РК2 Человек и его права. РК2Право. Рубежный контроль 2 по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности
Скачать 73.42 Kb.
|
жизнь, на свободу и стремление к счастью. «Для обеспечения этих прав, — гласила Декла- рация, — люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых… Если какой-либо государ- ственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа». Право народа на контроль над учреждениями правительства этим не ограничивается. Восстания, считал Джефферсон, как и лекарства, необходимы для того, чтобы правительства были здоровыми и разумными. Демократическое крыло американской революции не без оснований полагало, что широкие права и свободы индивидов несовместимы с сильным государством. Большинство вопросов организации человеческой жизни должно находиться в ведении самих граждан, оставаться их личным делом. Существуют права, которые беcполезно и бессмысленно передоверять государству, ибо все правительства до сих пор стремились их нарушать. Значительная часть полномочий, делегируемых гражданами государству, должна оставаться в ведении округов, графств и штатов и лишь то, что касается других стран и народов, должно находиться в ведении федеральных властей. Первоначально разрабатывались конституции штатов, в которые сразу же включались билли о правах человека, учреждались институты власти. Конституция Виргинии, принятая в 1776 г., включала в себе Декларацию прав человека. Билли о правах были приняты во многих штатах. В ходе обсуждения Конституции конвенты штатов предложили 200 поправок к ней. После редакции и объединения схожих формулировок их осталось около 100. Американская революция носила преимущественно антиколониальный характер и была осуществлена осевшими на новых землях колонизаторами против своей прежней родины-метрополии. Что вы знаете о «Декларации прав человека и гражданина» Французской революции? Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным Собранием Франции после непродолжительного обсуждения 26 августа 1789 г., внешне похожа на американскую Декларацию независимости, однако она менее решительна и менее последовательна. «Забвение прав чело- века или пренебрежение ими является единственной причиной обще- ственных бедствий и испорченности правительств», — говорится в ее преамбуле. Декларация содержит скорее обещания, которые могут быть выполнены в будущем, нежели реальные права. Сохранение естественных и неотъемлемых прав человека на свободу, собственность, безопасность и право сопротивляться притеснению, объявлялось целью всех политических объединений. Декларация провозглашала народ верховным сувереном, равенство всех французов перед законом, являющимся выражением воли общества. Все граждане имеют право участвовать «лично или через своих представителей» в формировании правительства, а общество — требовать от любого института власти или должностного лица отчета о своей деятельности. За человеком провозглашалось право на неограниченную свободу высказывать свои мысли, мнения, говорить, писать и издавать свободно, неся ответственность за злоупотребление этой свободой в случаях, определенных законом. Признавалось право на частную собственность. Сама собственность объявлялась нерушимой и священной, никто не мог быть лишен ее иначе. По мере радикализации Французской революции углубляется и ее социальная философия. Конституция 1791 г. провозглашала безвозвратную отмену учреждений, «оскорблявших свободу и равенство в правах», сословных званий, титулов, орденов. «Закон не признает больше ни религиозных обетов, ни других обязательств, противных естественным правам и Конституции». Она провозгласила некоторые права народа и нации. «Пусть этот великий памятник, воздвигнутый Свободе, послужить как уроком для угнетателя, так и примером для угнетенного», — писал активный участник Американской и Французской революций маркиз Лафайет. Какие аспекты прав человека развиты Гегелем, Кантом и Марксом? «Метафизика нравственности» И. Канта (1724—1804), его концепция правового закона и высказанные им идеи разделения и ограничения власти стали важными звеньями теории прав и свобод человека. Канту принадлежит определение государства как объединения людей, под- чиненных правовым законам. Государство, по Канту, — это правовая организация, основанная на таких априорных принципах, как свобода, равенство и самостоятельность граждан. Кант указывает, таким образом, на объективные основы прав человека. Он считал, что разум является основой морали. Любые действия человека должны быть предприняты, исходя из диктуемого разумом чувства обязанности, и никаких действий не следует осуществлять, повинуясь только закону или обычаям. Свободу человека Кант понимал не как безграничную свободу анархии, но как свободу самоуправления, свободу осознанно повиноваться законам универсума как они познаются разумом. Гегель (1770—1831) полагал, что в результате длительного господства суеверий и деспотизма общество потеряло духовную и политическую свободу. Вернуть их можно, лишь переустроив общество коренным образом. Молодой Гегель связывал подобную возможность с революцией. Восстановление свободы и раскрепощение человека первоначально он связывал с устранением государства как такового. Права человека на жизнь и на здоровье обращены не к отдельным людям, а к человечеству вообще. Обязанность содержать нуждающегося человека человечество возлагает не на отдельное лицо, а на государство или же наиболее близких ему людей1. Никакой договор, в том