Голуб Ален И. - Веревка достаточной длины, чтобы... выстрелить с. Руководство по программированию. Автору удается сделать изложение столь серьезной темы живым и интересным за счет рассыпанного по тексту юмора и глубокого знания предмета
Скачать 1.36 Mb.
|
Многие проблемы с шаблонами в действительности вызваны учебниками, которые обычно настолько упрощенно рассматривают шаблоны, что вы заканчиваете чтение, не получив и намека на то, как они должны использоваться. Этот раздел посвящен распространенным затруднениям, связанным с шаблонами. 155. Используйте встроенные шаблоны функций вместо параметризированных макросов Приведенный ранее пример: #define SQUARE(x) ((x) * (x)) где: SQUARE(++x) расширяется до: ((++x)*(++x)) инкрементируя x дважды. Вы не можете решить эту проблему в Си, а в Си++ можете. Простая встроенная функция работает вполне удовлетворительно, в таком виде: inline int square( int x ){ return x * x; } не давая побочного эффекта. Тем не менее, она допускает лишь целочисленные аргументы. Шаблон функции, который расширяется во множество перегруженных встроенных функций, является более общим решением: template inline type square( type x ){ return x * x; } К несчастью, это срабатывает только в простых ситуациях. Следующий шаблон не может обработать вызов max(10, 10L) , потому что не совпадают типы аргументов: template inline type max( type x, type y ){ return (x > y) ? x : y; } Для обработки max(10, 10L) вы должны использовать прототип, чтобы принудить к расширению по тому варианту max() , который может выполнить данную работу: Шаблоны 221 long max( long , long ); Прототип вызывает расширение шаблона. Компилятор с легкостью преобразует аргумент типа int в long , даже если ему не нужно делать это преобразование для расширения шаблона. Заметьте, что я здесь рекомендую использование шаблонов только потому, что square является встроенной функцией. Если бы этого не было, то для того, чтобы такой механизм был жизнеспособным, пришлось бы генерировать слишком много кода. 156. Всегда знайте размер шаблона после его расширения Большинство книг демонстрирует шаблоны типа простого контейнера массива, подобного показаному на листинге 13. Вы не можете использовать здесь наследование (скажем, с базовым классом array, от которого наследуется int_array ). Проблема заключается в перегрузке операции operator []() . Вы бы хотели, чтобы она была виртуальной функцией в базовом классе, замещенная затем в производном классе, но сигнатура версии производного класса должна отличаться от сигнатуры базового класса, чтобы все это заработало. Здесь определения функций должны отличаться лишь возвращаемыми типами: int_array:: operator []() должна возвращать ссылку на тип int , а long_array:: operator []() должна возвращать ссылку на тип long , и так далее. Так как время возврата не рассматривается как часть сигнатуры при выборе перегруженной функции, то реализация на основе наследования не жизнеспособна. Единственным решением является шаблон. Листинг 13. Простой контейнер массива 1 template < class type, int size > 2 class array 3 { 4 type array[size]; 5 public : 6 class out_of_bounds {}; // возбуждается исключение, если 7 // индекс за пределами массива 8 type & operator []( int index); 9 }; 10 11 template < class type, int size > 12 inline type &array operator []( int index) 13 { 14 if ( 0 <= index && index < size ) 15 return array[ index ] Правила программирования на Си++ 222 16 throw out_of_bounds; 17 } Единственная причина осуществимости этого определения заключается в том, что функция-член является встроенной. Если бы этого не было, то вы могли бы получить значительное количество повторяющегося кода. Запомните, что везде далее происходит полное расширение шаблона, включая все функции-члены ♣ . Вследствие того, что каждое из следующих определений на самом деле создает разный тип, то вы должны расширить этот шаблон четыре раза, генерируя четыре идентичные функции operator []() , по одной для каждого расширения шаблона: array< int ,10> ten_element_array; array< int ,11> eleven_element_array; array< int ,12> twelve_element_array; array< int ,13> thirteen_element_array; (то есть array< int ,10>:: operator []() , array< int ,11>:: operator []() и так далее). Вопрос состоит в том, как сократить до минимума дублирование кода. Что, если мы уберем размер за пределы шаблона, как на листинге 14? Предыдущие объявления теперь выглядят так: array< int > ten_element_array (10); array< int > eleven_element_array (11); array< int > twelve_element_array (12); array< int > thirteen_element_array (13); Теперь у нас есть только одно определение класса (и один вариант operator []() ) с четырьмя объектами этого класса. Листинг 14. Шаблон массива (второй проход) 1 template < class type> 2 class array 3 { 4 type *array; 5 int size; 6 public : 7 virtual array( void ); 8 array( int size = 128 ); 9 10 class out_of_bounds {}; // возбуждается исключение, если 11 // индекс за пределами массива 12 type & operator []( int index); 13 }; ♣ Функции из шаблонов генерируется, только если они используются в программе (по крайней мере, так