Главная страница
Навигация по странице:

  • ФГБОУ ВО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФАЛЬКУТЕТ Реферат на тему: «

  • Выполнил

  • Правила составления гербов

  • Появление двуглавого орла

  • Создание русского герба от Ивана III до Петра I

  • Российский государственный герб от Петра I до Александра II

  • Казанского .II. Астраханского .III. Польского .IV. Сибирского .V. Херсониса Таврического .VI. Грузинского

  • Киевского , Владимирского и Новгородского .VIII. Герб великого княжества Финляндского

  • Над сенью главного щита шесть щитов

  • Смоленский .В 3-й части - герб Тверской .В 4-й части герб Югорский .В 5-й части - герб Нижегородский .В 6-й - герб Рязанский

  • Ростовский .В 8-й - герб Ярославский .В 9-й части - герб Белозерский

  • Волынский .Во 2-й части - герб Подольский .В 3-й части - герб Черниговский

  • Литовского

  • Витебский

  • Лифляндский .В 3-й гербы - Курляндский и Семигальский .В 4-й части - герб Корельский

  • Пермский

  • Реферат Чаян. Российский герб римские или византийские корни


    Скачать 47.82 Kb.
    НазваниеРоссийский герб римские или византийские корни
    Дата23.05.2022
    Размер47.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат Чаян.docx
    ТипРеферат
    #545402


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФГБОУ ВО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФАЛЬКУТЕТ

    Реферат на тему:

    «Российский герб – римские или византийские корни?»





    Выполнил:студент 1 курса ЗФО

    Куулар Ч.О
    Проверила: к.и.н., доцент

    Сат А.К

    Оценка:___________

    Подпись: ___________








    Содержание

    1. Введение…………………………………………………………......3

    2. Правила составления гербов……………………………………..…4

    3. Что такое герб?.................................................................................5

    4. Появление двуглавого орла………………………………………....6

    5. Создание русского герба от Ивана III до Петра I……………...…..9

    6. Российский государственный герб от Петра I до Александра II..12

    7. Описание герба………………………………………..……………16

    8. Заключение……………………………………….………….……..21

    9. Список литературы…………………….……………………….….23


    Введение

    Я выбрал эту тему, потому что хотел больше узнать о символах России, особенно о двуглавом орле - символе Российской Федерации.

    Государственными символами страны являются, прежде всего, государственный герб, флаг и гимн. У нашей родины они тоже есть. Эта триада символов была создана не сразу. Лишь в XX веке во всем мире появилась переплетная традиция - у каждой страны есть свой герб, свой гимн и свой флаг.

    Они нужны нам как воплощение ее истории и как зеркало современности, как выражение патриотизма ее граждан и как обозначение на международной арене, как ее визуальный и музыкальный образ.

    Поэтому отношение к гербу, флагу и гимну - это также отношение к самому государству. И он должен быть не только уважительным по отношению к своей родине. Оскорбление символов государства подобно оскорблению государства, его народа, его истории и культуры.

    Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб страны, флаг и гимн, но и понимать ее символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. Как появились эти государственные символы и какой путь они прошли через века.

    Символы нашей родины восходят к ста годам назад. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг - в XVIII веке. Век, а первый государственный гимн - в XIX веке.

    У них были свои предшественники, были и соперники. Некоторые заменили других, некоторые исчезли и возродились, другие навсегда остались в прошлом и оставили долгую и благородную память о своих потомках.

    Эти символы являются частью истории России, воплощением ее героических и трагических сторон, отражением жизни народов нашей страны. Поэтому я выбрал эту тему, потому что мы все должны знать историю государственной символики России.
    Правила составления гербов

    Гербы различались по цвету и рисунку. Каждый элемент - числа и другие символы - имел определенное значение. Гребни создавались по четким правилам, их нарушение считалось большим позором. Каждый герб был основан на щите.

