Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Проверяем платежную матрицу на доминирующие строки и доминирующие столбцы

  • 3. Находим решение игры в смешанных стратегиях

  • Симплексный метод

  • вар 2. Решение игры в чистых стратегиях. Игроки


    Скачать 36.84 Kb.
    НазваниеРешение игры в чистых стратегиях. Игроки
    Дата31.03.2021
    Размер36.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавар 2.docx
    ТипРешение
    #189806

    Задание 1

    1. Проверяем, имеет ли платежная матрица седловую точку. Если да, то выписываем решение игры в чистых стратегиях.

    Игроки

    B1

    B2

    B3

    B4

    a = min(Ai)

    A1

    1

    2

    4

    5

    1

    A2

    2

    3

    -2

    -5

    -5

    b = max(Bi)

    2

    3

    4

    5




    Находим гарантированный выигрыш, определяемый нижней ценой игры a = max(ai) = 1, которая указывает на максимальную чистую стратегию A1.

    Верхняя цена игры b = min(bj) = 2.

    Что свидетельствует об отсутствии седловой точки, так как a ≠ b, тогда цена игры находится в пределах 1 ≤ y ≤ 2. Находим решение игры в смешанных стратегиях. Объясняется это тем, что игроки не могут объявить противнику свои чистые стратегии: им следует скрывать свои действия. Игру можно решить, если позволить игрокам выбирать свои стратегии случайным образом (смешивать чистые стратегии).

    2. Проверяем платежную матрицу на доминирующие строки и доминирующие столбцы.

    С позиции проигрышей игрока В стратегия B1 доминирует над стратегией B2 (все элементы столбца 1 меньше элементов столбца 2), следовательно, исключаем 2-й столбец матрицы. Вероятность q2 = 0.

    1

    4

    5

    2

    -2

    -5


    В платежной матрице отсутствуют доминирующие строки.

    Мы свели игру 2 x 4 к игре 2 x 3.

    3. Находим решение игры в смешанных стратегиях.

    Решим задачу геометрическим методом, который включает в себя следующие этапы:

    1. В декартовой системе координат по оси абсцисс откладывается отрезок, длина которого равна 1. Левый конец отрезка (точка х = 0) соответствует стратегии A1, правый - стратегии A2 (x = 1). Промежуточные точки х соответствуют вероятностям некоторых смешанных стратегий S1 = (p1,p2).

    2. На левой оси ординат откладываются выигрыши стратегии A1. На линии, параллельной оси ординат, из точки 1 откладываются выигрыши стратегии A2.

    Решение игры (2 x n) проводим с позиции игрока A, придерживающегося максиминной стратегии. Доминирующихся и дублирующих стратегий ни у одного из игроков нет.

    Выделяем нижнюю границу выигрыша B1NB3. Максиминной оптимальной стратегии игрока A соответствует точка N, лежащая на пересечении прямых B1B1 и B3B3, для которых можно записать следующую систему уравнений:

    y = 1 + (2 - 1)p2

    y = 5 + (-5 - 5)p2

    Откуда

    p1 = 7/11

    p2 = 4/11

    Цена игры, y = 15/11

    Теперь можно найти минимаксную стратегию игрока B, записав соответствующую систему уравнений, исключив стратегию B2, которая дает явно больший проигрыш игроку B, и, следовательно, q2 = 0.

    q1+5q3 = y

    2q1-5q3 = y

    q1+q3 = 1

    или

    q1+5q3 = 15/11

    2q1-5q3 = 15/11

    q1+q3 = 1

    Решая эту систему, находим:

    q1 = 10/11.

    q3 = 1/11.



