Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ _ 2 _ по дисциплине «___

  • ФИО студента Левченко Наталья Ивановна Направление подготовки

  • Группа ГСД-Б-0-Д-2022-2 Москва Введение

  • Рис. 13.1. Путеводитель В. Михневича "Петербург весь на ладони". Издания 1874 и 2005 гг.

  • пз 2 иг. Российский государственный социальный университет практическое задание 2 по дисциплине История индустрии туризма и гостеприимства в России и за рубежом


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет практическое задание 2 по дисциплине История индустрии туризма и гостеприимства в России и за рубежом
    Дата06.01.2023
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапз 2 иг.docx
    ТипДокументы
    #874753






    Российский государственный социальный университет





    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ _2_

    по дисциплине «___История индустрии туризма и гостеприимства в России и за рубежом___________________________»
    _Достопримечательности России в путеводителях второй половины 19 века_______

    (тема практического задания)

    ФИО студента

    Левченко Наталья Ивановна

    Направление подготовки

    Гостиничное дело

    Группа

    ГСД-Б-0-Д-2022-2


    Москва
    Введение

    Отсутствие массовой мотивации к путешествиям по России и неразвитость иностранного туризма обусловили и недостаточное развитие издательской деятельности в сфере путеводителей по России. Они с самого начала носили историко-краеведческую направленность и не позиционировались как практические руководства для праздного путешественника. Путеводитель справедливо считается одним из наиболее востребованных и распространенных способов презентации территории, будь то страна, регион или отдельный населенный пункт. Его целевая аудитория – туристы – исчисляется миллионами и количество этих своеобразных «потребителей территории» из года в год неуклонно увеличивается. Для большинства туристов текст путеводителя – главный, а порой и единственный источник знаний о посещаемом регионе. Включенные в него достопримечательности выступают в качестве престижных брендов, к которым необходимо, хотя бы формально, «прикоснуться» – увидеть издали, посетить, осмотреть, сфотографировать. Эти бренды могут быть апробированы временем, а могут, напротив, отражать модные тенденции сегодняшнего дня. В любом случае, путеводитель не просто знакомит с достопримечательностями региона, а как бы формирует императив: «must see». Значимость данного книжного жанра не вызывает сомнений, но несмотря на это количество публикаций, посвященных изучению функций путеводителя, особенностям его воздействия на аудиторию, не велико.

    История появления путеводителя


    История появления путеводителя как жанра восходит к античным, так называем, дорожникам. Но создавались не только такие произведения. Были и описания известных открытий, и заметки торговцев, и литературно-художественные произведения, которые строились по принципу путеводителя. Путеводитель, прежде всего, связан с перемещениями, путешествиями людей.

    Путешествия были неотъемлемой частью древних народов. Для многих племен это было образом жизни. Белунджи, номады, цыгане постоянно перемещались с одного места на другое. Причины этому были самые разные. Так, белунджи перемещались из Афганистана в Пакистан и обратно из-за изменения погодных условий и состоянию пастбищ для скота. Особым поводом для путешествий были войны. Армии годами могли перемещаться по различным территориям с целью из захвата.

    Еще одним видом путешественников можно назвать торговцев и паломников, которые по ходу своего путешествия делали различные записи. Они носили автобиографический характер, но также в них были описания быта разных народов, какие-то интересные места, схема перемещения. Уже в V веке до н.э. Геродот описал все известные путешествия и открытия. А в 320 году до н.э. географ и исследователь Пифией совершил путешествие вкруг Европы. Им же был составлен уникальный труд "Об океане", где было множество описаний географических открытий. Безусловно, это произведение было одним из предшественников путеводителя.

    Одна из первых книг, построенная по принципу путеводителя, "Описание Эллады" древнегреческого историка Павсания. Здесь он подробно описывает области и города Древней Греции, делая особый акцент на достопримечательностях. В его книге точно и очень емко составлены описания всех памятников когда-то великой страны.

    Одним из предшественников путеводителя можно назвать и "Одиссею" Гомера. Хотя, это и литературный памятник, но там есть описание не только приключений Одиссея, но всех тех мест, где он побывал. В более позднее время на тему путешествия было составлено множество художественных произведений, и часть из них описывала реальные места, памятники и города. Однако такие произведения нельзя отнести к путеводителям. Хотя действие и происходит в реально существующих городах, эти тексты не несут в себе практическую информацию. И путешествие является лишь фоном для развития основного события.

