Главная страница
Навигация по странице:

  • Немного о фамилии и увлечениях

  • Работа над научной и художественной литературой

  • Визитная карточка автора

  • « Авиатор»

  • « Брисбен»

  • Презентация Евгений Водолазкин. Родина Евгения Водолазкина Киев. По национальности он украинец, всю сознательную жизнь живет в Петербурге. Родился 21 февраля 1964 года. Евгений не любит делиться рассказами о детстве даже в интервью


    Скачать 222.05 Kb.
    НазваниеРодина Евгения Водолазкина Киев. По национальности он украинец, всю сознательную жизнь живет в Петербурге. Родился 21 февраля 1964 года. Евгений не любит делиться рассказами о детстве даже в интервью
    АнкорПрезентация Евгений Водолазкин
    Дата26.09.2022
    Размер222.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаReferat.docx
    ТипИнтервью
    #697431


    Литература создана для того, чтобы будить...

    Е.Водолазкин
    Евгений Водолазкин — российский прозаик, номинант и лауреат шорт-листов различных литературных премий. Его произведения отличают наличие юмора, бережное отношение к деталям, понятный и простой слог, который доступен читателю с любым опытом. Водолазкин является знатоком древнерусской литературы, так как занимался исследованиями в этой области. Они находят отклик в книгах писателя наравне с фантастическими мотивами.

    Детство и юность

    Родина Евгения Водолазкина — Киев. По национальности он украинец, всю сознательную жизнь живет в Петербурге. Родился 21 февраля 1964 года. Евгений не любит делиться рассказами о детстве даже в интервью. Поклонники знают о том, что этот период в биографии писателя не был безоблачным. Вместе с родителями Женя жил в коммунальной квартире, и существование семьи было достаточно непростым.

    Водолазкин оказался трудным ребенком, любил хулиганить, рано начал курить. Но склонность к гуманитарным наукам была присуща ему с детства. Женя поступил в школу с углубленным изучением английского и украинского языков, а закончив ее в 1981 году, стал студентом филологического факультета Киевского университета им Т. Шевченко.

    Юношу зачислили на русское отделение. Водолазкин демонстрировал успехи в учебе и в 1986-м получил красный диплом. Затем последовала аспирантура. Евгений выбрал направление при отделе древнерусской литературы Института русской литературы. Тогда он был известен как Пушкинский дом.

    Защита диссертации состоялась в 1990 году. Темой аспирант выбрал «Хронику Георгия Артамола в древнерусской литературе». Водолазкин устроился в Пушкинский дом на работу и трудился под началом Дмитрия Сергеевича Лихачева. Кроме того, выпускник вошел в штат ученого совета ИРЛИ. Он начал публиковаться в журнале «Русская литература» и других. Сотрудника задействовали в работе по подготовке энциклопедии «Слово о полку Игореве». Его основным профилем так и осталась литература древней эпохи. В 1992-м Лихачев получил Тепферовскую премию. Водолазкину это сулило годовую стажировку в Мюнхенском университете. Там молодой человек погрузился в изучение медиевистики, а также стал читать лекции по своему профилю. Вернувшись в Россию, он занялся исследованиями в области агиографии, экзегезы и вместе с соавторами выпустил книгу «Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартианин Белозерские».

    Многие двери оказались открытыми для начинающего публициста. Он участвовал в российских и международных конференциях, а в 1998-м самостоятельно организовал мероприятие под названием «Монастырская культура: Восток и Запад». Позднее было выпущено одноименное издание.

    В 2000 году писатель защитил докторскую диссертацию по теме «Всемирная история в литературе Древней Руси». Он изучал концепцию повествования об истории в литературных памятниках. Библиография Евгения Водолазкина регулярно пополнялась научными статьями и тематическими монографиями. Параллельно с исследовательской деятельностью автор реализовался и в художественной области, но разделял эти 2 направления, считая их невзаимосвязанными.

    Книги

    В 2002 году Евгений Водолазкин опубликовал книгу «Дмитрий Лихачев и его эпоха». В ней автор объединил эссе исследователей, воспоминания, записки известных общественных деятелей и ученых. В этот период писатель стал больше времени уделять художественной литературе. Он начал печататься в журналах «Звезда», «Эксперт», «Огонек». Наравне с этим научные произведения также продолжали издаваться в СМИ.

