пз2. ПЗ2. Российский государственный социальный университет практическое задание 1 по дисциплине История политических и правовых учений
Скачать 43.84 Kb.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1 по дисциплине «История политических и правовых учений» Древний̆ Китай̆. Государства Цинь и Хань. (тема практического задания)
Москва Содержание государство чиновнический исполнительный правовой Введение 1. Государство Шан (Инь) 2. Государство Чжоу 3. Государство Цинь 4. Государство Хань Выводы Литература Введение В контексте данной работы мы рассмотрим становление и развитие всех четырех государств Древнего Китая, охарактеризуем их государственный строй и общественный строй. Актуальность данной работы состоит в том, что современное Китайское государство стремительно развивается и становится новым лидером среди современных государств, а для того чтобы понять основу его успеха нам необходимо проанализировать историю его развития с древних времен до сегодняшнего дня. Цель - история государственного строя Древнего Китая. При написании реферата перед мной стояли такие задачи как: - выделить особенности государственного строя Древних китайских государств; - охарактеризовать чиновнический и военный аппарат Древних китайских государств. Историей Древних Китайских государств занимались такие ученые как А. В. Вениосов, А. А. Вологдин, Е. В. Глазова, А. В. Желудков и другие. В процессе написание использовались такие методы как сравнительный, логический, системный, комплексный, исторический и другие. Древнекитайское общество при всей своей легендарной экзотичности не выглядело на фоне других восточных цивилизаций исключительным явлением. В нем, например, также состоялась "городская революция": возникли городские общины - много десятков карликовых королевств, появилось патриархальное рабство, которое затем превратилось в колонат, и т.д. Все же самобытных черт в старо китайской цивилизации было значительно больше. В частности, в отличие от других "ирригационных государств" Древнего Востока - Египта, Вавилона, Индии - в Китае ирригационное земледелие стали практиковать через хорошо тысячелетия после построения цивилизованного общества. В нем не существовали автономные города и большие храмовые хозяйства и их атрибут - общественно-церковные общины, социально-экономическая жизнь там властно контролировал государственный аппарат. Все сферы общественной жизни Китая потерпели могущественного влияния оригинальных идеологических систем отражали борьбу между полисной и имперской тенденциями в политической истории страны, служили опорой экономическому и политическому господству общественной элиты. В отличие от большинства восточных цивилизаций, прежде всего древнеиндийской с ее беспримерной сословно-кастовой системой, древнекитайское общество строилось на клановой основе и выглядело социально мобильным, между его общественными слоями и прослойками не существовало непреодолимых социальных барьеров, переход из одной социальной группы в другую осуществлялся автоматически. Если в Индии общественно-политическая активность населения была почти нулевой, то в Китае, на конфуцианской идеи, согласно которой каждый сам является кузнецом своего счастья,- наоборот, очень высокой. Китайское общество раз лихорадили массовые народные движения вследствие которых демографическое давление на природу в стране на определенное время существенно уменьшался. 1. Государство Шан (Инь) Согласно китайским легендам появления государства в Китае связано с покорением в XVIII в. до н.э. племени Ся племенем Шан. Чэн Тан, который возглавлял в то время племя Шан, стал основателем династии, которая получила название Шан. Позже, после падения династии Шан, ее, а также государство стали обозначать знаком “инь”. Поэтому первый пе-риод в истории китайского государства имеет два названия: Шан и Инь. Чэн Тан стал первым китайским царем (ваном). 1 Таким образом, особенностью возникновения государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классового общества был активизирован покорением одного народа другим. Органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом. Для этого быстро создается государственный аппарат и завершается переворот в социальных отношениях. Общественный строй. Иньские общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс состоял из светской рабовладельческой аристократии, жреческой рабовладельческой знати и рабовладельческой аристократии покоренных племен. В зависимости от приближения к царю и занимаемой должности светской аристократии присваивались титулы, давали определенные привилегии.2 Социальное положение определялось также земельными владениями и наличием рабов. Рабами владели как частные лица, так и государство. Источниками рабства были: захват пленных на войне, продажа в рабство за долги, обращение в рабство за некоторые преступления. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества. Значительную часть населения составляли свободные общинники. Все общинные земли делились на категории: “общественное поле” и “частные поля”. Общественное поле обрабатывалось всей общиной, а урожай направлялся царю. Частные поля находились в едином пользовании каждой семьи. Но они не были в собственности лиц, их обрабатывали. Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. В частной собственности в этот период находились рабы, дома, орудия труда. Государственный строй. Государственный строй на раннем этапе сберег пережитки родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдается монополизация царем всей власти. Царь был самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, верховным судьей и руководителем религии. Он возглавлял государственный аппарат, на высшие должности в котором назначал своих близких родственников. Все другие должности занимали профессиональные чиновники - писцы, сборщики налогов, судьи и др. Должностные лица делились на три основные категории: - высшие гражданские чиновники; - военные чиновники; - различные советники. Существовали вооруженные силы, тюрьмы. В XII в. до н.э. в государстве обостряются внутренние конфликты. В это же время племя Чжоу расширяет свои владения.3 Под его руководством объединяется ряд племен для борьбы против Иньской государства. В 1076 г. до н.э. племена Чжоу победили Иньскую армию и образовали новое царство. 2. Государство Чжоу Период правления династии Чжоу делится на три периода: период Западного Чжоу (1122 - 742 гг. до н.э.); период Восточного Чжоу (770 - 403 гг. до н.э.); период “воюющих царств” (403 - 221 гг. до н.э.). [3, 171] Период Западного Чжоу характеризуется увеличением количества рабов, развитием крупного землевладения. Укрепляется рабовладельческое государство, усложняется ее структура. Общественный строй. Господствующее положение в обществе занимала рабовладельческая аристократия, к которой принадлежала чжоуська наследственная знать, чжоуська военная знать и часть иньской рабовладельческой аристократии, которая уцелела после покорения. 4 Владельцем земли, как и ранее, был царь. Развивается крупное землевладение рабовладельческой аристократии.5 Рабовладельческая знать свободно распоряжалась своими владениями и согласно имеющимся данным землю можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. В этот период появляется тенденция к превращению владений в частную земельную собственность, хотя формально во владении землей сохраняется зависимость от воли царя. Позже, с ослаблением власти чжоуських царей, происходит преобразование права крупных рабовладельцев на владение землей в право собственности на землю. Большую роль в период Западного Чжоу продолжало играть общинное землепользование. Самое низкое положение занимали рабы. Рабский труд широко применялась в различных отраслях хозяйства. Увеличилось количество частных рабов. Государственный строй. Верховная власть находилась в руках наследственного царя (вана). В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие были одновременно и должностными лицами. Государственный аппарат состоял из приближенных личных слуг вана, а иногда и доверенных рабов. Они становились государственными чиновниками. Высший чиновник сян возглавлял весь государственный аппарат, состоявший из большого количества чиновников. Армия не была полностью профессиональной. Она состояла из двух частей: небольших постоянных отрядов и ополчение, собиралось во время войны. Централизованного государства в течение всего периода Чжоу не существовало. Поэтому в непосредственном управлении вана находилась лишь столичная область. Вся остальная территория страны управлялась князьями чжухоу. В этот период окончательно устанавливается создана еще в эпоху Инь иерархическая система княжеских титулов, которая состояла из пяти категорий: гун, хоу, потому, цзы, нань. Правители получали свою территорию из рук чжоуского царя и обязаны были в определенные сроки появляться во дворце.6 Это подчеркивало их зависимость от царя. Территория княжества делилась на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе предыдущего родоплеменного деления. Самой низкой административно-территориальной единицей была сельская община. В IX в. до н.