    В Древнем Риме также создавались своеобразные путеводители. Назывались они дорожниками. Они представляли собой дорожные карты с описанием дорог и расстоянием между пунктами.

    Еще одним фактором создания текстов, подобных путеводителю, стало паломничество. В Средние века составлять схему своего пути, описывать посещенные места, рассказывать об основных святынях и как до них добраться было достаточно распространенным явлением. Древнейшим подобным путеводителем, дошедшим до нас, является "Бордосский путник". Этот труд был составлен неизвестным автором в 333 году, описывающий его путь по Святой Земле.

    На Руси в Средние века были популярны "хожения". Это своеобразный жанр путевых записок. В них путешественник описывал свои впечатления от тех земель, которые посетил. В начале своего появления "хожения" носили религиозный характер, но со временем этот оттенок был утрачен.

    С середины XVI века начинают активно публиковаться описания реальных путешествий, что способствовало появлению произведений художественной литературы. Например, плавание Васко да Гамы в Индию легло в основу сюжета поэмы Л. Камоэнса "Лузиады", а тема путешествий и географических открытий является основой произведения Ф. Рабле.

    Путеводители для светских путешественников начали появляться в XVII веке, а особое распространение получили в XVIII-XIX веках. Это явление, прежде всего, связано с распространением массового туризма. "Массовость - всегда понятие относительное, но с упрощением коммуникаций (железные дороги, пароходы) число людей, передвигающихся с рекреационно-познавательными целями, постоянно росло. Соответственно, зародился и коммерческий спрос на универсальный справочник, который заменил собой множество книг - исторических и путевых очерков и прочих сочинений, ранее читавшихся образованными путешественниками при подготовке к поездке"..

    Вторым фактором в потребности путеводителей можно назвать развитие курортов, которые нуждались в рекламе.

    В XVIII столетии складывается такой жанр в литературе, как просветительский роман-путешествие. Жанровой основой таким романам послужили путевые записки. Сюда можно отнести такие произведения, как "Робинзон Крузо" Д. Дефо, "Путешествие Гулливера" Дж. Свифта и др. В этот же период литература путешествий становится составной частью журнального процесса. Так, например, Оливер Голдсмит с января 1760 года начинает публиковать в журнале "Public Ledger" свои "китайские письма", которые являются подражанием "Персидских писем" Шарля Монтескье. В основе этих писем лежит жанр вымышленных путешествий. В 1762 году наблюдения Оливера Голдсмита воплотились в книгу под названием "Гражданин мира" ("А Citizen of the World"), а ее автор сразу оказался в ряду самых заметных журнальных авторов XVIII века.

    Особый вклад в развитие путеводителей внес К. Бедекер. В 1827 году он основал издательство, которое специализировалось на выпуске путеводителей. Оно получило признание, и продукция Бедекера пользовалась популярностью. Первым в 1829 году вышел путеводитель по городу Кобленц. "Новый тип справочника преподносил богатую информацию в доступной форме, одновременно снабжая путешественника всеми нужными практическими советами" Там же..

    Однако издательство Бедекера было не единственным, которое специализировалось на путеводителях. В Англии Джон Мюррей также выпускал подобные издания-справочники. И эти две конкурирующие фирмы создали образ того путеводителя, который в последствии стал называться "бедекером".

    В России серийные путеводители возникают только в 1880-е годы. До этого уже вышел первый справочник Мюррея (1860-е годы.) и первый бедекер (1883), посвященные России. Выпуски "Путеводителя по России" под ред. Р.С. Попова вышли в свет в 1886-1888 годы. По замыслу эти издания должны были охватить всю Империю, однако, этого не произошло. А уже выпущенные части переизданы не были. Ранее выходили лишь отдельные издания больше похожие на художественные произведения. Особенно популярна была книга В.П. Бурнашева "Прогулка с детьми по России". Первое издание этого произведения вышло в свет в 1837 году. Написано оно в стиле имитации поездки. Однако в 1830-е годы жанровый канон еще не был выработан. В этот период прием мифологизации был достаточно популярен и активно использовался в подобных текстах. А применялось это для идеализации той территории или объекта, о которых идет речь. Поэтому границы между путеводителем и литературным произведением были весьма зыбкими.