    Формы щита были разделены на несколько типов: треугольный - норманнский (или старофранцузский), овальный - итальянский, квадрат с кривыми внизу - испанский, квадрат с заточкой внизу - французский, фигуративный, вырезанный - немецкий, с продолжением верхнего края и небольшой проекцией - английский.

    По правилам геральдики использовалось ограниченное количество цветов: Алый, фиолетовый, синий, зеленый, черный, оранжевый. Однако были случаи, когда невозможно было покрасить герб (на серебряной посуде). Затем были использованы условные оттенки: Алый - вертикальные линии, синий - горизонтальные линии, фиолетовый - диагональные линии слева, зеленый - диагональные линии справа, черный - горизонтальный и диагональный крест.

    Были только два "геральдических" металла - золото и серебро (первый был отмечен черными точками, но белым полем, второй - белым полем без затенения).

    Горностай (черные хвосты на белом поле) и белка (чередующиеся языки белого и черного, указывающие в разные стороны) использовались в гербах.

    В геральдике используется принцип обратного соотношения сторон. Вид на щит не от наблюдателя, а от щита, т.е. от воображаемого рыцаря или герольда, держащего щит. Поэтому правая сторона щита будет слева от наблюдателя, а левая - правая сторона щита - слева от щита. Если в щите есть фигура, находящаяся в движении, то это движение должно быть в правильном геральдическом направлении. Иначе оказалось бы, что фигура визуально ускользает от предполагаемого противника, а не наступает на него.

    Что такое герб?

    Слово "герб" вошло в русский язык в XVI-XVII веке. Он основан на немецком слове ERBE, что означает "наследник". Поэтому одна из важных характеристик герба - стабильность, постоянство в употреблении - уже заложена в самом слове.

    Герб позволяет узнать своего владельца и оценить его положение, права и привилегии.

    Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны, а государственный герб - о принадлежности его владельца к определенному классу. Герб может указывать на право собственности на землю, поскольку многие средневековые фамильные гербы используются в качестве средства удостоверения личности владельца (например, герб на печати). Поэтому он обычно официально утверждается высшим органом власти.

    Герб можно считать гербом только в том случае, если он используется непрерывно в течение определенного периода времени. Таким образом, изображение двуглавого орла засчитывается как государственный символ России конца XV века. С этого времени началась история государственного герба.

    Появление двуглавого орла

    Гербы появились в России давно, но это были лишь рисунки, на которые не распространялись геральдические правила. Из-за отсутствия рыцарского звания гербы в России не получили широкого распространения.

    В самом начале (вплоть до XVI века) Россия была фрагментированным государством, так что речь о государственном гербе России не могла идти. Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения России считается герб XVI века на Руси, он появляется уже при Иване III. (1462-1505). Установление государственного герба как такового приписывается ему. В то время его печать использовалась как герб. На переднем плане - всадник, пронзающий копьем змею, на заднем плане - двуглавый орел.

    Происхождение двуглавого орла уходит далеко в прошлое. Первые известные нам фотографии относятся к XIII веку до нашей эры. Это наскальная живопись двуглавого орла, который поймал двух зайцев. Он служил гербом хеттских королей.

    Двуглавый орел затем встречается в царстве Мидия, древней державе, которая распространилась на западную Азию во время правления царя Киаксара Мидия (625-585 гг. до н.э.). Прошли века. А теперь мы видим двуглавого орла на гербах Рима. Здесь он выступал при Константине Великом. В 326 году он выбрал двуглавого орла в качестве своей эмблемы. После основания новой столицы - Константинополя - в 330 году двуглавый орел стал государственным гербом Римской империи.

    В России двуглавый орел появился после женитьбы Иоанна III. Васильевич с Софьей палеологом, племянницей последнего византийского императора Константина XII. Палеолог. История отношений Руси и Византии очень глубокая и интересная и является предметом отдельной работы. Однако давайте вкратце рассмотрим этот вопрос.

    Первые исторические упоминания об отношениях Руси и Византии относятся к 957 году - году, в котором княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство.

