводилось сценическим эффектам и театральным превращениям, чем самим танцам, а для такой темы явно не хватало хореографического темперамента, которого требовал музыкальный накал; рецензия гласила: «Вся картина, внешне пестрая, внутренне оказалась бледной». Фёдор Васильевич Лопухов, возглавлявший Петроградский театр оперы и балета, обратившись к музыке из симфонии «Ночь на Лысой горе», придумал свой вариант балета. Лопухов искал новые формы классического танца на фольклорном материале с использованием скоморошества — и музыка для этой темы очень подходила. Он сам написал либретто балета «Ночь на Лысой горе», который называл «Скоморошье бесовское позорище». По его сценарному замыслу, актеры должны были на глазах зрителя разыгрывать скоморошеское действие, хореографическим сюжетом которого стала свадьба Чернобога и Ежи-Бабки (то есть Баба-Яга). В связи с тяжелым материальным положением новые декорации не заказывались, а использовали декорации К.А. Коровина к опере Н.А. Римского-Корсакова «Млада», поставленной там же в 1917 году— для балета Ф. Лопухова они оказались слишком мрачными, однако пришлось довольствоваться тем что есть. Премьера прошла 26 марта 1924г. в бывшей Мариинке, г. Ленинград; Балет начинался неожиданно — с драматической сцены: до того, как вступал оркестр, перед занавесом появлялась шумная ватага скоморохов с бубнами, а с ними глашатай, созывавший народ на представление. Эту роль исполнял мимический артист Николай Солянников, который был одновременно и драматическим актером, и вокалистом, он начинал спектакль словами: «Эй, вы! Люди добрые! Молодые молодцы, красные девицы, слушайте-послушайте, слушайте-послушайте, как на Лысой горе Чернобог с Ежи-бабой сочетается!» — и лишь после этого начиналось балетное представление. Скоморошество, которое столь привлекало балетмейстера гротесковостью и эксцентрикой, было, по замыслу Ф. Лопухова, пародией на церковную обрядовость — а в стране как раз полным ходом развертывалась антиклерикальная кампания, в которой уничтожалось духовенство— уничтожалось в прямом физическом смысле этого слова, — поэтому с точки зрения идеологической спектакль поспел вовремя. Но с точки зрения театрального представления, как и в балете Горского, спектаклю не хватало эмоционального духа, накала, той страсти, которая соответствовала бы музыке. Критика снова объявила балет неудачей. В то же самое время (1924г.), когда Ф. Лопухов работал над постановкой балета «Ночь на Лысой горе» в советском Ленинграде, в Париже и Монте-Карло той же темой по той же музыке занималась Бронислава Фоминична Нижинская. Ее постановка тоже называлась «Ночь на Лысой горе» и предназначалась для труппы Дягилева «Русский балет», где и прошла премьера 13 апреля 1924г. Где точно состоялась премьера, сведения расходятся: по утверждению русской балетной энциклопедии — в Париже, однако другие источники называют Монте-Карло. Еще один спектакль на ту же музыку в том же 1924 году поставил в Тбилиси балетмейстер Михаил Григорьевич Дысковский.В следующем 1925 году в Киеве М.Г. Дысковский повторил свою постановку. К творчеству М. Мусоргского обращался выдающийся деятель балета Серж Лифарь. В 1934 году он поставил в Парижской Опере балет под названием «Чёрная магия», где использовал музыкальные мотивы «Ночи на Лысой горе». В 1946г. он поставил балет с названием «Ночь на Лысой горе» для труппы «Nouveaux Ballet de Monte Carlo» Балетмейстер Дэвид Лишин был приглашен в Американский балетный театр, созданный Люсией Чейз— там он поставил несколько представлений, в том числе в 1943 году создал свой балет «Сорочинская ярмарка» по незавершенной одноименной опере М.Мусоргского. По некоторым данным, для своей постановки он использовал и музыку из «Ночи на Лысой горе». Можно ли отнести эту постановку к балетам на тему симфонии «Ночь на Лысой горе» — трудно сказать. Дважды ставил балет «Ночь на Лысой горе» балетмейстер Р.В. Захаров. В 1951— Большой театр, когда он был в должности главного балетмейстера московского Большого театра. В 1977— Московский классический балет Н. Касаткиной и В. Василёва. В 1952 году свою постановку балета создал польский танцовщик Леон Войциховский. В 1983г. Балетмейстер Игорь Александрович Моисеев создал свою постановку на известную музыку для возглавляемого им ансамбля— Государственный ансамбль народного танца СССР. Он же сам является и разработчиком сценария. При разработке своего одноактного балета И.А.Моисеев использовал произведения Н.В.Гоголя В этой постановке две картины: «Народные гулянья» с использованием народной музыки и «Шабаш на Лысой горе» с музыкой М.П. Мусоргского/Римского-Корсакова. Сюжет сводился к тому, что главный герой, напившись горилки, заснул и во сне оказался на Лысой горе, и все происходящее на сцене — его страшный и феерический сон. Спектакль вышел в 1983 году, и советская цензура поначалу запретила его к постановке — уж очень не по-советски вели себя ведьмы на шабаше во второй части балета. Но цензоры забыли, с кем имеют дело: Моисеев добился разрешения, и с этим спектаклем исколесил полмира. Игорь Моисеев — как последний из могикан — нес все наработки Московской балетной школы — хореографического направления, уничтоженного в 1930-е годы, когда все ключевые позиции в балетной труппе были отданы переведенным в Большой театр ленинградским балетмейстерам и танцовщикам. Большое место в работе московской труппы занимала разработка народного танца и его соединение с академическим балетом, именно характерным танцем и танцовщиками характерного амплуа прославилась московская балетная сцена. Работу в том же хореографическом направлении продолжал И. Моисеев. Для него обращение к теме нечисти на Лысой горе— было в первую очередь обращением к народному украинскому плясу. И шабаш ведьм в этой постановке— это все равно прежде всего народный пляс, в данном случае — украинский народный танец, превращенный в головокружительную феерию.[5] Лишь много позднее открылось подлинное значение творчества Мусоргского, которого первым верно оценил Стасов, сказавший: «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы». Его музыка оказала сильнейшее влияние на композиторов XX века, в частности, французских, не говоря уже о русских, среди которых крупнейшие — Прокофьев и Шостакович. «Создать живого человека в живой музыке», «Создать жизненное явление или тип в форме им присущей, не бывшей до того ни у кого из художников», — так сам композитор определял свою цель.[4] Список литературы: М.П. Мусоргский «Ночь на Лысой горе». 2019 год; [доступ открытый] - http://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/noch-na-lysoj-gore Модест Петрович Мусоргский «Ночь на Лысой горе». 2016 год; [доступ открытый] https://musicseasons.org/musorgskij-noch-na-lysoj-gore/ Мусоргский, Модест Петрович — Творчество 2011 год; [доступ открытый] http://www.russer.ru/a/a/musorgskiy_modest_petrovich_-_tvorchestvo Мусоргский. . Жизнь и творчество русского композитора 2006-2018 годы; [доступ открытый] http://www.mussorgsky.ru/biography.html Ночь на Лысой горе (балет). 2015 год; [открытый доступ] - http://cyclowiki.org/wiki/Ночь_на_Лысой_горе_%28балет%29 |