РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «Рыцарский этический кодекс. Идеалы и реальность. Рыцарский этический кодекс. Идеалы и реальность
Скачать 27.95 Kb.
|
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «Рыцарский этический кодекс. Идеалы и реальность.» Выполнила: Руководитель: Санкт-Петербург 2020 Рыцарство представляло собой социальный институт, возникший в феодальной системе приблизительно во 1000 г. В строгом значении слова, рыцарь - это каждый представитель сильного пола, обладающий оружием также прошедший ритуал особого посвящения. Однако являться только посвященным - недостаточно для истинного рыцаря; следует еще соблюдать конкретным законам также осуществлять особенный образ жизни. Подобным образом, рыцари - данное никак не правовой группа, а своеобразная социальная категория либо, выражаясь прогрессивным стилем, общество «профессионалов» конного боя (единственного результативного метода боевых действий вплоть до окончания XIII столетия), умевших осуществлять эту особенную жизнь, которой представала жизнь рыцаря. На Теоретическом Уровне благородство являлось легкодоступным любому получившему крещение: каждой рыцарь обладал возможность сделатьрыцарем того, кого он полагал достойным им являться, вне зависимости от происхождения также общественного положения. Эпические песни, так называемые «жесты», изобилуют образцами простолюдинов (фермеров, лесников, свинопасов, купцов, жонглеров, кулинаров, привратников и т.д.), посвященных в рыцари в вознаграждение за проявленные герою услуги. В некоторых случаях упоминаются в том числе и простые сервы. Так, в песне «Ами и Амиль» двое из них приобретают рыцарство из рук своего сеньора, которому они остались верны, несмотря на то, что тот захворал проказой . Но в действительности дело обстояло другим образом. С половины XII столетия рыцари наполняли собственный круг практически только за счет отпрысков рыцарей и, подобным образом, организовывали потомственную касту. Посвящения во рыцари простолюдинов, если не утратилось совсем, то стало мероприятием -практически неповторимым. Возможно охарактеризовать 2 предпосылки данного явления. Первая из них состояла во том, что процедура принятия новейших членов неминуемо приводил к присвоению одним классом - земельной знатью - льготы на образование рыцарства, не покорявшейся практически никаким правовым общепризнанным меркам. Вторая, допустимо, наиболее существенная, связана с общественно-финансовыми условиями: конь, боевое экипирование, церемония и празднества по случаю посвящения в рыцари обходились недешево; безусловно также непосредственно облик существования рыцаря, состоявшей из наслаждений также праздности, подразумевал присутствие определенного имущества, что во эту эпоху основывалось только лишь в обладании территорией. Рыцарское звание на самом деле доставляло почтение также известность; однако при этом надлежало существовать или за счет щедрости состоятельного также могущественного благодетеля (то что получалось еще довольно легко в начале XII столетия, однако уже значительно сложнее через век), либо на прибыли с патримония. К 1200 г. рыцари - это уже в основном сеньоры либо сыновья сеньоров. В Франции это явление берет на себя особенно выраженный вид в течение XIII столетия, таким образом что рыцарское звание уже почти никак не рассматривается как индивидуальное, а делается потомственным качеством, легкодоступным только высшим рядам знати. С данного периода также наступает процедура слияния рыцарства и знати. Понятие рыцарства в первую очередь соединялось со конкретным способом существования. Он требовал особой подготовки, торжественного посвящения и не такой, как у простых людей, деятельности. Эпическая и куртуазная литература предоставляет нам об этом достаточно детальное представление. Жизнь предстоящего рыцаря начиналась со длительного и сложного обучения сначала во родительском жилье, а потом, с 10 либо 12-ти лет, у состоятельного крестного либо могущественного благодетеля. Задача первоначального, домашнего и индивидуального образования - обучить элементарным умениям конной езды, охоты и обладания оружием. Последующий этап, наиболее продолжительный и наиболее непростой, уже представлял собою настоящее высококлассное и сокровенное посвящение. Он протекал в группе. В любом этапе феодальной пирамиды сеньора окружало что-то наподобие «рыцарской школы», где сыновья его вассалов, его ставленник и, в определенных случаях, его менее богатые родные учились боевому умению и рыцарским добродетелям. Чем влиятельнее был господин, тем больше набиралось около него учащихся. Вплоть До шестнадцати-двадцатитрехлетнего возраста данные молодые люди осуществляли роль бытового слуги либо оруженосца своего благодетеля. Прислуживая ему за столом, сопровождая в охоте, участвуя во развлечениях, они получали навык светского лица. Но занимаясь его лошадьми, поддерживая в порядке его орудие и, позже, придерживаясь за ним на турнирах и полях