Русский анархизм. Русский анархизм Анархизм
Скачать 17.81 Kb.
|
Русский анархизм Анархизм — учение, пытающееся обосновать необходимость освобождения людей от воздействия всех разновидностей общественной власти, чтобы обеспечить полную свободу личности Представители: • Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) • Петр Алексеевич Кропоткин(1842-1921) В человеческой истории Бакунин выделял три основных элемента как существенные условия социального развития: человеческая животность мысль бунт Первому соответствует социальная и частная экономия, второму – наука, третьему – свобода Так же как Гегель и Маркс, Бакунин считал государство способом организации общества на определенном этапе его развития. Общество и государство не тождественны: общество существует всегда, а государство – нет. В отличие от Гегеля и в согласии с Марксом Бакунин понимал государство как аппарат насилия и угнетения; государство – это зло, но зло исторически оправданное и преходящее. Но если марксизм говорит о постепенном отмирании государства по мере развития социализма, то Бакунин требовал уничтожения государства, революционной борьбы против любой государственной власти. Государственная власть не нужна, поскольку люди и так заинтересованы в том, чтобы помогать друг другу. Поэтому в обществе должно царить самоуправление, отдельные индивиды и народы должны объединяться в единый добровольный союз на основе принципов свободы, равенства, братства и справедливости. Социальное освобождение личности возможно только благодаря ликвидации государства и связанных с ним властных структур (армии, полиции, судов), а также отмене наследственной собственности, передаче земли общинам крестьян, фабрик – ассоциациям рабочих, ликвидации брака и семьи, совместному воспитанию детей и т.д. Своеобразно и отношение Бакунина к социализму, идеи которого были широко распространены в это время. Он считал, что свобода без социализма – это несправедливость, а социализм без свободы – это рабство. По крайней мере, эта идея Бакунина нашла свое подтверждение в российской истории. Идеи Бакунина нашли свое практическое применение в деятельности революционеров-анархистов, а теоретическое развитие они получили в работах Кропоткина Философские воззрения Кропоткина основаны на проблемах теоретического анархизма. Учёный предпринимал попытки осмыслить общий ход человеческой истории и установить роль государства на фоне различных форм общественного устройства. Он воображал, каким может быть идеальный уклад жизни, к которому стремится человечество. Социально-политические воззрения Кропоткина были подвержены влиянию позитивизма и дарвинизма. Позитивизм - учение, которое представляет своим единственным источником эмпирическое знание, в противовес философской познавательной способности, что послужило радикальной смене ценностей и приоритетов. Дарвинизм-это теория биологической эволюции, утверждающая, что все виды организмов возникают и развиваются путем естественного отбора небольших наследственных вариаций, которые повышают способность индивида конкурировать, выживать и размножаться. Располагая основными положениями позитивизма, он делал попытки использования эмпирических методов естественных наук в социальной сфере. Кропоткин первым высказал идею "биосоциологического закона взаимной помощи"(обстоятельства жизни и борьба за существование вынуждают все виды живых существ объединяться во имя общих интересов. Тот вид, который способен организовать свою жизнь на максимально солидарных началах, оказывается в более благоприятных условиях для выживания). Историю человечества он проецировал на этот закон и интерпретировал её как смена разных форм "взаимной помощи". История человечества не имеет тотального характера: развитие цивилизации неоднократно начиналось в различное время в разных районах земли. "Египет, Азия, берега Средиземного моря, Центральная Европа поочередно пребывали очагами исторического развития. И каждый раз развитие начиналось с первобытного племени, затем переходило к сельской общине, затем наступил период вольных городов и, наконец, период государства, во время которого все замирало" Для каждого этапа характерно стремление к застою. Здесь и зарождается необходимость в социальных революциях, которые призваны устранить преграды на пути социального развития. Высшей формой которого он считал "анархический коммунизм", представленный объединением свободных производственных общин. Государство – это форма общественного устройства, которая исторически переходит от этапа к этапу. Государство появляется в ответ на возникновение собственности на землю и его существование возможно только благодаря заинтересованным землевладельцам и социальным группам, которые неразрывно связаны друг с другом. "Государство, в совокупности, есть общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом и эксплуатацию бедноты" – писал Кропоткин. Специфичность государственного устройства, по мнению Кропоткина, в "правительственной централизации" или "пирамидальной организации". Правительственная централизация - это сосредоточение власти в едином центре или в одних руках для защиты общих интересов общества, включая взаимодействие с другими государствами. Организационная структура пирамидальная - наиболее часто встречающаяся разновидность линейной организационной структуры. Она сформирована исключительно из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы, но с расширением числа звеньев «сверху - вниз». В такой структуре воплощается принцип единоначалия с использованием градаций ценностей и компетентности. С ходом времени государственные формы изменяются, но суть государства сохраняется, поскольку она заключается в поддержании одних классов другими. Теоретические основания анархизма П. Кропоткина получили практическое применение в деятельности революционеров-анархистов и в России, и в других странах. ➢ Общественный идеал русского анархизма был связан с идеями: ✓ народной революции, ✓ русского крестьянского социализма, ✓ равенства, справедливости и отсутствия эксплуатации. ➢ Это идеал достижимый посредством народной инициативы «снизу-вверх», путем создания добровольной безгосударственной федерации самоуправляющихся коммун и ассоциаций. ➢ В творчестве Кропоткина анархистское учение эволюционирует к признанию парламентской формы правления, сохраняющей автономию, местное самоуправление, федерализм |