    Так читатели познакомились с отрывком книги «Часть суши, окруженная небом. Соловецкие тексты и образы», а также с произведением «Инструмент языка». В 2009 году увидел свет роман «Соловьев и Ларионов». Произведение оказалось финалистом премии Андрея Белого. Его также удостоили внимания в рамках премии «Большая книга».

    Выпущенный впоследствии роман «Лавр» оказался литературным прорывом 2012-го. Произведение вошло в шорт-листы премий «Нацбест» и «Большая книга». В этот период Водолазкин работал главным редактором альманаха «Текст и традиция», выпускаемого в Пушкинском доме.

    О романе «Лавр» стоит говорить отдельно, так как эта книга является ярким примером фантастического жанра в творчестве писателя. Нелинейность времени, волшебные события, анахронизмы в речи персонажей тесно переплетаются при совмещении прошлой и настоящей эпох. Роман стал примером агиографии и дает отсылку к канонам фантастики, которые сформулировали братья Стругацкие: чудо – тайна – достоверность.

    2013-й ознаменовался выходом книги «Дом и остров, или Инструмент языка». Роман основан на реальных событиях, а точнее, на историях, рассказанных автору друзьями и знакомыми. Сквозь них легко усмотреть мировоззрение писателя.

    В 2015-м на прилавках книжных магазинов появился роман «Авиатор», повествующий о начале 20-го века. Его главной темой стало отношение героя к собственной истории. Через биографию конкретного человека автор рассказывает об истории России. В том же году романист создал текст для «Тотального диктанта». Им оказалось произведение под названием «Волшебный фонарь».

    Имея за плечами огромнейший опыт научной и исследовательской деятельности, к каждому новому произведению Евгений Водолазкин приступает с основательной подготовкой. Он изучает литературные источники, мемуары, достоверные хроники событий эпохи. Таким образом, автор предоставляет читателю возможность узнать описываемую тему с объективной точки зрения, повествуя об интересных фактах и реальных событиях.
    Личная жизнь

    Евгений Водолазкин предпочитает не распространяться о своих буднях и взаимоотношениях с близкими. Публике известно, что писатель счастлив в личной жизни. С женой он познакомился благодаря Пушкинскому дому. Молодые люди встретились, будучи аспирантами. Избранницей публициста стала Татьяна Рудина. Пару объединили общие интересы, и сейчас Водолазкин называет знакомство с супругой одним из важнейших событий в жизни. В свободное время писатель много читает.

    В перечне его любимых книг русская и зарубежная классика. Он также отдает предпочтение классической музыке в лице Бетховена и Моцарта.

    У автора нет профиля в «Инстаграме», но есть собственный сайт. Кроме того, от его имени ведется сообщество «ВКонтакте», где регулярно публикуются фото и выдержки из интервью. У романиста также имеется персональная страница в «Фейсбуке».

    Немного о фамилии и увлечениях

    «… Воду я очень люблю, и в этом смысле фамилия досталась мне недаром, хотя ее этимология не связана ни с каким родом занятий: судя по всему, Водолазкин — это русифицированный вариант фамилии Водолазко, а она связана с казацким поселением Водолага. Вода есть всюду. Всякий ищущий воду ее обретет.  Могу сказать, что во мне любовь к воде феноменальна. Я очень люблю море и не люблю реки. Люблю соленую воду и пространство. Нет, я люблю сидеть на берегу реки, маленькой или большой, но купаться почему-то меня не тянет. Не знаю, может быть, потому, что вода не так держит, а я плохой пловец. Ну то есть я плаваю как-то, но это не то, чем я интересен…

    …Рыбу ловлю, только когда друзья, активные рыбаки, сажают меня в машину и везут на залив. Залив — удивительное место, формально море, а вода пресная и рыба пресноводная. Был у меня случай, когда мы поехали на рыбалку, хорошо подготовились, но на месте выяснилось, что забыли удочки. Ну не ехать же домой было, так что провели эту рыбалку без удочек…

    … Я Рыба, да. Я верю, что какие-то закономерности могут отражаться в астрологии, но как человек верующий я не придаю этому слишком большого значения, потому что это путь к тайне с черного хода. А ведь можно идти совершенно легальными путями. В одном древнерусском тексте есть критика астрологии, утверждающей, что, когда человек рождается под той или иной звездой, он приобретает определенное качество».

