Главная страница

РК2 Человек и его права. РК2Право. Рубежный контроль 2 по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности


Скачать 73.42 Kb.
НазваниеРубежный контроль 2 по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности
АнкорРК2 Человек и его права
Дата18.01.2023
Размер73.42 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРК2Право.docx
ТипДокументы
#892406
страница2 из 3
1   2   3
существом, превращение его в раба противоречит воли Бога и сами люди должны оберегать свою свободу. Человек обладает свободой воли, является автором своих решений и, поэтому, ответственен за свои действия. Все остальное в природе, даже «ангелы», сотворено Богом для поклонения и служения человеку. Призвание человека состоит в служении и повиновении воле Бога, в соблюдении его заветов, в том, чтобы жить по его законам. Правительство в исламском понимании призвано служить людям, а не быть их хозяином. Ислам предписывает своим приверженцам строжайше придерживаться в жизни определенных морально-этических норм: уважению жизни человека, верности и порядочности, доброте и преданной благодарности родителям, помощи соплеменникам и единоверцам в их нужде, верности долгу, великодушию к зависимым от них. Исламское общество складывалось одновременно и как социальное, и как религиозное, и как политическое. Между ними нет тех граней, которые характерны для других обществ Востока (Китай, Индия, Персия) и Запада.

  1. Как религия влияет на понимание статуса человека?

«Великакая хартия вольностей», вырванная английскими баронами у короля Иоанна 15 июня 1215 г. Старая Англия в противоположность современной являлась страной ничем не ограниченного произвола монархов и абсолютного бесправия ее народа. Феодальные войны, крестовые походы и связанные с ними огромные расходы сопровождались истреблением целых аристократических родов, конфискацией их собственности в пользу короны. Этот произвол не имел границ и вызывал объяснимое недовольство со стороны английской аристократии. В целях самозащиты она сплотила свои ряды и потребовала от короля ограничить его произвол и признать некоторые права и свободы знати. В кровопролитной вооруженной борьбе бароны одержали победу над королевскими силами и вынудили короля подписать согласительный акт, получивший название «Великой хартии вольностей». Документ условно делится на три части. В одной речь идет о привилегиях церкви и клира, в другой — о привилегиях знати и очень глухо — о правах свободных людей. «Ни один свободный человек не должен быть схвачен, заключен в тюрьму, лишен его прав или владения, объявлен вне закона или выслан, лишен его состояния иначе…, как законным судом равных ему или по закону страны», — было записано в его статье 39. Король обязывался назначать в качестве судей способных и честных людей, им запрещалось осуждать любого человека без выслушивания свидетелей. Законность не должна продаваться, отклонена или в ней отказано кому-то ни было.

  1. Когда начинают формироваться современные взгляды на права и свободы человека?

Идеи прав и свобод человека зарождаются и развиваются в городах. Это вполне объяснимо. В селе жизнь протекал медленнее, в большей гармонии с природой и с сохранением относительной автономии жителей. Здесь человек находился под покровительством рода и общины, которые регулировали свои отношения с феодальными властителями. Горожане же — это люди, оторвавшиеся от своих семей, родов и общин, своего рода песчинки или брызги в людском море, предоставленные сами себе, а потому более индивидуалистичные и нуждающиеся в самозащите. Многие горожане были свободными людьми, занятыми определенными ремеслами и занятиями. В их среде превыше всего ценились личные способности человека, его знания и мастерство. Отношения между мастером и подмастерьями, между хозяином и его работниками, между самими производителями, между производителями и покупателями (заказчиками) регулировались определенными социальными и правовыми нормами.

Горожане считали, что государство, правитель нужны главным образом для управления делами города или государства к всеобщему благу.

  1. Расскажите о взглядах Гроция, Локка и Пуфендорфа на права человека и народов.

Право, по мнению Гроция, это синоним справедливости. Свобода морей, считал он, должна стать ключевым аспектом связи между странами и государствами. Ни одно государство не может присваивать себе право контроля над морями и океанами ввиду их необъятности и отсутствия фиксированных границ. Гроций же одним из первых в новое время писал о методах урегулирования споров. Первый метод — это конференция конкурентов или соперников и переговоры между ними. Второй метод он называл компромиссом, в котором каждая сторона отказывается от некоторых своих требований или делает уступки конкуренту. И, наконец, это решение спора путем войны. Но, считал Гроций, иногда лучше отказаться от прав, чем пробовать добиваться их силой. Им была сформулирована концепция международного сообщества, которое объединено вместе общими, совместно выработанными правилами, приложимыми ко всем принявшим их государствам и правителям. Вина (зло) должна быть наказана, армия является орудием наказания. Гроций рассматривал войну как способ защиты прав индивида и народа и наказания зла, называл ее «необходимым злом» для утверждения мира, которое требует своего регулирования. Только война в защиту прав народа или государства может считаться правой. На основе опыта истории он выделял три основания справедливой войны: защита, возмещение ущерба и наказание виновных.

