Главная страница
Навигация по странице:

  • Укажите основные различия во внешнем облике служилых людей XVII в. и начала XVIII в.

  • Чем объяснялась такая ненависть Петра I к традиционному облику русских людей

  • Рассмотрите картину. В чем состояло главное отличие ассамблей от московских приемов в XVII веке

  • Рассмотрите картину. Чем занимались на ассамблеях

  • Какое влияние оказали ассамблеи на весь быт дворянства

  • О чем говорят подобные наставления

  • О чем свидетельствует текст указа 20.01.1714 г.

  • Чем объясняется такая направленность школы в петровскую эпоху

  • Какое значение имело появление газеты с точки зрения развития культуры

  • Какое значение имело принятие гражданского шрифта

  • Какую цель преследовал Петр, создавая Академию Наук и приглашая иностранных ученых

  • Чем отличаются портреты начала XVIII в. от парсун XVII в.

  • Воспитательные или развлекательные задачи преобладали в театральном искусстве начала XVIII в.

  • проверочная. Русская культура в 1й четверти xviii века (при Петре I) Основные направления культурного развития эпохи


    Скачать 4.01 Mb.
    НазваниеРусская культура в 1й четверти xviii века (при Петре I) Основные направления культурного развития эпохи
    Анкорпроверочная
    Дата02.05.2023
    Размер4.01 Mb.
    Формат файлаppt
    Имя файла0016d20f-3cfb5f06.ppt
    ТипЛитература
    #1102137

    Русская культура в 1-й четверти XVIII века (при Петре I)



    Основные направления культурного развития эпохи


    Изменения в дворянском быту.
    Просвещение и наука.
    Изобразительное искусство и архитектура.
    Театр и литература.

    Дворянский быт


    Укажите основные различия во внешнем облике служилых людей XVII в. и начала XVIII в.
    Сразу по возвращении из Великого посольства Петр провозгласил указ о брадобритии.
    В 1700 г. вышел указ об обязательном ношении немецкого или венгерского платья.
    Ношение русской долгополой одежды было запрещено.


    Служилый человек XVII века.
    Современный рисунок.


    Портрет офицера петровской эпохи.
    Худ. И.А. Горностаева.


    ?

    Дворянский быт


    Для желающих носить бороды была установлена пошлина: для дворян – 60 руб. в год, для купцов гостиной сотни – 100 руб., для прочих посадских людей – от 30 до 60 руб., смотря по доходам.
    Уплатившим выдавался особый знак для ношения на груди.
    С крестьян-бородачей при входе в город и выходе из него взималась пошлина в размере 1 копейки.
    Беспошлинно носить бороды в городах могли только церковнослужители.


    Медные знаки 1710 и 1725 гг. об уплате пошлины за ношение бороды.

    Дворянский быт


    Человек, рискнувший в петровское время появиться в такой одежде на улице, рисковал тем, что его поставят на колени и обрежут полы вровень с землей.
    Чем объяснялась такая ненависть Петра I к традиционному облику русских людей?
    По-видимому, для Петра борода и традиционное русское платье были зримыми символами старины, противостояния Европе.


    Бояре возвращаются от Петра I, остригшего им бороды.
    Гравюра 1894 г.


    ?

    Дворянский быт


    1 декабря 1701 г. «женам и дщерям» дворянским было приказано носить европейскую одежду, чтобы они с мужчинами «в платье были наравне, а не розные».


    Одежда женщин (дворянок и горожанок) XVII в. Слева – летник, справа – охабень.


    Дамские платья начала XVIII в.


    ?


    В чем состояли важнейшие изменения женского костюма в эпоху Петра?

    Дворянский быт


    В 1718 г. Петр ввел в столице ассамблеи – приемы гостей в знатных домах.
    Рассмотрите картину. В чем состояло главное отличие ассамблей от московских приемов в XVII веке?


    На петровской ассамблее.


    ?


    На московских пирах присутствовали только мужчины, а на ассамблеи надлежало являться с женами и дочерьми.
    Вводя ассамблеи, Петр навсегда покончил с изоляцией женщин в теремах.

