Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие опричнины

  • 2. Причины опричнины

  • Сущность опричнины

  • Последствия опричнины

  • Список использованной литературы

  • Опричнина эссе. Опричнина эссе РомановаЕВ 6111. Романова Екатерина 6111 Опричнина причины, сущность, последствия Введение


    Скачать 34.6 Kb.
    НазваниеРоманова Екатерина 6111 Опричнина причины, сущность, последствия Введение
    АнкорОпричнина эссе
    Дата12.05.2022
    Размер34.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОпричнина эссе РомановаЕВ 6111.docx
    ТипДокументы
    #526091


    Романова Екатерина 6111

    Опричнина: причины, сущность, последствия
    Введение

    Выбор данной темы обусловлен отсутствием чёткого мнения во взглядах на опричную политику и большим её влиянием на развитие наших государства и общества.

    Во всей истории России вряд ли найдётся правитель настолько же неоднозначный и противоречивый, как Иван Грозный. Одни называют его царствование тёмным периодом для государства, другие отмечают успехи Ивана Васильевича в усилении могущества России и укреплении её позиций на мировой арене. Такие расхождения обусловлено двойственностью политики русского царя.

    Некоторые историки пользовались концепцией «двух Иванов», которую выдвинул современник царя А. М. Курбский, а после переосмыслил и развил в своих трудах Н. М. Карамзин. Другие, например  С. Б. Веселовский и А. Г. Кузьмин, оценивали политику царя сугубо негативно и писали о её неблагоприятных последствиях для развития государства. В это же вермя И. Я. Фроянов солидарен с К. Д. Кавелиным в его мнении о том, что политика царя была одной из «замечательнейших в русской истории».1

    В советское время опричнину исследовали историки В. Б. Кобрин2, А. А. Зимин3, И. Я. Фроянов,4 Р. Г. Скрынников5 и другие. Все они рассматривают причины введения опричнины, её цели и влияние на развитие общества.

    На сегодняшний день в историографии относительно опричной политики сложилось множество мнений. Разные аспекты данного явления рассматриваются как русскими, так и зарубежными специалистами. Так, об опричнине говорится в работах И. А. Иванникова6 и Д. С. Алексеева.7 В своей статье И. А. Иванников представляет опричнину как переходный период в истории России, а Д. С. Алексеев анализирует данный феномен относительно позиции Л.Н. Гумилёва.

    Использования литература позволяет осветить тему с нескольких сторон и грамотно подойти к её изучению, должным образом раскрыв.

    Цель данного эссе - оценить опричнину как часть внутренней политики Ивана IV. Для её достижения нам предстоит выполнить следующие задачи:

    • охарактеризовать опричнину как явление

    • выявить причины её введения

    • понять сущность данного феномена

    • определить результаты этой политики


    1. Понятие опричнины

    Понятие «опричнина» имеет несколько значений. В историю России оно вошло как обозначение особой политики, проводимой Иваном Грозным в период с 1565 по 1572 год. В термине также выделяют несколько аспектов: а) название конкретной территории - удела царя - в рамках которой существовали отдельные войско и аппарат управления; б) система определённых внутриполитических мероприятий, применённых Иваном Грозным в 1565-1572 гг., направленных на централизацию государства и борьбу с противостоящими лично царю и развитию страны социальными силами – с боярской оппозицией, остатками удельно-княжеской системы и сопротивлением церкви. В нынешних реалиях термин воспринимается и нередко используется как синоним террора, беспредела и своеволия власти.

    В целом историков всего времени по их взглядам на феномен опричнины можно разделить на две группы с противоположными точками зрения:

    1. опричнина была хорошо организованной, логичной и тщательно спланированной политикой царя, с чёткими целями и задачами: борьба с изменой в среде феодалов, остатками политической раздробленности, сепаратизмом и экономической конкуренцией ряда регионов (Новгород, Тверь, Псков), церковью как антигосударственной организацией (Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский)

    2. политика опричнины не носила определённого и единого характера и в основном была обусловлена личными качествами и желаниями царя при неблагоприятных экономических, политических и социальных условиях (А. А. Зимин, А. Г. Кузьмин)

    С одной стороны, такая масштабность, само наличие государственного аппарата и войска, функционирование опричнины на уровне государственного органа говорят о её продуманности и о существовании конкретных задач, которые опричнина призвана была решать. С другой - террор и репрессии, проводившиеся в рамках данной политики, не являлись исторически обоснованными и необходимыми, не совпадали с принципами морали и нравственности даже той эпохи и не помогали в достижении цели опричнины – об этом пишут такие историки как В. О. Ключевский, Р. Г. Скрынников и другие.

