Русский Народный Свадебный обряд. Русский нарoдный свадебный oбряд Брачный обряд, что описывают, как древний русский
Скачать 50.5 Kb.
|
Русский нарoдный свадебный oбряд Брачный обряд, что описывают, как «древний русский», сформировался не так давно — после того, как Русь крестили и постарались избавить от ведических традиций. Но некоторые «языческие» элементы сохраняются до сих пор, например, осыпание зерном, перенос невесты через порог, объединение рук жениха и невесты полотенцем и другие. Женитьбы на Руси, как правило, праздновались по такoму плану: сватовство, смотрины, рукобитие, вытие, девичник, выкуп, венчание, гуляние, свадебный пир. Всякий пункт свадебного обряда включал в себе множество обрядовых деяний невесты, жениха, дружки, дружка, будущей тёщи и других участников, а также обрядовые песни и разные формальные процедуры. Обряды символизировали переход девицы из рода отца в род мужа. Невеста будто «умирала» для своего рода (отсюда и вытие, и причитание) и «рождалась» в другом роду. Сватовство. Сватанье представлялось как сбор сведений о невесте. Первый день сватовства назначали, ежели собранные данные удовлетворяли семью жениха. Сватали обычно родичи жениха, впрочем сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты. Часто сват иносказательно сообщал о цели своего прихода, то есть говорил некий ритуальный текст. В такой же манере отзывались и родители невесты. Текст мог быть таким: “У вас имеется цветочек, а у нас садочек. Нельзя ли нам сей цветочек пересадить в садочек?” “ Молодой гусачок подыскивает себе гусочку. Нет ли в вашем доме гусочки?” “Есть у нас гусочка, только она ещё молоденька...” Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже когда были рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать. Затем родители говорили ответ. Одобрение невесты не требовалось, подчас сватанье могло происходить и без девушки. Чаще всего в роли сватов выступали специально нанятые свахи. В их функции входило не только само сватовство, но и зачастую подбор самой невесты из подходящих кандидатур. Они должны были узнавать о том, какое приданое даётся за невестой и в чём оно состоит. Кроме того, через сваху жених узнавал тонкости о внешности и нраве невесты, которую в отдельных случаях мог видеть свободно лишьв день свадьбы. Смотрины. Через смотрины должна была пройти каждая невеста. Девушку выводили на середину комнаты и предлагали совершить различные действия: пройтись перед лавкой, приподнять поочередно обе руки, снять с головы платок и т.д. При таком осмотре были видны все физические изъяны. По окончании смотрин ждали решения жениха. Если невеста устраивала, договаривались о дальнейших действиях. Или смотрители выходили на крыльцо для совещания. Потом жених возвращался, и мать девушки подносила ему стакан мёда. Если парень выпивал весь стакан — жди сватов. Если подносил ко рту и тут же ставил на стол — не бывать свадьбе. Также «смотрели» и хозяйство жениха. От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды. Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху. Но, если родители невесты оставались довольны результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, то они назначали день публичного сватовства — рукобитья. Рукобитие. Именно с этого дня начиналась свадьба. Обычно «сговор» проводится примерно через две недели после сватовства и происходил в доме невесты. На него собиралось большинство жителей деревни, так как день «сговора» был определён после осмотра хозяйства жениха, а за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей деревне. На «сговоре» родители жениха и невесты должны были договориться о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой, о предстоящих расходах, количестве подарков, о кладке, приданом и т.д. Также при рукобитии распределяли свадебные чины, распределяемые между гостями на свадьбе. В заключении, отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, нередко для этого надевая холщовые рукавицы. Всё это должно было означать крепость и обязательность выполнения договора. После «рукобития» невеста считалась просватанной. Вытие. Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю). В это время готовилось приданое. На «неделе» жених должен был приехать с подарками. В северной традиции все действия на «неделе» сопровождаются причётами невесты, в том числе и приезд жениха. Вытие — свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей и проводила всё время перед свадьбой «в слезах и вытье», «в голошении». На невесту надевали что-то вроде фаты, из-за которой она не могла ничего видеть, поэтому нуждалась в сопровождении. Такой обряд назывался завешиванием. Девичник. Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами. На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») — расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Причитая и плача, подруги в последний раз расплетали девичью косу, а косник невеста передавала младшей сестрёнке или незамужней подружке. На девичник во всём доме развешивали рукотворные творения невесты. Это были рушники и салфетки, рубахи и платья, домотканые коврики. Всё то, что она научилась делать за свою жизнь. Важным элементом являлось также ритуальное омовение невесты в бане накануне свадьбы. Знахарка читала в бане невесте заговоры от измены. Первый день свадьбы. В первый день свадьбы обычно происходило следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир. Выкуп свадебный. В некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу. Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляет свадебный поезд с бубенцами Колокольцы и бубенцы — не просто украшение свадебного поезда. Они не только придавали праздничность всей процессии, но и оберегали её. Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники пели специальные песни. Приезд жениха выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупать может как сам жених, так и дружка. Выкупалась и невеста. Выкупать невесту могут или у подружек, или у родителей. Иногда имел место «обман» жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз. Здесь используется ещё один обряд — подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча. Конкретная дорога, которая должна быть подметена, разнится в разных традициях. Приезд в дом жениха. После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Обязателен в обряде благословения хлеб. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода. Свадебный пир. После венчания невеста причитать перестаёт. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Молодые отправлялись за подарками в дом невесты. Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово угощение для гостей. Начинается свадебный пир. Во время пира пели величальные песни. Пир мог длиться два или три дня. На второй день пир продолжался в доме невесты. Если пировали три дня, на третий снова возвращались к жениху. «Укладывание» и «бужение» молодых. Вечером осуществлялось «укладывание молодых» — сваха или постельница готовила брачную постель, которую жених должен был выкупить. Пир в это время часто продолжался. На следующее утро дружка, сваха или свекровь «будили» молодых. Часто после «бужения» гостям демонстрировали «честь» невесты — рубашку или простыню со следами крови. В других местах о «чести» невесты свидетельствовал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог, или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лёд ломал или грязь топтал?». Если невеста оказывалась «нечестной», её родителей могли подвергнуть осмеянию, повесить на шею хомут, замазать ворота дёгтем и так далее. Второй день свадьбы. На второй день свадьбы невеста обычно выполняла обрядовые действия. Например, хождение «молодухи» за водой с двумя вёслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна — молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями. В этот же день жених приезжал к тёще. Она его угощала специально приготовленной едой. Тарелка накрывалась платком, а зять привозил ей подарок-выкуп платка. Третий день свадьбы. Свадьбу заканчивали праздновать в доме мужа на третий день. В этот день сватов «выгоняли» из дома, родственники мужа били горшки о дверь, сваты пели и плясали на лавках. У порога дома молодого мужа в последний день празднования свадьбы забивали кол, символизируя завершение пиров и гуляний. Русские народные свадебные поверья и приметы. Свадебный ритуал издавна сопровождался определенными обрядами и приметами. Обряды, пройдя сквозь века, стали мягче, проще и человечнее. Но свадебные приметы, хоть и пополнились новыми суевериями, остались такими же строгими. Верить им или нет — каждый решает сам. Любое суеверие возникло не на пустом месте. Именно поэтому большую часть примет можно объяснить даже самым категорично настроенным людям обычными жизненными ситуациями. Как правило, все поверья и приметы на свадьбу так или иначе, связаны со здоровьем людей, сохранением имущества и умением быть счастливыми. Например, порванные платья и костюмы — это всегда к сварливым