Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение

  • История развития и общая характеристика

  • Идеи русского космизма в науке, философии, религии

  • Список литературы

  • Русский космизм и его влияние на науку хх века


    Скачать 34.64 Kb.
    НазваниеРусский космизм и его влияние на науку хх века
    Дата15.05.2021
    Размер34.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSRS_2.docx
    ТипСамостоятельная работа
    #205232

    Минобрнауки России федеральное государственное бюджетное

    образовательное учреждение высшего образования

    «Казанский национальный исследовательский технологический

    университет»

    (ФГБОУ ВО «КНИТУ»)


    Кафедра « Философии и истории наук»

    Самостоятельная работа студента

    По дисциплине «Философия»

    На тему: «Русский космизм и его влияние на науку ХХ века»


    Выполнил: студент 2 курса

    группы 1191-62 Низеньков Д.А.

    Проверила: Левашева Е.В

    Казань, 2021 год.

    Введение

    Русский космизм – особый духовно - теоретический феномен, возникший в России в конце 19 – начале 20 века. Космизм ориентирован на синтетическое видение реальности, восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания. В русском космизме традиционно принято выделять несколько направлений: религиозно-философское, методологическо-философское и поэтическо-художественное. Однако в качестве концептуальной системы космизм конституируется именно в философской традиции. Это предполагает определение двух основных измерений в русском космизме: религиозно-философского (Федоров, В. Соловьев, Бердяев, Булгаков, Флоренский и др.) и методологическо-философского (Вернадский, Холодный, Чижевский, Н.А. Умов, Циолковский). Если первое видит в человеке замысел Божий, состоящий в необходимости активного участия человечества в божественном творении (обожения природы), то второе рассматривает преобразующую деятельность человечества как космическую (в первую очередь, планетарную) силу, играющую значительную роль в преобразовании мироздания.  Исходя из сказанного выше, русский космизм наделяется потенцией воссоединить научные, философские и утопические идеи. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться. 

    История развития и общая характеристика

    Космизм - своеобразное миропонимание, утверждающее единство человека, человечества и Вселенной. Определяющим в этом отношении является понятие космоса как мира и Вселенной. К этому понятию человеческая мысль обращается на разных этапах своего развития. Сначала в мифологическом воплощении, а затем всё более рационально осмысливаясь, эти идеи нащупывали определенные закономерности во взаимодействии человека и природы, человечества и Вселенной. Такие тенденции наличествуют в любой культуре Востока и Запада.

    Европейская традиция осмысления взаимодействия макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса (человека) зародилась в недрах
    греческой философии. Развиваясь, она уже в Новое время приняла
    форму христианской антропоцентристской формулировки космизма, по которой человек признавался венцом творения. Наука Нового времени, коперниканская революция предложили новую - механистическую и атомистическую концепцию мироздания. Коперниканская парадигма утверждала, что в космосе нет места живым существам. Принцип христианского антропоцентризма отвергался. В результате исчезло представление о мире как гармоническом целом. В науке Нового времени Вселенная представлялась бесконечной игрой атомов, не имеющей какого-либо центра.

    Исследуя природу европейского антропоцентризма, русский космист Н. Г. Холодный отмечал, что он представляет собой «убеждение в том, что человек по своему происхождению и по своей природе есть существо особого рода, высшее, отделенное непереходимой границей от всех других живых существ», занимая, однако, «центральное положение во вселенной»
    В результате в антропоцентризме исчезает древнейшая идея единства человека и космоса.

    «Пустой» космос Коперника, абстрактные системы европейских философов не имели значительного отклика в русской философии; отечественные философы в силу своей антропологической и социальной ориентации еще в XVIII веке начали задумываться о космическом характере земных явлений, о связи человека и Вселенной. Космос для них постепенно превращался в субстанцию и субъект, конкретную всеобщность. В русской философии индивидуалистическую идею антропоцентризма, когда человек отделен от природы и противопоставлен ей, заменяет идея антропокосмизма, когда человек восстанавливает прерванные связи с природой и задумывается о своем месте в ней и в космосе в целом. В конечном итоге русские космисты совершили прорыв в понимании мироздания. Ими впервые был поставлен вопрос о месте человека в космосе и человеческом существовании в структуре космических процессов.

