Главная страница
Навигация по странице:

  • Общая характеристика петровской эпохи , следующая

  • Истоки и влияние Исторические (социальные) истоки

  • Причины провозглашения России империей

  • Основными причинами изменения титула русского государя являлись

  • Влияние запада на становление империи

  • Материальная культура РИ

  • Социально-экономическая структура

  • Политический строй в XVIII-XIX делился на

  • Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей.

  • В области художественной культуры данного периода наблюдалась сравнительно быстрая смена направлений

  • Вторая половина 19-го века в России отмечена новым подъемом освободительной борьбы за лучшую жизнь.

  • Русское искусство на рубеже 19-го - 20-го веков складывалось в условиях революционного настроения.

  • "Союз русских художников"

  • Особенности мировоззрения

  • Это имело и положительные и отрицательные последствия

  • Россия в период Империи Периодизация империи 1


    Скачать 41.59 Kb.
    НазваниеРоссия в период Империи Периодизация империи 1
    Дата26.12.2021
    Размер41.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаRossia_v_period_Imperii.docx
    ТипДокументы
    #318449

    Россия в период Империи

    Периодизация империи

    1. XVIII – конец XIX в. Становление, расцвет и кризис Российской империи.

    Эпоха Петра I (1689–1725 гг).

    Эпоха дворцовых переворотов (1725–1762 гг.).

    Эпоха Екатерины II (1762–1796 гг.).

    Царствование Александра I (1801–1825 гг.).

    Царствование Николая I (1825–1855 гг.).

    Царствование Александра II (1855–1881 гг.).

    Царствование Александра III (1881–1894 гг.).

    2.Конец XIX в. – конец Российской империи.

    Царствование Николая II (1894–1917 гг.)

    Империя (с 1721 г. по 1917 г.)

    Петр I стал известен как реформатор. Его реформы касались всех сфер жизни и проходили по его личной инициативе. Петр сам придумывал новые правила и сам же контролировал их соблюдение и отношение людей к ним. Назовем некоторые из его преобразований.

    Общая характеристика петровской эпохи, следующая: Россия провозглашена империей, вырос ее международный престиж, сухопутная страна стала морской державой, сложилась система абсолютной монархии, гибель большого числа людей в сражениях, на строительстве новых городов, каналов и флота.

    После смерти Петра в 1725 году на трон взошла его вторая жена Екатерина I. В последующих десятилетиях продолжалась борьба за трон, а потому эта эпоха была названа «эпохой дворцовых переворотов».

    Правление Екатерины II называют «золотым веком дворянства». Она освободила их от уплаты налогов и рекрутской повинности. Положение же крепостных ухудшилось, по сути, они превратились в рабов. Естественной реакцией стало возрастание недовольства крестьян. Оно вылилось в крестьянское восстание под руководством Емельяна Пугачева.

    Екатерина II создала условия, при которых начали развиваться торговля, промышленность и образование. Возросло количество мануфактур, появился кредитный банк и введены бумажные деньги, основаны новые города, построен Эрмитаж, первый книжный магазин, открыты первые учебные школы для девушек.

    Границы расширились, в Россию вошли Литва, часть Латвии и Беларуси. Россия активно участвовала в трех разделах Речи Посполитой.

    После смерти Екатерины в 1796 году императором стал ее сын Павел. Он ввел новую систему престолонаследия только по мужской линии, с тех пор в России не было женщин-монархов. Был убит в результате заговора в 1801 году.

    В 1801 году власть перешла Александру I. В 1812 году в Россию вторглись войска Наполеона, война закончилась поражением французов.

    Отечественная война вызвала подъем духа в русском обществе, начали формироваться тайные организации. В 1816 году созданы Союз спасения и Южное общество, которые требовали установления монархии-республики, отмены крепостного права и самодержавия, свободы печати и проведения свободных выборов. В 1825 году Александр скончался, а 14 декабря этого же года Союз спасения и Южное общество подняли в Санкт-Петербурге вооруженное восстание. Оно было жестоко подавлено. В 1825 году к власти пришел Николай I, который сосредоточился на удержании власти и контролем над политической, экономической и культурной жизнью страны. Любые проявления свободомыслия подавлялись, работала тайная полиция и жесткая цензура.

    В 1855 году правление перешло к Александру II, эпоха правления которого была названа «Эпохой Великих реформ», а он сам — «царем-освободителем».

    В 1861 году был издан «Манифест об освобождении», который окончательно отменил крепостное право. Крестьянам была выделена земля, которую нужно было выкупить у дворян.

    Александр III скорректировал прогрессивные реформы своего предшественника, тем самым вернув Россию назад. Но это не помешало бурному экономическому развитию. В это же время в России приобретают популярность марксисты.

    Николай II стал последним русским императором из династии Романовых. Время его правления было неоднозначным: с одной стороны высокий экономический рост, с другой — неудачные войны, революции, деятельность террористических групп.

