Главная страница
Навигация по странице:

  • Сообщение по дисциплине « Теория и методика физической культуры и спорта »

  • ФИО студентки Блажева Алёна Юрьевна Направление подготовки

  • Список

  • Исторические истоки развития физической культуры и спорта. исторические истоки фк. Российский государственный социальный университет Сообщение по дисциплине Теория и методика физической культуры и спорта


    Скачать 39.69 Kb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет Сообщение по дисциплине Теория и методика физической культуры и спорта
    АнкорИсторические истоки развития физической культуры и спорта
    Дата17.01.2021
    Размер39.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаисторические истоки фк.docx
    ТипРеферат
    #168886






    Российский государственный социальный университет




    Сообщение

    по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта»

    Исторические истоки возникновения физической культуры.



    ФИО студентки

    Блажева Алёна Юрьевна

    Направление подготовки

    Физическая культура

    обществе Группа

    институт ФК-Б-0-З-2020-1


    социальных Москва 2021

    осознании Содержание



    раскрывая Введение……………………………………………………………………….

    3

    социальных Глава 1………………………………………………………………………….

    4

    введение Выводы…………………………………………………………………...........

    8

    действий Список выход используемой потребность литературы………………………………………...


    9



    Введение

    Многочисленные спортсмены и любители спорта все больше интересуются историей физической культуры. Они хотели бы ознакомиться с формами состязаний, системами физического воспитания, спортивными идеалами различных эпох, достижениями, которых добивалось человечество в разные периоды.

    При рассмотрении исторического процесса выделяют целенаправленные и планомерные усилия, которые предпринимали люди различных эпох в области физической культуры. Сюда относятся физическое воспитание детей, военная подготовка, гигиенические и лечебные двигательные упражнения, игры и традиционные состязания. В то же время физическая культура, постоянно обогащающая арсенал своих средств элементами физических упражнений, заимствуемыми из процессов трудовой и военной деятельности, проявляется не только как опора воспитания и здравоохранения, она также удовлетворяет потребности общества, связанные с развитием эмоциональных представлений, снятием напряжения, развлечением и сохранением энергии.

    Область физической культуры точно так же, как архитектура, литература, искусство и прочие общественные явления, имеет свои специфические закономерности. Таким образом, если мы хотим сделать определенные выводы о прошлом физической культуры необходимо постоянно иметь в виду:

    а) каковы были содержание и основные задачи физической культуры, иными словами, как складывалась историческая практика физического воспитания и спорта в отдельных общественных формациях;

    б) как проявлялись специфические законы развития физической культуры в условиях определяющего влияния общественных потребностей. Каким образом общественные отношения, связанные с физической культурой в целом, формируют цели, задачи, систему институтов физического воспитания и спортивной деятельности, систему средств, изменяющуюся по мере изменения целей. Через какие передаточные механизмы оказывает физическая культура свое воздействие на общественные отношения и на формирование облика человека данной эпохи;

    в) когда и под влиянием каких факторов рождаются, а также претворяются в жизнь (либо оттесняются на задний план) теории и научные открытия, связанные с развитием физической культуры.

    Глава 1

    Предыстория физической культуры уходит корнями в тот период, когда вся физическая и умственная деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением условий существования. Вопрос заключается в том, какие факторы в этих условиях, в непрекращающейся борьбе с природой, побудили наших предков разработать комплекс физических упражнений, служащих формированию человека.

    Некоторые отечественные позитивистские историки довольствовались утверждением, что "спорт вечен", что спорт "создавался вместе с человеком". Буржуазные авторы международных трудов по истории спорта объясняют сложную проблему происхождения спорта, исходя из трех гипотез: из теории игры в духе Шиллера; из теории магии, впервые изложенной Рейнаком; из теории излишней энергии, сформулированной Спенсером. Следует учесть, что Шиллер, Рейнак и Спенсер формулировали свои мысли применительно к развитию деятельности, связанной с играми и искусством в узком смысле слова, и их положения в настоящее время уже вышли за рамки этой области.