    Так, постепенно накапливаясь, космические представления в русской культуре, науке приобретали форму мировоззренческого целого. Идеи космизма, пройдя через века интеллектуальной биографии русского народа, к середине XIX оформились понятийно; космос превратился в субстанцию и субъект научных построений. А с начала 90-х гг. ХХ века идеи космизма стали объектом историко-философского интереса.

    Идеи русского космизма в науке, философии, религии

    В русском космизме постановка проблемы построения цельного знания требует приведения в единое целое знаний, относящихся к различным уровням реальности начиная с самого общего уровня теокосмизма (богословие), затем софиокосмизма (философия всеединства), исрархокосмизма (эзотерическая традиция) и кончая самыми конкретными уровнями - антропокосмизмом, биокосмизмом (биология) и энергокосмизмом (физика). Это достижимо в живом общечеловеческом организме лишь в результате развития всех сфер и степеней его бытия - через триаду ноогенеза: симфонию - как согласие, синергию - как общее дело и синархию - как структуру живого организма.

    Проблема синтеза религии, философии и науки может быть
    сформулирована как непротиворечивый синтез различных представлений о мире, синтез "различных космизмом" в соответствии с их
    местом в онтологической иерархии. Как богословие (в лице Несмелова) осознает, что внемирность Бога не исключает присутствия Бога в мире, так и философия всеединства (в лице В. Соловьева, П.Флоренского, С. Булгакова) пришла к выводу, что космософийные откровения о мире могут рассматриваться только в синархическом единстве. В этом и заключается сама суть учения христианства о богочеловечности Иисуса Христа, а через него и всего мира, когда мироздание становится истинным космосом - идеальным миром в древнегреческом смысле.

    В качестве философских оснований русского космизма можно
    выделить следующие: онтологические - к которым в первую
    очередь относится концепция всеединства (все связано со всем, и все
    отражается во всем), разработанная в трудах В. С. Соловьева, C. Н. Булгакова, Л. П. Карсавина; гносеологические - «цельное знание» И. В. Киреевского и А. С. Хомякова, «цельное мировоззрение» П. А. Флоренского. Онтологические и гносеологические основания русского космизма совпадают в какой-то мере с мировым космизмом, но этим они не исчерпываются, ибо в русском космизме мир рассматривается не только в его наличной данности, но и с точки зрения его развития и отношения к Творцу. Это позволяет говорить о теологических основаниях русского космизма. Заслуга в их разработке принадлежит Н. Ф. Федорову.

    Николай Федорович Федоров (1828 - 1903) считается одним из родоначальников русского космизма и самым крупным его представителем. Идеи Федорова нашли отражение в его труде “Философия общего дела”. Огромная роль в реализации «философии общего дела» принад­лежит науке. Задача науки: сначала максимально продлить жизнь человека, а затем сделать его организм бессмертным. Затем наука поможет воскресить всех людей, когда-либо живших, причем не в мистически-духовном, а в телесном виде. И хотя Н. Федоров был глубоко религиозным человеком, но в данном случае он полагал, что воскрешение умерших произойдет не после Страшного суда, благодаря вмешательству Бога, а с помощью науки. По мнению философа, люди должны “приводить мир в порядок”, вносить в него гармонию. В результате этого эволюция природы будет не стихийной, а сознательно регулируемой.

    Наука: термин «русский космизм» получил широкое распространение в 80-х гг. прошлого века. Этому способствовали успехи в освоении космоса и внимание к общеметодологическим работам «основателя космонавтики» К.Э.Циолковского (1857 — 1935), к работам его последователей, учителей и предшественников. В понимании термина сразу наметились две тенденции: 1) широкая трактовка русского космизма, как научно-философского направления, умонастроения, мировоззрения, принципа культуры; 2) узкая трактовка, как естественнонаучной школы. Циолковский считал, что понять наш мир правильно можно только с космической точки зрения. Будущее мира связано с освоением космоса человеком. Деятельность разумных существ должна быть направлена на совершенствование взаимодействия человека с космосом. Одну из важнейших задач эволюции живого он видел в освобождении разумных организмов от зависимости по отношению к среде обитания. Циолковский считал, что освоение космоса объединит людей в единое государство, которое будет существовать на бескрайних просторах Вселенной, беспрерывно увеличиваясь.

    Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), как и другие космисты, считал, что благодаря науке человечество получает возможность превратиться в силу, подчиняющую себе Космос и становящуюся ответственной за судьбу биосферы и Космоса. Это объясняется тем, что “научная работа становится проявлением геологической работы человечества, создает особое состояние геологической оболочки — биосферы, где сосредоточено живое вещество планеты: биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу. Ноосфера – эпоха перехода сообщества людей от подчинения стихийным природным к сознательному участию в управлении процессами социальной истории. Синтезом полярных точек зрения математизма и монадизма становится учение о ноосферной синархии. Ноосферная синархия постигается через триаду ноокосмогенеза: Симфонию-Синергию-Синархию. 1) Симфония, или совместное звучание, взаимное согласие - это чувство космической гармонии, одушевленности и взаимной сопряженности, переживание живого единства всего и вся, в то же время это первоначальный этап становления единства многообразия, будь то многообразие мнений, взглядов, мировоззрений, в нашем случае - переход от русской философии как истории к Симфонии архетипов разнообразных мировоззрений в русском космизме, ведущей к Синергии. 2) Синергия, или совместное действие, «общее дело» Федорова, соединение всех сил людей
    в сознательном и нравственном деле управления слепыми силами
    природы, преодолевающем разрушение саму смерть. На смену
    прометеевскому духу покорения природы должны прийти праведность, подвижничество как путь преобразования законов самой
    природы, поскольку эти законы противоречат идеалам нашего нравственного разума и воли. Осознание космической симфонии бытия
    должно явить в качестве достойного плода реальное дело, в котором усилия многих станут Синергией, ведущей к 3) Синархии, общенародной синархической державе, служащей соборным целям раскрытия потенций человека и человечества на пути к вечной жизни через нравственное ноосферное освоение всех сил и пространств Вселенной.

    Изучение русского космизма как целостного социокультурного феномена позволяет рассмотреть с единой точки зрения те пласты отечественной культуры, которые могут стать фундаментом для выработки нового мировоззрения нарождающейся эпохи ноосферы (сферы Нравственного Разума).

    В следствии, в трудах, посвященных русскому космизму, стали рассматриваться новые понятия, отвечающие современным представлениям о космосе и месте человека в нем. Для древнего грека слово «космос» первоначально было синонимом порядка, гармонии, красоты, а со временем оно стало обозначать мирострой, или мир как разумно-прекрасное и структурно - организованное целое. Существование древнегреческого понятия космоса, перешедшего затем и в русскую культуру, привело к двум различным подходам в трактовке космизма.

    Первый подход - это расширенная трактовка русского космизма как фундаментального мировоззрения, восходящего в своих основах к грекоправославным представлениям о Богочеловеческом Логосе и в то же время несущего на себе печать древнеславянской почтительности перед «космическим божеством» природы. Второй подход - связан с естественнонаучными представлениями о внебожественности Вселенной и ведет к разделению целостности культуры на различные сферы, между которыми лежит непроходимая пропасть.

    Заключение

    Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в.

    Сейчас человечество вступило в новый этап своей эволюции - этап практического освоения космического пространства и, следовательно, становления человечества как субъекта жизнедеятельности. Но все еще не менее значительными на сегодня остаются система проблем, выдвинутых русскими космистами. Они обозначили быстро увеличивающийся разрыв между человеком и природой, грозящий глобальной катастрофой. Проблемы эти, получившие в настоящее время название глобальных (проблемы глобализации), связаны прежде всего с экологией, с борьбой миллионов людей планеты, независимо от национальных, идеологических и религиозных разногласий, за сохранение жизни на Земле. И здесь обнаруживается прозорливая мудрость русских мыслителей-космистов с их идеями всечеловеческих ценностей, ноосферного мышления, космической эволюции человека в целом.

    Список литературы

    1. Грицанов А.А. Новейший философский словарь [Электронный ресурс] / А.А.Грицанов – М.: Научное издание, 1999 – 617с. – Электронная версия печатной публикации.- URL: https://www.e-reading.by/chapter.php/149350/616/Gricanov_-_Noveiishiii_filosofskiii_slovar%27.html

    2. Емельянов Б. В. История русской философии. Космизм [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Б.В. Емельянов – 2 изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016 – 220с. – Электронная версия печатной публикации. – URL: http://avidreaders.ru/read-book/istoriya-russkoy-filosofii-kosmizm-2-e.html

    3. Идеи русского космизма / “StudFiles” – файловый архив для студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://studfiles.net/preview/6318350/page:21/



    написать администратору сайта