числе и конституция, не распространяется и не может распространяться на жизнь и честь человека. Не могут они распространяться также и на его мысль. Единственное, о чем можно говорить и требовать — чтобы конституция содержала в себе гарантии в том, что ничто не будет угрожать чести и достоинству человека, подавлять их, что общественная жизнь будет организована так, чтобы создавались оптимальные условия для жизни человека. Гегель рассматривал человека одновременно и как индивидуальность и как всеобщность. Каждый человек может выступать в жизни одновременно в нескольких ипостасях — как бюргер, мещанин, обыватель и, в то же время, как гражданин. Бюргер или обыватель действует несколько иначе, нежели гражданин. И права бюргера отличаются от прав гражданина. На протяжении большей части классовой исто- рии всеобщность была определяющей. Даже в Греции и Риме не существовало индивидуальности, а если даже она как-то проявлялась, этому не придавали особого значения. Индивидуальностью обладал только правитель. Даже аристократия была лишена индивидуальности, она — окружение правителя, фон и элементы его индивидуальности. Иисус Христос — это индивидуальность, одна из первых личностей на Земле, однако феномен Иисуса был бы невозможен в Греции и Риме с их всеобщностью. Свободам человека Гегель придавал большее значение, нежели его правам. Главное — это свобода воли, свобода вообще, «а все другие свободы лишь ее виды... Существуют также гражданские свободы, свобода печати, политическая, религиозная свободы. Эти виды свободы представляют собой всеобщее понятие свободы. С точки зрения права, полагал Гегель, следует исполнять только всеобщую волю. Само право заключается в том, чтобы каждый человек считался с каждым другим как со свободным существом, ибо по своей сущности каждый является свободным человеком. В ранних работах Маркса поставлен вопрос о соотношении политической эмансипации и человеческой эмансипации, сделан основной упор на освобождении человека путем ликвидации возвышающегося над ним и подавляющего его государства. В дальнейшем Маркс и Энгельс приходят к выводу о необходимости полного преобразования самого общества, поскольку они видели в нем систему, которая подвергает людей калечащему их отчуждению. Общечеловеческая эмансипация требует радикальной революции, а в отдельных странах — частичной, политической революции. Последняя основана на том, что часть гражданского общества эмансипирует себя и достигает всеобщего господства и, исходя из своего особого положения, эмансипирует все общество. По мнению Маркса, это можно сделать лишь в том случае, если все общество или большинство его находится в положении этого класса. Последний должен возбудить энтузиазм в себе и в массах, брататься и сливаться со всем. Освободительницей общества от феодальной зависимости стала молодая буржуазия. К. Маркс одним из первых дифференцировал права человека, выявил их природу, а также общее и особенное между правами человека и правами гражданина. Освобождение человека должно стать освобождением творческих и чувственных сил «реального индивида», а ликвидация частной собственности — вести к полному раскрепощению всех человеческих чувств и достоинств. Какую роль сыграли социальные революции XIX-XX вв. в развитии теории и практики прав и свобод человека? Великая Октябрьская революция, устранив элитарный характер субъектов прав и свобод, придала философии прав и свобод человека новое содержание. Общая философия прав человека содержится в Декларации прав граждан и народов России и конкретизирована во многих документах. «Буржуазия понимала под свободой печати сво- боду издания газет богатыми, захват прессы капиталистами, на деле приводившей повсюду... к продажности прессы, — говорилось на заседании ВЦИК 4(17) ноября 1917 года при обсуждении вопроса о свободе печати. — Рабочее и крестьянское правительство под свободой печати понимает освобождение прессы из-под гнета капитала, переход в собственность государства бумажных фабрик и типографий, предоставление каждой группе граждан, достигшей известной численности ., равного права на пользование соответственной долей запасов бумаги и соответственным количеством типографского труда». ВЦИК учредил комиссию для расследования связей периодических изданий с капиталом, установления источника их средств и доходов, состава их жертвователей, покрытия их дефицитов. На деле было реализовано и право, о котором в свое время писал Джефферсон — право избирателей на отзыв своих избранников, — но которое никогда до сих пор не реализовывалось. «Какой бы то ни было выборный институт может считаться истинно демократическим и действительно представляющим волю народа только при условии признания и применения права отзыва избирателями своих выборных». В целях исключения случайностей и игнорирования воли избирателей, особенно при распределении мест по пропорциональной системе, когда легко собрать определенное количество подписей под требованием с отзывом депутата, было предусмотрено, что перевыборы назначаются советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, если отзыва требует более половины всех избирателей округа. К середине ХХ века человечество уже выработало достаточно четкую концепцию прав и свобод человека. А вторая половина ХХ века по праву может быть названа периодом самых плодотворных дискуссий о природе прав и свобод человека, систематизации этих прав и свобод, их международной кодификации и создания механизма их защиты. |