битв, они копили познания, требуемые военному человеку. Со первого дня исполнения данных обязательств также вплоть до этапа посвящения во рыцари они носили титул оруженосца. Те из них, кому никак не посчастливилось оказаться рыцарями из-за отсутствия капитала, наград либо отпимального случая, сохраняли этот титул на целую жизнь, ведь именоваться рыцарем возможно было только лишь уже после посвящения. Во изучаемый промежуток ритуал посвящения во рыцари еще никак не укрепился полностью, и данная церемония имела возможность проходить согласно вкусам участников, равно как во реальной жизни, так и во писательских творениях. Разница ритуала посвящения во рыцари, в первую очередь , зависела от того, когда велась процедура - во боевое либо во спокойное время. Во первоначальном случае процедура протекала на поле битвы до начала битвы либо уже после победы, также в то время она была овеяна популярностью, хотя все без исключения говорили традиционные фразы и совершали эти же самые церемониальные жесты. Процедура как правило заключалась с возложения клинка и условного «удара по шее» (colee). Посвящение в спокойное время соединялось со крупными церковными праздничными днями (Светлое (Христово) Воскресенье, Троица, Вознесение) либо со значимыми гражданскими мероприятиями (появление либо бракосочетание правителя, примирение 2-ух суверенов). Данное практически литургическое действие могло исполняться в дворе крепости, во церковном притворе, на общественном участке либо на траве какого-нибудь луга. Будущему рыцарю требовалась особая сакраментальная организация (покаяние, таинство) также ночь рассуждений в храма либо часовне. За церемонией посвящения следовало время пиршеств, турниров также развлечений. Сакральный характер носило также само осуществление церемонии. Она начиналась со освящения орудия, которое потом «крестный отец» посвящаемого в рыцари давал собственному «крестнику»: сперва меч и шпоры, затем кольчугу и шлем, и, в конечном итоге, копье и щит. Прежний оруженосец одевался в них, прочитывая при этом ряд молитв, также произносил присягу придерживаться принципов и прямых обязанностей рыцарства. Ритуал заканчивал тот же условный жест «удар по шее», его возникновение и значимость остаются неоднозначными по настоящий период. Были различные способы «удара по шее»: чаще всего тот, кто именно осуществлял ритуал, стоя сильно бил посвящаемого ладонью по плечу или затылку. В определенных английских графствах и областях Западной Франции данный знак сводился к обычному объятию либо сильному рукопожатию. Во XVI столетии «удар по шее» осуществляли уже не рукою, а с помощью лезвия меча также сопутствовали церемониальными текстами: «Именем Бога, Святого Михаила и Святого Георгия я посвящаю тебя в рыцари». Невзирая в наличие разных объяснений, на сегодняшний день в данной практике историки наиболее предрасположены видеть пережитки немецкого обычая, согласно которому ветеран отдавал собственную отвагу и собственный опыт юному бойцу. Однако посвящение, основной этап во профессии рыцаря, абсолютно никак не меняло его обыденной жизни. Она по-прежнему заключалась в конной езде, битве, охоте и турнирах. Сеньоры, владевшие широкими владениями, представляли во ней основную значимость, но вассалам с феодами победней доводилось ограничиваться крохами популярности, наслаждений и добычи. Обладая одинаковыми полномочиями, в реальности рыцари никак не были равноправны. Из их числа попадалось достаточно и таких, кто составлял что-то наподобие «рыцарского пролетариата»; они получали ресурсы с целью существования, коней и в том числе оружие от сильных мира сего (правителей, графов, баронов), за чей счет должны были существовать. Эти бедные рыцари, богатые честолюбивыми надеждами, но небогатые территорией, - как правило, молодое поколение общества, которые ждали отцовского наследства либо, не владея ничем, были на службе у какого-нибудь благодетеля. Нередко они сливались во лихие компании под руководительством княжеского либо графского сына и разыскивали приключений, предлагали собственное обслуживание от турнира к турниру, от владенья к владенью. Они первыми отправлялись во Крестовые походы или отдаленные экспедиции, привлекающие собственной неопределенностью. Как и Уильям Маршал, они устремлялись обаять богатую наследницу, способную дать им то положение, которое никак не могли гарантировать ни их поступки, ни возникновение. Этим разъясняется позднее вступление во брачный союз. Возможно, непосредственно этому сообществу юных рыцарей, жадных до любовных и боевых геройских поступков, и адресовались средневековые романы и куртуазная литература. Рыцарство подразумевало никак не только конкретный облик жизни, но и конкретный этикет. Даже если рассматривать исторически неоспоримым моральное обязательство, принимаемое юным бойцом во период посвящения, тем не менее необходимо признать, что об существовании данного рыцарского кодекса говорит только лишь литература. Но абсолютно всем