    Но отношения с Византией на Руси продолжают ухудшаться. Так, в 969-972 годах между ними началась война за Болгарию, которую выиграл Святослав.

    Позже, в 988 году, Владимир Святой крестил Россию. "Принятие христианства из Византии Русью открыло широкие двери для влияния византийской культуры, византийских идей и институтов. Это влияние оказало большое влияние в политической сфере. Вместе с христианством поток новых политических концепций и отношений стал проникать в Россию. Киевскому князю грядущее духовенство передало византийскую концепцию государя, которая была определена Богом не только для внешней обороны страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка...".

    Другогого исторического признания отношения Руси и Византии не существовало, однако, до 1469 года, когда римский папа Павел II присвоил русскому правителю Иоанну III титул Суверенного. Дочь Васильвича Томас Палеолог София, который был женат в 1472 году. Этот брак не привел Москву к религиозному союзу с Римом, но имел важные последствия для подъема монархической власти в Москве. Будучи женой последней византийской княгини, 

    Великий князь Московский стал преемником византийского императора, почитавшегося главой всего православного Востока. По просьбе и по совету Софьи в Московском Кремле при великокняжеском дворе начался великолепный, сложный и строгий обряд по образцу византийского двора. С конца XV века от простоты отношений и прямых контактов царя с его подданными, которые преобладали до этого времени, постепенно отказались, и он поднялся над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и "родного" титула "великий князь Иван Васильевич" Иван III получает великолепный титул: "Иоанн, по милости Божией Государь Всея Руси и Великий Князь Владимирский и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский, и другие. В

    отношении маленькой соседней земли уже существует титул Царя Всея Руси. Другой титул, принятый московскими правителями - "самодержец" - является переводом византийского императорского титула "самодержец"; первоначально этот титул означал независимого государя, не подчиняющегося никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными.

    С конца 15 века на печати Московского государя появился византийский герб - двуглавый орел (в сочетании с более ранним московским гербом - изображением Георгия Победоносца). Так Русь назвала своего преемника Византии, что является первым отражением ее развития на гербе.

    Создание русского герба от Ивана III до Петра I

    С самого начала разработки российского герба мы видим его переплетение с историей России. Интересно отметить, что на печатях Иоанна III орел был изображен с закрытым клювом и больше походил на орла, чем на орла. Если посмотреть на Россию этого периода, то можно увидеть, что это молодое государство, которое только начинает формироваться в централизованное.

    Первым достоверным доказательством использования двуглавого орла в качестве государственного герба является печать Иоанна III. Васильевич на обмене письма 1497 года с племянниками - князьями Федором и Иваном Борисовичем Волоцким.

    Во время правления Василия III. Иоаннович (1505-1533) двуглавый орел изображен с открытыми клювами, из которых выступают языки. Об этом свидетельствует, например, печать, которая была добавлена в протокол государя и великого князя Василия Иоанновича в 1523 году, когда он покинул Казань с войском. Короче говоря, если подойти к нему с чисто художественной точки зрения, то можно сказать, что орел начинает злиться.

    В то же время, что касается тогдашней России, то мы видим, что она укрепляет свои позиции и становится новым центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в теории преподобного Филофея "Москва - III Рим", известной из послания преподобного Василия III.

    При Иоанне IV Васильевиче (1533-1584) Россия одержала решительные победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединилась к Сибири. Рост мощи российского государства отражается и в его гербе. Двуглавого орла на государственной печати венчает корона с восьмиконечным ортодоксальным крестом над ним. На лицевой стороне печати на груди орла - щит в виде резного щита или "немецкой" формы с единорогом - личным знаком короля. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV, взяты из Псалтыря, что свидетельствует о укоренении христианства на Руси.

    На обратной стороне печати на груди орла - щит с изображением Святого Георгия, бьющего змею. Впоследствии эта сторона печати будет играть важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла станет традиционным. Однако, согласно древнерусской иконографической традиции, святой Георгий повернут на правую сторону наблюдателя, что противоречит геральдическим правилам.

