Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель

  • Философия «Всеединства»

  • Теория богочеловеческого процесса

  • Идея соборности

  • Персонализм

  • «Конкретная метафизика»

  • Славянофилы

  • Западники

  • Идеи народничества

  • Русский космизм

  • Кирилл Туровский

  • В.С.Соловьев

  • Н.А.Бердяев

  • Решите кроссворд и в выделенной вертикальной колонке (п. 3), запол­няя по смыслу свободные клетки, прочитайте понятие, которое

  • ОГСЭ.01 Основы философииМетодические указания. Прикладная информ. Российская федерация министерство образования и науки амурской области


    Скачать 113.61 Kb.
    НазваниеРоссийская федерация министерство образования и науки амурской области
    Дата13.05.2023
    Размер113.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОГСЭ.01 Основы философииМетодические указания. Прикладная информ.docx
    ТипМетодические указания
    #1126365
    страница2 из 2
    1   2
    Тема практической работы: Деятельность русских философов

    Цель: Знакомство учащихся с особенностями русской философской мысли. Выявление причин, приведших к их появлению.
    Ответьте на вопросы (в форме дискуссии)

    1. Как история России отразилась национальном самосознании русского народа?

    2. Каковы характерные черты русского менталитета?

    3. Под воздействием каких обстоятельств социального и культурного характера развивалась    русская философия?

    4. Почему на первом плане в отечественной философии неизменно присутствует историософская или социальная проблематика?

    5. Какой круг вопросов,  касающихся бытия человека, традиционно входит в проблемное поле русской философии?

    1. В чем состоит национальное своеобразие русской философии, каково ее место в мировом историко-философском процессе?

    2. Почему в русской философии наблюдается повышенный интерес к теме духовности человека и общества?

    3. Чем обусловлено наличие разных идейных потоков – нравственного, религиозного и  историософского – в содержании отечественной философии?

    4. Почему в русской философской мысли постоянно поднимается вопрос о месте и роли России в мировой истории?

    5. Существует ли особое космическое призвание России?

    6. Почему в русской социальной мысли присутствует идея общинности (коллективизма)?

    7. Согласны ли вы с определением Бердяева Н.А., что Россия – это огромный «Востоко-Запад»?

    8. Как вы понимаете «русскую идею»?

    9. В чем противоречивость русской философии?


    1) составить словарь ключевых понятий:

    Исихазм (безмолвие), философия «всеединства», теория богочеловеческого процесса, идея соборности, интуиция, персонализм, «конкретная метафизика», славянофилы, «русская идея», западники, анархизм, идеи народничества, русский космизм, почвенники, Кирилл Туровский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев.

    Исихазм (от греч. — покой, безмолвие, отрешённость)- это практика монахов в православной вере, основанная на учении Иисуса.

    Философия «Всеединства» определяет формы и характер взаимоотношений, складывающихся в обществе в процессе исторического развития. Это философско-исторический взгляд на становление общества, рассматривающий закономерное преобразование действительности, возможное благодаря гармоничному соединению и примирению противоборствующих сторон единого целого.

    Теория богочеловеческого процесса - одна из основных идей в русской религиозно-философской и богословской мысли, противополагаемая человекобожию, т. е. утверждению человеческого начала вне Бога, в оторванности от Богочеловека. Вл. Соловьев в “Чтениях о Богочеловечестве” (1878—81) пытался ввести человекобожество как ступень, или составную часть, в богочеловеческий процесс

    Идея соборности- Соборность, всеединство, единство во множестве – идея, объединяющая несовместимые другими способами свободу и организацию, она также представляет собой универсальный конструктивный принцип эмпирических форм общения индивидов, символ органической целостности, мировоззренческой парадигмы.

    Интуиция - способность человека понимать и проникать в смысл событий и ситуаций посредством единомоментного бессознательного вывода: инсайта и озарения

    Персонализм - кзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности — Бога

    «Конкретная метафизика» - учение, основанное на символах, с помощью которых можно рассмотреть реальность, ими образуемую

    Славянофилы - либерально-консервативное направление рус. общественной мысли и философии 1840–50-х гг.