родственникам. Что не удивительно, ведь в древности свадебный наряд был семейным достоянием и передавался по наследству. И порча такого платья легко приводила к семейному скандалу. Что же касалось будущего счастья, то здесь все традиционно построено на принципе «наоборот». Так, если во время торжества разбилась посуда — значит, в семейной жизни не будет ссор. В современном прочтении эта примета стала отдельным ритуалом, когда жених и невеста, выйдя из ЗАГСа, разбивают «на счастье» те бокалы, в которых пьют шампанское. Также приметы счастливой свадьбы советуют невесте перед самим торжеством обязательно поплакать, корни этой приметы в «вытие». Сегодня это совсем не так, но с психологической точки зрения, такие слезы помогают снизить нервное напряжение, а значит — само торжество, как и семейная жизнь, девушке будет в радость. Поэтому невесты плакали и плачут на свадьбе, порой, не зная, что это важная примета, сулящая счастье в браке. Свадебное платье Девушка, переходящая в новую семью, была залогом процветания и будущего целого рода. На нее возлагали надежды, связанные с рождением детей. А умение держать дом в чистоте, создавать уют и находить общий язык с новыми родственниками — это важно и для личного счастья каждой невесты. Поэтому неудивительно, что именно невеста была и остается под пристальным вниманием гостей. И больше всего ограничений связано с ее действиями и нарядом. Так, приметы про свадебное платье запрещают невесте: 1. Надевать свой наряд через ноги, а не через голову; 2. Надевать свадебное платье, взятое взаймы (хотя сегодня эта примета соблюдается не столь строго); 3. Носить платье, на котором в виде украшения имеются узелки, шнурки и плетения, но при этом под платье можно прикрепить специальный узелковый оберег; 4. Одеваться и показываться в платье перед женихом до церемонии; носить раздельный костюм, а не цельнокроеное платье; 5. Давать мерить что-то из своего туалета: платье, фату, туфли или кольцо кому-то другому. Также считается, что если свадебный туалет был целиком надет до венчания, например, при примерке, то самой свадьбы не будет. Что же касается цвета платья, то сейчас он почти не имеет значение. Народная мудрость осуждает только зеленый цвет, который никак не связан со свадебным ритуалом. Именно его следует избегать в наряде. Еще среди огромного количества поверий можно встретить и приметы-предупреждения: порванное платье — к сварливой и злой свекрови, продать платье — лишиться защиты рода. А если на подоле платья сделать несколько стежков или нашить две красные ленты, то невеста будет защищена от сглаза. Также свидетельница для той же цели может приколоть к платью невесты булавку. Свои правила есть и связанные с нижним бельем и разными деталями наряда. Невесте вменяется носить нижнее белье только белого цвета. Это символизирует чистоту помыслов. Обувь должна быть удобной и лучше всего старой. Это очень практичное суеверие, потому что неподобранная правильно обувь может стать причиной боли в ногах, что помешает свадебному веселью. Идеально, если на свадьбу невеста наденет на себя что-то новое, что-то старое и что-то одолженное. Новым является само платье, старым — обувь, а одолженным может быть носовой платок, взятый у матери. Такой платок будет не только дополнительным оберегом, но и пригодится для утирания слез. Невесте строжайше запрещено одалживать, продавать или просто кому-то давать поносить свою фату. Такое табу вызвано не только тем, что фата — это ритуальный символ, но и с поверьем, что именно на фату можно сделать страшную порчу. После свадьбы фата хранится у молодой жены. А вот свадебные приметы про букет невесты появились совсем недавно. Это связано с тем, что в древности на Руси таких букетов не было. Зато цветы были в венках. При этом здесь народная мудрость запрещает вкалывать отдельные цветы в саму прическу — те должны быть только в фате или в виде венка. Что же касается букета, то вместе с ним из Европы приехала и традиция кидать его в толпу незамужних подружек. Которая из них поймает букет, та и выйдет замуж следующая. В течение дня букет нужно держать в руках, а во время банкета поставить в вазу на стол перед невестой. Не обошла народная наблюдательность и жениха. Правда основные свадебные приметы для невесты и жениха очень похожи и отличаются только в небольших деталях. Конечно, от будущего главы семьи никто не ждет слез, да и костюм его не требует к себе такого трепетного отношения, однако пришитые на пиджак красные ленточки, подколотые булавки