    21 февраля 1613 года Земский избрал Собора Романова на царство Михаила Фёдоровича. Это положило конец беспорядкам, которые в период между смертью Ивана Грозного и восшествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и почти уничтожили русскую государственность. Россия шла по пути процветания и величия. В то время орел "встретился" на гербе и впервые распал свои крылья, что могло означать "пробуждение" России после долгого сна и начало новой эры в истории государственности.

    К тому времени Россия завершила объединение и уже сумела стать единым и достаточно сильным государством. И этот факт был символически отражен в национальном гербе. Над орлом вместо восьмиконечного креста появилась третья корона, означавшая Святую Троицу, но интерпретированная многими как символ единства великих русских, малоросей и белорусов.

    Алексею Михайловичу Романову (1645-1676) удалось положить конец русско-польскому конфликту, заключив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), в рамках которого Россия смогла "показать себя" всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место среди европейских государств.

    Во время правления Алексея Романова также отмечалось появление нового образа геральдического орла. Это связано с тем, что император Священной Римской империи Леопольд I по просьбе царя направил в Москву своего геральдического мастера Лаврентия Юрелевича, который в 1673 году опубликовал труд "О родословной русских великих князей и государей, со свидетельством имеющейся, по бракам, близости между Россией и восемью европейскими державами, d. т.е. Цезарь Римский, короли Англии, Дании, Испании, Польши, Португалии и Швеции, с изображением их королевских гербов, а посередине - их Великий Герцог Святой Георгий. В конце портрета царя Алексея Михайловича". Это было отправной точкой для развития русской геральдики. Государственный орел Алексея Михайловича стал прообразом позднейших официальных иллюстраций к российскому гербу.

    Крылья орла были подняты высоко и полностью раскрыты, символизируя полное утверждение России как солидного и могущественного государства; его головы увенчаны тремя царскими коронами, на груди - щит с московским гербом, в лапах - скипетр и власть. Крылья орла были подняты высоко и полностью раскрыты, символизируя полное утверждение России как солидного и могущественного государства; ее головы увенчаны тремя царскими коронами, на груди - щит с московским гербом, в лапах - скипетр и власть. Интересно, что до появления атрибутов монархической власти в лапах орла, когти орла, начиная от орла на мраморной плите Сиропотамского монастыря в Афоне (Византия, 451-453 гг.), постепенно освобождались, словно надеясь что-то захватить, пока не захватили власть и скипетр, символизируя утверждение абсолютной монархии на Руси.

    В 1667 году с помощью Лаврентия Юрелевича было дано первое официальное разъяснение русского герба: "Двуглавый орел - это герб Государя Великого Князя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всего величия и Малого и Белого России, Его Царского Величества, Российского Царства, на котором изображены три короны, представляющие три Великих Казанских, Астраханских и Сибирских славных царства, повинующихся высочайшему из Его Царского Величества, милостивому Государю, власти и повелению. образ наследника на персах; в пазле скипетр и яблоко, и есть милостивый государь, Его Царское Величество единственный правитель и владелец". Как видим, описание дает новое толкование элементов геральдического орла. Это продиктовано дипломатическими соображениями и должно свидетельствовать о величии России.

    Российский государственный герб от Петра I до Александра II

    В 1682 году на русский престол взошел Петр I (1682-1725). Россия сильно изменилась за время его правления. Если подвести итоги, то заслуги этого императора можно свести к тому, что Российская империя стала одной из ведущих держав и стояла выше большинства европейских стран.

    Петр был хорошо образованным человеком. Он внес очень большой вклад в развитие русской геральдики. Под ним геральдический орел стал изображаться в черном цвете по геральдическим правилам (перед ним орел обычно изображался в золоте). На этот факт повлияла Северная война. Тогда Россия предстала перед Европой в виде могущественного государства. И поэтому ее герб должен быть не только "украшением" государственных бумаг и писем, но и отражать власть российского государства.