    «Русская идея» - совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа

    Западники - Сложившееся в 1830-1850-х годах направление общественной и философской мысли

    Анархизм - общее наименование ряда систем взглядов, основывающихся на человеческой свободе и отрицающих необходимость принудительного управления и власти человека над человеком

    Идеи народничества - Идеология, существовавшая в Российской империи в 1860-1910-х годах, позиционирующая себя на «сближении» интеллигенции с простым народом в поисках своих корней, своего места в государстве, стране и мире

    Русский космизм - Течение русской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной

    Почвенники - признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом, на народной или национальной «почве» с религиозно-этической основой. Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати.

    Кирилл Туровский - епископ Турова, православный богослов, церковный деятель, писатель, один из видных духовных деятелей Древнерусского государства в XII веке.

    В.С.Соловьев - русский религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист, литературный критик, преподаватель; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности

    Н.А.Бердяев - русский религиозный и политический философ, социолог; представитель русского экзистенциализмa и персонализма. Автор оригинальной концепции философии свободы и (после Первой мировой и Гражданской войн) концепции нового средневековья
    в) решить задания
    I. Согласно Ф. Ницше любовь есть «выражение эгоизма». В.С. Соловьев, напротив, утверждал, что подлинная любовь – перемещение центра «Я» в другого, преодоление эгоизма.

    А как Вы считаете? Аргументируйте свой ответ.

    Я считаю, что оба автора в какой-то степени правы. Ницше прав, потому что мы хотим быть любимы, не думаю о другом. Но с другой стороны, Соловьев тоже верно сказал, так как мы , пытаясь показать любовь другому человеку, иногда забываем о себе, тем самым больше не преодолеваем, а забываем об эгоизме.
    Решите кроссворд и в выделенной вертикальной колонке (п. 3), запол­няя по смыслу свободные клетки, прочитайте понятие, которое в философии Вл. Соловьева обозначает конечную стадию развития истории.









































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































    По горизонтали: 1. Русский социалист-утопист, основатель одного из направлений анархизма. 4. Русский государственный и церковный деятель, сподвижник Петра I, представитель Киево-Могилянской академии. 6. Русский мыслитель ХVIII в., разрабатывавший рационализиро­ван­ный вариант христианского платонизма, автор антиекатерининского трактата «О повреждении нравов в России». 8. Оригинальный русский философ XIX в., основ­ной интерес которого лежал в сфере познания и ценностей, автор «Философических писем». 10. Русский князь и писатель, председатель «Общества любомудрия», поставивший задачу создания новой «науки инстинкта». 11. Первый русский революционер, автор трактата «О че­ло­веке, о его смертности и бессмертии». 13. Русский мыслитель XIX в., представитель русского космизма, автор «Философии общего дела». 14. Первый древнерусский философ, построив­ший богословско-историческую концепцию включенности Русской земли в общемировой процесс торжества «божественного света» над «тьмой язычества». 15. Последователи выдающегося русского писателя и мысли­те­ля XIX века, создавшего «рациональную» религию, трактуе­мую им как «новое жизнепонимание», основанное на принципах люб­ви и непротивления злу. 16. Русский религиозный мыслитель XIX ве­ка, основным пафосом «философии всеединства» которого является «оправдание добра». 17. Произведение Владимира Мономаха, являю­ще­еся своеобразным компендиумом практической философии.

    По вертикали: 2. Славянский мыслитель XVII в., возла­гавший надежды на московского царя как объединителя и покровителя всего славянского мира. 5. Русский общественный деятель и философ, сторонник движения «нестяжателей». 7. Русский публицист, историк и поэт, один из идеологов славя­но­фильства, выступавший против «чистого искусства» и обосно­вы­вав­ший необходимость собственного развития для русской литературы, искусства и науки. 9. В философии Вл. Соловьева – тот, с пришест­вием которого неизбежны временное торжество мирового зла и победа над ним в конце истории. 12. Русский писатель и философ, восприняв­ший диалектику Гегеля как «алгебру революции».

    Ответ:
    1   2


    написать администратору сайта