Главная страница
Навигация по странице:

  • Итоговое практическое задание по дисциплине «Межкультурная коммуникация»

  • ФИО студента Плотников Алексей Степанович Направление подготовки

  • Группа ГФ-ИСТ-2-З-2021 Москва 2022 Введение

  • Глава 1. Китай. Менталитет народа. Формирование. Исторические причины.

  • Глава 2. Япония. Менталитет народа. Формирование. Исторические причины.

  • Заключение. Сравнение и выводы.

  • ИПЗ_сравнительный_анализ_культур_Китая_и_Японии_Межкультурная. ИПЗ_Межкультурная_Сравнительный анализ культур Китая и Японии. Российский государственный социальный университет Итоговое практическое задание по дисциплине Межкультурная коммуникация


    Скачать 2.16 Mb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет Итоговое практическое задание по дисциплине Межкультурная коммуникация
    АнкорИПЗ_сравнительный_анализ_культур_Китая_и_Японии_Межкультурная
    Дата27.05.2022
    Размер2.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИПЗ_Межкультурная_Сравнительный анализ культур Китая и Японии.docx
    ТипДокументы
    #552720






    Российский государственный социальный университет




    Итоговое практическое задание

    по дисциплине «Межкультурная коммуникация»


    Сравнительный анализ культур Китая и Японии.

    (тема практического задания)

    ФИО студента

    Плотников Алексей Степанович

    Направление подготовки

    История (Отечественная история)

    Группа

    ГФ-ИСТ-2-З-2021


    Москва 2022

    Введение

    Нередко от жителей европейской и более западной части Земного шара можно услышать мнение о некой общности всех азиатских культур, о неком едином ядре восточной ментальности лишь с небольшими корректировками в зависимости от условий той или иной азиатской страны. Такой взгляд закономерен – крупные восточные государства всегда находились где-то далеко от нас, всегда действовали в соответствии с непонятными нам принципами и правилами, всегда по причине тех или иных исторических обстоятельств впадали в состояние международной изоляции. Стоит отметить, что рациональное зерно в таком взгляде действительно имеется, притом немалое – азиатские культуры действительно имеют в основе своей общие черты, такие, например, как трудолюбие, уважение к старшим, почитание коллективного выше почитания личного. Однако, на Востоке существуют страны, которые, несмотря на общность вышеперечисленных традиций и даже некогда пересекающееся историческое прошлое, к текущему моменту времени имеют крайне мало общего во многих других аспектах своей общественной и культурной жизни. Именно такие две страны я и буду рассматривать в своём исследовании. В данной работе я проведу сравнительный анализ культур двух великих по своей истории и по своему значению восточных стран – Китая и Японии.

    Я ставлю своей целью тщательно рассмотреть культуру быта, поведения, нравов и ведения бизнеса представителями этих двух азиатских держав, пройдусь по общим пунктам современной культуры и менталитета сначала китайского народа, затем – японского, кратко рассмотрю их исторические корни и постараюсь доказать, что на сегодняшний день быт и нравы этих двух стран имеют не так много общего, как многим европейским людям может показаться на первый взгляд.

    Глава 1. Китай. Менталитет народа. Формирование. Исторические причины.



    1.1 Осознание китайцами себя как народа и их отношение к другим народам.