В 1672 г. был издан фундаментальный труд Самюэля Пуфендорфа

«О законах природы и народов» (в восьми книгах), в которой он скру- пулезно устанавливал отношения человека, общества и государства в разные времена и в разных условиях. Пуфендорф одним из первых заявлял, что первым соглашением людей они учредили общество, вторым соглашением республику, которую он, как и Цицерон, понимал, как общее дело (commonweal) и общее богат- ство (commonwealth) народа, и только третьим соглашением формировал публичную власть и передал ей определенные полномочия, необходимые для обеспечения мира и безопасности общества. То есть интересы обществ и граждан являются основой и целями, во имя которых существуют государства и которым правители должны подчинять свою деятельность. Пуфендорф отвергал идею божественного и абсолютного права монарха и отстаивал идеи свободы человека в утверждении общественного порядка. Этот правовед олицетворял собой тех, кто пропагандировал «счастье гражданского общества при демократической форме правления». Он писал о том, что каждый человек как социальное существо обладает достоинством и имеет естественное право на равенство и свободу, в том числе и на свободу совести. Пуфендорф отвергал тезис Аристотеля о природном характере рабства. Он считал, что собственность создается путем физического захвата людьми какой-либо ценности и закрепления ее за собой с санкции государства. Одним из первых Пуфендорф систематизировал также права и свободы человека

Все люди по природе равны, считал Локк. Труд является источником и обоснованием собственности. Государство, учреждаемое договором или согласием граждан, устанавливает пределы собственности. Стало быть, государство не всегда существовало. Индивид относительно самостоятелен и независим. Люди рождаются свободными и равными в правах. Естественная свобода человека состоит в том, чтобы быть свободным от любой верховной власти на земле, поступать по своей собственной воле, но в согласии с законами и нормами природы, а не по воле или желанию законодательного органа. Свобода человека в политическом обществе состоит в том, чтобы быть свободным от любой законодательной власти кроме той, которая установлена общим согласием сообщества. Возражая современникам, которые трактовали свободу как возможность каждого человека поступать так, как он хочет и как ему нравится, не будучи связанным какими бы то ни было законами, Локк писал, что свобода людей в государстве означает жизнь по постоянным законам, принятым законодательной властью, учрежденной этим обществом, и обязательным для каждого его члена. Это возможность человека следовать его собственной воле во всех делах в пределах, предписанных законом, и не быть подчиненным неустойчивой, неуверенной, неизвестной, произвольной воле другого человека. Эта свобода от абсолютной, произвольной власти является настолько необходимой для безопасности человека, что он не может делиться ею с государственной властью, позволять ей порабощать себя и забирать его жизнь. В противном же случае он подвергнется рабству. Стало быть, главное пред- назначение государства это охрана жизни, свободы и имущества граждан. Ссылаясь на Библию, Локк писал, что земля и все живущее и растущее на ней передано Богом детям человека (Адама), т. е. всем вместе. И никто из них не обладает частным владением. В то же время каждый человек имеет то, что принадлежит лично ему. Политическое общество формируется тогда, когда люди в целях лучшего администрирования законов соглашаются делегировать функцию наказания определенным должностным лицам. Граждане и государство имеют взаимные обязательства в отношении друг друга, которые могут быть изменены или аннулированы властью, делегированной ему. Локк, вслед за Пуфендорфом, высказывался за свободу совести и религии. Никто не может и не должен диктовать свою веру другим людям, и что Бог никому не поручал заботиться о душах людей.

  1. Какое влияние оказала Американская революция XVIII века на формирование теории прав человека

Совершенно новое звучание проблема прав и свобод человека получает в период освободительных войн и буржуазных революций. Самый сильный импульс ей дала война за независимость США. Как известно, белые переселенцы из Европы образовывали колонии, получали земельные наделы, формировали органы своей власти и управления и оставались равноправными друг другу. Имущественные и иные вопросы в колониях решались в соответствии с британскими законами. В то же время, оставаясь поданными Британской монархии, североамериканские колонисты были лишены многих прав, которыми пользовались другие подданные Британской империи, в частности, права участия в выборах в парламент и быть избранными в него. Обязанностей же у них было значительно больше, чем у жителей метрополии. Кроме уплаты многочисленных налогов, они должны были содержать в своих домах колониальную армию. Недовольство такими порядками накапливалось десятилетиями. Постепенно зарождаются здесь новые теории власти и властных отношений, взаимоотношений государства и его граждан, местной власти и государства в целом, прав и свобод человека и гражданина. Декларация независимости США, принятая Континентальным Конвентом 4 июля 1776 года, начинается с констатации, как казалось ее авторам, очевидного факта, что все люди рождаются равными, что все они наделяются Творцом определенными «врожденными» и неотъемлемыми правами, среди которых право на
1   2   3


написать администратору сайта