Русская драматургия 20 века. Русская драматургия ХХ века. Русская драматургия хх века
Скачать 18.07 Kb.
|
Русская драматургия ХХ века Вступление XX век в русской драматургии начался пьесами А.П. Чехова. Секрет прежде всего в универсальности чеховской драматургии. Она органична в любом времени и способна выразить все нюансы духовной жизни. Герой Чехова – это прежде всего свободный человек, который оставляет свой след в мире уже тем, что живет. Чеховский герой всегда остается загадкой. Чеховские герои не слышат друг друга, поэтому в его пьесах мы находим не диалоги, а длинные монологи одних персонажей, то и дело невпопад прерываемые другими монологами. Каждый говорит о своем, наболевшем. Чехов для драматургии XX века – то же, что Пушкин для русской литературы в целом. В известном смысле всю русскую драматургию прошлого столетия и крупнейших ее представителей (Е.Л. Шварца, А.Н. Арбузова, А.В. Вампилова, А.М. Володина) можно назвать постчеховской драматургией. 1-я половина ХХ века Театральная жизнь России в первое послереволюционное десятилетие была чрезвычайно интересной, насыщенной и разнообразной. Время, которое видится нам сегодня сквозь суровые строки декретов и приговоров, было бедным, грозным, но талантливым и многоцветным. В первые послереволюционные годы появились и новые театры. В Петрограде открылся Большой драматический театр, одновременно рождались и другие коллективы, в основном – студии. И в то же время режиссеры мечтали о массовом и грандиозном театре, который вырвется из традиционной сцены на улицы городов. Основная черта - агитациозность. Такие пьесы массово-агитационного театра пользовались большой популярностью: «Действо о III Интернационале» 1919 года, «Блокада России» 1920 года, «К мировой Коммуне» 1920 года, «Взятие Зимнего дворца» к третьей годовщине октябрьских событий, «Свержение самодержавия» – все эти театрализованные представления воссоздавали этапы революционной борьбы, начиная с 1905 года. Лучшим произведением агитационно-массового театра, его вершиной по праву считается пьеса В.В. Маяковского «Мистерия-буфф» - четко отражала революционные события в пресущем тому времени сатирическом жанре. К концу гражданской войны заметно ослабевает роль и агитационного театра. Драматурги постепенно подходили ко все более серьезному осмыслению произошедших в стране событий. И эту задачу решали уже драматурги нового поколения: В. Билль-Белоцерковский, Б. Лавренев, Вс. Иванов, К. Тренёв, Вс. Вишневский и, конечно, М.А. Булгаков. (“Дни Турбиных”, “Зойкина квартира”, “Багровый остров”). В середине 1920-х годов, в эпоху нэпа, начинается настоящий расцвет комедии. Основания этому давала сама действительность: суровая реальность военного коммунизма не укладывалась в комедийные формы, а воскресшие надежды на нормальную жизнь при нэпе вернули легкие жанры. Поначалу начинающие создатели комедий предпочитали перекраивать на современный манер сюжеты классических произведений этого жанра. Особенно привлекательным в этом отношении оказался гоголевский «Ревизор». На сцену хлынул целый поток выполненных на скорую руку «советских» «Ревизоров»: «Товарищ Хлестаков» Д.П. Смолина, «Сочувствующий» И.М. Саркизова-Серазини, «Брат Наркома» Н.Н. Лернера и др. Как правило, в подобного рода произведениях можно было встретить лишь только использование гоголевских приемов, нередко граничащее с плагиатом, отсутствие элементарного жизненного правдоподобия. Вслед за перелицовками классики последовали вскоре и не лишенные оригинальности бытовые комедии: «Землетрясение» П.С. Романова, «Национализация женщин» и «Советский черт» Ю. Юрьина, «Советская квартира» М.В. Криницкого. 1925-й год начался премьерой комедии Б.С. Ромашова «Воздушный пирог» в Театре революции. Именно с этого произведения началась целая серия советских «антинэпмановских» комедий, где все новые «деловые люди» выглядели проходимцами и жуликами. В 1929 году разгорается спор о сатире. Зачинщиком в этом вопросе выступил критик В. Блюм со статьей «Возродится ли сатира?» Сущность сатиры, по мнению автора статьи, всегда стоит поперек государственному строю, поэтому в советском государстве она не должна иметь права на существование. Именно такая точка зрения очень скоро была принята как официальная, и сатира вскоре совсем исчезла. С усилением идеологического диктата в сфере культуры, да и всей жизни общества, уже в начале 1930-х годов положение дел в драматургии значительно изменилось. На страницах печати стали появляться зловещие заголовки: «ненужный народу театр Мейерхольда»; «так называемый МХАТ 2-й»; «Камерный театр – слово опозоренное». Из драматургии надолго исчезли острые политические конфликты, яркие характеры, неожиданные художественные решения. В марте 1936 года состоялось совещание в Наркомпросе, где ведущим советским писателям было предложено участвовать в закрытом конкурсе, приуроченном к 20-летию победы Октябрьской революции, и представить пьесу о Ленине. Так было положено начало еще одному жанровому образованию литературы – сценической Лениниане. Одним из первопроходцев в этом жанре был Н. Погодин. Из представленных в 1936 году на конкурс пьес наиболее успешной стала его драма «Человек с ружьем». В спектакле по этой пьесе, поставленном в Вахтанговском театре Р.Н. Симоновым и Б. Щукиным в главной роли, впервые на глазах у зрителей начал создаваться миф о добром и справедливом к друзьям, но беспощадном к врагам И.И. Ленине. Создание ленинской мифологии было затем продолжено Н. Погодиным в пьесах «Кремлевские куранты» (1941) и «Третья, патетическая» (1958). ВОВ стала еще одной темой для пьес советского времени. Разумеется, советская драматургия не могла не откликнуться на военные события. Сцены театров всей страны обошли три самые яркие пьесы тех лет: «Фронт» (1942) А. Корнейчука, «Русские люди» (1942) К. Симонова и «Нашествие» (1942) Л. Леонова. А после победного завершенной войны, после всех жестокостей и страданий военных лет зрители искали в театре прежде всего отвлечения от военной трагедии, ждали праздника. Поэтому советская драматургия быстро реабилитировала жанр водевиля и веселой комедии. Однако театральному празднику положило конец очередное партийное постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (1946), потребовавшее от драматургов решительного поворота не «к слабым в художественном отношении пьесам, обеднявшим образы советских людей», а к «актуальным темам современности», «более четкому определению своих идейных и политических позиций». Реакция на очередное партийное указание не замедлила явиться. Широкое распространение получила так называемая теория бесконфликтности, которая препятствовала нормальному развитию литературы. Но особенно пострадала от нее именно драматургия как литературный род по самой своей природе остроконфликтный. В произведениях о недавней войне нередким стало приукрашенное, далекое от реальной трагедии народа изображение даже таких страшных событий, как Сталинградская битва (например, в пьесе Б. Чирскова «Победители»). |