    Феномен государства Китай (Китайская Народная Республика) является уникальным в своём роде. Его представляет народ, численность которого превосходит численность любого континента, народ, история которого уходит корнями в самое начало времён. Китайская цивилизация – древнейшая цивилизация на планете, чем сами китайцы очень гордятся. На протяжении всего периода своего существования, который являет собою без малого весь период письменной истории человечества, Китай, что ещё более поразительно, сумел сохранить свою культурную уникальность и исключительную изолированность. На востоке эту страну омывает огромный Тихий Океан, на юге же её «изолируют» массивы джунглей, на западе – ряд высочайших гор, на севере – промёрзлые степи. Два тысячелетия это государство было относительно замкнуто в себе, вовлекая в сферу своего политического и культурного влияния Вьетнам, Корею и прочие близлежащие страны. Китай обкладывал данью другие страны, в том числе Японию. Прочно поддерживаемая незыблемыми вековыми традициями китайская культура длительное время в историческом масштабе оказывала сильное влияние на культуру (прежде всего, на язык и литературу), искусство (музыку, танцы, живопись), на социальные науки, общественную организацию и жизнь (религию, философию, архитектуру, театр). Распространённое в европейских и более западных странах обывательское мнение о том, что Китай до сих пор относится к странам третьего мира, являясь отсталой во многих отношениях страной, обладающей неразвитой технологией, разреженной инфраструктурой, плохими санитарно-гигиеническими условиями и т.п., на сегодняшний день уже абсолютно не соответствует действительности. Такое дилетантское мышление объясняется уже упомянутой китайской «замкнутостью в себе» вкупе с массивной западной либеральной и националистической пропагандой. Сегодня Китай – это один из сильнейших, если не самый сильный, игрок на мировой арене. Это великая сверхдержава, оказывающая своей экономической и военно-политической мощью непосредственно влияние на ход всего мирового процесса.

    Китайский народ считает своё государство Chung-Kuo, то есть Срединным царством, в некотором роде центром Вселенной, хранителем и наследником древнейших мировых традиций. Наследие эпохи с самых древних времён остаётся нетронутым до сих пор – китайцы очень ценят свою историю. Столь мощная держава сегодня не ощущает и малейшего ослабления своего духовного, экономического и политического влияния, в отличие от стран, на которые она тысячелетиями это влияние распространяла. Однако, такая ирония не является злой, поскольку китайское чувство превосходства базируется в первую очередь на собственных достижениях, духовных ценностях и ощущении наследия великой древней цивилизации. Среди китайского населения распространено мнение, что иностранцы, в особенности, западные – сплошь продажны и вероломны. Надо сказать, что такое отношение небезосновательно: в 1839-160 гг. Британская Империя навязала Китаю бенгальский опиум, аннексировала Гонконг и заявила право собственности на некоторые китайские порты, в том числе на Шанхай. Несколько позже Германия, Россия и Франция поддержали подобную практику, а Япония, потворствуя западному империализму, и вовсе нанесла китайскому государству сокрушительный удар в войне 1894-1895 гг., захватив Тайвань. Это было катализатором последующих событий – полномасштабного вторжения иностранных государств в Китай и последующей за этим гражданской войне после изгнания японских войск, завершившейся победой коммунистических сил Мао Цзедуна в 1949 году.



    Плакат «Горячо отпразднуем идеи нашего председателя Мао Цзэдуна в Великую эпоху!», 1950-е

    Таким образом, некоторое отторжение китайского народа к иностранным людям можно понять как всё ещё не зажившую рану от вышеописанных событий, не говоря уже вечной борьбе социалистического государства и объединённых сил западного империализма. При взаимодействии, особенно партнёрском взаимовыгодном, с представителями этой страны следует брать это во внимание. Огромные успехи в сфере духовной жизни, культуры, искусства китайской цивилизации претендуют на то, чтобы не иметь себе равных на всей планете. Безусловно, история, завоевания, ценности и культурное наследие греков и римлян дают им полное право участвовать в этом соревновании, однако китайцы и не станут спорить с величием этих цивилизаций. Они в полной мере могут оценить их творения искусства, их историю и наследие, даже общественно-политические организации, однако своё первенство китайский менталитет определяет в первую очередь областью своих особых моральных и духовных ценностей. Тем не менее, этот же менталитет, схожий в этом отношении с русским и мусульманским менталитетами, сочетает в себе это чувство духовного превосходства на благородных основах с резкой критикой западного мира и его мировоззрения. Китайская позиция по данному вопросу заключается в том, что великие европейские страны – Великобритания, Франция, Испания и Португалия, некогда бывшие сильными – ныне пребывают в состоянии упадка, духовного и культурного разложения и умирания, а американская культура и вовсе стала разлагаться, не достигнув своего расцвета. Японцы некогда были твердыми последователями китайского порядка и философии, однако позже, по мнению китайцев, встали на губительный путь сухого материализма и потребительства. Россия же китайскому государству никогда особо не импонировала, как союзник в борьбе против продажной капиталистической культуры, за исключением, пожалуй, небольшого отрезка советского периода.