    В связи с принятием Петром I титула императора 22.10.1721 года, гербы были представлены в виде императорских, а не царских корон. В 1722 году он учредил геральдическую контору (1722-1796) и канцелярию мастера-геральдика.

    Государственный герб при Петре I претерпел много изменений. Кроме изменения цвета орла, он впервые начал надевать на крылья щиты с гербами Великого Княжества и царств. На правом крыле (слева от наблюдателя) - щиты с гербами (сверху вниз): Киев, Новгород, Астрахань; на левом - Владимир, Казань, Сибирь. Таким образом, при Петре I был создан основной комплекс атрибутов геральдического орла.

    Такое изменение государственного герба, если подойти к нему с исторической точки зрения, можно интерпретировать как символ быстрого и успешного скачка в развитии России. Но после вхождения России в "просторы Сибири и Дальнего Востока", "двуглавый орел стал символом неразрывности европейской и азиатской России, объединенной под императорской короной, с одной увенчанной головой, обращенной на запад, а другой на восток".

    Пост-петербургская эпоха характеризуется интенсивной борьбой во главе государства, известной как "эпоха дворцовых переворотов", которая началась в 1930-х годах XVIII века. Это привело к чрезмерному влиянию на положение коренных жителей Германии и не способствовало укреплению России.

    В 1740 году швейцарский гравер Гедлингер, приглашенный в Россию Анной Иоанновной в 1736 году, изготовил государственную печать, которая использовалась до 1856 года и фактически закрепила классический облик русского двуглавого орла.

    До конца 18 века не произошло радикальных изменений в оформлении герба, но были характерные особенности, которые соответствовали царствованию императоров и императриц, особенно в период правления Елизаветы и Екатерины Великой. В то время орел больше походил на орла, чем на орла.

    Как ни странно, во время правления Екатерины II герб почти не изменился, хотя, как известно, она провела множество реформ в области государственного устройства и образования. Ее Государственный Сенат, деградировавший в громоздкое и неуклюжее учреждение, не только неспособное заменить монарха, когда это необходимо (по замыслу Петра I), но и неспособное решать текущие вопросы, был разделен на шесть департаментов по проекту NI Панина в 1763 году, каждый из которых имел строго определенный круг обязанностей и ответственности. Членство в Украине также было отменено (1764 г.), что в конечном итоге разрушило украинскую автономию.

    Что касается Церкви, то она сначала отменила секуляризацию церковных территорий, но затем вернулась к этому вопросу и осуществила секуляризацию в 1763-1764 годах. Таким образом, духовенство утратило свою имущественную автономию и оказалось на содержании государства. Это завершило процесс трансформации духовенства в особую категорию государственных служащих.

    После своего восшествия на престол Павел I (1796-1801) сразу же попытался сменить русский герб. Указом от 5 апреля 1797 года двуглавый орел стал неотъемлемой частью императорского фамильного герба.

    Поскольку Павел I был магистром Мальтийского ордена, это оказало влияние на государственный герб. 10 августа 1799 г. император Павел I издал указ, в котором был изображен двуглавый орел с мальтийским крестом на груди. На вершине этого креста была корона Великого Магистра.

    Павел I был также "отцом" Великого русского герба. Его манифест от 16 декабря 1800 года содержал его полное описание. Большой русский герб должен был символизировать внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован.

    После восшествия на престол Александра I (1801-1825) он отменил Мальтийский крест на государственном гербе. Но сразу же французское влияние отразилось на двуглавом орле. При Александре I орлиные крылья на гербе были широко расставлены в сторону, перья опущены. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо традиционного скипетра и власти в лапах орла появляются новые атрибуты: перья или стрелы грома, факел, лавровый венок (иногда веточка), пучок ликера, закрученный с лентами. Такие орлы характерны для первой четверти XIX века.