известна дистанция между писательским образцом и обыденной реальностью. Да и, в конечном итоге, правила данного кодекса никак не схожи во различных произведениях, также их атмосфера значительно изменяется в протяжение всего столетия. Во совокупном виде рыцарский кодекс основывается в 3-х ключевых принципах: преданность данному слову, порядочность во взаимоотношениях с людьми; великодушие; помощь Церкви и охрана ее блага. Каким же обязан являться безупречный рыцарь? В Первую Очередь, он обязан быть чистосердечнным, добрым и великодушным; помимо этого, обязан владеть набожностью и умеренностью; доблестью и физической мощью; презрением к утомлению, мучению и кончине; сознанием собственного достоинства; гордостью за свою принадлежность к добропорядочному роду; открытым служению сеньору, соблюдением суленной преданности; также, в конечном итоге, подлинно рыцарскими добродетелями, согласно-старофранцузски именуемыми «largesse» (условно «широта души») также «courtoisie» («куртуазность, изысканность, деликатность, утонченность»). В перечень добродетелей попадали кроме того смелость (pronesse), преданность (loyauté), рассудительность (le sens, в значении умеренности), чувство чести (honneur), воля (franchisse). Понятие «largesse» содержало во себе великодушие, благородство также расточительство одновременно. Оно подразумевало благополучие. Противоположность данного качества - жадность также поиск выгоды, свойственные особенности купцов и мещан, каковых Кретьен постоянно представляет во забавном мире. Во мире, где большая часть рыцарей проживали крайне небогато также непосредственно на эти ресурсы, что благоволили пожаловать их покровители, литература, безусловно, хвалила презенты, затраты, расточительство также выражение богатства. Представление «courtoisie» еще сложнее поддается установлению. Оно содержит все без исключения перечисленные выше свойства, однако добавляет к ним физиологическую красоту, грациозность и стремление приходиться по вкусу; доброту и нестареющую душу, тонкость сердца и манер; ощущение юмора, разум, неповторимую воспитанность, одним словом, согласно формулировке, французского медиевиста М. Пастуро - определенный снобизм. Кроме всего остального, оно подразумевает юность, охоту битв и наслаждений, похождений и расслабленности. Данным качествам обратны «низость, бесчестность, мужиковатость» (vilainie) - недостаток, свойственный вилланам, мужланам, народам невысокого происхождения и в особенности плохо воспитанным. Кодекс рыцарской чести никак не был писательским вымыслом, однако для рыцарей никак не меньше свойственна существовала также дерзость характеров. На неблагородных и простолюдинов они глядели с высоты, применяя любой повод для того, чтобы утеснить, обворовать либо обидеть их. Об власти рыцарей зачастую сообщают равно как об "кулачном праве"; в таком случае было никак не право, а беззаконие и давление. Подвластных им крестьян, равно как и жителей города, они беспощадно грабили, а то и уничтожали. В иных государствах, точно в Европе, так и за ее границами, они создавали всевозможные беспорядки. Во находящийся под землей тюрьмах собственных замков они годами удерживали пленников, призывая за них выкуп. Столкновение с рыцарем в поле или в большом пути не обещало ровным счетом ничего приятного. Психика рыцарей, как и множества иных людей этой периода, была вспыльчива: от неуёмной радости они просто переходили к хандре и заливались слезами, или неожиданно вливались во столь же неудержимый гнев. Очевидно противоречие среди суровым и порой некрасивым бытом рыцарства и этими эталонами почтительности и приличного поведения, какие находились в сознании части рыцарства также служили для него нравственной уздой. Вместе с этим, сравнивая своё поведение с изображаемым литературой идеалом, воин никак не имел возможность не ощутить разрыва между ними. Как и пред различным христианином этого периода, который не мог закрыть взгляд на разительное разногласие обыденной жизни заповедям Спасителя, пред рыцарем вырисовывалась бездна, отделявшая реальность от кодекса чести. Было также иное разногласие, помимо несовпадения эталона и действительности: разногласие среди равно обязательными для рыцаря христианской и рыцарской системами морали. Воин обязан быть влюблён в великолепную женщину, служить ей, осуществлять во имя ее поступки. Церковь ведь со недоверием глядела на романтические взаимоотношения между народами. Участия рыцаря во турнире существовало занятием почтительности, храм порицала турниры и даже не разрешала погребать убитых на них (а данное всё ведь происходило, невзирая на все меры осторожности) во освящённой земле. Литература 1. Le chanson d'Ami et d'Amile. Edition P. Dembrowski. - Paris, 1969, vers 3264-3267. 2. Пастуро, М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола [Электронный ресурс]: пер. с фр. М. О. Гончар / М. Пастуро; науч. ред., коммент. и послесл. Т. Д. Сергеевой. - М.: Мол. гвардия, 2001. - 239 с. - |