    В России этап становления путеводителей как книжных, так и журнальных изданий пришелся на 50-е годы XIX столетия. В это время создавались в основном специализированные путеводители. Например, путеводители по Крыму, Нарве. Путешествия в 50-х - 80- х годах XIX века были привилегией богатых слоев общества, поэтому туризм в то время был дорогостоящим удовольствием. В указанный период для составителей путеводителей главной задачей было сообщить о крае, области, какой-то территории. Автор предлагал познакомиться с основными достопримечательностями описываемой местности. Эти работы строились на уже ранее опубликованных путеводителях или изданиям, построенным по принципу путеводителя.

    Со временем появляются путеводители более частного характера. Во второй половине 80-х годов XIX века стали появляться издания, посвященные отдельным курортам. Особую популярность приобретал Крым. В этот период стали появляться издания по Алупке, Евпатории, Ялте. "Авторы этих книг преследовали несколько целей: 1) доказать преимущества историко-культурного наследия и курортов Крыма перед зарубежными, привлечь публику именно сюда; 2) максимально облегчить приезжему пребывание на курорте (заранее сообщить о ценах и пансионатах, указать адреса лечебниц, порекомендовать экскурсионные маршруты)" Молочко, Е.В. Путеводители второй половины XIX - начала XX века как форма популяризации памятников истории и культуры Крыма.

    К середине XIX века журнал путешествий становится самостоятельным типом издания. А жанры очерка-путешествия или репортажа-путешествия становятся одними из наиболее востребованных в мировой периодике второй половины девятнадцатого века.

    В 1886 году выходит в свет уже упомянутый первый русский путеводитель по России под редакцией Р.С. Попова. "Издание являет собой яркий пример компиляции (вообще свойственной путеводителям), причем разные части (видимо, писавшиеся разными авторами) не всегда приведены в соответствие друг другу. Редактура проведена некачественно, встречаются опечатки, небрежности, показывающие не очень внимательное отношение к изданию".

    В начале XX века путеводители в России приобретают особые закономерные черты. Эти издания содержали сведения, которые были необходимы и полезны для туристов. Они помогали не просто расширить кругозор, а были гидом во время путешествия. Особой популярностью пользовались издания Г.Г. Москвича.

    Москвич был одним из первых организаторов туристического бизнеса в России. Благодаря ему были организованы туристические поездки на теплоходах, поездах, автомобилях, верховых лошадях, а также пешие походы. Но помимо этого он еще и издавал справочники-путеводители: по Кавказу, Волге, Санкт-Петербургу, Одессе, Финляндии, Черноморскому побережью, Варшаве, Кавказским минеральным водам, знакомящие будущих путешественников с неизведанными еще местами.

    В 1888 году Москвич издает "Путеводитель по Крыму". "В то время путеводители по России были редкостью и, работая с любовью 25 лет, создал единственное в России издательство путеводителей…" - пишет он в предисловии к изданию.

    Профессор А.А. Непомнящий отмечает в своих работах, что Г.Г. Москвич первым в России поставил издание путеводителей на профессиональную основу. Его путеводители составлялись коллективом авторов, а редактировал материал сам Москвич. Ведь он сам был заядлым путешественником и краеведом.

    Описания путешествий всегда были и будут интересны. Но если в древние времена - это было некой традицией, вести путевые заметки, то в XVIII веке - это приобретает развлекательный характер. Между тем стоит упомянуть о литературных произведениях, обладающих чертами травелога. Этот жанр и в современной действительности, является востребованным. Меняются лишь способы и средства подачи материала

    Маркиз де Кюстин в своем знаменитом сочинении "Николаевская Россия в 1839 году" писал, что какой-либо путеводитель невозможно достать даже в Петербурге, словно все достопримечательности столичного города никому не интересны. Говорить о сколько-нибудь приемлемых руководствах для приезжих в малые и губернские города вообще не приходилось.

    В XIX в. издание путеводителей по двум российским столицам было, как уже отмечалось выше, вполне профессиональным, но отличалось от аналогичных европейских изданий более подробными историко-краеведческими описаниями.

