ипз. Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Искусство интерпретации концертного репертуара
Скачать 34.39 Kb.
|
ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Искусство интерпретации концертного репертуара» Музыкально-исполнительская интерпретация произведения М. И. Глинки «Венецианская ночь»
Москва 2022 С.Е. Фейнберг, советский пианист, музыкальный педагог и композитор, писал: «Нотный текст - богатство, завещанное композитором, а его исполнительские указания - сопроводительное письмо к завещанию». Его бессмертные слова отражают один из подходов, которым руководствуются музыканты при прочтении музыкального произведения. Однако хорошо известно, что существует не только текст, но и как бы подтекст произведения, передающий особое настроение, которое не всегда поддаётся нотной записи. И именно «попадание» в это настроение открывает исполнителю путь к постижению художественного образа всего произведения. Сейчас речь пойдет об интерпретации вокального произведения М. И. Глинки «Венецианская ночь». Но сначала немного слов о своеобразии русской вокальной школы. Русская певческая школа достигшая необычайных высот исполнительского мастерства в конце XIX – начале XX в., многим обязана творчеству русского композитора Михаила Ивановича Глинки, блиставшего музыкальным мастерством в первой половине XIX в. Композитор в своих произведениях с неповторимым художественным обобщением не только отразил красоту музыкальных фраз и обрамил в гармонии поэтические чувства человеческой души, но и всей своей творческой деятельностью возвысил вокально-исполнительское мастерство. Вспоминая о днях, проведенных в Неаполе в 1830 г., где он впитал певческие традиции Италии, Глинка писал: «Страдал я много, но много было отрадных и истинно поэтических минут. Частое обращение с второклассными, первоклассными певцами и певицами, любителями пения практически познакомило меня с капризным и трудным искусством управлять голосом и ловко писать для него». В начале 1830-х гг. в Италии М. И. Глинка скрупулезно проникал в основы итальянского belcanto, присутствуя на занятиях лучших итальянских педагогов, особенно блистательного Андреа Нодзари, обладающего звучным и ярким по тембру тенором, который свободно исполнял и баритональные партии, поэтому его иногда называли «баритенором». Композитор не просто овладевал исполнительским мастерством пения, он его изучал, осмысливал, поэтому, «овладев в совершенстве техникой пения, Глинка не походил на тех холодных итальянских певунов, наводнивших петербургские сцены, все внимание которых было сосредоточено на внешней стороне пения – подаче звука, виртуозности – без заботы о смысле произведения. Глинка техническую сторону ставил в зависимость от содержания и, обладая, по свидетельству современников, громадным артистическим даром, совершенно покорял слушателей правдой, реалистичностью исполнения, бывшей для того времени истинным откровением. В Италии Глинка много сочинял. В основном это были камерные произведения для ансамблей различных инструментальных составов, но также и вокальные миниатюры. Романсов было всего шесть и среди них, написанное весной 1832 года в Милане, произведение, которое практически сразу было признано подлинным шедевром вокальной лирики - это баркарола «Венецианская ночь». Михаил Иванович сочинил романс сразу после того как его знакомый - некто Соболевский принёс композитору стихи, автором которых был Иван Козлов. В этой миниатюре Глинка отразил всё своё восхищение от прекрасных поэтичных картин итальянских лунных ночей с их тёплым дыханием, красочно воплотил образы итальянской природы, которыми сам не переставал восхищаться. Спокойная мечтательность, умиротворённое настроение и безмятежность музыки романса утончённо передают живительные впечатления композитора от ласковых и теплых ночей прекрасной южной страны. Романс сочинён как истинная баркарола, для которой характерен размер 6/8 и монотонно-размеренный аккомпанемент с мягкой пульсацией, отображающей плеск воды и покачивание лодки, в тональность си-бемоль мажор. Состоит из трех куплетов, каждый из которых имеет двухчастную форму. После вступительного тонического аккорда почти сразу начинается наполненная мерным дыханием симметрично построенная нежная мелодия. Её плавно текучее движение, а также характерный для баркаролы ритмический рисунок придают композиции одухотворённый и поэтический настрой. Стоит также отметить, что в гармоническом фоне романса, который можно охарактеризовать как царство мажора, композитор эпизодически вкрапляет минор, придающий музыке мягкий лирический окрас. Взлетающие октавные ходы голоса и мягкие, волнообразные секвенции в заключительных фразах романса придают особую гибкость плавно скользящей мелодии. «Мелодия движется мерным дыханием, словно лёгкими всплесками весла» (Асафьев). Впервые так удачно найдена Глинкой живописная фактура фортепианного аккомпанемента с глубоким органным пунктом басов и легким движением portamento в верхнем регистре, образно рисующем всплески волн. Эту чарующую баркаролу, которую Глинка к тому же именовал фантазией, по праву можно назвать самой поэтичной и светлой вокальной миниатюрой композитора. Вокальная работа над этим произведением требует тщательной проработки. Следует сначала хорошо изучить творчество композитора, познакомиться с эпохой, в которой он жил, узнать немного из истории гондольеров, будущему исполнителю необходимо узнать все нюансы для первоначального разбора этого романса. Уже затем поработать над текстом, вжиться в роль, очень полезно почитать текст в ритме произведения. Проработки требует плавность звуковедения, скачки на сексту и октаву, нисходящие интонации по терциям вниз. Нижние звуки сексты должны звучать легко в позиции верхних звуков, иначе верх прозвучит тяжело или наоборот слишком форсированно и ощущение гибкости и плавности не будет передано, а легкого всплеска волн слушатель не услышит. Надо сказать, что это довольно сложное произведение для вокалистов, ведь нужно также хорошее дыхание, что тоже требует проработки, в своей работе можно использовать различные дыхательные гимнастики, помогающие в развитии правильного дыхания у вокалиста. |