    Ответ:

    Цена игры: y = 15/11, векторы стратегии игроков:

    Q(10/11, 0, 1/11), P(7/11, 4/11)

    Поскольку из исходной матрицы были удалены и столбцы, то найденные векторы вероятности можно записать в виде:

    P(7/11,4/11)

    Q(10/11,0,0,1/11)
    Симплексный метод

    Математические модели пары двойственных задач линейного программирования можно записать так:

    найти минимум функции F(x) при ограничениях (для игрока II):

    6x1+7x2 ≥ 1

    9x1+3x2 ≥ 1

    10x1 ≥ 1

    F(x) = x1+x2 → min

    найти максимум функции Z(y) при ограничениях (для игрока I):

    6y1+9y2+10y3 ≤ 1

    7y1+3y2 ≤ 1

    Z(y) = y1+y2+y3 → max

    Решим прямую задачу линейного программирования симплексным методом, с использованием симплексной таблицы.

    Определим максимальное значение целевой функции Z(Y) = y1+y2+y3 при следующих условиях-ограничений.

    6y1+9y2+10y3≤1

    7y1+3y2≤1

    Для построения первого опорного плана систему неравенств приведем к системе уравнений путем введения дополнительных переменных (переход к канонической форме).

    6y1+9y2+10y3+y4 = 1

    7y1+3y2+y5 = 1

    Решим систему уравнений относительно базисных переменных: y4, y5

    Полагая, что свободные переменные равны 0, получим первый опорный план:

    Y0 = (0,0,0,1,1)

    Базис

    B

    y1

    y2

    y3

    y4

    y5

    y4

    1

    6

    9

    10

    1

    0

    y5

    1

    7

    3

    0

    0

    1

    Z(Y0)

    0

    -1

    -1

    -1

    0

    0


    Переходим к основному алгоритму симплекс-метода.

    Итерация №0.

    Текущий опорный план неоптимален, так как в индексной строке находятся отрицательные коэффициенты.

    В качестве ведущего выберем столбец, соответствующий переменной y3, так как это наибольший коэффициент по модулю.

    Вычислим значения Di по строкам как частное от деления: bi / ai3

    и из них выберем наименьшее:

    min (1 : 10 , - ) = 1/10

    Следовательно, 1-ая строка является ведущей.

    Разрешающий элемент равен (10) и находится на пересечении ведущего столбца и ведущей строки.

    Базис

    B

    y1

    y2

    y3

    y4

    y5

    min

    y4

    1

    6

    9

    10

    1

    0

    1/10

    y5

    1

    7

    3

    0

    0

    1

    -

    Z(Y1)

    0

    -1

    -1

    -1

    0

    0





    Формируем следующую часть симплексной таблицы. Вместо переменной y4 в план 1 войдет переменная y3.

    Получаем новую симплекс-таблицу:

    Базис

    B

    y1

    y2

    y3

    y4

    y5

    y3

    1/10

    3/5

    9/10

    1

    1/10

    0

    y5

    1

    7

    3

    0

    0

    1

    Z(Y1)

    1/10

    -2/5

    -1/10

    0

    1/10

    0


    Итерация №1.

    Текущий опорный план неоптимален, так как в индексной строке находятся отрицательные коэффициенты.

    В качестве ведущего выберем столбец, соответствующий переменной y1, так как это наибольший коэффициент по модулю.

    Вычислим значения Di по строкам как частное от деления: bi / ai1

    и из них выберем наименьшее:

    min (1/10 : 3/5 , 1 : 7 ) = 1/7

    Следовательно, 2-ая строка является ведущей.

    Разрешающий элемент равен (7) и находится на пересечении ведущего столбца и ведущей строки.

    Базис

    B

    y1

    y2

    y3

    y4

    y5

    min

    y3

    1/10

    3/5

    9/10

    1

    1/10

    0

    1/6

    y5

    1

    7

    3

    0

    0

    1

    1/7

    Z(Y2)

    1/10

    -2/5

    -1/10

    0

    1/10

    0





    Формируем следующую часть симплексной таблицы. Вместо переменной y5 в план 2 войдет переменная y1.

