Анализ произведения Пол Крестон Соната для саксофона. Анализ Пол Крестон Соната для саксофона и фоно. Российский государственный социальный университет Факультет искусств Анализ музыкального произведения Пол Крестон Соната ор. 19 для саксофона и фортепиано
Скачать 32.6 Kb.
|
Анализ музыкального произведения Пол Крестон « Соната ор.19 для саксофона и фортепиано» по дисциплине Традиционный фольклор (Музыкально-исполнительские школы и концепции)
Москва 2021 Исполнительский и методический анализ произведения Пол Крестон « Соната ор.19 для саксофона и фортепиано» 1. Исторические сведения о композиторе, его эпохе, времени создания произведения. Основные черты стиля автора, проявляющиеся в изучаемом сочинении. Пол Крестон (1906 – 1985) — американский композитор, родился в г. Нью-Йорке. Крестон обучался игре на фортепиано и органе, а с 1934 года работал органистом в церквях Нью-Йорка. Он преподавал в университетах США и читал лекции в городах Ближнего Востока. С конца 40-х годов XX века Пол Крестон стал одним из ведущих композиторов Америки. Его произведения были самыми исполняемыми в стране в этот период. Он занимал пост президента Национальной ассоциации американских композиторов. Большая часть его произведений отличается выразительным музыкальным языком, богатством гармоний, мастерством оркестровки. Пол Крестон является автором более 100 крупных сочинений. Близким другом Пола Крестона был знаменитый американский саксофонист Сесиль Лисон. В 30-е годы их так же связывало совместное творчество – Пол Крестон аккомпанировал Лисону. Вдохновившись виртуозной игрой Лисона и по его просьбе, Крестон стал сочинять для этого нового необычного духового инструмента. Свои произведения композитор посвящал Сесилю Лисону и большинство из них были впервые исполнены этим музыкантом. 2.Общая информация о произведении. Стиль и жанр произведения. Сюита для саксофона и фортепиано написана в ранний период творчества композитора. Соната ор.19 для саксофона и фортепиано была завершена летом 1939 года и посвящена Сесилю Лисону. Произведение было исполнено9 января 1940 года в г. Тиффине (штат Огайо) Сесилем Лисоном и аккомпанировавшим ему пианистом Джозефом Вагнером. Затем произведение прозвучало в г.Нью-Йорке 15 февраля 1940 года, где Сесиль Лисон выступил вместе с автором Полом Крестоном, который исполнил партию фортепиано. 3.Форма произведения Соната написана в трех частях и основывается на принципах классического сонатного цикла. Первая часть написана в сонатной форме, хоть и свободной, вторая часть – трехчастный лирический центр сонаты, третья часть – в форме рондо. 4.Особенности музыкального языка и фактуры . Крестон, как представитель нео-романтизма в американской музыке XX века, вложил в свою сонату романтические чувства и переживания. Резкая смена характеров и образов, яркая контрастность тем, насыщенное содержание, многоэлементность тематического материала, смешение музыкальных форм, использование насыщенных усложненных гармоний, использование полиритмии, полиметрии являются характерными особенностями музыкального языка композитора. 5. Выразительные средства исполнения. Драматургическое развитие музыки обусловлено использованием разнообразного яркоконтрастного тематического материала. Все три части сонаты выражают разные, довольно полярные, душевные состояния человека. Это патетика первой части, проникновенная лирика второй части и гротеск финала. Перед исполнителем и слушателем предстают образные картины юности с ее спадами и подъемами, и резкими сменами настроений. На примере первой части мы видим, что композитор стремится к свободе и индивидуализации сонатной формы. Несмотря на образное различие двух тем – главной и побочной партий - Крестон акцентирует внимание на темповом единстве первой части. Все замедления и расширения неизменно возвращают в дальнейшем исполнителей к первоначальному темпу указанием автора «intime» (в первоначальном темпе, вовремя). Такое темповое единство, как один из используемых приемов, помогает создать целостность первой части, несмотря на контрастные характерные образы основных тем, которые мастерски показаны композитором, как разные, порой противоположные, состояния человеческой души. Волевая целеустремленность противопоставляется нежной лирике, скерцозность – патетизму. Вторая часть − это лирический центр сонаты. Особенно контрастно и успокоительно она звучит после напряженного, динамичного, кульминационного окончания первой части. Здесь композитор высказывает свои самые сокровенные мысли. Бесконечно льющаяся выразительная мелодия, певучая и нежная, гармонически красочное сопровождение, тихие кульминации, глубокая созерцательность, интенсивное динамическое развитие – все это ставит вторую часть сонаты в ряд лирических шедевров, написанных для саксофона. Третья часть сонаты представляет собой семичастное рондо с тремя эпизодами (А-В-А-С-А-D-А) в тональности Ре мажор. Крестон совершенно оригинально излагает и развивает музыкальный материал на протяжении всей части. Он использует много различных приемов, которые помогают выразить определенные настроения. Музыка ярко контрастирует с предыдущими частями. После созерцательности второй части особенно ярко ощущается состояние радости и праздника, легкости и беззаботности, веселого скерцозного настроения. 6.Исполнительско-педагогический анализ Соната ор.19 для саксофона и фортепиано вошла в основной репертуар всех известных саксофонистов. Это произведение исполняется на академических сценах всего мира. Соната входит в учебную программу специальных музыкальных учебных заведений. Являясь технически сложным, ярко выразительным, разнохарактерным и разноплановым произведением, соната занимает одно из ведущих мест в списке обязательных произведений практически на всех конкурсах саксофонистов, проходящих по всему миру, так как выявляет исполнительский уровень и музыкальную культуру музыканта. 7.Используемая литература Ноты : https://musescore.com/user/8761426/scores/2866441 https://wikichi.ru/wiki/Paul_Creston https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/4023/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BD |