    Дворянский быт


    Рассмотрите картину. Чем занимались на ассамблеях?
    Ассамблея сочетала черты пира и бала.
    Здесь танцевали, музицировали, беседовали, играли в карты и шашки.


    ?


    На петровской ассамблее.


    Какое влияние оказали ассамблеи на весь быт дворянства?


    ?


    С появлением ассамблей дворянам, особенно молодым, пришлось учиться музыке, иностранным языкам, политесу (хорошим манерам).
    Дочерям надо было шить модные туалеты.

    Дворянский быт


    На ассамблеях подавали невиданные прежде в России чай и кофе, курили трубки (прежде церковь запрещала табак как дьявольское зелье).
    Пожилые дворяне воспринимали ассамблеи как тяжкую повинность, но молодежь быстро вошла во вкус новшеств.


    Ассамблея при Петре Великом.
    Гравюра Хельмана.

    Дворянский быт


    Из книги «Юности честное зерцало»:
    «Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою, но полотенцем… Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою… Ешь, что пред тобой лежит, а инде не хватай. Над ествою не чавкай как свинья и головы не чеши; не проглотив куска, не говори».
    О чем говорят подобные наставления?


    Юности честное зерцало.
    Титульный лист факсимильного издания.
    Оригинал – 1717 г.


    ?

    Просвещение


    Петр настойчиво заставлял дворян учиться.
    В 1701 г. в помещении Сухаревой башни была открыта Навигацкая школа (с 1715 г. – Морская академия).


    Сухарева башня.
    Худ. А.К. Саврасов. 1872.


    Памятная монета Банка России к 300-летию Навигацкой школы.


    В 1701 г. создана Артиллерийская школа.
    в 1707 г. – Медицинское училище, в 1712 г. – Инженерная школа.
    При Посольском приказе открыта школа переводчиков.


    ?


    Чем вызвана забота Петра об образовании дворян?

    Просвещение


    Из указа Петра I от 20 января 1714 г.:
    «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей …, цыфири и геометрии, и положить штраф такой, что не вольно будет жениться пока сего выучится. И для того о том к архиереям о сем, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны».


    Указ Петра I от 20 января 1714 г.

    Просвещение


    Для детей провинциальных дворян и чиновников были открыты 42 «цифирные» школы, в которых обучали чтению, письму и счету.
    О чем свидетельствует текст указа 20.01.1714 г.?
    Учеба воспринималась как тяжелая повинность, дворян приходилось буквально заставлять учиться.


    Урок в школе.
    Из букваря Ф. Поликарпова. 1701 г.


    ?


    «Не хочу учиться, а хочу жениться!»
    (Митрофанушка в пьесе «Недоросль» Д.И. Фонвизина).

    Просвещение


    Помимо школ для дворян были созданы горные школы для мастеровых, школы для солдатских детей.
    В школах петровской эпохи основное внимание уделялось не богословию и риторике, а практическим наукам – арифметике, геометрии, астрономии, инженерному делу.
    Чем объясняется такая направленность школы в петровскую эпоху?


    «Арифметика, сиречь наука числительная» Л.Ф. Магницкого. Первый в России учебник математики, изданный в 1703 г. Российские дети учились по нему более 50 лет.


    ?

    Просвещение


    В 1702 г. началось издание первой русской печатной газеты «Ведомости».
    При Алексее Михайловиче в Кремле издавалась рукописная газета «Куранты».
    «Ведомости» сообщали о ходе войны и событиях за рубежом, биржевых ценах, строительстве заводов и поиске минералов.
    Какое значение имело появление газеты с точки зрения развития культуры?
    Верхушка русского общества обрела регулярный источник информации.


    ?


    Страница газеты «Ведомости».

    Просвещение


    С 1708 г. Петр заменил в книгопечатании церковнославянский шрифт на гражданский, который лично разработал.
    Какое значение имело принятие гражданского шрифта?


    Образец церковнославянского шрифта


    Образец гражданского шрифта


    ?