    Самым популярным путеводителем в конце XIX в. была упоминавшаяся выше книга В. Михневича "Петербург весь на ладони" (рис. 13.1). Ее появление отвечало назревшей потребности создать настоящий путеводитель, который соединял бы информацию о городе с практическими рекомендациями для приезжающих. Особенностью подобной литературы в России до этого времени было существование, с одной стороны, превосходной краеведческой литературы, а с другой – обилие справочных и адресных книг для ведения бизнеса. Путеводитель В. Михневича давал читателю все необходимые сведения о городе и советы путешествующему. При составлении книги автор использовал, помимо личных наблюдений и справок, множество официальных и частных материалов: труды статистических комитетов, календари, записки и отчеты различных казенных и общественных учреждений, а также прежние описания и исследования Петербурга. У этой книги был, собственно, только один недостаток – объем. По этой причине В. Михневич свой путеводитель называл не карманной, а настольно-справочной книгой. В настоящее время эта книга переиздана и представляет интерес для истории Петербурга.



    Рис. 13.1. Путеводитель В. Михневича "Петербург весь на ладони". Издания 1874 и 2005 гг.

    Популярность путеводителей подтверждается широким использованием их в рекламных целях. В "Путеводителе по Москве и ее окрестностям", который был издан М. И. Нейбюргером в 1870 г., реклама помещалась на обороте каждой страницы издания. Абсолютный рекорд по объемам рекламы принадлежит изданному Г. Гравенхорстом в том же году путеводителю по Москве, две трети объема которого были отданы рекламе. В "Иллюстрированном практическом путеводителе по Москве" (1907) Г. Москвича около трети объема книжки занимала реклама. Отель "Континенталь" на Театральной площади бесплатно раздавал свои путеводители и гостям отеля, и прохожим, но и в нем значительное место занимали рекламные материалы. Впрочем, реклама в путеводителях, как правило, имела прямое отношение к туризму. Здесь размещали свои объявления театры, увеселительные заведения, зоосад, транспортные компании и т.п. Менялся и стиль представления туристской информации. Если первые русские путеводители тяготели к краеведческой, культурно-познавательной информации, то книжки для туристов в конце XIX в. стремились вызвать желание путешествовать, интересоваться новыми городами.

    В 1882 г. на книжных прилавках появилась объемная книга "Москва и ее окрестности", предназначенная для приезжих. Значительный объем книги был вызван не объемом сообщающихся сведений, а рекламной презентацией города. Введение обращалось прямо к приезжающим: "Поезд пошел тише, еще две-три минуты, и он, сделав несколько последних движений, остановился у дебаркадера. Первою заботой путешественника – выбор гостиницы..." (Увлекательный мир Московской рекламы XIX – начала XX века. М., 1996. С. 14). Далее начинался обзор московских гостиниц.

    Издания типа "Вся Москва", "Весь Петербург" также пользовались популярностью в силу своей информативности, но для путешественника они имели лишь ценность справочника. В быстро растущих столицах выходили планы города, которые приобретали как приезжие, так и жители. Сухаревский рынок, прославивший Москву как город веселых и изобретательных мошенников, предлагал покупателям серьезный товар – новую карту Москвы при помощи такого рекламного раешника:

    Новый план Москвы!

    Все улицы, все переулки, все закоулки!

    Все повороты, все завороты, все ходы, все тропы!

    Все блохи, тараканы и клопы!

    Только 20 копеек!

    Необходимо иметь на стене, чтобы мухам не заблудиться.

    (Москва XX века, с. 62)

    Презентация достопримечательностей России в путеводителях второй половины XIX в. происходила, главным образом, с точки зрения истории и краеведения, а не взгляда туриста. Клубная форма организации туристской деятельности в России не нуждалась в массовых руководствах, поскольку клубы самостоятельно планировали маршруты и сами организовывали путешествие. Тем не менее экскурсионное и туристское движение, став массовым в конце XIX в., предъявило спрос на справочную и образовательную литературу по разным местностям России.







    Народный путеводитель XIX века




    «Пантюшка и Сидорка осматривают Москву». Этот лубочный листок — своего рода «народный путеводитель» по Москве второй половины XIX века (если точно — самой середины его второй половины, поскольку на листе есть и дата: «дозволено цензурой 8 апреля 1879 года»).

    Двое подростков отправляются гулять по Москве. Подростки явно, судя по одежде и даже лаптям, из крестьян. Один, вероятно, живет в Москве уже какое-то время и кое-что о ней знает — во всяком случае, именно он все время дает пояснения второму.

    Что же именно условный «москвич» Пантюшка показывает новоприбывшему приятелю Сидорке? В центре листа — кремлевская колокольня Ивана Великого. Текст под этим фрагментом, правда, не очень выглядит речью мальчика:

    «Недаром молвил во слезах Один крестьянин полудикий

    Велик Господь на небесах, Велик в Москве Иван Великий».