э. ослабляются связи центральной власти с правителями зависимых царств. Страна распадается на ряд самостоятельных государств. Чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения - Восточного Чжоу.7 В период Восточного Чжоу происходят большие изменения в экономической и политической жизни страны. Развитие ремесла и торговли приводит к повышению в общественной жизни роли купцов. Происходит упадок наследственного землевладения родовой аристократии и усиление частной собственности рабовладельцев на землю. Потерянные наследственной знатью земли переходят к военачальников, купцов. В период “воюющих царств” происходит дальнейшее развитие крупного землевладения. Одновременно разрушается общинное землевладение, вводится земельный налог. То теперь вместо труда на “общественном поле” земледельцы должны были платить налог со своей земли. Со времени уничтожения монархии Западного Чжоу по сути единого государства не существовало. Многочисленные государства вели между собой постоянные войны, в результате которых происходил захват более слабых государств. В IV в. до н.э. усиливается царство Цинь, которое побеждает другие царства и в III в. до н.э. основывает новое Цинское царство. 3. Государство Цинь Созданию сильного централизованного государства Цинь сопутствовали реформы Шань Яна - сановника Циньского государства, которые коснулись многих сфер жизни общества: экономической, социально-политической, государственно-правовой.8 Были узаконены свободная продажа и покупка земли, что было тяжким ударом для общинного землевладения. Распад общины ускорялся благодаря закону о принудительное дробление больших семей. С целью централизации государства было проведено новое административное деление по территориальному принципу. Была изменена система взимания налогов. Теперь каждая семья выплачивала налог, который зависел от количества земли, а не 1/10 урожая, как раньше. Было перевооружено и реорганизовано войско. Эти реформы засвидетельствовали переход к развитой рабовладельческого государства. Жизнь в государстве должна происходить по единым правилам. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, утвердил обязательные для всех законы. Строгое соблюдение законов считалось важнейшим условием порядка в государстве. Проведенные реформы ненадолго укрепили государство. Социальные противоречия приводили к восстаниям, наиболее мощное из которых в 209 г. до н.э. привело к ликвидации Циньской монархии. К власти пришла новая династия – Ханская. 4. Государство Хань Основателем новой династии был сельский староста Лю Бан, один из руководителей восстания. Свою деятельность он начал с проведения реформ, которые были направлены на смягчение положения рабов и крестьян. Много рабов был уволен, сокращен поземельный налог. Но эти реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения - главных причин, порождавших социальные противоречия. Положение народных масс через некоторое время вновь ухудшилось. Структура центрального и местного аппарата осталась без изменений. Большие усилия царской власти были направлены на централизацию государства. Был осуществлен новое административное деление страны, по которому вся территория была поделена на 13 крупных округов, которые возглавляли наместники императора. 9 Во главе областей и уездов были три чиновники, которые назначались центральной властью, правитель и его помощники в гражданских и военных делах. Кроме того, деятельность местных администраций контролировалась государственными инспекторами. В VIII г. н.э. Ван Ман захватил власть и объявил себя императором “новой” династии. Он стал проводить реформы, направленные на смягчение классовых противоречий. Была запрещена купля-продажа земли, а все земли - объявлены царскими.10 В то же время возобновлялось древняя система общинного землевладения. Была запрещена купля-продажа рабов. Но это касалось лишь частных рабовладельцев. Государственное рабовладение не ограничивалось. Но реформы не дали положительного результата, и классовые противоречия еще больше обострялись. Это привело к восстанию “Червонобровых”, в результате которого в 23 г. н.э. к власти пришла ханская династия. Указы и распоряжения Ван Мана было отменено, и экономика страны начала стабилизировалась. Существенные изменения произошли в государственном аппарате. Функции управления страной были поделены между 5 ведомствами, а при императоре создан совещательный орган - императорскую совет. Во второй половине II в. н.э. в результате борьбы политических групп развивается политический кризис. Хозяйственная система страны приходит в упадок. В 184 г. н.