    В 1904-1905 годах Россия начала войну с Японией, в которой потерпела поражение. Это ослабило позиции страны в мире и авторитет власти внутри.

    Кровавое воскресенье — расстрел царскими войсками демонстрации рабочих в Петербурге — положило начало революции. Последовали забастовки и баррикадные бои. Царю пришлось издать манифест, который разрешал деятельность политических партий (главные из них: социал-революционеры — эсеры, социал-демократы — меньшевики и большевики (во главе с В.И. Лениным).

    В конце февраля 1917 г. в Петрограде бастовала почти половина рабочих. 27 февраля стачка переросла в вооруженное восстание. Николая II принудили отречься от престола. Со своей семьей он находился сначала под арестом в Царском Селе, но в 1918 всех перевезли в Екатеринбург и там расстреляли. После расстрела царской семьи власть перешла к Временному правительству.

    Истоки и влияние

    Исторические (социальные) истоки

    В результате победного завершения Северной войны Россия получила выход в Балтийское море, а российскому царю Петру 1 присвоили титул «Императора Всероссийского». Официально с 22 октября (по старому стилю 2 ноября) 1721 года Сенат объявил об образовании Российской Империи.

    Российская империя сформировалась в результате долгого собирания земель и распространения государства вширь по огромным пространствам Евразии. В ходе этого процесса Россия заключила в единые политико-административные рамки множество различных этнических компонентов, которые она лишила государственной самостоятельности, сохранив за ними значительную культурную автономию и обеспечив стабильность жизни. Однако, как и везде, российское государство было орудием господства меньшинства над большинством и притеснения были для него естественным механизмом регуляции. Власть была бременем для всех подданных, в том числе жителей российского центра — этнических русских, лишь формально выступавших в роли жителей метрополии.

    Любая империя объединяет под началом сильной централизованной власти этнические и административно-территориальные образования. В основе управления лежат отношения метрополия—колония, центр—провинция, центр— национальные окраины. Для империй характерна национальная, историческая, религиозная разнородность составных частей. Такая форма государственности свойственна наиболее могущественным державам, тяготеющим к личной власти главы государства с высокой политической и социальной ролью армии и вообще военного элемента.

    Причины провозглашения России империей

    По мнению исторических экспертов война между Россией и Швецией, которая продлилась более 20 лет, была борьбой за появление новой империи. Западная сторона, еще задолго до военных событий, называла действующего монарха «императором российским». Модернизация государства, формирование абсолютной монархии, развитие науки, искусства положили начало перезагрузки традиционной жизни общества и привели к необходимости изменения царского звания на внешнеполитической арене.

    Ништадтский мир стал лишь поводом для принятия и провозглашения давно назревающего события.

    Основными причинами изменения титула русского государя являлись:

    • сближение России с Европой в начале 18 века;

    • неопределенность звания русских царей. По дипломатическим документам того периода князей и царей Московии называли князьями, королями, цесарями, императорами в зависимости от ситуаций;

    • активная внутренняя политика Петра, реформы: создание Сената и Синода, развитие промышленности, преобразование армии, укрепление флота;

    • Полтавская битва стала решающим толчком на пути к провозглашению империи. Эти события возвысили русское государство в глазах западных политиков и дипломатов, оставалось только признание данного факта;

    • политический статус страны того периода, её место на международной арене, уровень развития зависели от титула монарха.

    Влияние запада на становление империи

    Признание Англией монаршего титула Петра 1 произошло еще до официального утверждения, после событий под Полтавой получило еще большую значимость. После провозглашения России империей, российские дипломаты вели активную деятельность по признанию императора. В Пруссию, Данию, Речь Посполитую, Францию, Нидерланды и еще ряд европейских государств были разосланы письма от монарха с требованием применения титула «император» в отношении российского государя.

    Король Пруссии Фридрих Вильгельм 1 один из первых заявил о своем согласии использовать императорский титул по отношению к Петру, и даже выслал ему письмо с поздравлениями. К поздравлениям присоединился глава Венецианской республики.

    В следующем 1722 году признание было получено Нидерландами, немецкими княжествами, Швецией, Женевской республикой. Через год к ним присоединились Дания и Норвегия.

    Османская империя не признавала титул императора до 1739 г. Австрийский император впервые указал его в договоре с Елизаветой Петровной в 1742 году. Франция пошла на уступки только к 1744 году. Последней оказалась Речь Посполитая, признание было получено в 1764 г. Благодаря успешной внешней политике Петра 1 России удалось стать великой империей европейского уровня, с которой считались мировые лидеры. Приемники Петра продолжали реформировать мощное государство, расширять его границы.