    В чём же заключаются высшие китайские ценности, которыми китайцы так гордятся, на которых основывается их быт и нравы, противопоставляемые ими практически всему миру? Здесь можно выделить ряд основных качеств, которые китайские народ ценит больше всего:

    • скромность

    • терпимость

    • сыновняя почтительность

    • учтивость

    • бережливость

    • терпение

    • уважение к старикам

    • искренность

    • преданность

    • привязанность к семье

    • почитание

    • традиций

    • надежность

    • стоицизм

    • упорство

    • самопожертвование

    • доброта

    • умеренность

    • патриотизм

    • аскетизм

    • прилежание

    • гармония во всем

    • неприятие коррупции

    • ученость

    • уважение иерархии

    • великодушие

    • живучесть

    • добросовестность

    • чувство долга

    • чувство собственного достоинства (''не терять собственного лица")

    • непритязательность

    • дружелюбие

    • признательность за услуги

    • беспристрастность

    • непорочность

    • мягкость

    • мудрость

    Список внушительный, и западный человек, привыкший к хищному миру капитализма, может заподозрить здесь сильное преувеличение, преукрашивание реального положения вещей, а то и откровенное лицемерие. Однако, китайцы, в большинстве своём (по крайней мере, что касается их взаимодействия друг с другом внутри своей страны), действительно придерживаются столь требовательного и жесткого «свода законов».

    1.2 Формирование китайского менталитета.

    Для того, чтобы верно понять, почему же китайцы столь дисциплинированны, вежливы и так чтут свою культуру, обратимся к основным принципам их философии и убеждений. Сильнее всего на формирование китайского мировоззрения повлияло учение Конфуция – конфуцианство.



    Конфуций

    Согласно мировоззрению конфуцианства, стабильность и процветание китайского общества базируется на отношениях неравенства между людьми, основу которого образуют пять типов взаимоотношений:



    Китайцы считают, что беспорядки, хаос, разложение и разгул преступности в западных обществах происходит по той причине, что в этих странах люди в большинстве своём не придерживаются подобного свода правил. Необходимо отметить, что неравенство взаимоотношений в китайском обществе предполагает не одно лишь предоставление привилегий своим «старшим», но так же и накладывает на них определённые обязанности и ответственность. Стоящие выше в социальной стратификации обязаны опекать и защищать тех нижестоящих членов общества, которые показывают им свою преданность и повиновение.

    Основные принципы конфуцианства, наиболее ярко проявляющиеся в повседневной жизни и поведении китайского народа, можно свести к следующим пунктам:

    1. Соблюдение неравенства во взаимоотношениях

    2. Семья является прототипом любой общественной организации. Мы все не личности, а члены какой-нибудь группы

    3. По отношению к другим нужно вести себя добродетельно. Каждый должен «сохранять свое лицо»

    4. Добросовестное образование и упорный труд должны вознаграждаться по достоинству

    5. Необходимо соблюдать умеренность во всём

    6. Будьте бережливы, сохраняйте спокойствие, избегайте крайностей, старайтесь не потакать сиюминутным прихотям

    Несмотря на доминирующее значение конфуцианства, на формирование менталитета китайского народа так же повлияли:

    • Даосизм — соблюдение здорового образа жизни, разумное вегетарианство и великодушие.

    • Буддизм — достижение гармонии посредством медитации.

    • Почитание предков — прошлое играет важную роль, оказывая сильное влияние на настоящее.

    • Фенг-шуй — религиозный принцип "вода и ветер", определяющий стиль при конструировании и расстановке мебели, зеркал и дверей

    • Лекарственные растения и акупунктура часто используются в медицине, им доверяют

    • Гороскоп с годами по названиям животных— наделение человека качествами какого-нибудь животного — животного года его рождения.