    Длительная полемика на данную тему не привела к определённому решению и взгляды исследователей по-прежнему неоднозначны.

    2. Причины опричнины

    Вторая половина XV века стала периодом централизации России, в это время происходили определённые изменения, затронувшие все сферы жизни общества. Царём были проведены следующие преобразования: судебная реформа и в рамках неё издание «Судебника» – первого свода законов; военная реформа, включающая создание стрелецкого войска, частичную отмену местничества и утверждение принципа обязательной службы; губная и земская реформы самоуправления, в результате которых была отменена многовековая практика «кормлений» и положено начало приказной системе управления. Все реформы составлялись царём вместе с членами Избранной Рады - круга приближенных Ивана Грозного, возглавляемого Сильвестром и А. Адашевым и являющимся неформальным правительством в период с 1549 по 1560. Преобразования были задуманы как долгосрочные и постепенные, что не удовлетворяло желанию царя осуществить все изменения быстро и эффективно, сосредоточить в своих руках ещё больше власти.

    Другие разногласия обнаружились во взглядах царя и Избранной Рады на вопрос ведения внешней политики. Члены неофициального правительства настаивали на необходимости в первую очередь разобраться с Крымским ханством, татарами и турками. В то же время обострился торговый вопрос: необходимостью стало развитие международных связей, в первую очередь с Европой, для чего нужно было расширять территорию на Запад, искать выход к Балтийскому морю. В результате Иван IV, пойдя наперекор мнению Избранной Рады, в 1558 году начал войну за Прибалтику, первоначальные успехи в которой стали причиной формирования политического блока антироссийской направленности. Однако уже в 1559 году русское правительство под влиянием А. Адашева, чьей целью был перенос основных военных сил на юг для решения крымского вопроса, подписало Виленский мир с Ливонским Орденом. Это перемирие нарушало фундаментальную стратегию победоносной войны, которая заключалась в использовании временных разногласий среди противников и максимальной мобилизации ресурсов для быстрого и окончательного разгрома врага. Такая передышка поспособствовала усилению противника, позволила ему собрать союзников.

    Иван Грозный был недоволен данным решением и в одном из посланий Курбскому написал: «Как не вспомнить постоянные возражения попа Сильвестра, Алексея Адашева и всех вас против похода на германские города и как из-за коварного предложения короля датского вы дали ливонцам возможность целый год собирать силы. Они же, напав на нас перед зимним временем, сколько христианского народа перебили».8

    Царь больше не мог терпеть в правительстве людей, чьи взгляды на развитие России не совпадали с его собственными. К тому же в 1560 году умерла любимая жена Ивана IV Анастасия, и подозрения в убийстве царицы легли на нескольких членов Избранной Рады. В том же году царь отправил А. Адашева и протопопа Сильвестра из Москвы, неофициальное правительство окончательно распалось. Многие бывшие приближённые царя бежали в Литву, опасаясь опалы.

    В конце 1564 года митрополит Афанасий собрал духовенство для обсуждения некоторых вопросов. Согласно Н. Я. Фроянову, это была попытка отстранить царя от власти, о которой Иван IV узнал и поэтому покинул Москву.

    Также Н. Я. Фроянов отмечает, что именно борьба с боярской оппозицией была основной причиной начала опричнины. По его мнению, к моменту вступления Ивана Грозного на престол самодержавие уже сложилось, а в период правления царя лишь юридически оформилось, причём произошло это ещё до введения опричнины. Историк в своём фундаментальном исследовании «Драма русской истории. На пути к Опричнине» отмечает главной причиной появление ересей «жидовствующих», иначе говоря – антицерковных религиозных движений. Произошло это в конце XV века, и в правление Ивана IV такая религиозно-религиозно-политическая неустойчивость продолжила развиваться, подрывая «...основы православной веры, апостольской церкви и, стало быть, зарождающегося самодержавия».9

    В статье Д. С. Алексеева опричнина характеризуется как «специфическая реакция этноса на угрозу дальнейшему ходу его развития»10, что в целом соответствует мнению Л. Н. Гумилёва, называющего опричнину «антисистемой», с поправкой на необходимость учитывать социальные предпосылки формирования данного явления.