    Природные условия РИ

    В пределы Российской империи входили земли с поразительным разнообразием ландшафта и климата. Только в умеренном поясе насчитывалось 12 климатических областей. Природно-климатические и физико-географические условия, наличие речных бассейнов и водных путей, горных, лесных массивов и степных пространств оказывали влияние на расселение населения, определяли организацию хозяйства и образ жизни.

    В европейской части страны и в южной Сибири, где проживало более 90% населения, условия для ведения сельского хозяйства были значительно хуже, чем в странах Западной Европы. Теплый период, в течение которого проводились сельскохозяйственные работы, был короче (4,5-5,5 месяцев против 8-9 месяцев), зимой нередкими были сильные морозы, что плохо отражалось на озимых посевах. Осадков было в полтора-два раза меньше. В России часто случались засухи и весенние заморозки, чего почти не было на Западе. Среднегодовое количество осадков в России составляло около 450 мм, во Франции и Германии — 800, Великобритании — 900, в США — 1000 мм. В результате естественный выход биомассы с одного участка в России был в два раза меньше. Лучше были естественные условия во вновь осваиваемых районах степной зоны, Новороссии, в Предкавказье и даже в Сибири, где распахивались целинные лесостепные участки или проводилась вырубка леса.

    Влияние РИ на других

    До Петра I влияние России на общеевропейские дела проявлялось лишь изредка.

    При Петре I, по словам Пушкина, «Россия вошла в Европу как спущенный корабль, под стук топора и грохот пушек». Появление русского флота на Балтийском море (а с конца XVIII века — и на Черном море) и возросшая мощь России делают ее одним из основных участников европейской политической истории

    С 1770 года начинаются операции русского флота в Средиземном море (это был «удар с тыла» по Турции, с которой Россия вела войну за северное побережье Черного моря). Пожалуй, наибольшего размаха «русское присутствие» в Средиземноморье достигло в самом конце XVIII века: в 1798 году начинается поход эскадры адмирала Ушакова, которая отбивает у французов Ионические острова и на самом большом из них — Корфу (по-гречески — Керкира) создает военную базу русского флота, действующую до 1807 года; а десантные отряды русской эскадры в 1799 году занимают Неаполь и Рим. В то же время под руководством Александра Васильевича Суворова русская армия (вместе с австрийцами) разбивает французские войска в Северной Италии, а затем совершает героический Швейцарский поход через Альпы.

    Максимальное влияние на европейскую политику в XIX веке Россия оказывала после победоносного окончания войн с Наполеоном и взятия Парижа в 1814 году.

    «Священный союз» (императоров России, Германии и Австро-Венгрии) контролировал ситуацию почти во всей континентальной Европе. В 1849 году российская армия подавила революцию в Венгрии и продлила еще на 80 лет существование Австро-венгерской империи. (Очень скоро стало ясно, что это было вовсе не в интересах России, поскольку, уже начиная с Крымской войны 1853—1855 годов Австро-Венгрия заняла антироссийскую позицию). После неудачной для России Крымской войны российская активность временно перемещается на юго-восток, где в 1870— 1880-х годах было завершено присоединение территории Средней Азии — до границ Персии, Афганистана и Китая.

    Активность России в Европе, особенно на Балканах, возрастает во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов, в результате которой было воссоздано Болгарское государство, а Сербия (бывшая до этого автономным княжеством в составе Оттоманской империи) получила полную независимость. - Источник: Историческая сфера влияния России.

    Крушение Российской империи в 1917 году вызвало и ее территориальный распад. Наиболее устойчивыми оказались отколовшиеся от России Финляндия и Польша; а провозгласившие независимость Украина, Грузия, Армения и Азербайджан были к 1921 году вновь объединены большевиками в единое государство (с 1922 года называвшееся СССР).

    Материальная культура РИ

    Рубеж XVII–XVIII вв. оказался переломным для истории русской материальной культуры. Петровские реформы, в том числе насильственное внедрение в жизнь подданных иностранных образцов одежды, мебели, практик повседневной жизни, привели к расколу русского общества, т. к. нововведения касались прежде всего представителей высших и отчасти средних страт общества, а низшие слои, хотя и затронутые рядом нововведений (увеличение налогов, рекрутские наборы, привлечение к строительству Петербурга), в своем быту оставались патриархальны и традиционны, что проявлялось в сохранении прежних образцов материальной культуры. Однако с течением времени эти последние все же подвергались постепенной трансформации под влиянием «барской» культуры. Встраивание культуры российского высшего света в струю европейского развития привело к тому, что огромное значение в быту приобретают европейские модные течения, заставляющие русскую материальную культуру, по сравнению с прежними, патриархальны ми временами, меняться почти с калейдоскопической быстротой. Сменялись художественные стили, модные фасоны одежды, прически. Старшее поколение, часто в силу возрастного консерватизма сохранявшее приверженность к модам своей молодости, начинало резко выделяться по внешнему виду на фоне молодежи, что было нереально в предшествующие эпохи, когда, например, парадная одежда передавалась из поколения в поколение и каждым из них рассматривалась как актуальная. Лишь к концу XVII в. этот принцип постепенно начал уступать новым веяниям, шедшим из Европы, но петровские преобразования сделали эти процессы повсеместными.