    Царствование Николая I (1825-1855) характеризуется стойкостью и решительностью. Все восставшие декабристы были преданы суду - 5 расстреляны, остальные сосланы в Сибирь. После восстания в Польше (1830-1832) Николай I ограничил свой статус, лишив Польшу государственного управления, Сейма, Государственного совета и национальных войск. Под ним, наконец, был выставлен герб с поднятыми крыльями, начиная с 1830 года, который стал его неотъемлемой частью вплоть до 1917 года. Она скрывала определенное значение, которое символизировало окончательное становление России. В 1829 году Николай I был коронован в Королевстве Польском. А с 1832 года герб этого царства был размещен на крыльях орла, т.е. впервые включен в русский герб ...

    В конце царствования Николая I барон Б.В. Кене, который в то время возглавлял департамент геральдики, попытался придать гербу характеристики западноевропейской геральдики. Прежде всего, изображение орла должно было стать более строгим. Герб Москвы разрешалось изображать только во французском щите, всадник по геральдическим правилам должен был поворачиваться влево от наблюдателя. Но его проекты были реализованы только при Александре II, потому что в 1855 году Николай I умер прежде, чем он смог реализовать проекты Б.В. Кена.

    Описание герба

    Большой русский герб, высочайше утвержденный 3 ноября 1882 года, изображен в золотом щите черного двуглавого орла, увенчанном двумя императорскими коронами, над которыми та же, но в увеличенном виде, корона, с двумя летящими концами полосы Андреевского ордена. Государственный орёл держит золотой скипетр и власть. На груди орла - герб Москвы.

    Щит увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского. Название черное с золотом. Вокруг щитовой цепи ордена Святого Андрея Первозванного; по бокам изображения святых - Архангел Михаил и Архангел Гавриил. Золотое сено, увенчанное императорской короной, усеянное русскими орлами и облицованное горностаями. На ней червленная надпись: С Нами Бог. Над сенью государственная хоругвь, с восьмиконечным на древке крестом.

    Главный щит снизу окружают девять щитов, увенчанных принадлежащими им коронами; гербы царств:

    I. Казанского.

    II. Астраханского.

    III. Польского.

    IV. Сибирского.

    V. Херсониса Таврического.

    VI. Грузинского.

    VII. Соединенные гербы великих княжеств: КиевскогоВладимирского и Новгородского.

    VIII. Герб великого княжества Финляндского.

    IX. Родовой Его Императорского Величества герб.

    Над сенью главного щита шесть щитов:

    X. Щит соединенных гербов княжеств и областей великороссийских:

    В 1-ой части - герб Псковский.

    Во 2-ой - герб Смоленский.

    В 3-й части - герб Тверской.

    В 4-й части герб Югорский.

    В 5-й части - герб Нижегородский.

    В 6-й - герб Рязанский.

    В 7-й части - герб Ростовский.

    В 8-й - герб Ярославский.

    В 9-й части - герб Белозерский. В оконечности - герб Удорский.

    XI. Щит соединенных гербов, княжеств и областей юго-западных:

    В 1-й части - герб Волынский.

    Во 2-й части - герб Подольский.

    В 3-й части - герб Черниговский.

    XII. Щит соединенных гербов княжеств и областей белорусских и литовских: в малом щите герб великого княжества Литовского.

    В 1-й части щита герб Белостокский.

    В 2-й части - герб Самогитский.

    В 3-й части - герб Полоцкий.

    В 4-й червленной - герб Витебский. В оконечности - герб Мстиславский.

    XIII. Щит соединенных гербов областей прибалтийских: четверочастный.

    В 1-й части - герб Эстляндский.

    Во 2-й части герб Лифляндский.

    В 3-й гербы - Курляндский и Семигальский.

    В 4-й части - герб Корельский.

    XIV. Щит соединенных гербов северо-восточных областей: в малом щите герб Пермский.

    В 1-й части щита герб Вятский.

    Во 2-й части - герб Болгарский.

    В 3-й - герб Обдорский.

    В 4-й части - герб Кондийский.

