Главная страница

практическое задание 2 доклад (1). Русь и Золотая Орда проблемы взаимовлияния. Введение


Скачать 17.51 Kb.
НазваниеРусь и Золотая Орда проблемы взаимовлияния. Введение
Дата28.02.2023
Размер17.51 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапрактическое задание 2 доклад (1).docx
ТипДокументы
#959393

Русь и Золотая Орда: проблемы взаимовлияния.

Введение

Монголо-татарское нашествие, походы 1237-1238 и 1240-1242 годов, без всяких сомнений можно считать глобальным бедствием для Руси. По своим масштабам разрушения и жертвы, понесенные в процессе монгольских завоеваний, не шли ни в какое сравнение с ущербом, который приносили предшествующие набеги кочевников и княжеские междоусобицы. Массовое разграбление и уничтожение собственности и жизни стало ошеломляющим ударом, который оглушил русский народ и нарушил нормальное течение экономической и политической жизни на многие годы.

Вопрос о последствиях нашествия никогда не принадлежал к числу дискуссионных. Среди них не было и не могло быть каких-либо позитивных факторов. Но что дали русскому государству годы зависимости, "двести лет вместе" с народом, образ и принципы жизни которого не укладывались в рамки сознания простого русского человека, были резко полярными устоявшимся на Руси законам и традициям? Вне зависимости от оценки этого периода, необходимо признать, что его последствия были колоссальными и определили самобытный путь нашего государства во многих областях его развития.

Основы Золотой Орды как автономного государства внутри монгольской империи заложил хан Батый после своего возвращения из западного похода в 1242 году, расположив свою столицу - Сарай, на восточном берегу Ахтубы. Монгольская политика на Руси не отличалась по своим целям от политики в других землях, находившихся под контролем хана. Перед Батыем стояли две основные задачи: навязать русским князьям покорность его воле и организовать сбор дани и налогов.

Подходы к решению этих задач варьировались в разных частях Руси. На Юго-западной Руси - в Переяславской и Киевской землях и в Подолии - монголы полностью устранили княжескую администрацию, заменив ее своим прямым управлением. В Галицкой, Волынской, Смоленской и Чернигов-Северской землях, как и в Восточной Руси, монголы установили собственное управление наряду с княжеской администрацией. Новгород после 1260 года был освобожден от присутствия монгольских чиновников, но не от обязанности платить налоги. Даже на тех русских землях, где князья оставались у власти в качестве вассалов хана, монголы оставляли за собой право ставить определенные местности и группы населения под свой контроль. Некоторые земли даровались также в удельное владение членам семьи Чингизидов. Так, Тула с прилегающими к ней окрестностями была передана великой хантун Тайдуле.

На большей части Руси, однако, монголы позволяли местным князьям продолжать править их княжествами под властью хана Золотой Орды и сюзеренитетом великого хана Монголии и Китая. Каждый русский князь должен был получить ярлык на великое княжение от хана. После этого посланник хана торжественно короновал его. Хан в любое время мог забрать назад княжеский ярлык, если у него были причины сомневаться в преданности князя. В случаях открытой оппозиции со стороны князя или народа, а также ссор между князьями, хан посылал на Русь рать во главе с баскаком. Со времени правления хана Узбека и позднее хан назначал баскака в стольный город каждого из важнейших русских княжеств.

Во время сбора налога каждый баскак имел в своем распоряжении небольшой отряд монгольских и тюркских солдат, вокруг которого он должен был создать мобильное воинское подразделение для сохранения порядка и дисциплины в районе. В связи с этим следует заметить, что, хотя большую часть рекрутировавшихся русских воинов периодически отправляли в Золотую Орду и Китай, часть из них удерживалась для местных нужд. Каждому подразделению баскака отводилось постоянное жилье, которое со временем становилось процветающим поселением.

Во время правления Берке налоги на Руси взимались мусульманскими купцами. Эта система стала причиной многих страданий жителей и позднее была отменена; после этого количество налоговых чиновников существенно возросло. В ханских ярлыках русскому духовенству упоминаются три категории сборщиков налогов: писцы, сборщики налогов в сельской местности - даньщики и сборщики налогов и таможенных пошлин в городе - таможенники.