    В развитии европейской материальной культуры можно выделить несколько основных периодов, отразившихся на развитии материальной культуры России. Попробуем дать самую общую схему этих периодов. 1. Россия начала активно копировать западные образцы на рубеже XVII–XVIII вв., когда главным направлением развития европейской культуры было барокко, для которого характерны пышность и торжественность. Но это в Европе в целом. Однако Петр Первый образцы для подражания черпал первоначально в Голландии и Великобритании, имевших свои особенности. В этих протестантских государствах не приветствовалась чрезмерная роскошь, поэтому в оформлении зданий и их внутреннего убранства оставались актуальными характерные для Ренессанса особенности — относительная простота, лаконичность, рациональность. Во внутреннем убранстве позолоте (как во Франции) предпочитали естественный цвет дерева. Активная торговая деятельность англичан и голландцев на Дальнем Востоке внесла в европейскую культуру «струю китайщины» — стиль шинуазри, для которого характерно использование китайских мотивов для оформления внешнего и внутреннего облика зданий: украшение интерьеров китайским фарфором (или оформленной в китайских мотивах европейской керамикой), лаковой мебелью (оригиналами и подражаниями). Однако расцвет шинуазри приходится уже на период рококо, когда данная тенденция стала популярна во Франции — законодательнице мод того времени. Особенностью барокко является и использование идущих от эпохи Возрождения классицистских черт. Иногда сложившийся во Франции так называемый «Большой стиль» рассматривают как смесь барочных и ренессансных (классицистских в основе) элементов. В результате западного влияния в домах российской знати появились ранее практически не встречавшиеся предметы мебели, такие как кабинет (комната для ведения деловой переписки и хранения бумаг, где обычно размещался кабинет — предмет мебели, также получила название «кабинет»), комод (от французского «удобный») — модное веяние XVIII в., книжные шкафы, горки для демонстрации дорогой посуды и фарфоровых статуэток, шезлонги, столы-консоли, ломберные столы и т. д. Как и в Европе, теперь для обустройства жилища заказывали не единичные предметы мебели, а целые гарнитуры. Вообще барокко сделало жизнь более комфортной, стулья и кресла становились все более мягкими, чему способствовали и конструктивные нововведения. Развитие мировой торговли привнесло в мебельное производство новые материалы. Так, корпусную мебель все чаще стали покрывать фанерой из черного дерева (в то время изготовители мебели получили название мебельщиков-чернодеревщиков), мозаикой из разных других привозных видов древесины, слоновой кости, мрамора, черепахи и т. д. Уже к концу XVII в. самым известным в Европе мебельщиком стал придворный мастер Людовика XIV Андре Шарль Буль, создавший свой стиль отделки мебели, получивший название стиль «Буль». Характерная черта этого стиля — инкрустация по черному дереву полированными пластинками из черепахи, рога и меди, использование позолоченной бронзы. Этот стиль стал популярен и в России. Его «реплики» встречались и в XIX в. в оформлении, например, парадной мебели или часов. С начала XVIII в. в России уходит в прошлое характерное для предыдущего периода наружное украшение домов изразцами, в то время как для внутреннего убранства в моду входят гладкие живописные (в бело-синей гамме) изразцы на манер голландских. Но. помимо Петербурга, это нововведение не получило распространения. И в последующем для украшения печей использовались рельефные сюжетные многоцветные изразцы, в основном с подписями. Такая традиция стала постепенно уступать место более упрощенным изразцам, опять часто в бело-голубой гамме, только к концу XVIII в. Наряду с традиционной керамической посудой местного производства в богатых домах часто использовалась привозная — китайская и европейская. В Европе твердый фарфор, аналогичный китайскому, был изобретен в Саксонии в 1708 г. (мейсенский фарфор). Европейская посуда этого периода в основном украшена рельефами и росписями по белому фону. Российские фарфоровые и фаянсовые заводы появляются только в 1740-х гг., однако и после этого преобладал импорт. В Петровскую эпоху строятся стекольные и зеркальные мануфактуры, а в быт россиян приходят отечественные стеклянные кубки, штофы, зеркала в парадных залах. 1699–1705 гг. стали переломными во внешнем виде российской знати и городской верхушки. Петром Первым был принят ряд указов об обязательном ношении европейского платья, о бритье бород. В Москве выставлялись на всеобщее обозрение манекены, наряженные в образцы предписанных свыше одеяний — французских, немецких и венгерских. Специальные команды при въезде в города отслеживали выполнение этих указов. В докладе о материальной культуре этого периода необходимо назвать основные элементы новой одежды, как мужской (камзол, кафтан, кюлоты, парики и др.), так и женской (верхнее распашное платье со шлейфом, нижняя юбка, прическа «фонтанж» и др.), проиллюстрировав рассказ картинками. Костюмы были величественными и пышными, шились из дорогих тяжелых тканей темных цветов. И хотя сам Петр I в быту и одежде был довольно непритязателен, но многие его подданные, особенно представители младшего поколения, быстро приохотились к роскоши, так что монарху даже пришлось принять ряд ограничительных указов. 2. Для второй четверти XVIII в. характерно, наравне с продолжавшими существовать классицистическими и барочными традициями, появление стиля рококо, основным декоративным элементом которого является напоминающий завиток раковины «рокайль». Этот стиль был характерен для внутреннего оформления помещений (декорирование стен, мебели, осветительных приборов). Да и сама внутренняя структура помещений меняется. Если для предыдущего периода были характерны анфилады комнат, пышность и помпезность напоказ преобладали над личной жизнью людей и возможностью уединиться, то начало XVIII в. принесло моду на относительно небольшие помещения, пусть и пышно обставленные, но дающие возможность не быть постоянно на виду. Моду теперь стали задавать парижские салоны. В России в этот период все больше наблюдается следование именно французской, нарядной моде и отход от относительно скромной протестантской. Большой поклонницей Франции была Елизавета Петровна. Набор мебели во многом остался прежним, однако акцент стали делать не на пышность и помпезность, а на легкость и причудливость облика. Использование фанеры позволило придавать мебели самые разные формы. Для рококо характерно избегание прямых углов, подчеркивания конструктивных элементов, симметрии. Увеличивается разнообразие мебели для сидения, столов. Широкое распространение получил секретер — комбинация кабинета, комода и письменного стола. Однако в богатых домах практически не встречались шкафы — только шифоньеры для белья в подсобных помещениях и книжные шкафы. Этот период — пик моды на комоды, имевшие самые разнообразные формы. Для украшения мебели предпочитали интарсию (мозаику из разных сортов древесины), бронзовые золоченые накладные орнаменты в виде гирлянд цветов, лент и т. д. В моде гнутые ножки (в прошлое уходят проножки — планки, соединявшие ножки между собой и придававшие конструкции стула или кресла бо́льшую прочность), волнообразные поверхности, светлые тона древесины и обивки. А во дворцах появляются зеркальные залы.