    XV. Герб Туркестанский.

    В этом виде государственный герб изображается на большой государственной печати, на престолах, козырьках, в залах, предназначенных для церемониальных заседаний Императорского двора, но не иначе, как особым гербом, объявленным Верховным орденом министром Императорского двора, государственный герб в этом виде называется большим или полным государственным гербом.

    Центральный государственный герб такой же, как и большой, но без государственного герба, а шесть выше тени герба. Она изображена на средней государственной печати, а также в особых указах Его Императорского Величества.

    Сокращенный государственный герб аналогичен среднему государственному гербу, но не имеет ни оттенка, ни святых, ни девяти гербов, окружающих щит снизу. По специальному распоряжению Его Верховного Величества может быть выставлен малый герб с держателями для сена и щита. Иногда малый или просто государственный герб называют государственным орлом, на крыльях которого изображены гербы королевств и Великого княжества Финляндского.

    Большой государственный герб Российской империи был учрежден 11 апреля 1857 года указом императора Александра II. (1855-1881). Идея герба, изложенная в манифесте императора Павла I 1800 года, была воплощена в жизнь.

    Великий русский герб, как в идее Павла I, отражает символ единства и могущества России. Она отражает старую традицию изображать вокруг двуглавого орла гербы территорий, входящих в состав Российского государства. Это напоминает идею объединения русских княжеств вокруг Москвы.

    В центре Большого государственного герба находится французский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черный, увенчанный тремя императорскими коронами, соединенными синей лентой: две маленькие увенчивают голову, большая - между головами и поднимается над ними; в лапах скипетра и власти; на груди - "герб Московский": в щите с золотыми багряными краями изображен святой великомученик и Георгий Победоносец в серебряных гербах и лазурный бант на серебряном коне...".

    Щит с изображением орла, увенчанный сверху шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита - цепи и ордена Андрея Первозванного. По бокам щита расположены держатели щита: справа (слева от наблюдателя) - архиепископ Михаил, слева - архангел Гавриил. Центральная часть щита объединена под сенью великой императорской короны и государственного круга над ней. Слева и справа от государственной чоруги, на одной горизонтальной линии с ней, расположены шесть щитов с гербами княжеств и приходов - три справа и три слева от чоруги, образуя почти целый полукруг. Девять щитов, увенчанных гербами великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, образуют продолжение и большую часть круга, с которого начались объединенные гербы княжеств и приходов.

    Гербы выглядят следующим образом (против часовой стрелки): герб Астраханского царства, герб Царства Сибирского, герб Его Императорского Величества, объединенные гербы Великого княжества, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсонис-Таврического, герб Царства Польского, герб Царства Казанского.

    Верхние шесть щитов расположены следующим образом (слева направо): сопредельные гербы княжеств и областей Великой Руси, сопредельные гербы княжеств и областей юго-запада, сопредельные гербы областей Прибалтики и герб Туркестана.

    Одновременно были приняты гербы средних и малых государств. Средний государственный герб соответствовал Большому гербу, но без государственного круга и шести гербов над тенью; малый герб соответствовал среднему гербу, но без тени - изображениям святых и родовому гербу Его Императорского Величества.

    Большой государственный герб, утвержденный указом Александра III от 3 ноября 1882 года, отличался от государственного герба, утвержденного в 1857 году. Добавлен щит с гербом Туркестана (вошёл в состав России в 1867 г.), соединённый со щитом с гербами княжеств Литвы и Белоруссии и др.

    Большой государственный герб теперь обрамлен лавровыми и дубовыми ветвями. Они символизируют славу, честь, заслуги (лавровые ветви), храбрость и мужество (дубовые ветви).

    Геральдическая символика в Большом государственном гербе отражает "триединую природу русской идеи: за веру, за царя и за отечество". Вера выражена в символах русского православия: множество крестов, святитель Михаил Архиепископ и святитель Гавриил Архангел, девиз "С нами Бог", восьмиконечный православный крест над Государственным хором. Царь, идея единоличного правителя выражается в атрибутах власти - государственных знаках отличия России: великая императорская корона, другие русские исторические короны, скипетр, власть, цепь ордена Святого Андрея Первозванного.