    Книги, напечатанные гражданским шрифтом, были дешевле, их было гораздо легче читать, по ним легче было учиться.
    К концу царствования Петра I в Москве работали десятки типографий, выпускавшие, в основном, учебники, официальные документы и гражданские книги.

    Просвещение


    В 1714 г. Петр создал в Летнем дворце «кабинет редкостей» – Кунсткамеру.
    Основу коллекции этого первого в России музея составили экспонаты, привезенные царем из Голландии в 1698 и 1717 гг.
    С 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения.


    Одни из первых экспонатов Кунсткамеры


    Кунсткамера. Современный вид.
    Здание построено в 1718–1726 гг.
    Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, Академия Наук – западное, в центральной части находился анатомический театр, в башне – обсерватория.

    Развитие науки


    Развитие русской науки оказалось тесно связано с задачами пополнения казны.
    Петр мечтал проложить через российскую территорию торговый путь в Индию.
    Для этого он направил в Среднюю Азию и на побережье Каспийского моря экспедицию А. Бековичем-Черкасскогом.
    Черкасский нанес на карту не только восточный берег Каспийского моря, но и Аральское море, о котором в Европе не знали.
    Эту карту царь подарил Парижской Академии Наук, за что был избран ее членом.


    Карта А. Бековича-Черкасского. 1715 г.

    Развитие науки


    Были составлены также карты Азовского моря и бассейна Дона.
    В 1714-1716 гг. было налажено сообщение между Охотском и Камчаткой.
    Петр решил организовать поиск пути в Америку.
    В 1720-1721 гг. русская экспедиция достигла Курильских островов, но американского побережья не нашла.
    В 1725 г. отправилась в путь Камчатская экспедиция датчанина В. Беринга, имея приказ Петра найти пролив или перешеек между Европой и Азией. Плавание экспедиции началось уже после смерти Петра – в 1728 г.


    Витус Беринг.
    Худ. В.Н. Ефимов.

    Развитие науки


    Из письма1721 г.:
    «Его Императорское Величество имеет намерение учредить Академию Наук и при ней другое заведение, где бы могли знатные лица изучать необходимые науки, а вместе с тем водворить художества и румёсла…»
    Академия основана указом Петра 28 января 1724 г.
    Первым президентом Академии Наук стал царский лейб-медик Л. Блюментрост.
    Он составил устав Академии, пригласил видных зарубежных ученых.
    Официальное открытие Академии – 27 декабря 1725 г.


    Первый президент
    Петербургской Академии Наук
    Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост.

    Развитие науки


    Среди иностранных ученых, ставших членами Петербургской Академии Наук, были математики Н. и Д. Бернулли Л. Эйлер, астроном и географ Ж. Делиль, историк Г.Ф. Миллер, и другие.
    Какую цель преследовал Петр, создавая Академию Наук и приглашая иностранных ученых?
    Петр полагал, что развитие науки необходимо всякому современному государству, а добиться этого без иностранцев и без поддержки государства нельзя.


    Леонард Эйлер.
    Худ. Э. Хандманн. 1756.


    ?

    Архитектура


    В архитектуре 1-й четверти XVIII в. впервые появились типовые проекты зданий.
    Именно такими зданиями застраивался Петербург.
    Столица строилась по плану: с прямыми широкими улицами, пересекающимися под прямым углом.
    На центральных улицах столицы строились каменные дома в два-три этажа, окнами не во двор, а на улицу.


    Типовой проект для строительства каменных домов в Санкт-Петербурге, «присланный от его царского величества». 1717 г.
    Гравировал Я. Ростовцев.

    Архитектура


    Если вплоть до конца XVII в. каменными были, в основном, культовые здания, то в начале XVIII в. велось широкое гражданское строительство.


    Старый гостиный двор. Арх. Д. Трезини. Перестроен Росси.


    Здание 12 коллегий. Арх. Д. Трезини.


    Летний дворец Петра в летнем саду.
    Арх. Д. Трезини.

