Русская философия. Русская философия Русская философия
Скачать 0.51 Mb.
|
Русская философияРусская философияПлан
Митрополит Иларион Основные темы произведения «Слово о законе и благодати»
Сергий Радонежский 1322-1392
Русское Просвещение XVIII в.
Школы и течения русской философии (XVIII-XX вв.)
Важнейшие философские течения современной России
Православие Ислам
Буддизм Неоиндуизм Йога
Особенности русской философииПристальное внимание к социальной проблематике Народопоклонство – ощущение долга перед народом Этическая направленность Спор западников и славянофилов Философско – художественный комплекс Пристальное внимание к религиозной проблематике Основные направления русской философии Западничество Славянофильство Западничество У России нет особого пути развития Всё национальное своеобразие России – результат отставания от мировой истории Цель западничества Принятие Россией европейских ценностей и её включение в цивилизованный мир ЗападничествоЗападники полагали Россия должна Учиться у Европы Пройти этапы развития западных стран Усвоить идеи просвещения Выйти на единственный путь прогресса – путь науки и разума Пётр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856) У истоков западничества находятся идеи П.Я.Чаадаева. Родился в семье богатого помещика. Не окончив Московский университет, в Отечественную войну 1812 г. ушёл добровольцем в армию. Дошёл с русской армией до Парижа, получив многие награды. Чаадаева ожидала блестящая карьера на военном поприще, но он ушёл в отставку. На рубеже 1820-1830-х гг. пишет «Философические письма». Николай I объявил автора сумасшедшим и отправил его под домашний арест с присмотром врачей и полиции. Позже Чаадаев пишет «Апологию сумасшедшего», которая нелегально ходила в списках. Чаадаев умер в одиночестве, в чужом доме от воспаления лёгких. Первое «Философическое письмо» из восьми было опубликовано в 1836 г. Ещё пять были опубликованы в 1935 г., а два оставшихся – только в конце 1980-х гг. «Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок…С первой минуты нашего общественного существования мы ничего не сделали для общего блага людей; ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды; мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из того, что выдумали другие, мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь». П.Я.Чаадаев Философские идеи П.Я.ЧаадаеваРоссия осталась вне истории мировой цивилизации, так как восприняла религию и культуру от Византии На Западе Чаадаев усматривал идеи просвещения 1840-е гг. – западничество становится влиятельным философским течениемВедущие западники А.И.Герцен 1812-1870 Н.П.Огарёв 1813-1877 В.Г.Белинский 1811-1848 СлавянофильствоРоссия должна развиваться по особому пути, не схожему с западноевропейским Цель Выработка национальной русской идеи на основе религиозных традиций православия Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)У истоков славянофильства стоит А.С.Хомяков. Он родился в богатой дворянской семье в Москве. Окончив физико-математический факультет Московского университета, поступил на военную службу в кавалерию. Участвовал в войне с Турцией, был трижды награждён за мужество. В отставке занимался философией и сельским хозяйством. Чтобы подчеркнуть свои убеждения, носил бороду и одевался в старинное русское платье. Хомяков обладал феноменальной памятью, знал множество языков, был специалистом во многих гуманитарных и технических науках, поэтом, врачом и изобретателем (в числе его изобретений – бесшумный паровой двигатель и дальнобойное ружьё). Умер во время эпидемии холеры. СлавянофилыИван Васильевич Киреевский 1806-1856 Константин Сергеевич Аксаков 1817-1860 Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881)Родился в Москве в дворянской семье. По окончании Главного инженерного училища в Петербурге начинает заниматься литературным творчеством, которое благосклонно было принято критиками. В это время он также увлекается революционными идеями. В 1849 г. за «антиправительственную деятельность» был арестован и приговорён к смертной казни. В момент ожидания казни прибыл курьер с указом о замене казни каторгой. Девять лет Достоевский проводит в остроге и ссылке. В 1859 г. возвращается в Петербург, где занимается писательским трудом. Философские взгляды Ф.М.ДостоевскогоВ 1860-х гг. Достоевский развивает программу почвенничества Должна быть восстановлена разрушенная петровскими реформами связь общественной жизни России с исконными народными началами Духовность Коллективизм Соборность - свободное единение людей во Христе Ф.М.Достоевский о человекеДля разрешения наболевших вопросов необходимо обратиться к душе каждого конкретного человека Сущность человека Свобода человека Свобода без нравственности Саморазрушение человека Ф.М.Достоевский о человекеЧеловек должен самостоятельно идти к свободе, освобождаясь от страстей, искушений и общепринятых авторитетов Это тяжёлый путь, связанный со страданием Только страдание приводит к искуплению и даёт полную свободу Лев Николаевич Толстой (1828-1910)Серьёзные философские идеи содержатся в произведениях Л.Н.Толстого. В романе «Война и мир» он поднимает вопрос о движущих силах истории и критикует теорию «великих личностей» как творцов истории. Для Толстого творцы – не герои и вожди, а народные массы, движимые исторической необходимостью. Этика Л.Н.ТолстогоИдея ненасилия Не творить насилие и не готовиться к нему Не принимать участие в насилии других (не служить в армии, не участвовать в судах и т.д.) Не одобрять никакого насилия За свои взгляды на религию в 1901 г. Л.Н.Толстой был отлучён от церкви (предан анафеме). Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900)Родился в семье известного историка С.М.Соловьёва. Учился на историко-филологическом и физико-математическом факультетах Московского университета. Заняться религиозной философией его побудило видение Прекрасной Дамы, которое повторялось трижды: в детстве, во время занятий в Лондоне, в Египте. Для Соловьёва этот образ стал основой философии Вечной женственности, Божественной премудрости (Софии). В конце жизни Соловьёв был неустроен и имел серьёзные разногласия с православной церковью. Неурядицы подорвали его здоровье, и в возрасте 47 лет он скончался. Владимир Сергеевич СоловьёвВ.С.Соловьёв был значительной фигурой русской философии. Его труды стали основным источником формирования религиозной философии XX века. В их числе: «Россия и вселенская церковь», «Оправдание добра», «Смысл любви» и др. Центральная идея философии СоловьёваВсеединство Совершенный синтез ценностей, знаний, способов познания мира Основные пункты «философии всеединства» Вл.С.Соловьёва
Онтология Вл.С.СоловьёваСуществует абсолютный мир как воплощение божественного Этому миру противостоит видимый, сотворённый мир, который стремится к божественному Посредником между мирами является мировая душа Мировая душа – София, «вечная женственность», подобная образу Богородицы ГносеологияВсеединство постигается лишь цельным знанием, в котором соединяются Знание Эмпирическое (научное) Рациональное (философское) Мистическое Вера Интуиция Творчество АксиологияВсеединство Синтез Красоты Истины Добра ЭтикаЧеловек отделяет себя от других существ Посредством стыда Жалость указывает на солидарность всего живого Благоговение есть подчинение божественному Эти три составляющих объединяются в любви РелигияВ социальном плане В.С.Соловьёв ратовал за объединение церквей и создание свободной теократии на основе единой «вселенской церкви». Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948)Родился в дворянской семье. Отец был офицером-кавалергардом, потом киевским уездным предводителем дворянства. Учился в Киевском университете. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 г. в марксистском журнале «Neue Zeit», напечатана его первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму». Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.Основные произведения
У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству Единственный механизм творчества — свобода.В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:
|