или сделанные стежки и здесь нужны для защиты от сглаза. А бутоньерка жениха после свадьбы хранится дома также трепетно, как и фата невесты. Что же касается отдельных примет для будущего мужа, то их не очень много. Прежде всего — это те, что связанны с ритуалом кидания подвязки. Жених снимает с ноги невесты или забирает у нее подвязку и кидает в толпу своих неженатых друзей. Тот, кто поймает ее вскоре жениться. Также важно, чтобы именно жених покупал венчальные кольца. При этом и у него, и у невесты кольца должны быть из одного металла и абсолютно гладкими, без камней, гравировок и завитушек. Какие кольца — такая и жизнь у молодоженов. Не стоит делать венчальные кольца из других украшений, даже если для этого использовались кольца родителей. При обмене кольцами также стоит быть очень осторожными. В древности считалось, что если уронить кольцо на пол в этот момент — это приведет к распаду семьи. А потеря кольца означает расставание для супругов. Хоть невеста или родственники могут не верить в такое суеверие, в случае потери венчального кольца испортившееся настроение обеспечено. Даже если ритуальный обмен кольцами прошел успешно, то пустую коробочку из-под них жениху трогать было нельзя. Их приносят и убирают оба свидетеля. Также друг жениха перед тем, как жених приведет невесту в свой дом, может положить под порог дома незапертый замок. После того, как молодожены окажутся внутри, замок закрывается, а ключ выкидывается. Такая примета символизирует крепкое семейное счастье. Жених же при этом должен переносить невесту на руках. Так он защищает ее от порчи. Важна роль свидетельницы на свадьбе, а приметы связанные с ней очень категоричны. Прежде всего, на эту «должность» выбирается девушка, отвечающая строгим критериям: -не вдова, - младше невесты хотя бы на один день, - не тезка. При этом если свидетельница уже была где-то в этой роли, то значит, у нее самой будет счастливый брак. Также именно подруга невесты должна приколоть той на платье булавку или подшить подол нитками. При этом она не должна уколоться сама или уколоть невесту. Помимо всего прочего, именно дружок и дружка во время свадебного банкета кричат «Сладко!», когда гости будут кричать «Горько. А так как путь жениха и невесты в день свадьбы никто не должен пересекать, то именно свидетели идут везде первыми перед парой молодоженов. С гостями и приглашенными на свадьбу родственниками и друзьями связано куда больше запретов, чем разрешений.Например, гостей нельзя пускать в спальню молодоженов. Также родители и свидетели должны следить за тем, чтобы никто из гостей, в чьи обязанности не входит одевание невесты и жениха, не поправлял на них одежду. А чтобы свадьба была веселой, принято приглашать нечетное количество гостей. Гости не должны дарить вилки, ложки и ножи. Многое в свадебных суевериях связано с погодой и временами года. В разных культурах девушек выдавали замуж по-разному: где-то считали самыми подходящими для этой цели весенние месяцы, но чаще всего такие торжества приходились на август-октябрь. Сегодня свадьбу можно отметить в любой день года. Поэтому часть примет связана с погодными условиями. Так, дождь в день свадьбы — примета, которая сулит счастье и богатство. Чем сильнее и продолжительнее дождь, тем лучше. А так как на Руси одним из самых подходящих свадебных времен года также считалась зима, то и снег — тоже является хорошим символом, означающим достаток и благополучие. Вообще, особенная свадьба зимой и приметы имеет особенные. Если свадьба справляется в день масленицы, то значит, что достаток и веселая жизнь в доме будут идти рука об руку. Лучшим зимним месяцем для свадьбы считается февраль. Бракосочетание в это время — жизнь душа в душу для будущих мужа и жены. Также хороша свадьба в декабре. Здесь поверья обещают вечное чувство влюбленности у супругов. А вот январская свадьба сулит скорое вдовство. Влияние свадебного ритуала настолько велико, что встретить свадьбу — примета очень распространенная. Но она сложна тем, что имеет несколько разных и противоречивых значений. Конечно, это далеко не все известные приметы и суеверия на свадьбу. Однако это важное для каждого человека событие настолько зависит от обрядов и поверий, что даже самые далекие от понимания их значений люди невольно соблюдают их. Верить же в силу народной мудрости или нет, решать молодоженам. В любом случае, какой идеальной не была бы свадьба, без взаимопонимания, уважения и доверия между супругами, благополучной семейной жизни не будет. |