    Дальше — логично — идут другие кремлевские достопримечательности. Разумеется, «Царь-колокол», который деревенскому мальчишке представляется сначала похожим на стог:

    «Что за стог преувеличенный? Сидорка! смалчивай, он был в земле батюшка слит и земля его не держит.»



    Тут же обсуждают и «Царь-пушку»:

    «Гляди-ка, Сидорка, эка пасть ненасытная, я чаю как пальнет, так и деревни нашей мало.»



    Подходят к Спасским воротам (из чего заключаем, что в отличие от значительной части советской — да и постсоветской — эпохи проход через них был свободным):

    «Мотри, Сидорка, скидай малахай-то, а не то шею нагреют. Тут бояре и цари шапочки скидают.»



    Следующий этап прогулки — памятник Минину и Пожарскому (который, напомню, стоял тогда не возле храма Василия Блаженного, а напротив Кремля, у здания Верхних торговых рядов — о чем подробнее я писала здесь):

    «Это, вишь, Сидорка, памятник русским богатырям, которые спасли Русь от поляков, Кузьма Минин и Князь Пожарский».



    С Красной площади друзья выходят на Театральную (которая, вообще-то, тогда именовалась Петровской).

    «Гляди, Сидорка! Это киятр. Тут всяку комедь представляют, и гром загремит, и речка потечет, и горы-леса появятся.»

    Ну, в общем, представления крестьянского мальчишки об оперном театр понятны — на него перенесена стилистика ярмарочного балагана.



    А вот финалом путешествия оказывается объект, в наших глазах сегодня не столь очевидный (впрочем, мы его живьем и не видели) — Сухарева башня.

    «Хороша и эта тетеря, не ниже Ивана Великого.

    Ловко сляпана, тово гляди што небо заденет.»



    Обнаружила я всю эту прелесть на свежеоткрытой выставке в Историческом музее. Она посвящена Ивану Голышеву, организатору литографского дела в хорошо известном по другому поводу (иконопись) селе Мстёра.

    Заключение

    «Массовый человек» любит руководства и насущно в них нуждается. Именно поэтому путеводители все чаще берут на себя роль жесткого руководителя: они не только знакомят с набором основных достопримечательностей, но формируют их рейтинг, присваивая памятникам разное количество «звездочек», выстраивают жесткие маршруты осмотра. Все чаще на их страницах можно увидеть заголовки: «Маршрут 1-го дня», «Маршрут № 1» и т.д. Путеводитель ведет туриста во времени и пространстве, от памятника к памятнику, уверенно игнорируя все «недостойное» или «не достаточно выдающееся». В результате то, что не попадает в путеводитель, для массового посетителя как бы не существует. Для большинства объектов истории и культуры быть включенными в путеводитель – значит обрести «существование», выйти из забвения, вписавшись в маршруты массовых туристских потоков. Казалось бы, региональные музеи, сохраняющие и презентующие историю края в сжатой, наглядной и доступной форме, должны выступать обязательным элементом описываемого нами книжного жанра. Однако российские провинциальные сокровищницы далеко не всегда фигурируют на страницах путеводителей, а значит, их существование далеко не всегда становится фактом социокультурной действительности для посетителей региона.

    Список используемой литературы


    1. Пелипейко Т., Народный путеводитель XIX века, «Дилетант» 2018г

    2. Руцинская И.И, ОБРАЗ РЕГИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ В РУССКИХ ПУТЕВОДИТЕЛЯХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX вв, Вопросы музеологии,2012

    3. Киселева, Л. Путеводитель как семиотический объект: к постановке проблемы (на примере путеводителей по Эстонии XIX в.) / Л. Киселева // Путеводитель как семиотический объект : cборник статей / Тартуский государственный университет. - Tartu : Tartu Ulikooli Kirjastus, 2008. - С. 15-41

    4. Бордосский путник 333 г. / Предисл. В. Н. Хитрово.: / - М.: Книга по Требованию, 2011. - 61 с..

    5. [Электронный ресурс] / Е. В. Молочко // Ученые записки ТНУ им. В. И. Вернадского : спецвыпуск "История Украины". Т. 23 (62). 2010. № 1, С. 133-139. .






    написать администратору сайта