    Настоящее время

    В 2018 году автор выпустил книгу под названием «Брисбен», которая стала продолжением историй героев «Лавра» и «Авиатора». Произведения Водолазкина вдохновляют и других творческих деятелей. Поэтому в петербургском театре «Мюзик-Холл» планируется премьера постановки по мотивам романа «Брисбен», а в Театре на Литейном выпустили спектакль «Лавр».

    Работа над научной и художественной литературой

    Будучи сотрудником института, Водолазкин публиковался в «Трудах Отдела древнерусской литературы», журнале «Русская литература», принимал участие в подготовке Энциклопедии «Слова о полку Игореве», а также «Библиотеки литературы Древней Руси». С начала 2000-х годов автор начинает работать над художественной литературой. Он проводит четкую грань между творчеством и научной работой, считая эти два способа познания мира взаимосвязанными, но абсолютно разными. В результате такого разделения Евгению Германовичу удается создавать потрясающие книги:

    • «Авиатор»;

    • сборник «Дом и остров, или Инструмент языка»;

    • «Инструмент языка. О людях и словах»;

    • сборник «Совсем другое время».

    С 2012 года Евгений Германович стал главным редактором пушкинодомского альманаха «Текст и традиция».

    Визитная карточка автора

    Самой известной книгой Водолазкина считается роман «Лавр». Он вызвал многочисленные восторженные отзывы читателей и критиков, став своеобразной визитной карточкой автора. Произведение примечательно не столько описываемыми событиями, сколько языком передачи. Писателю удалось воссоздать в монологах героя древнерусскую, среднесоветскую, а также «раннепостинтеллигентскую» речь. Такую авторскую стилистику можно смело назвать «плетением словес». Роман получил высокие оценки критиков, а в 2013 году стал лауреатом двух книжных премий: «Ясная поляна» и «Большая книга». Произведение по сей день числится среди номинантов на различные литературные премии.

    В 2019 году Евгений Водолазкин стал лауреатом Премии Солженицына. Весной на Первом канале вышла передача Владимира Познера, участником которой стал романист.

    Библиография

    • 2000 – «Всемирная история в литературе Древней Руси»

    • 2009 – «Соловьёв и Ларионов»

    • 2011 – «Часть суши, окружённая небом: Соловецкие тексты и образы»

    • 2012 – «Лавр»

    • 2014 – «Дом и остров, или Инструмент языка»

    • 2014 – «Моя бабушка и королева Елизавета»

    • 2016 – «Азбучные истины»

    • 2017 – «Большие чувства. Азбучные истины»

    • 2018 – «Как мы пишем: Писатели о литературе, о времени, о себе»

    • 2 019 – «Брисбен»

    «Лавр» Водолазкина

    «…В троллейбусе и на Чистопрудном бульваре я плакал, слушая роман Евгения Водолазкина «Лавр». И тут совершенно невозможно остаться с сухими глазами, потому что роман о милосердии. О сострадании и любви к человеку. По сути, «Лавр» – агиографическая литература. Житие.

    А еще точнее, это история жизни русского средневекового врача, целителя, четыре основные этапа которой рассказаны в виде разных по жанру житий. Перед нами: святой, юродивый, странник, пустынник.
    Действие происходит в районе 7000 года от сотворения мира, конец XV века от рождества Христова. Все ждут конца света, который так и не наступает. Но автор хочет нам сказать, что события романа разворачиваются вне времени, ведь только тела заперты в конкретной эпохе, а любовь, Бог и наша бессмертная душа существуют в вечности. Герои «Лавра» имеют возможность видеть прошлое и будущее, слышать друг друга на расстоянии. И эта идея вневременности, метафора голоса на расстоянии, мне кажется самой интересной. И вот в каком ключе. Ведь перед нами не производственный роман о средневековых врачах. Это роман о русской святости. Источником вдохновения автору послужили совершенно конкретные русские жития. И заслуга Водолазкина, доктора наук, специалиста по древнерусской литературе, в том, что он напоминает нам, какая она, эта необычная русская святость.
    Как свидетель чудес, приносит нам забытые рассказы и диковинные древности.