    Н. Пономарев в своей монографии "Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания" пришел к выводу о том, что человек стал человеком не только в ходе развития орудий труда, но и в ходе постоянного совершенствования самого человеческого тела, организма человека как главной производительной силы. В этом развитии ключевую роль играла охота как форма работы. Использование средств труда для целей охоты требовало качественно новых навыков движений, прежде всего увеличения воздействия силы, навыков быстроты, выносливости и активности в работе.

    Рассмотрим физическую культуру в различные эпохи развития человечества:

    1. В древние времена для человека главным источником существования была охота на крупных животных. Он создал метательное орудие с костяным наконечником. Удачную охоту на животных можно было обеспечить только с помощью заранее изготовленных и опробованных средств, организованных совместных действий всех членов клана. В процессе этого древний человек научился наиболее рационально использовать в качестве метательного оружия разнообразные предметы. Он открыл для себя способ метания, значительно увеличивающий дальность полета. В процессе применения метательного оружия он, владея своими мышцами, мог рассчитывать затрачиваемую энергию в зависимости от отдаленности цели, координировать собственные движения. Овладение жизненно необходимыми навыками движения происходило путем наблюдения, копирования. Древний человек все чаще наблюдал и применял те закономерности в движениях, с помощью которых можно было преодолеть водные препятствия, рыхлый снег, топкие, болотистые места. Применявшийся при охоте или при спасении бегством от противника бег и прыжки через препятствия начали самостоятельное развитие в магических действиях. Появились синтезированные формы бега на расстояние, прыжков, танцевальных и метательных движений.

    2. В эпоху мезолита и неолита, главными источниками существования человека стали земледелие и животноводство. В физической культуре народов, занимавшихся пастушеством, потеряли свою жизненную важность бег, прыжки, метание и преследование дичи. На передний план выдвинулась верховая езда. Появился интерес к поднятию тяжестей, танцам, медитациям типа йоги, основывавшимся на верованиях, связанных с плодородием. Обострилась борьба за лучшие земли и территории. Это вызвало необходимость усложнения процесса подготовки юношества к самостоятельной жизни. Стали проводить схватки поединков для "пробы сил". Важное значение стала иметь военная подготовка. Возникли постоянные ритуальные центра проведения состязаний: Карнак, Марас, Пампас, Олимпия, Куфферн.

    3. В эпоху перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу возник эстетический идеал наделенного сверхъестественными телесными и духовными способностями легендарного героя, который осмеливался вступать в борьбу с потусторонними силами. Гильгамес у вавилонян, Озирис у египтян, Геракл, Прометей и Ахиллес у греков - все они были непобедимыми мастерами борьбы. Нет охотников более ловких, лучших, чем они, бегунов, метателей диска, камни или копья. Человечество, у которого проснулось самосознание, возвеличивая себя до героев своей фантазии, начало бросать вызов силам природы. Появился будущий идеал физической культуры нарождавшейся рабовладельческой эпохи - которого еще не сломила социальная несправедливость - сильный, гордый и победоносный титан. Процесс разложения физической культуры первобытнообщинного строя, происходивший с VII тысячелетия до нашей эры и до эпохи расцвета Римской империи, охватывал сравнительно небольшую часть заселенной территории Земли. Ее остатки сохранились вплоть до распространения современной цивилизации на Севере, в тропической и субтропической Африке.

    По словам норвежского путешественника К. Лумхольца, тарахумары способны проводить состязания по бегу на дистанции длиной в несколько сот километров. Эти способности связаны с преследованием дичи и суровыми природными условиями. Восточноафриканские вахумы способны, отталкиваясь босыми ногами от низкой термитной кучи, прыгнуть вверх на высоту свыше двух метров. Условия жизни вынуждают их в первую очередь развивать прыгучесть, что является главным критерием в обряде посвящения в мужчины. Тот, кто во время испытаний не способен прыгнуть выше своего роста, не может попасть в число полноправных мужчин своего племени. Из приведенных выше сведений видно, что первобытная физическая культура сочетала в себе личную физическую подготовку каждого члена племени и воспитание у соплеменников чувства общности.