    О том, что причиной введения опричнины можно считать необходимость бороться с боярским произволом, пишет Н. М. Карамзин: «Обвиняя бояр в злых намерениях, в вероломстве, в упорной привязанности к ненавистной памяти мнимых изменников, он решился быть строгим и сделался мучителем, коему равного едва ли найдем в самых Тацитовых летописях!»11 В. О. Ключевский12 также признаёт нуждающуюся в решении проблему противоречия правительственного положения и политического настроения боярства и отмечает, что опричнина была способом Ивана IV решить данный вопрос.

    Р. Г. Скрынников считал, что опричнина являла собой «верхушечный переворот, имевший целью утвердить принципы неограниченного правления»,13 а основой опричнины называл жестокую расправу над двоюродным братом Ивана Грозного Андреем Старицким и его сторонниками.

    А. А. Зимин основанием для создания опричнины отмечает стремление царя установить абсолютную монархическую власть и ликвидировать остатки феодальной раздробленности, чтобы в дальнейшем начать наступление на бояр и других представителей феодальной знати. Но при этом историк выявляет ещё одну цель опричнины – желание царя укрепить самодержавный деспотизм14.

    Это подводит нас к третьей возможной причиной начала опричнины - личностные качества царя и его амбиции.

    (В целом все точки зрения сводятся или к тому, что опричная политика была обусловлена либо тяжёлыми условиями жизни и детства царя, либо к наличию у него определённых душевных заболеваний, являвшихся причинами вспышек агрессии, излишней жестокости и непостоянности настроения.) В. Б. Кобрин пишет, что Иван Грозный был чрезвычайно амбициозен считал самодержавную форму власти «единственно возможной формой правления»15, в чём проявлялся именно его деспотизм.

    1. Сущность опричнины

    В 1564 году Иван Грозный вместе с семьёй демонстративно уехал в Александровскую слободу, помолившись перед этим в Троице-Сергиевом монастыре и забрав с собой всех приказных людей. Тем самым управление страной было приостановлено, а в 1565 году царь и вовсе заявил о том, что отрекается от престола. Причиной данного решения он указал невозможность управлять страной в соответствии с Божьим наказом в условиях постоянных государственных измен со стороны членов Боярской Думы. Опасаясь народного гнева, Боярская Дума не приняла отречения и предоставила царю возможность править без ограничений. Митрополит всея Руси Афанасий, архиепископы и епископы написали Ивану Грозному ответную челобитную с просьбой остаться и властвовать по своему усмотрению. Царь принял челобитную с условием, что виновные будут наказаны, и сразу после возвращения собрал Земский Собор. Иван IV учредил разграничить территорию государства на земщину и опричнину. На территории земщины продолжали действовать Боярская Дума и земские органы управления, в то время как опричнина стала личным уделом царя. Здесь существовали свои отдельные войско и административно-хозяйственные учреждения: Боярская Дума и приказы, позже переименованные в «двор».

    В опричнину были определены: самые плодородные и экономически важные земли, северные районы страны, которые были связаны с государевым дворцом и казной и содержали дворцовое и черносошное крестьянское население, а также многие районы вотчинного и поместного землевладения (здесь предполагалось разместить основную массу опричников)16.

    В состав опричнины входили люди разного социального положения, Иван IV отбирал их самостоятельно. Преобладали землевладельцы замосковского центра, с давних времён являвшиеся надёжной опорой самодержавия. Охотно царь принимал на службу людей, никак не связанных с коренным населением России – татар, немцев, выходцев из Литвы. И наоборот - новгородцев и псковичей, которые постоянно находились под подозрением, в опричнину не допускали.

    В 1564-1572 годы отмечают значительное усиление самодержавной власти. Иван Грозный (посоветовавшись с Боярской Думой) сам принимал решения о ведении внешней политики – с кем начинать войну, заключать мир, где строить крепости и какие походы организовывать. Он самостоятельно вёл переговоры с дипломатическими послами других государств и обсуждал налаживание сотрудничества. Военные, экономические, политические – все вопросы решались Иваном IV.

    По мнению Р. Г. Скрынникова, опричнина была как бы «своеобразным государством в государстве».17 На данной территории царь был свободен в действиях и мог неограниченно властвовать на своё усмотрение, без контроля со стороны церкви и бояр. После утверждения на Земском Соборе указа о создании опричнины началась массовая расправа над княжеско-боярской оппозицией. В опалу попали бывшие приближённые царя, не успевшие покинуть Россию, князья Оболенские, князья Суздальские – Шуйские со всеми их родичами. Казни и опалы коснулись в первую очередь тех, кто ещё в 1553 году поддержал Владимира Старицкого, и были они направлены на лишение князя опоры среди московской аристократии. Позже расправа постигла и самого Владимира – его земли были обменяны на множество участков, разбросанных по стране, что ослабило крупнейшее в то время, после московского, княжество. Репрессии приобретали всё больший масштаб. Вотчины конфисковались, а сами князья переселялись на окраины, что позволило увеличить территорию опричнины и покончить с княжеско-боярским землевладением.