Существовало две основных разновидности налогов: прямые налоги с населения сельских районов и городские налоги. Основной прямой налог назывался данью. В основе его была десятина, десятая часть "со всего". Помимо дани существовали плужное - налог на вспаханную землю и ям - особый налог на содержание конно-почтовых станций. Еще один налог, упоминающийся в ханских ярлыках, - война (военный, или солдатский налог; по-видимому, его собирали в те годы, когда вербовали рекрутов. Вдобавок к постоянным налогам ханы сохраняли за собой право, если сочтут необходимым, требовать дополнительный налог - запрос. Кроме того, когда князья-Чингизиды и ханские посланники путешествовали по Руси, предполагалось, что русские будут делать им "подарки", снабжать их пищей, фуражом, а также обеспечивать лошадьми и повозками для передвижения. Основной налог с городов назывался тамга и представлялсобой налог с капитала, которым облагались гости и купцы среднего достатка.

Международное положение Золотой Орды оказало значительное влияние на русские дела. Вовлеченный в дальнюю войну, Берке стремился как можно лучше обеспечить свой тыл со стороны Руси. Он употребил большую энергию, чтобы подчинить себе Даниила Галицкого. Вялый характер, который носили операции баскака Куремсы против Даниила, не удовлетворял Берке. В подавление Даниила был послан новый баскак Бурундай со значительными силами (1260). Даниил вынужден был смириться и срыть укрепления своих городов.

Иного рода отношения установились у Берке с Александром невским. Берке видел лояльное подчинение Александра и дорожил этим подчинением. Поэтому Александру и удавалось многого достичь от Берке. В 1261 году Александр настоял на открытии новой русской епархии с кафедрой в столице хана-мусульманина. При этом Берке предоставил епископу Сарскому право обращения в православие всех желающих обитателей Золотой Орды.

В 1262 году Александру удалось "отмолить" русских людей (Берке в этом году планировал послать на Русь карательную экспедицию, чтобы отомстить за избиение татарских откупщиков - сборщиков дани в ростово-суздальских городах). Александр провел в Орде несколько месяцев, но в результате Берке согласился на его просьбы.

С политической точки зрения, разрушение в монгольский период большинства крупных городов Восточной Руси нанесло сокрушительный удар городским демократическим институтам, в киевский период процветавшим по всей Руси (и продолжавшим процветать в монгольский период в Новгороде и Пскове). Более того, только от населения городов, избежавших разрушения или восстановленных, исходила решительная оппозиция монгольскому правлению в течение его первого столетия. В то время как князьям и боярам удалось приспособиться к требованиям завоевателей и установить с ними определенное согласие, горожане, особенно ремесленники, жившие под постоянной угрозой призыва, вскипали негодованием при каждом очередном ограничении, вводимом новыми правителями. Поэтому монголы, со своей стороны, были полны решимости подавить сопротивление городов и ликвидировать вече как политический институт. Для этого, они склоняли к сотрудничеству русских князей, которые и сами опасались революционных тенденций вече. Совместными усилиями монголы и князья предотвратили общее распространение городских волнений во второй половине тринадцатого века и подавляли отдельные изолированные восстания. Власть вече, таким образом, резко сократилась, а к середине четырнадцатого века оно прекратило нормальную деятельность в большинстве городов Восточной Руси и не может рассматриваться как элемент управления.

Заключение

Проблема монгольского влияния на Русь, безусловно, многокомпонентна. Мы сталкиваемся здесь, скорее, с комплексом важных проблем, чем только с одним вопросом. Прежде всего - это непосредственный эффект монгольского нашествия: настоящее уничтожение городов и населения; затем последствия сознательной политики монгольских правителей для различных аспектов русской жизни.

Несмотря на огромное количество резко противоположных мнений о степени интеграции русского и монгольского обществ, без сомнений можно прийти к выводу, что превращение Руси в улус Золотой Орды привело к тому, что ее цивилизационная орбита сдвинулась, а восточную сторону. Влияние восточной цивилизации сказалось на всех сторонах жизни и усилило цивилизационный раскол Руси, сохраняющей свои европейские черты.


написать администратору сайта