    В женскую моду входят свободные платья, куполообразные юбки с обручами. Цветовая гамма становится более светлой. Прически уменьшаются, и на смену фонтанжу приходит слегка припудренная головка в маленьком кружевном чепчике. Особенно пышным женское платье становится в период императрицы-модницы Елизаветы Петровны: декольте, фижмы, роброны (от фр. «круглое платье»), пышные кружева, узкие корсеты, вышивки в стиле рококо. Активно использовали косметику, наклеивали мушки (для подчеркивания белизны кожи, привлечения взглядов, а также передачи сообщений («язык мушек»)).

    Самобытным явлением второй половины XVIII в. стала продукция гжельских керамических заводов и мастерских (майолика), рассчитанная на самые широкие, в том числе демократические, слои населения. Тарелки, кувшины, кумганы, кружки, чернильницы и т. д. украшались рельефами (часто фигурками людей) и имели многоцветную роспись, по манере напоминающую лубок.

    За этот период значительно возрастает количество стекольных мануфактур. Их продукция — зеркала, украшенные гравировками, росписью или подкрашенные добавлением в стеклянную массу при производстве определенных добавок кубки, штофы, стаканы и др. — становится достаточно обычной в быту не только высших слоев общества, но и горожан.

    Мужской костюм с античными веяниями связан не был: белые рубашки с высокими жесткими стоячими воротниками, жилет, длинные панталоны со штрипкой снизу, фрак и обязательный модный аксессуар — галстук в виде шарфа, который завязывался множеством способов.

    Главным новшеством в мебельном производстве стало изобретение немецким и австрийским мастером-краснодеревщиком М. Тонетом в середине XIX в. гнутой мебели, массовое промышленное производство которой наполнило дома, в том числе и россиян, относительно дешевыми, легкими и стандартными стульями. Название «венские» эти стулья получили из-за того, что главная фабрика по их производству находилась в Вене. Однако со временем и на территории Российской империи появились два предприятия этой фирмы. Кроме стульев, производились кресла-качалки, другая гнутая мебель.

    Использование для освещения помещений керосина, а потом и электрических ламп способствовало тому, что последние стали практически обязательным элементом при оформлении помещений в стиле модерн. Причудливые формы, использование цветного стекла — все это стало особенностью таких светильников. Особенно модными были лампы в «стиле Тиффани»

    С/Х

    Сельское хозяйство в Российской Империи на протяжении 19-20 веков представляла собой крупную мировую силу, но технологически Россия отставала от других развитых стран. Императорская Россия (официально основан в 1721 г. и упразднен в 1917 г.) была одним из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции, особенно пшеницы. В Свободном экономическом обществе с 1765 по 1919 год предпринимали постоянные усилия по совершенствованию методов ведения сельского хозяйства.