должен поступать хороший компилятор). — Ред. Шаблоны 223 14 15 template < class type> 16 array int sz /*= 128*/ ): size(sz) 17 , array( new type[ sz ] ) 18 {} 19 20 template < class type> 21 array void ) 22 { 23 delete [] array; 24 } 25 26 template < class type> 27 inline type &array operator []( int index) 28 { 29 if ( 0 <= index && index < size ) 30 return array[ index ] 31 throw out_of_bounds; 32 } Главным недостатком этой второй реализации является то, что вы не можете объявить двухмерный массив. Определение на листинге 13 разрешает следующее: array< array< int , 10>, 20> ar; (20-элементный массив из 10-элементных массивов). Определение на листинге 14 устанавливает размер массива, используя конструктор, поэтому лучшее, что вы можете получить, это: array< array< int > > ar2(20); Внутренний array< int > создан с использованием конструктора по умолчанию, поэтому это 128-элементный массив; мы объявили 20- элементный массив из 128-элементных массивов. Вы можете решить эту последнюю проблему при помощи наследования. Рассмотрим следующее определение производного класса: template < class type, int size > class sized_array : public array { public : sized_array() : array }; Здесь ничего нет, кроме единственной встроенной функции, поэтому это определение очень маленького класса. Оно совсем не будет увеличивать размер программы, вне зависимости от того, сколько раз будет расширен шаблон. Вы теперь можете записать: sized_array< sized_array< int ,10>, 20> ar3; Правила программирования на Си++ 224 для того, чтобы получить 20-элементный массив из 10-элементных массивов. 157. Шаблоны классов должны обычно определять производные классы 158. Шаблоны не заменяют наследование; они его автоматизируют Главное, что нужно запомнить о шаблонах классов, — это то, что они порождают много определений классов. Как и всякий раз, когда у вас есть множество сходных определений классов, идентичные функции должны быть соединены в общий базовый класс. Во-первых, давайте взглянем на то, что не нужно делать. Класс storable , уже использованный мной, снова представляется хорошим примером. Сначала создадим объект collection для управления сохраняемыми объектами: class collection { storable *head; public : // ... storable *find( const storable &a_match_of_this ) const; }; storable *collection::find( const storable &a_match_of_this ) const { // Послать сообщение объекту начала списка, указывающее, что спи– // сок просматривается на совпадение со значением a_match_of_this; return head ? head->find( a_match_of_this ) : NULL ; } Механизм поиска нужных объектов скрыт внутри класса storable . Вы можете изменить лежащую в основе структуру данных, поменяв определение storable , и эти изменения совсем не затронут реализацию класса collection Затем давайте реализуем класс storable , использующий простой связанный список в качестве лежащей в основе структуры данных: class storable { storable *next, *prev; Шаблоны 225 public : storable *find ( const storable &match_of_this ) const ; storable *successor ( void ) const ; virtual int operator == ( const storable &r ) const ; }; storable *storable::find( const storable &match_of_this ) const { // Возвращает указатель на первый элемент в списке (начиная с // себя), имеющий тот же ключ, что и match_of_this. Обычно, // объект-коллекция должен послать это сообщение объекту начала // списка, указатель на который хранится в классе коллекции. storable *current = this ; for ( ; current; current = current->next ) if ( *current == match_of_this ) // найдено совпадение return current; } storable *storable::successor( void ) const { // Возвращает следующее значение в последовательности. return next; } Функция operator ==() должна быть чисто виртуальной, потому что отсутствует возможность ее реализации на уровне класса storable Реализация должна быть выполнена в производном классе 13 : class storable_string : public storable { string s; public : virtual int operator ==( const storable &r ) const ; // ... }; virtual int operator ==( const storable &r ) const { storable_string *right = dynamic_cast ); return right ? (s == r.s) : NULL; } Я здесь использовал предложенный в ISO/ANSI Cи++ безопасный механизм нисходящего приведения типов. right инициализируется значением NULL , если передаваемый объект ( r ) не относится к типу 13 В действительности я бы использовал множественное наследование с участием класса string. Использованный здесь код имеет цель немного упростить пример. Правила программирования на Си++ 226 storable_string . Например, он может принадлежать к некоторому другому классу, также являющемуся наследником storable Пока все идет хорошо. Теперь к проблемам, связанным с шаблонами. Кто-нибудь, не понимающий того, что делает, говорит: "Ребята, я могу исключить наследование и потребность в виртуальных функциях, используя шаблоны", а делает, вероятно, нечто подобное: template < class t_key> class storable { storable *next, *prev; t_key key; public : // ... storable *find ( const storable &match_me ) const ; storable *successor ( void ) const ; int operator ==( const storable &r ) const ; }; template < class t_key> int storable operator ==( const storable const { return key == r.key ; } template < class t_key> storable void ) const { return next; } template < class t_key> storable *storable const storable &match_me ) const { storable this ; for ( ; current; current = current->next ) if ( *current == match_me ) // найдено совпадение return current; } Проблема здесь в непроизводительных затратах. Функции-члены шаблона класса сами являются шаблонами функций. Когда компилятор расширяет шаблон storable , он также расширяет варианты всех функций-членов этого шаблона ♣ . Хотя я их не показал, вероятно, в классе storable ♣ См. предûдущее примечание к правилу 156. — Ред. Шаблоны 227 определено множество функций. Многие из этих функций будут похожи в том, что они не используют информацию о типе, передаваемую в шаблон. Это означает, что каждое расширение такой функции будет идентично по содержанию любому другому ее расширению. Из функций, которые не похожи на функцию successor() , большинство будут подобны find() , использующей информацию о типе, но которую легко изменить так, чтобы ее не использовать. Вы можете решить эту проблему, используя механизм шаблонов для создания производного класса. Основываясь на предыдущей реализации, не использующей шаблоны, вы можете сделать следующее: template < class t_key> class storable_tem : public storable { t_key key; public : // Замещение базового класса virtual int operator ==( const storable &r ) const ; // ... }; template < class t_key> /* виртуальный */ int storable_tem operator ==( const storable &r ) const { t_key *right = dynamic_cast return right ? (s == r.s) : NULL; } Выбрав другой путь, я сосредоточил в базовом классе все функции, которые не зависят от типа key . Затем я использовал механизм шаблонов для создания определения производного класса, реализующего только те функции, которым нужно знать тип key Полезным результатом является существенное сокращение размера кода. Механизм шаблонов может рассматриваться как средство автоматизации производства шаблонных производных классов. Правила программирования на Си++ 228 Часть 8и. Исключения 159. Назначение исключений — не быть пойманными Как правило, исключение должно быть возбуждено, если: • Нет другого способа сообщить об ошибке (например, конструкторов, перегруженных операций и т.д.). • Ошибка неисправимая (например, нехватка памяти). • Ошибка настолько непонятная или неожиданная, что никому не придет в голову ее протестировать (например, printf ). Исключения были включены в язык для обработки ошибочных ситуаций, которые иначе не могут быть обработаны, таких, как ошибка, случающаяся в конструкторе или перегруженной операции. Без использования исключений единственным способом обнаружения ошибки в конструкторе будет передача этому объекту сообщения: some_obj x; if ( x.is_invalid() ) // конструктор не выполнился. что, по меньшей мере, неаккуратно. Перегруженные операции являют собой ту же проблему. Единственным способом, которым использованная в x = a + b; функция operator +() может сообщить об ошибке, является возврат неверного значения, которое будет скопировано в x . Вы могли бы затем написать: if ( x == INVALID ) // ... или нечто подобное. Снова весьма неаккуратно. Исключения также полезны для обработки ошибок, которые обычно являются фатальными. Например, большинство программ просто вызовут exit() , если функция malloc() не выполнится. Все проверки типа: if ( !(p = malloc(size)) ) fatal_error( E_NO_MEMORY ); бесполезны, если оператор new просто не возвратит значения, когда ему не хватит памяти. Так как new на самом деле возбуждает исключение (по сравнению с вызовом exit() ), то вы можете перехватить это Исключения 229 исключение в тех редких случаях, когда вы можете что-то сделать в такой ситуации. Также имеется и другая проблема. Одной из причин того, что комитет ISO/ANSI по Си++ требует, чтобы оператор new возбуждал исключение, если он не может выделить память, заключается в том, что кто-то провел исследование и обнаружил, что какая-то смехотворная доля ошибок времени выполнения в реальных программах вызвана людьми, не побеспокоившимися проверить, не вернула ли функция malloc() значение NULL . По причинам, обсуждаемым позже, я не думаю, что исключение должно быть использовано вместо возврата ошибки просто для защиты программистов от себя самих, но оно срабатывает с new , потому что эта ошибка обычно в любом случае неисправима. Лучшим примером может быть функция printf() . Большинство программистов на Си даже не знают, что printf() возвращает код ошибки. (Она возвращает количество выведенных символов, которое может быть равно 0 , если на диске нет места). Программисты, которые не знают о возврате ошибки, склонны ее игнорировать. А это не очень хорошо для программы, которая осуществляет запись в перенаправленный стандартный вывод, продолжать, как будто все в порядке, поэтому можно считать хорошей идеей возбудить здесь исключение. Итак, что же плохого в исключениях? На самом деле существует две проблемы. Первой является читаемость. Вам будет тяжело меня убедить, что: some_class obj; |