    Отечество нашло свое отражение в гербе Москвы, гербах русских и русских стран, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Циркулярное расположение гербов подчеркивает равноправие между ними, а центральным местом московского герба является желание объединить Россию вокруг Москвы - исторического центра Русской страны. Великий государственный герб Российской империи создает монументальный образ великой, единой и неделимой России в том виде, в каком она была в то время. Здесь мы находим еще одну очевидную связь между геральдикой и государственной историей.

    Заключние

    В настоящей работе весь путь развития Российского государства, начиная от объединения княжества вокруг Москвы и формирования России как централизованного государства, рост ее территорий за счет дополнительных причин, таких как перьяславские ноги, считается наиболее важным. Ростовское княжество, Суздальско-Нижегородское княжество, Смоленское княжество, Владимирское княжество, Северный Удельс, Казанское княжество, Астраханское королевство, Королевство Сибирь, Украина, Прибалтика, княжества Финляндия и Беларусь, Королевство Польша, Туркестан и др.

    Начало развития России как слабого, малоизвестного государства длилось веками. Россия стала мощным государством, получившим мировое признание. И, наконец, Российская империя стала великой державой, готовой конкурировать с любым государством.

    Как и российское государство, его герб со временем изменился. Она начиналась с "орла", но вскоре стала распахивать крылья, над ее головой появились сначала царские, затем царские короны, в лапах атрибуты монархической власти: на ее груди появился скипетр и власть, на ее груди появился герб Москвы, символизирующий ее статус метрополии, на ее крыльях стали появляться гербы царств и великих княжеств, составляющих Россию. И, наконец, были приняты Великий, средний и малый гербы Российской империи, созданные по всем геральдическим правилам, символизирующим единство и могущество России.

    В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика появилась у большевиков как символ самодержавия. Как ни странно, советские авторы, выражавшие уважение к традициям и памяти других народов, считали, что русский народ не имеет права на свою историческую, национальную символику. Они не учли тот факт, что двуглавый орел был символом российской государственности. Напомню, что с 1917 года советское руководство даже не задавалось вопросом о символе российской государственности.

    Нам известен герб Российской Федерации, субъектами которой были автономные республики и другие национальные образования. В каком качестве российский народ являлся членом этой Федерации? Каждая из республик, субъектов Российской Федерации, имела свой национальный герб. Где был герб русских?

    Знаменательным событием стала попытка государственного переворота 19-21 августа 1991 года, в результате которого коммунистическая власть в России была свергнута, а к власти пришли демократы во главе с Борисом Ельциным.

    22.08.1991 государственный флаг России вновь стал бело-сине-красным. 30 ноября 1993 года Президент России Б. Ельцин снова стал государственным флагом России. Н. Ельцин подписал указ "О Государственном гербе Российской Федерации". Двуглавый орел снова стал эмблемой России.

    Его история отражает путь российского государства, полного величия и драматизма. В течение четырех с половиной веков двуглавый орел оставался без исключения важнейшим гербом Российского государства, хотя его облик менялся от правителя к правителю.

    Вот важнейшие вехи в долгой истории, в которых русский народ приобрел символ своей государственности. Двуглавый орел до сих пор символизирует власть и единство русского государства. И будем надеяться, повторяя слова Есенина, что "Русь взмахнет крылами".

    Список литературы

    1. Лакиер А.Б. / Русская геральдика.-М: Книга,1991.-432.

    2. Марченко М.Н./ Обществознание.-М: Издательство МГУ,1978.- 214.

    3. Пчелов Е.В. /Государственные символы России: герб, гимн, флаг.- М: Русское слово,2003.-133.

    4. Плеханова Л.А./ Герб и флаг России Х-ХХ вв.-М: Юридическая литература,1996.-236.

    5. История России в лицах и датах / Словарь-справочник.- СПб:,1996.-177.




    написать администратору сайта