    На большей части славянской России крестьяне практиковали система открытого поля. Поля лежали за деревенскими домами и садами. Здесь крестьяне выращивали обширные зерновые культуры и, в ограниченной, но все возрастающей степени, пропашные и технические культуры. Посевы были защищены от скота временным ограждением. После сбора урожая крестьяне вскрыли землю, чтобы позволить животным пастись на стерни (что также послужило удобрением для почвы). (Помимо пахотных земель, были постоянные пастбища, пустоши [неиспользуемые земли], а в не степных районах - лесные массивы).

    Каждая семья владела своей пахотной землей в виде полос, разбросанных по полям. Полосы периодически перераспределялись мир (множественное число грязный), чтобы поддерживать равенство между домохозяйствами (см. Переразметка). Полосы должны были быть такой длины, по которой бригада коня и плуга могла проехать без "паузы для вздоха". Они тоже были узкими.

    Россия была одним из европейских лидеров по обеспечению сельскохозяйственными животными. Вот данные из «Сводной таблицы по статистике скотоводства».

    Количество лошадей на 100 жителей: Россия — 19,7, Британия — 3,7, Австро-Венгрия — 7,5, Германия — 4,9. Единственная европейская страна, соперничающая с Россией — Дания. Там на 100 человек приходилось 20,5 лошадей. В целом обеспеченность лошадьми была на уровне Америки, но уступала Аргентине, Канаде и Австралии.

    По крупному рогатому скоту Россия не была лидером — скорее, крепким середняком. В среднем на 100 жителей Российской Империи приходилось 29,3 голов крупного рогатого скота. В Австро-Венгрии — 30, в Британии — 26,1, в США — 62,2. То есть дореволюционная Россия была вполне достойно обеспечена крупным рогатым скотом — фактически каждый третий имел корову.

    По овцам Россия тоже крепкий середняк: показатели не лучшие, но далеко и не худшие. В среднем — 44,9 овец и баранов на 100 человек. В Австро-Венгрии это число составляло менее 30, в Британии — 60,7, в Германии — 7,5, в Италии — 32,3, во Франции — 30,5, в Америке — 40,8 овец на сто человек.

    Единственная отрасль, в которой Россия уступала некоторым ведущим державам — свиноводство, оно было не очень распространено. В среднем на 100 человек приходилось 9,5 свиней. В Британии — 8,1, в Германии — 25,5, во Франции — 11,2. Впрочем, и здесь средний уровень не уступает французскому или британскому.

    Социально-экономическая структура:

    Эпоху Нового времени в русской истории открывают реформы Петра I Великого (1689 – 1725). Во время его правления закладывается фундамент нового общества, ломается сложившийся образ жизни, поведения, меняется духовный мир нации, ее система ценностей, механизмы решения национальных задач, что является изменением цивилизационного уровня.

    Петр I преобразовал всю жизнь общества. Он реорганизовал по европейским образцам административный аппарат, армию, создал флот, внес коренные новшества в хозяйство, культуру.

    Боярская дума была заменена Сенатом, вместо приказов были учреждены коллегии.

    Регламентация государственной службы предполагала создание слоя людей, созданных новой иерархией отношений: не по родовитости или связям, а по способностям и реальному вкладу в государственное дело. В “Табеле о рангах” эта идея воплотилась в виде разделения видов службы на воинскую, статскую, придворную и в разделении чинов на 14 классов.

    В ходе петровских реформ полностью под власть государства попадает церковь. После упразднения патриаршества руководство церковью было возложено на Синод. Одним из важных социокультурных последствий подчинения церкви государству стало снижение значимости сословия священнослужителей.

    При преемниках Петра I российское общество окончательно принимает облик дворянской империи.

    К началу XX века произошли изменения в социальной структуре: были разрушены сословные перегородки. Наряду с традиционным сословным делением появилось деление на классы.

    Политическая система:

    В России в XVIII — начале XX века единицей административного деления и местного управления являлась губерния, которые позже были разделены на провинции. В связи с проведением Екатериной II в 1775 году Губернской реформы вся страна была разделена на наместничества. Во главе каждого наместничества стоял губернатор. В 1796 году Павел I ликвидировал наместничества, и все губернаторы стали подчиняться непосредственно императору и Сенату.

    Политический строй в XVIII-XIX делился на:

    ● Высшая иерархия государственного сектора: Император и приближенные: адмиралтейская коллегия, военная коллегия, коллегия иностранных дел, Верховный тайный совет, Верховный тайный кабинет, Императорский совет.