    Я указал основные очаги влияния, оказавшие наиболее сильное воздействие на формирование китайского менталитета. Более подробно (некоторые бытовые обычаи, привычки) китайского народа я разобрал в своей презентации на тему «Культура Китая» (см. РК 2)

    Глава 2. Япония. Менталитет народа. Формирование. Исторические причины.



      1. Осознание японцами себя как народа и их отношение к другим народам.

    Что касается японского народа, то среди всех восточных народов он значительно выделяется, считаясь наиболее уязвимым. Японцы считаются более непохожими на другие восточные национальности, что сегодня они, конечно же, не забывают подчёркивать и подавать как нечто положительное. Вероятнее всего, такое отношение объясняется 250-летней международной изоляций этой страны. Так или иначе, сегодня столь выделяющаяся азиатская специфика и индивидуальность японской нации мешает им в выстраивании плодотворных взаимоотношений с другими народами. Например, в Японии в школах и университетах практически все иностранные книги переводят на родной язык, в то время как абсолютное большинство прочих азиатских государств считают вполне нормальной практику обучения на иностранном языке с целью развития кругозора учащихся, лучшего усвоения ими техник коммуникаций с «внешним миром», а также с целью предоставления им образца иного образа мышления и жизни. Бесспорно, японские учащиеся так же, как и учащиеся большинства прочих азиатских народов, могут отправляться за границу с целью получения новых знаний, знакомств, жизненного опыта, однако, происходит это несколько позднее, зачастую в связи с интересами компании, курирующей того или иного ученика. Более того, после возвращения на свою родину весь приобретённый опыт в «другом мире», все знания и навыки часто оказываются не нужными в их родной стране по причине невостребованности, а подчас оказываются и вовсе фактором, раздражающим их замкнутых в рамках своего островного государства с его индивидуалистской спецификой консервативных соотечественников.



      1. Формирование японского менталитета

    Самой распространённой и оказавшей наиболее сильное влияние на культуру этой страны религией в Японии считается синтоизм. Вместе с тем, это весьма демократичная религия, без строгих канонов и предписаний, которая полностью отделена от государства и не оказывает влияние на светские традиции. В стране есть немало христиан и буддистов, а часто имеет место и двоеверие.

    Японский менталитет и по сей день представляет для мировой общественности крайне загадочную и от того привлекательную часть восточной культуры. Исторически сложилось так, что Япония долгое время была изолирована, не говоря уже о её географическом положении. Страна, изначально цивилизованна Китаем извне, успела обрасти своей многовековой и сложной историей. В ней часто наблюдалась нехватка тех или иных природных ресурсов. Все эти факторы и послужили основой тому, что в Японии к текущему моменту сформировался особый, специфический, не имеющий аналогов во всём мире, менталитет.

    Особенности этого менталитета, некоторые из которых отличают японскую культуру от всякой другой культуры, можно выделить следующие: 

    • Избыточное  чувство  долга, тесно переплетённое с японской национальной самурайской культурой

    • Крайняя дисциплинированность  и  терпение. Основы  дисциплины  закладываются с пятилетнего возраста, до этого детям дозволено всё.

    • Пунктуальность – особая черта японского менталитета. Ни один уважающий себя представитель японской нации  не позволит себе опоздать. Такой же пунктуальности они требуют и по отношению к себе.

    • Принадлежность  к  объединениям,  группе:  в  Японии  не  принято  одиночное существование,  причем  интересы  общества  японцы ставят выше личных

    • Забота о здоровье: национальный характер японцев обусловил их внимательное отношение ко всему живому, к природе во  всем ее разнообразии и, в том числе, к собственному здоровью.

    • Сентиментальность:  Японское  творчество  отличается  особой  красочностью  и  чистотой  эмоций.  Камерная  и  национальная  музыка вдохновляет миллионы людей по всему миру ,а японские мультфильмы ,аниме, являются классикой мультипликации.

    • Фанатичный трудоголизм. Японцы могут работать до 18 часов в сутки и годами обходиться без отпусков и больничных. Япония находится в лидерах стран, в которых люди заболевают, а иногда и умирают от истощения на работе.