    В развитии физической культуры первобытнообщинного строя дважды происходил качественный скачок. В ходе первого - охота на крупных животных вызвала к жизни обособившуюся от процесса труда и постепенно совершенствующуюся систему движений, и ее перенос на другие области жизни. В рамках возникшей новой сферы деятельности (физическое воспитание) началась дифференциация непосредственно полезных телесных упражнений, танцевальных движений и игровых элементов. Входе второго скачка - в эпоху разложения первобытнообщинного строя - возникли нормы подготовки и отбора, которые стали средствами общественного подчинения. От основных элементов форм движений, сложившихся в рамках первобытной магии, через противоречивые условия классовых обществ человечество пришло к высокой степени систем движения физической культуры наших дней. В ходе этого процесса материал движений физической культуры постоянно подвергался стилизации, дифференциации и интеграции. Но даже в наиболее развитых видах физкультурной и спортивной деятельности таятся элементы, отражающие стремление человека к покорению природы, которые либо порознь, либо в сочетании друг с другом вросли в сегодняшнюю физическую культуру. Так, например:

    а) за играми с мячом, тяжелой атлетикой, толканием ядра и охотой стоят производственные процессы;

    б) за конным спортом, бегом, прыжками, автогонками, лыжным и конькобежным спортом, соревнованиями судов - виды деятельности, связанные с передвижением и преодолением препятствий, и соответственно средства достижения этого;

    в) за плаванием и полетами - движения, подмеченные в природе;

    г) за лечебной гимнастикой и массажем - опыт врачевания;

    д) за соревнованиями по стрельбе, метанием копья и диска, борьбой и массовыми выступлениями физкультурников проглядываются отдельные боевые действия или их элементы.

    Выводы

    Мы изучаем прошлое физической культуры не только для того, чтобы понять возникновение актуального настоящего. Познание прошедших периодов - включая сюда и самые древние, не связанные непосредственно с нашим веком, - позволяет уяснить единство, равно как и многообразие творческой деятельности человечества в области физической культуры. Заметив и в истории физической культуры повторение, происходящее на все более высоком уровне, встречаясь с одними и теми же потребностями, проявлениями человека, мы глубже понимаем структуру, функционирование, законы движения общества. Когда же мы видим, насколько различны и многообразны формы человеческого бытия, определяющие физическую культуру, мы начинаем лучше понимать свои собственные особенности, свое место в мировом историческом процессе.

    В различные исторические периоды и в различных культурах люди по-разному воспринимают и осознают окружающий мир, по-разному получают впечатления и знания, то есть формируют исторически определенную картину мира. Здесь в связи с физической культурой и возникает проблема идеала эпохи. Ясно, что на основе идеала нельзя оценить физическую культуру никакого общества. Однако он четко показывает господствующую духовную установку, принятые нормы воспитания, морали и эстетики, отражает ту систему ценностей, которая тем или иным образом является руководящим принципом всех членов общества. Объектом анализа является общественное существо, человек, живший, мысливший, чувствовавший в различные периоды истории физической культуры, человек, чьи потребности и запросы определяет данное общество и чьи потребности и запросы в свою очередь воздействуют на жизнь, движение общества. Его поступки мотивируются системой ценностей, идеалами его эпохи и среды. Так мы приходим к причинам и внутренним побудительным мотивам, которые делали и делают людей активными участниками или не участниками творческой деятельности, относимой к кругу понятий физической культуры.

    Таким образом, физическая культура, рассматриваясь в исторической практике в плоскости различных интересов, может воплотить в себе устремления классов и групп общества.
    Список выход используемой потребность литературы

    1. Бальсевич В.К. "Физическая культура для всех и для каждого" - М: ФиС, 1988г.

    2. Быховская И.М. "Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность" - М: ГЦОЛИФК, 1993г.

    3. Лубышева Л.И. "Концепция формирования физической культуры человека" - М: ГЦОЛИФК, 1992г.

    4. Решетников Н.В. "Физическая культура" - М: Академия, 2004г.

    5. Столбов В.В., Финочентова Л.А., Мельникова Н.Ю. "История физической культуры и спорта" - М: ФиС, 2001г.


    написать администратору сайта