    Получаем новую симплекс-таблицу:

    Базис

    B

    y1

    y2

    y3

    y4

    y5

    y3

    1/70

    0

    9/14

    1

    1/10

    -3/35

    y1

    1/7

    1

    3/7

    0

    0

    1/7

    Z(Y2)

    11/70

    0

    1/14

    0

    1/10

    2/35


    Конец итераций: индексная строка не содержит отрицательных элементов - найден оптимальный план

    Среди значений индексной строки нет отрицательных. Поэтому эта таблица определяет оптимальный план задачи.

    Окончательный вариант симплекс-таблицы:

    Базис

    B

    y1

    y2

    y3

    y4

    y5

    y3

    1/70

    0

    9/14

    1

    1/10

    -3/35

    y1

    1/7

    1

    3/7

    0

    0

    1/7

    Z(Y3)

    11/70

    0

    1/14

    0

    1/10

    2/35


    Оптимальный план можно записать так:

    y1 = 1/7, y2 = 0, y3 = 1/70

    Z(Y) = 1*1/7 + 1*0 + 1*1/70 = 11/70

    Используя последнюю итерацию прямой задачи найдем, оптимальный план двойственной задачи.

    x1=1/10, x2=2/35

    Это же решение можно получить, применив теоремы двойственности.

    Из теоремы двойственности следует, что X = C*A-1.

    Составим матрицу A из компонентов векторов, входящих в оптимальный базис.
    Определив обратную матрицу D = А-1 через алгебраические дополнения, получим:
    Как видно из последнего плана симплексной таблицы, обратная матрица A-1 расположена в столбцах дополнительных переменных.

    Тогда X = C*A-1 =

    =

    Оптимальный план двойственной задачи равен:

    x1 = 1/10, x2 = 2/35

    F(X) = 1*1/10+1*2/35 = 11/70

    Цена игры будет равна g = 1/F(x), а вероятности применения стратегий игроков:

    qi = g*yi; pi = g*xi.

    Цена игры: g = 1 : 11/70 = 70/11

    p1 = 70/11*1/10 = 7/11

    p2 = 70/11*2/35 = 4/11

    Оптимальная смешанная стратегия игрока I: P = (7/11; 4/11)

    q1 = 70/11*1/7 = 10/11

    q2 = 70/11*0 = 0

    q3 = 70/11*1/70 = 1/11

    Оптимальная смешанная стратегия игрока II: Q = (10/11; 0; 1/11)

    Поскольку ранее к элементам матрицы было прибавлено число (5), то вычтем это число из цены игры.

    64/11 - 5 = 14/11

    Цена игры: v=15/11

    Проверим правильность решения игры с помощью критерия оптимальности стратегии.

    ∑aijqj ≤ v

    ∑aijpi ≥ v

    M(P1;Q) = (1*10/11) + (4*0) + (5*1/11) = 1.364 = v

    M(P2;Q) = (2*10/11) + (-2*0) + (-5*1/11) = 1.364 = v

    M(P;Q1) = (1*7/11) + (2*4/11) = 1.364 = v

    M(P;Q2) = (4*7/11) + (-2*4/11) = 1.818 ≥ v

    M(P;Q3) = (5*7/11) + (-5*4/11) = 1.364 = v

    Все неравенства выполняются как равенства или строгие неравенства, следовательно, решение игры найдено верно.

    Поскольку из исходной матрицы были удалены и столбцы, то найденные векторы вероятности можно записать в виде:

    P(7/11,4/11)

    Q(10/11,0,0,1/11)

    Задание 2

    v(1)=v(2)=v(3)=1

    V(12) = 3

    v(13) = 6

    v(23) = 4

    v(123) = 10

    Найдём вектор Шепли по формуле



    Расчет выполним в виде таблицы




    1

    2

    3

    123

    1/6

    2/6

    7/6

    213

    2/6

    1/6

    7/6

    132

    1/6

    4/6

    5/6

    231

    6/6

    1/6

    3/6

    312

    5/6

    4/6

    1/6

    321

    1/6

    3/6

    6/6

    Sh

    16/6

    15/6

    29/6


    Вектор Шепли

    Ядро пустое


    написать администратору сайта