Главная страница

Роль пословиц, поговорок и загадок в становлении культурной само. Роль пословиц, поговорок и загадок в становлении культурной самоидентификации ребенка с зпр


Скачать 21.79 Kb.
НазваниеРоль пословиц, поговорок и загадок в становлении культурной самоидентификации ребенка с зпр
Дата18.11.2022
Размер21.79 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРоль пословиц, поговорок и загадок в становлении культурной само.docx
ТипПрактический семинар
#795573

Международный научно- практический семинар «Формирование у обучающихся с ОВЗ гражданского самосознания и патриотического чувства через сохранение культурных традиций средствами народного искусства»
Тема: «Роль пословиц, поговорок и загадок в становлении культурной самоидентификации ребенка с ЗПР».

Выполнила

Учитель ГБОУ школы- интерната №4 г.о. Самара

Клешнёва Мария Анатольевна
Гражданская самоидентификация – одна из важнейших задач формирования личности в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте проявляется гибкость сэнзитивных способностей. Народная речь всегда была единственным языком общества и является важнейшим средством человеческого общения.

У ребенка с ЗПР есть свое, обусловленное возрастным и психическими особенностями видение мира. Всё многообразие мира дети с ЗПР младшего школьного возраста воспринимают не так, как взрослые- вещами предметного мира”. Дети воспринимают “взрослый мир” посредством прочувствования предметов, явлений, происходящих в их жизни.

Пословицы, поговорки и загадки относят к малым формам фольклора. Народный фольклор, а особенно его малые формы играют большую роль в формировании культурной самоидентификации. Это объясняется многообразием форм, образов, персонажей, символов, несущих определенную роль в воспитании ребенка, в т.ч. значение в понятиях добро и зло, хорошее и плохое и т.д. Народный фольклор - это то, самое ценное, что было вынесено из прошлого и что передается из уст в уста, из поколения в поколение. Именно народное творчество, которое передается из “уст в уста” может сохранить исконно русские традиции воспитания детей, сохранив менталитет социума и все самое лучшее, что было накоплено веками.

1. Народный фольклор как средство развития личности ребёнка.

Художественная литература и фольклор — важные средства формирования личности ребенка, нравственных чувств и оценок, норм поведения, эстетического и нравственного воспитания детей.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как, трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание — жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный отбор произведений. Литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

В начальной школе к играм и песням прибавляются упражнения ребёнка в овладении родным языком. Успехи развития ребёнка в языке за этот сравнительно короткий период жизни поразительны. Буслаев писал: «Отечественным языком обладает уже в некоторой степени даже семилетнее дитя; он стал его духовной собственностью, как бы всосан вместе с молоком матери; дитя даже не может существовать без него».

Русский язык обладает ни с чем несравнимыми качествами в точности и образности. Богатство слов и обозначений соответствует разнообразию жизненных обстоятельств и действий, от этого и слово становится точным.

Народная речь отличается образностью. Фольклор имеет огромное значение в процессе формирования личности школьника и является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.

Мы должны ввести ребёнка с ООП в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов. Фольклор открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через фольклор детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе.

2. Характерные особенности пословиц, поговорок, загадок и их роль в речевом развитии ребенка с ЗПР.

Пословица - это народное изречение, краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное поэтическое изречение, в котором народ обобщал свой социально-исторический опыт.

Все, что не соответствует строю мыслей и чувствам народных масс, отсеивается из пословиц в процессе бытования. Пословица становится “крылатым выражением”, потому что в ней есть нечто такое, что позволяет многим признать ее своей. И именно этот емкий смысл пословиц делает их трудными для изучения.

Пословицу создал народ, и употребивший ее в своей речи, как бы говорит: мною сказанное не только мое, но и народное, то, что признано за истину народом. Пословицы вошли в речь и тесно с нею связаны. Только в речи необыкновенно емкая пословица приобретает свой конкретный смысл и свое конкретное назначение. Например, Назвавшись груздем, полезай в кузов. Не в свои сани не садись. На ловца и зверь бежит.

Пословица всегда поучительна в широком смысле слова, но ее поучительность не всегда назидание. Пословица может и просто толковать о чем-либо, однако в ней всегда есть “вывод” или нечто такое, что полезно помнить, принять к сведению. Чего нет в опыте народа, того и не может быть в пословице.

О чем бы не говорилось в пословицах - это всегда обобщенная форма выражения мысли, но вместе с тем это конкретно поэтически-образное обобщение социально-исторического опыта народа.

Поговорка - это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, к которым они близки по своей форме, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Встречаются в речи такие фольклорные выражения: надоел, как редька; легок на помине;

как снег на голову; за семь верст киселя хлеба; баклуши бить.

Поговорки - это образные выражения, часто сравнения, лишённые законченного суждения. В речи поговорка часто становится пословицей, а пословица превращается в поговорку. Поговорки в силу своей особенности как образных выражений значительно чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше, чем в пословицах, национального, общенародного значения и смысла. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений.

Пословица предельно кратка, она выражает суждение в одном предложении. Не давая развернутого изображения явлений жизни, пословица находит свои ёмкие и меткие образные формы. Обычно самой распространенной формой является иносказательная передача его через факты, явления или действия. Для выражения мысли пословицы прибегают к аналогиям с фактами, действиями или явлениями, воспроизводящими общее суждение. Создавая пословицы, люди стремились найти наиболее ясные, всеми признанные, причинно-следственные отношения реальных явлений, чтобы сделать общую отвлеченную мысль, понятной каждому.

В народной речи “загадать” означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Загадка возбуждает любопытство своим скрытом смыслом. Загаданные предметы изображены посредством других, имеющих отдаленное сходство с теми, о которых умалчивается. Загадки использует самые разнообразные формы тропов и приемы иносказательной образности.

Загадка есть мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления. Основное назначение жанра загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. В ней чаще всего иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира: Красные сапожки в земле лежат. Стоит девица в избе, а коса на улице.

Другая важнейшая функция этого жанра в том, что загадка открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях: Не князь по породе, а ходит в короне. Дополнительно различают формы загадок такие, как шутливый вопрос, загадки - задачки, звукоподражательного образа. В древности загадка имела определенное значение в родовой и военной дипломатии, в брачном обряде, служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность.

Загадка стала служить средством развлечения молодежи на вечерах, своеобразной умственной игрой, состязанием в сообразительности, форма загадок стала преимущественно поэтической (стихотворной), особое значение приобрела рифма. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если же загадка не разгадана, это вызывает в нем жажду познания, чтобы сравняться с другими.

Загадка стимулирует умственную деятельность детей с ЗПР, прививает вкус к умственной работе. Как в древности, так и сейчас, загадки имеют чаще всего конкретное предметное значение. В загадках нашли свое отражение предметы нашего быта. Малые формы фольклора имеют большое значение в становлении культуры детей с ЗПР. Они являются “инструментом” умственного развития и нравственного воспитания.


написать администратору сайта