    С одной стороны, Япония считается одной из самых развращённых стран, там процветает индустрия взрослого кино, возраст сексуального согласия крайне низок в сравнении с европейскими странами. С другой – японцы ценят консервативные традиции, смирение, честность, трудолюбие, вежливость, а их произведения искусства пестрят крайней сентиментальностью. В Японии существует одно из самых беспощадных преступных объединений - Якудза, - имеющее широкое влияние и богатую историю, и в то же время столица этой страны – Токио – остаётся одним из самых безопасных мегаполисов на Земле, поскольку уровень преступности в нём крайне низок в сравнении со столицами европейских стран.



    В качестве примера одного из международных выражений специфичности японской культуры, можно привести тот факт, что между Японией и США уже давно налажено крупномасштабное коммерческое сотрудничество, а также запутанные отношения в двусторонней торговле этих стран, однако, раз и навсегда достигнуть консенсуса даже в этих, казалось бы, сугубо деловых вопросах, государствам не удалось до сих пор. Налаживание взаимопонимания между представителями столь различных культур настолько трудоёмко и обходится столь дорого, что нередко доходит до невозможности его реализации этой идеи практике.

    Заключение. Сравнение и выводы.

    Сравнив культуры двух восточных держав по двум основным пунктам – особенности этих культур и факторы, их сформировавшие – я пришёл к однозначному выводу, что японская культура представляет не меньшую уникальность и интерес, чем культура китайская. Однако, если в Китае можно проследить определённую чёткость и закономерность в её развитии, соотнести с нынешним его положением на мировой арене, которое, на мой взгляд, обусловлено отнюдь не одним лишь численным превосходством населения (количеством рабочих рук) и великим наследием древнейшей цивилизации с её вечными, строгими и благородными традициями, но так же напрямую вытекает из социально-экономической формации и политического режима, господствующих в этой стране с середины XX века.

    Часто приходится слышать о том, что китайский народ во главе с Коммунистической Партией Китая ведёт активное строительство коммунизма, а его первая фаза – социализм – и вовсе уже построена им. Это же является официальной позицией китайского руководство и, вероятнее всего, абсолютного большинства населения страны. Я не могу с этим согласиться, поскольку в Китае, наравне с народной коллективной собственностью существует и частная собственность. Частные китайские компании бьют все рекорды по количеству годовой прибыли, китайские олигархи являются одними из самых влиятельных и богатых мировых игроков. Я считаю, что это скорее некая форма затянувшегося и разившегося до огромных размеров НЭПа, нежели социализм. Однако, несомненно то, что, несмотря на противоречивый экономический базис, в сегодняшнем Китае господствует марксистско-маоистские идеи, а руководство осуществляется КПК под красным флагом. Коммунистическая (пусть и формально) идеология идеально легла на культуру и без того сплочённого и единого китайского народа с его исторически-коллективистским, пропитанным традициями конфуцианаства и труда во благо общенациональной цели, менталитетом. С моей точки зрения, сочетание этих факторов и обеспечило Китаю мощнейшую экономику, всестороннее развитие и, как следствие, одно из лидирующих мест на мировой арене на текущий момент.

    Что касается Японии, то здесь ситуация обстоит иначе. В японском государстве удивительным образом сочетаются строгое следование традициям и инновационный подход ко многим вещам, суровые и крайне свободные нравы, обеспечивающую такую вседозволенность, которой не существует даже в наиболее либеральных западных странах. В этом плане японская культура представляет ещё более богатый материал для её изучения и установления связей и закономерностей формирования столь загадочного, столь противоречивого и неоднозначного, столь удивительного менталитета.

    Источники

    1. Р.Д. Льюис «Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию».

    2. Нефодин А.С., Грашкина М.В. «Японский менталитет».


    P.S. В книге Р.Д. Льюиса я, к сожалению, не нашёл достаточной информации об особенностях и становлении японского менталитета, и потому пришлось прибегнуть ко второму источнику.





    написать администратору сайта