    В самом деле, знаем ли мы древнерусскую литературу? Боюсь, далеко не все могут вспомнить «Му-му» Тургенева. А литература Древней Руси – воспринимается чем-то соседствующем с наскальной живописью. Но дело в том, что, несмотря на разрывы и революции, в русском историческом сознании наблюдается преемственность, и принципиальные черты политического идеала, яркие исторические переживания далекой древности и большие идеи, возникшие столетия назад, – никуда не делись. Они продолжают жить в нас. И подобная информация, запечатленная в национальном сознании, имеет особенность воспроизводиться на каждом новом историческом этапе.
    То есть, читая древнерусскую литературу, всматриваясь в поведение житийных героев, изучая характер русской святости, мы можем лучше понять себя. Услышать этот голос на расстоянии. И, может быть, я извел столько носовых платков потому, что чувствовал родство. Чувствовал себя не просто изолированным индивидом, идущем по весенней Москве с наушниками в ушах, а частью большого рода, воплощенным этапом исторического движения моего народа. А я даже «Войну и мир» не дочитал.

    Водолазкин своей книгой нам организовал возможность почувствовать связь со своим народом и историей».

    « Авиатор»

    «…Июль, солнце. Теплый ветер треплет кружево зонтов. Многие в соломенных шляпах, некоторые — в треугольных шапочках, сделанных из газеты. Мы приехали с самого утра, потому стоим в первом зрительском ряду. Можем рассмотреть не только аэропланы, но и авиаторов. В тот самый миг, когда я этих людей увидел, я твердо решил, что стану авиатором. Не  брандмейстером, не дирижером — авиатором. <...> Меня завораживало само слово — авиатор. Его звучание соединяло в себе красоту полета и рев мотора, свободу и мощь. Это было прекрасное слово. Позднее появился «летчик», которого будто бы придумал Хлебников. Слово неплохое, но какое-то куцее: есть в нем что-то от воробья. А авиатор — это большая красивая птица. Такой птицей хотел быть и я…»

    «Авиатор» как будто специально создан, для того чтобы донести до читателя мысль: Водолазкин действительно умеет быть замечательным рассказчиком, жонглирующим шаблонами жанровой литературы не хуже, чем приметами средневекового быта, — да так, что ни единого шва не нащупаешь.

    Основная интрига книги: главный герой, Иннокентий Платонов, интеллигент начала XX столетия, просыпается в Петербурге в 1999 году в состоянии абсолютного беспамятства и начинает по крупицам восстанавливать историю своей жизни. Оказавшись «здесь и сейчас», он фиксирует в специальный дневник все, что подбрасывает ему память: встречу с авиатором, который минутой позже разбился, исполняя трюк, стрекотание кузнечиков и первые попытки рисовать, а следом — коммуналка, репрессии и Соловецкий лагерь, где, как выясняется, начинающего художника Платонова заморозили в жидком азоте в рамках научного эксперимента.

    «Авиатор» - это прежде всего роман о чувстве истории, о ее ускользающих атрибутах и принципиальной невозможности законсервировать и сохранить прошлое. Не придумали еще жидкий азот, способный сберечь звуки, запахи и речь исчезнувшего мира, которые усилием воли воскрешает в слове Платонов, — все то, что никогда не станет частью учебника по истории. Ускользающее время становится здесь главным повествовательным материалом. В своем дневнике Платонов цепляется за то человеческое, что обычно растворяется в историческом: прошлое проступает в памяти героя чередой мутных образов, прорывается в настоящее, но, не найдя в нем опоры, расслаивается и вновь гибнет. Таким же пространством безвременья предстает в книге и Соловецкий лагерь. Но рисует его Водолазкин не традиционным для русской лагерной прозы адом и не одомашненным чистилищем, каким становятся Соловки в «Обители» Захара Прилепина. Лагерь, в который попадает Платонов, — это ледяное царство зла: «Никого в лазарете я не видел в чистом белье, никто в комнате отдыха не читал газет, не играл в шахматы». Но в то же время это и единственное место, в котором возможно что-либо сохранить, заморозить для потомков в неизменном виде.