    ● Слой универсальной компетенции: Генерал-прокурор Сената, Правительствующий Сенат, генерал-губернаторы.

    ● Слой коллегиальных решений: коллегии.

    ● Низшие иерархические слои внутренней политики: Губернские отделения и столы, уездные столы.

    Реформы начала XIX в. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Император по-прежнему обладал верховной законодательной властью.

    В начале XX века в России сохранялись сословный строй и абсолютная монархия. Единственным коллегиальным законосовещательным органом был Государственный совет, высшим исполнительным органом – Кабинет министров, высшим судебным органом – Правительствующий Сенат, органом управления Православной церковью – Святейший Синод. Все назначались императором и отчитывались перед ним.

    Наука, образование:

    Петр I впервые создал государственную систему образования, которая началась с системы светских школ. Для подготовки офицеров армии и флота утверждаются также адмиралтейская и артиллерийская школы. На Урале открываются две горные и одна инженерная школы.

    В определенную систему складывается и школьное образование. Оно получает все более широкое распространение. Почти во всех более или менее крупных городах работают по две школы – светская и духовная. В первых школах обучаются дети приказных и солдат, во-вторых – дети духовенства.

    Увеличивалось печатание учебных пособий, таких как “Арифметика” Магницкого, “Азбука” и “Букварь” Поликарпова, “Грамматика” Смотрицкого.

    При Петре I начинает развиваться фундаментальная наука. Впервые на карты были нанесены Балтийское и Азовское моря, бассейн реки Дон, открыто Аральское море.

    В 1725 году открыта Санкт-Петербургская академия наук. Силами Академии были организованы и с успехом проведены грандиозные научные экспедиции на Камчатку во главе с В.Берингом, в Сибирь, на берега Ледовитого океана, на Урал и в Приуралье, на Алтай, Кавказ. Был открыт пролив между Аляской и Чукоткой. При Академии был открыт университет, первый выпуск которого подарил России 20 отечественных академиков. Среди них: энциклопедист М.Ломоносов, географ и путешественник С.Крашенинников, физик Г.Рихман, поэт и дипломат А.Кантемир.

    В 1755г открыт Московский Государственный Университет, при нем была предусмотрена гимназия для подготовки будущих студентов. При МГУ открылась первая гражданская типография, где печатались учебники, словари, переводы произведений европейских просветителей и тд.

    Во второй половине XVIII в. продолжалось активное изыскание и хозяйственное освоение новых земель: составлено описание Алеутских островов, организовано освоение Аляски, исследованы природные ресурсы Поволжья, Урала, Севера европейской России.

    В XIX веке вперед шагнула историческая наука. Ее выдающимися представителями были Н.Карамзин “История государства Российского”, Соловьев “История России с древнейших времен” и другие.

    Большое развитие было получили геометрия, органическая химия, военно-полевая хирургия. Лазаревым была открыта Антарктида.

    В конце XIX-начале XX вв либеральные реформы оказали большое влияние на систему образования. Наряду с действовавшими одногодичными церковноприходскими школами открывались земские трехгодичные школы. Среднее образование включало гуманитарные классические гимназии, реальные и коммерческие училища. Университетский устав 1863 г. предоставил университетам страны широкие права автономии, что сказалось на увеличении численности студентов, демократизации контингента учащихся.

    Усилиями историков был сделан н новый шаг в изучении истории Древней Руси, происхождении крепостного права. Всемирное значение имело открытие Менделеевым Периодического закона химических элементов. Развивались органическая химия, физика, математика, самолетостроение. Продолжались географические открытия и исследования.

    Искусство

    На протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров. XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена происходил процесс “обмирщания” русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры, для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, через которые предстояло пройти свой путь и ему. Однако поначалу процесс перестройки художественного сознания русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их работы еще сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи. Динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века своеобразно нарастает. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря “примеряло” себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка, рост промышленности и торговли приводит к тому, что в феодальной по укладу еще стране растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом. Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург – ровесница века, задуманная как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. В небывалых ранее масштабах использовался опыт иностранных специалистов, были мобилизованы материальные и людские ресурсы всей страны. В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось широкое мазанковое строительство. В ходе строительства мастера осваивали деревянные конструкции так называемого “прусского образца”, т.е. облегченный характер стен, плоские перекрытия в хозяйственных, общественных и жилых строениях. Во второй половине XVII столетия вместе с другими видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. В определенной мере они подготавливают те коренные реформы, которые происходят в ней в начале XVIII века. Вступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь, это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портрета.

    Искусство начала 19-го века связано с эпохой общественного подъема, вызванного Отечественной войной 1812 года и антикрепостническим движением, приведшим в 1825 году к восстанию декабристов.