    Архитектура


    Преобладающий архитектурный стиль 1-й четверти XVIII в. – петровское барокко.
    Характерные черты: простота объёмов, чёткость членений, сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.
    Архитекторы, работавшие в стиле петровского барокко, ориентировались на зодчество северной Европы.


    Вид дворца А.Д. Меншикова в 1725 г.
    Арх. Дж. М. Фонтана и Г.И.Шедель.
    1710–1714 гг.
    Реконструкция.

    Архитектура


    Пример петровского барокко – самая знаменитая церковь эпохи, Петропавловский собор в Петербурге.
    Он построен не в традициях древнерусского зодчества, не похож ни на пятиглавые, ни на шатровые церкви.
    Более всего собор напоминает немецкие и прибалтийские протестантские кирхи.
    Такой тип храма – зальный.
    Шпиль колокольни достигал 112 м (увеличен в 1858 г.), т.е. был выше колокольни Ивана Великого в Москве.


    Петропавловский собор.
    1712–1733.
    Арх. Д. Трезини.

    Архитектура


    В Москве на рубеже XVII–XVIII вв. преобладало нарышкинское барокко, сочетавшее традиции русского зодчества с приемами украинского и европейского барокко.
    Характерные черты – центрические ярусные храмы, сочетание красного кирпича и белого камня отделки.


    Ц. Архангела Гавриила
    (Меншикова башня). Арх. И. Зарудный.
    1707 г.
    Реконструкция.


    Ц. Иоанна Воина на Якиманке.
    Арх. И. Зарудный.
    1706–1713 гг.

    Архитектура


    Еще одно направление русского барокко начала XVIII в. – голицынское барокко, восходящее к австрийскому и итальянскому зодчеству.
    Название связано с именем Бориса Алексеевича Голицына.
    Здания голицынского барокко в плане не крестово-купольные и не зальные, а эллиптичесие, напоминают ротонды.
    Архитекторы голицынского барокко неизвестны, но предполагается участие западноевропейских зодчих.


    Ц. Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах.
    1690–1704.
    Здание увенчано не куполом, а короной.

    Живопись


    Живопись начала XVIII в. окончательно стала светской.
    На смену парсуне пришел портрет.
    Крупнейшие живописцы эпохи – И.Н. Никитин и А.М. Матвеев.
    Картины И.Н. Никитина:


    Портрет царевны Натальи Алексеевны.


    Портрет напольного гетмана.


    Портрет барона С.Г. Строганова.

    Живопись


    Чем отличаются портреты начала XVIII в. от парсун XVII в.?
    В чем, кроме техники живописи, состоит новаторство художника в картине «Автопортрет с женой»?


    Картины А. М. Матвеева:


    Автопортрет с женой.


    Портрет врача И.А. Ацаретти.


    Портрет И.А. Голицына.


    ?

    Театр


    В 1702 г. был открыт первый в России общедоступный театр – «Комедийная хоромина» на Красной площади.
    Труппа состояла из немецких актеров и разыгрывала иноземные пьесы.
    Позднее появился школьный театр при Славяно-греко-латинской академии.
    Здесь играли уже пьесы российских авторов.
    Например, в пьесе Ф. Журовского «Слава Российская», написанной после персидского похода 1722 г., соседние страны (Польша, Швеция, Турция, Персия) признавали первенство России.
    Воспитательные или развлекательные задачи преобладали в театральном искусстве начала XVIII в.?


    ?

    Литература


    Ведущий жанр литературы начала XVIII в. – «история», т.е. повествование о некоем вымышленном приключении.
    Для такого повествования характерен новый герой: молодой, предприимчивый, жаждущий приключений и новых знаний, смело отправляющийся в далекие края и всегда добивающийся успеха.
    Таков, например, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли».
    Дворянский сын уходит на морскую службу, попадает в плен к пиратам, но вскоре становится их атаманом, женится на принцессе и живет с ней «в великой славе».


    ?


    В чем разница между судьбой Василия Кариотского и судьбой покинувшего отчий дом литературного героя XVII века?