    Самое удивительное, что, взявшись описывать механизмы памяти, схваченной в момент разложения, Водолазкин нейтрализовал категорию времени как таковую. Недаром его герой утверждает, что ощущает «двадцатый век как свой целиком, без исключений». Собственно, именно эта мысль о приоритете личности над любой историей, и поднимает книгу на несколько уровней выше просто крепкой жанровой истории злоключений советского интеллигента в почти что современной Москве.

    « Брисбен»

    Это город в Австралии, названный в честь генерал-губернатора Брисбена. Личность известная. Он в свободное время занимался астрономией и открыл, на минуточку, 7000 звезд. Но речь там не о нем. И даже не о Брисбене. Брисбен – это символ мечтаний, которые помещаешь где-то на другом конце земли. Тебе кажется, что доберешься до Брисбена – и все уладится, все будет в полном порядке. А на самом деле до Брисбена никто не добирается.

    «…Это роман о музыканте, который в какой-то момент из-за болезни теряет способность играть. Ему нужно искать новый смысл жизни. А у него всегда смысл жизни был в том, чтобы стремиться вверх: жизнь как бы шла по нарастающей, он достиг верхнего «фа» и вдруг на нем сломался и упал. И где смысл жизни, если его так легко погасить, просто взять, как свечку, и затушить? А смысл, оказывается, в том, что значение имеет каждая клеточка его жизни. Нет верхней точки, есть жизнь в целом, и вот это ее смысл. И биографу своему он отказывается рассказывать про период, когда стал знаменит. Он рассказывает только то, что было до этого, он говорит: «Тогда я был жив, и только это значимо. То, что получилось потом, – это мой медийный образ, это ко мне лично не имеет никакого отношения». И дальше: «Время успеха – это не время моего развития. Время моего развития – тогда, когда я голодал… Добру меня научило мое голодное детство на помойке, и, когда я стал богатым, я не ожесточился: я помню об этом детстве».

    Заключение

    «…В свое время мой учитель, Дмитрий Сергеевич Лихачев, сделал заявление, которое многим показалось спорным, хотя я не сомневаюсь абсолютно в его справедливости. Лихачев призывал покупать книги, даже если их не читаешь. Говорил: человек покупает книги, и пусть он небольшой читатель, но он ежедневно ходит вдоль этих полок и видит книги – когда-то он их прочтет…»

    Наступает момент, когда деваться некуда, ты заперт в четырех стенах – и начинаешь читать то, что у тебя было куплено. Вот мне кажется, такой час наступил. Может быть, пандемия приучит кого-нибудь к чтению…»

    Евгений Водолазкин - редкий современный автор, творчество, которого затягивает в свои глубины сразу же и не дает оторваться до конца книги. Очень редкое и все же знакомое всем книголюбам чувство, когда хочется скорее перевернуть страницу и в это же время совершенно не хочется, чтобы книга заканчивалась. Прекрасный язык, яркие описания, исторические данные, точные образы, меткие замечания – список можно продолжать до бесконечности, но вместо этого лучше сесть и открыть книгу Евгения Водолазкина, чтобы составить собственное мнение.

    Источники:

    Лученко К. «Евгений Водолазкин: Человек в центре литературы», «Православие и мир», 29.01.2014

    Интервью «Истина на поводке: Финалист „Большой книги“ Евгений Водолазкин о юродивых, Михаиле Шемякине и нелюбви к кокошникам», Российская газета, 2010, № 5208

    https://ast.ru/book/brisben

    https://daily.afisha.ru

    https://www.nlobooks.ru

    https://ru.wikipedia.org

    https://www.litres.ru

    https://ru-ru.facebook.com/evodolazkin

    https://vk.com/evodolazkin



    написать администратору сайта