    В области художественной культуры данного периода наблюдалась сравнительно быстрая смена направлений: классицизм уступает место романтизму, а романтизм на пути своего развития встречается с усиливавшимся реализмом в искусстве. Правда, это проявилось, в основном, в живописи. Если художники 18-го века стремились к реализму в передаче индивидуальной неповторимости личности, то в 19-м веке они стали изображать и то, что было ценным, что их волновало в общественной жизни.

    Во второй четверти 19-го века в Европе в большинстве стран уже утвердился капитилизм, а в России все еще продолжался распад феодально-крепостнической системы. Однако, и в Европе и в России этот период характерен подъемом бурной общественной жизни - в Европе это прежде всего Великая французская революция и ее последствия, а в России нарастающая борьба против крепостничества, особенно после неудачи восстания декабристов.

    В этот период классицизм, который главенствовал в стенах Академии художеств, исчерпал свое прогрессивное значение. В 1829 году Академия была подчинена ведомству императорского двора, поэтому она стала проводником казенно-официальных взглядов. Стремясь упрочить свои позиции в искусстве, профессура Академии пыталась освоить отдельные приемы, характерные для романтизма. Таким образом, сложился метод академического романтизма, который был призван создавать идеальную, возвышенную красоту, далекую от реальной повседневной жизни.

    В противовес акдемическому искусству в первой половине 19-го века начинает складываться в России другое искусство, которое стали называть критический реализм. Художники начали открыто, не прибегая к условной форме евангельсих сюжетов, обнажать пороки современного им общества, основоположником русского критического реализма в живописи по праву считается Павел Федотов.

    Вторая половина 19-го века в России отмечена новым подъемом освободительной борьбы за лучшую жизнь. Руководящее место в общественном движении заняла интеллигенция. Отменено крепостное право, но жизнь не стала от этого легче.

    Во 2-й половине 20-го века в русской живописи выделились несколько особенно ярких, мощных, талантливых живописцев, мастеров исторической живописи — это И. Репин, В. Суриков, В. Васнецов.

    Русское искусство на рубеже 19-го - 20-го веков складывалось в условиях революционного настроения. В среду творческой интеллигенции проникали упаднические взгляды, пессимизм. В обществе изменились эстетические ценности. В поисках своего пути в искусстве многие художники стали объединяться в различные художественные организации - объединения.

    В 1903 году многие художники-реалисты объединились в "Союз русских художников", где продолжили традиции передвижников, писали правдивые, реалистические произведения. Замечательными художниками этого периода были Серов, Врубель, Нестеров, Рябушкин и пр.

    Особенности мировоззрения

    Народы России имели разную бытовую, религиозную, политическую культуру, что ослабляло единство общества. Преодоление духовной разобщенности осуществлялось путем вовлечения в сферу русской культуры национальной культурной элиты. Это имело и положительные и отрицательные последствия: происходила русификация элиты, утрата ею национальных корней.

    Основные проявления Культура России в 18 веке выделяется утверждением духа свободолюбия и распространением материалистического мировоззрения. Это наиболее ярко отразилось в литературе, науке, философии. Словом, в представительской деятельности крупнейших писателей, философов и ученых того времени. Речь идет о Радищеве, Ломоносове, Шиллере, Гете, Лессинге, Руссо, Вольтере, Гольбахе, Дидро и так далее.

    Главной идеей Просвещения в России и в Европе было то, что простым людям нужно получение образования. Без этого дальнейшее развитие страны невозможно. На втором месте среди идей Просвещения шли уже свободомыслие, критика феодализма и светский характер культуры.

    Главной чертой Просвещения стало «вольтерьянство», т. е. опора на труды французского философа Вольтера. В трудах философ критиковал старину и говорит о необходимости немедленных реформ. Но в России приобрели популярность другие «вольтерьянские» идеи:

    • равенство всех перед законом;

    • свобода человека;

    • право собственности.

    Великая французская революция изменила ситуация и идеология получила плохую репутацию

    На философское мировоззрение русских мыслителей первой трети XIX столетия существенно повлияли крупные исторические события: европейская война с Наполеоном, в которой принимала участие и Россия, последовавшая затем Отечественная война 1812 г. и, наконец, восстание декабристов 1825 г. Этот новый опыт, полученный русским дворянством и крестьянством, без сомнения, изменил многие из их прежних ценностных установок, касающихся мира, человека и общественного устройства.

    Две главные для России необходимости: первая состоит в совершенном преобразовании государственного порядка и устройства, а вторая — в издании полного нового уложения или свода законов, сохраняя при том все полезное и уничтожая все вредное»

    19 столетие по праву называют «золотым веком» русской философии. Это был классический период в истории русской философской мысли, эпоха универсализма (многообразие) в ней (западники и славянофилы, радикалы и либералы, народники и социалисты, крестьянские и буржуазные философы, демократы, идеалисты и материалисты, религиозные ортодоксы и реформаторы).


    написать администратору сайта