э. восстание “Желтых повязок” охватывает всю страну. В 220 г. н. э. империя династии Хань распадается на три царства. Выводы Подводя итоги, хотелось бы сказать следующее. По своим природно-климатическими условиями Китай несколько отличается от остальных стран Азии. Его территория достаточно четко делится на три части: а) долина реки Хуанхэ, или «великая китайская равнина»; б) Центральный Китай, где сочетаются гористые районы с долиной реки Янцзы; в) Южный Китай - горная страна. Разливы Хуанхэ несут плодородный ил, что делает условия земледелия в этом регионе подобными египетских или месопотамских. Почвы Центрального и Южного Китая менее плодородные, но здесь содержатся богатые запасы полезных ископаемых: меди, олова, свинца и т.д. Поливное освоение долин двух крупнейших рек Китая началось лишь с середины i тыс. до н. э., когда древнекитайская цивилизация прошла уже тысячелетний путь своего развития. Тем самым экономическая основа азиатского способа производства в этом государстве возникла намного позже появления самого государства. Древнейший период истории Китая имеет название Шан-Инь (XVI-XII вв. до н. э.). Китайские племена, проживавшие в бассейне р. Хуанхэ, объединились для организации отпора северным кочевникам (хунну) и с целью развития ирригационной системы. Племена, которые сыграли основную роль в этом объединении, назывались Инь, а созданная ими государство - Шан. Столицей был город Шан в современной провинции Хэнань, вблизи г. Аньян. Царская власть сохраняла патриархальные черты. Она была ограничена советом родовых (племенных) старейшин, а также народными собраниями. Царь назывался ван (по жизни) или ди (после смерти). С функциями военачальника он совмещал функции верховного жреца, а в отдельных случаях - организатора производства. В руках родовой знати сосредоточивались земли и рабы. Рабство также мало патриархальный характер. В захоронениях этой эпохи встречаются могилы, где вместе с рабовладельцем похоронены несколько рабов (следовательно, рабы могли находиться не только в государственной, но и частной собственности). Основную массу населения составляли крестьяне-общинники. Уже в иньскую сутки сложилась китайское иероглифическое письмо. Известно около 30 тыс. (!) знаков этого письма (для сравнения, словарь Шекспира содержит 40 тыс. слов, для чтения современных китайских газет достаточно знания 2 тыс. иероглифов, образованные китайцы знают их около 10 тыс). Есть сведения о существовании жрецов-профессионалов, причем разных специальностей: бу - гадалки, ши - те, что вели погодные записи, в - волшебники, чжу - «богомольцы», то есть, вероятно, жертвенников. Но - и это главная особенность китайских религиозных культов - важнейшие религиозные церемонии, в частности, жертвоприношение Небу выполняли император и высшие чиновники. Тем самым религия (китайские верования не содержат обещания загробного вознаграждения) не играла той роли, что в Индии, Египте или даже в Междуречье. Она не была ни слишком важным элементом укрепления императорской власти, ни потенциальной оппозицией императору. Правда, последователи Конфуция (Кун-Фу-цзы) всегда стремились утверждать идею, что царская власть должна быть справедливой, иначе правителя можно и нужно устранить, но отсутствие единой церковной структуры делала религиозную оппозицию бессильной перед властью императора. Литература 1. Вениосов А. В. История государства и права зарубежных стран/ А. В. Вениосов. – ТетраСистемс, 2011. – 554 с. 2. Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран. Практикум/ А. А. Вологдин. – М: Высшая школа, 2012. – 288 с. 3. Глазова Е. В. История государства и права зарубежных стран/Е. В. Глазова, Л. Н. Терехова. – СПБ.: Питер, 2009. – 192 с. 4. Желудков А. В. История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций/ А. В. Желудков. – М: А-Приор, 2011. – 176 с. 5. Иванов А. А. История государства и права зарубежных стран/ А. А. Иванов. – М: Юнити-Дана, 2010. – 344 с. 6. Ильинский Н. И. История государства и права зарубежных стран./Н. И. Ильинский, Г. К. Аргучинцев. – М: Дикта, 2011. – 164 с. 7. Исаев И. История государства и права зарубежных стран. Учебник для бакалавров/И. Исаев, Т. Филиппова. – М: Порспект, 2013. – 560 с. 8. История государства и права зарубежных стран/ Под ред. К.И. Батыра 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 496 с. 9. История государства и права зарубежных стран: Конспект лекций/Сост. С. Князева. – М.: АСТ, Сова, 2010. – 160 с. 10. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран/А.И. Косарев. - 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2012. – 376 с. 11. Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран/О.А. Кудинов// М.: МЭСИ, 2012. – 305 с. 12. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник/ О.А. Омельченко. – Т. 1.– М.: ТОН – Остожье, 2010. – 528 с |