    Две русские культуры


    Петровские преобразования в сфере культуры не коснулись массы крестьянства и городских низов.
    Крестьян не затронули ни образование, ни изменения в быту.
    Культура простонародья оставалась традиционной, дворянская культура стала чуждой и непонятной народу.


    Портрет помещика Н.И. Тишинина.
    Худ. И.Я. Вишняков.


    Странник.
    Худ. В.Г. Перов.


    ?


    Как вы думаете, к каким последствиям это должно было привести?

    Подводим итоги


    Дворянская культура приобрела европейский облик.
    Дворянская культура окончательно стала светской:
    появилось светское образование, светская литература, светская живопись.
    Возникли новые стили в архитектуре.
    Стала зарождаться русская наука.
    Обновление культуры не коснулось низов, поэтому образовался колоссальный разрыв между европейской культурой дворянства и традиционной культурой народа.


    ?


    В чем же состояли важнейшие черты культурного развития эпохи?

    Источники иллюстраций


    Слайд №3. http://www.liveinternet.ru/users/feren/post77149705/; http://www.artlib.ru/index.php?id=11&fp=2&uid=14485&iid=183430
    Слайд №4. http://portal.lgo.ru/diary/index.htm?dcom=16&start=295; http://forum.sharereactor.ru/printthread.php?s=27f16e487ce1b290ba1ae8d357a85764&t=148593&pp=40
    Слайд №5. http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=15317&ob_no=15095&rt=&print=1
    Слайд №6. http://www.booksite.ru/enciklopedia/clothes/2.htm; http://www.galvek.ru/esteticheskiy-ideal-galantnogo-veka/; http://www.epochtimes.ru/content/view/32791/38/
    Слайд №7. http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/gubernii300-kat/15.shtml
    Слайды №8, 9. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29114
    Слайд №10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%DE%ED%EE%F1%F2%E8_%F7%E5%F1%F2%ED%EE%E5_%E7%E5%F0%F6%E0%EB%EE

    Источники иллюстраций


    Слайд №11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F; http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%EA%EE%EB%E0_%EC%E0%F2%E5%EC%E0%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%F5_%E8_%ED%E0%E2%E8%E3%E0%F6%EA%E8%F5_%ED%E0%F3%EA
    Слайд №12. http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/gubernii300-kat/6.shtml
    Слайд №13. http://his.1september.ru/2003/39/4.htm
    Слайд №14. http://ostashkov.codis.ru/okmmag.htm
    Слайды №15, 16. http://ruskerealie.zcu.cz/r2-3A.php
    Слайд №17. http://pda.privet.ru/post/100339290; http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%9A%D1%83%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0&p=3&img_url=doseng.org%2Fuploads%2Fposts%2F2009-10%2F1255550602_1.jpg&rpt=simage
    Слайд №18. http://lib.rus.ec/b/175065/read
    Слайд №19. http://www.bagetorel.ru/org/galereya-efimov.htm
    Слайд №20. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D1%8E%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82,_%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

    Источники иллюстраций


    Слайд №21. http://jml.ecole-alsacienne.org/Jingshan_Maths_English/@_SENIOR_2/Senior_2_p.4.html
    Слайд №22. http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/gubernii300-kat/21.shtml
    Слайд №23. http://www.artwall.ru/products/poster_op_2889; http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?p=77856243; http://www.petersburgphoto.ru/monuments_of_architecture/letniy_dvorec_petra_1_01/
    Слайд №24. http://www.museum.ru/alb/image.asp?19496
    Слайд №25. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/921228
    Слайд №26. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C
    Слайд №27. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Dubrovitsy_church_of_Sign.JPG
    Слайд №28. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=17896&cat_ob_no=12556; http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=17576; http://rusmuseum.ru/museum/complex/str_palace/person/

    Источники иллюстраций


    Слайд №29. http://www.artsait.ru/art/m/matveev/art1.php
    Слайд №32. http://www.liveinternet.ru/users/3575290/post148603049/; http://smallbay.ru/perov.html



    написать администратору сайта