    Была создана новая царская дружина, в которую вошло 6000 человек, присягнувших царю на верность и пообещавших служить ему верой и правдой. Опричники получали хорошее жалование, земли и крестьян во владение, а также наделялись широкими полномочиями. Однако вскоре опричное войско превратилось в главный инструмент массового террора. Расправа над знатными сословиями приобретала всё больший масштаб, а позже и вовсе распространилась на другие сословия.

    Так, например, особой жестокостью сопровождались походы на Псков и Новгород в 1570м году. Было истреблено неимоверное количество невинных людей с конфискацией их имущества, города разграбили и оставили в полуразрушенном состоянии. Это делало жизнь крестьян невыносимой, создавало условия двойного гнёта – со стороны феодалов и со стороны государства18.

    1. Последствия опричнины

    Мнения о том, как опричнина повлияла на развитие нашей страны, сильно разнятся.

    А. А. Зимин в своей книге «Опричнина Ивана Грозного» пишет о том, что самим своим существованием опричнина шла против собственной же цели - уничтожения остатков раздробленности. Она утвердила самодержавие как «непреложный закон государственной жизни», однако управление земщиной – основной частью территории России - перешло в руки Боярской Думы и приказной системы. Это создавало противоречия с одной из предполагаемых целей введения опричнины.

    Опричные годы оставили тёмный отпечаток в истории страны, и это нивелирует все возможные положительные моменты данного периода. Произошло усиление феодально-крепостнического гнёта в условиях разорения России, что стало значимой предпосылкой к окончательному закрепощению крестьян. Население бежало из центра страны к восточным и южным окраинам, что свидетельствовало о недовольстве существующими порядками среди крестьян и посадских. В целом социальное напряжение в стране возросло.

    Р. Г. Скрынников говорит, что период опричнины являлся деморализующим, при этом сильного изменения в направлении общественного развития достичь не удалось. Шло укрепление самодержавия, которое продолжилось и следующими правителями государства, а также усилилась централизация и произошёл рост значения дворянской бюрократии в аппарате государственного управления. Историк отмечает жестокость методов Ивана Грозного, пагубные последствия опричнины: разорение страны, моральный упадок населения, и, ввиду этого, военные неудачи.

    Несколько другого мнения об опричнине был К. Д. Кавелин. Пусть он и признавал неблагоприятное влияние данного феномена на развитие страны, всё же призывал винить в этом не государя, а само общество – корыстное, патриархальное, не имевшее никаких нравственных интересов. Опричнину историк считает первой, пусть и неудачной, но важной попыткой поставить личное достоинство выше рода в вопросах управлением государства, заменить боярскую знать служилым дворянством. Опричнина была упразднена ещё при жизни Иоанна, а после смерти царя все его реформы начали терять значение и разрушаться. Пусть опричнина усилила крепостнический гнёт и способствовала разорению государства, она всё же усилила централизацию и укрепила мысль о необходимости реформировать систему.

    Иной взгляд на опричнину имел И. П. Фроянов, оценивавший данную политику положительно, так как она очистила православие от ересей и укрепила церковь, тем самым сберегла и спасла Россию на несколько веков вперёд19. Тем не менее, методы опричнины оказали отрицательное влияние на общество.

    Заключение

    Опричнина – явление многозначное и интересное для исследователей и на сегодняшний день. Под данным понятием может подразумеваться как конкретная земельная территория, так и комплекс внутриполитических мероприятий периода 1565-1572 годов. Основными причинами её введения наиболее вероятно являются потребность уничтожить остатки раздробленности и искоренить измену в рядах феодальной знати, необходимость устранить сепаратизм ряда регионов страны, борьба с религиозными ересями, а также, вполне возможно, определённые личные качества и стремления царя.

    Что касается последствий – здесь мнения тоже расходятся, однако большинство историков, даже в целом положительно отзывающихся о политике того периода и о царе лично, отмечают разрушительность опричнины как явления. Эта политика, пусть и решила часть поставленных перед ней Иваном IV задач, всё же дорого обошлась стране. Разруха, отягощение положения крестьян, рост социального напряжения и упадок экономики стали ценой, которую заплатила Россия.

    Список использованной литературы

    Алескеев Д. С. Опричнина как этническая агрессия / Д. С. Алексеев Ученые записки Забайкальского государственного университета Серия: Социологические науки. 2010. c. 118-124. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oprichnina-kak-etnicheskaya-agressiya/viewer (дата обращения: 09.01.2022)

    Зимин A. A. Опричнина Ивана г розного / A. A. Зимин м.: Мысль, 1964. 555 c. с ил. и карт.; 21. С. 68, 90.

    Иванников И. A. Опричнина: причины, содержание, последствия / И. A. Иванников. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. N 3. Часть 1. c. 56-61. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oprichnina-prichiny-soderzhanie-posledstviya (дата обращения: 22.12.2021)

    Кавелин К. Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры / К. Д. Кавелин м.: Правда, 1989. с. 49- 55.

    Карамзин Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин Том IX. Глава I. Продолжение царствования Иоанна Грозного. Г. 1560-1564.

    Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций: в 3 кн. / В. О. Ключевский Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. Кн. 1.

    Кобрин B. Б. Иван Грозный / В. Б. Кобрин м.: «Московский рабочий», 1989. с. 175.

    Скрынников P. Г Начало опричнины / P. Г. Скрынников Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968.

    Тюрин А. В. "Война и мир Ивана Грозного"; Москва; изд-во Яуза, Эксмо. [Электронный ресурс]. URL: https://history.wikireading.ru/4789 (дата обращения: 29.12.2021).

    Фроянов И. Я. Драма русской истории: На пути к Опричнине / И. Я. Фроянов. СПбГУ Отв. ред. Ю. Г. Алексеев. М.: Русский издательский дом Парад, 2007. С. 5, 879.

    1Кавелин К. Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. / К. Д. Кавелин // М.: Правда, 1989. С. 49–55.

    2 Кобрин В. Б. Иван Грозный / В. Б. Кобрин – М.: – «Московский рабочий», 1989. С. - 175

    3 Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. / А. А. Зимин М.: Мысль, 1964. 535 с. с ил. и карт.; 21

    4 Фроянов И. Я. Драма русской истории: На пути к Опричнине / СПбГУ / Отв. ред. Ю.Г. Алексеев. - М.: Русский издательский дом Парад, 2007.

    5 Скрынников Р. Г. Начало опричнины. / Р. Г. Скрынников - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968.

    6 Иванников И. А. Опричнина: причины, содержание, последствия / И. А. Иванников Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 3. Часть 1. С. 56-61.

    7 Алескеев Д. С. Опричнина как этническая агрессия / Д. С. Алексеев Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. 2010. С. - 118-124

    8Цит. по: А. В. Тюрин "Война и мир Ивана Грозного"; Москва;  изд-во Яуза, Эксмо

    9 Цит. по: Фроянов И.Я. Драма русской истории: На пути к Опричнине / СПбГУ / Отв. ред. Ю.Г. Алексеев. - М.: Русский издательский дом Парад, 2007. - С. 5

    10Цит. по: Д. С. Алексеев «Опричнина как этническая агрессия» с. 121

    11 Цит. по: Карамзин Н. М. История государства Российского. Том IX. Глава I. Продолжение царствования Иоанна Грозного. г. 1560-1564 / Н. М. Карамзин – Ростов н/Д.: «Феникс», 1994

    12 Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций: в 3 кн. / В. О. Ключевский - Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. Кн. 1. 608 с.

    13 Скрынников Р. Г. Начало опричнины. / Р. Г. Скрынников - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. С. - 84

    14 А. А. Зимин Опричнина Ивана Грозного. / А. А. Зимин - М.: «Мысль», 1964. 535 с. с ил. и карт.; 21

    15 В. Б. Кобрин Иван Грозный / В. Б. Кобрин – М.: – «Московский рабочий», 1989. С. - 175

    16 Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. / А. А. Зимин // М.: Мысль, 1964. 535 с. с ил. и карт.; 21 – С. 68

    17 Цит. по: Скрынников Р. Г. Начало опричнины. / Р. Г. Скрынников - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. С. - 270

    18 Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного / А. А. Зимин // М.: Мысль, 1964. 535 с. с ил. и карт.; 21 – С. 90

    19 И. Я. Фроянов Драма русской истории: На пути к Опричнине / Фроянов И. Я. СПбГУ / Отв. ред. Ю.Г. Алексеев. - М.: Русский издательский дом Парад, 2007 – С. 879





    написать администратору сайта