Главная страница
Навигация по странице:

  • 18.3.4. Композиция объектов

  • 18.4.1. Область видимости класса при множественном наследовании

  • Язык программирования C++. Вводный курс. С для начинающих


    Скачать 5.41 Mb.
    НазваниеС для начинающих
    Дата24.08.2022
    Размер5.41 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯзык программирования C++. Вводный курс.pdf
    ТипДокументы
    #652350
    страница88 из 93
    1   ...   85   86   87   88   89   90   91   92   93
    943
    { ... }
    18.3.3.
    Защищенное наследование
    Третья форма наследования – это защищенное наследование. В таком случае все открытые члены базового класса становятся в производном классе защищенными, т.е. доступными из его дальнейших наследников, но не из любого места программы вне иерархии классов. Например, если бы нужно было унаследовать PeekbackStack от
    Stack
    , то закрытое наследование class Stack : private IntArray { ... } было бы чересчур ограничительным, поскольку закрытие членов IntArray в классе
    Stack делает невозможным их последующее наследование. Для того чтобы поддержать наследование вида: class PeekbackStack : public Stack { ... }; класс Stack должен наследовать IntArray защищенно: class Stack : protected IntArray { ... };
    18.3.4.
    Композиция объектов
    Есть две формы композиции объектов:

    композиция по значению, когда членом одного класса объявляется сам объект другого класса. Мы показывали это в исправленной реализации PeekbackStack;

    композиция по ссылке, когда членом одного класса является указатель или ссылка на объект другого класса.
    Композиция по значению обеспечивает автоматическое управление временем жизни объекта и семантику копирования. Кроме того, прямой доступ к объекту оказывается более эффективным. А в каких случаях следует предпочесть композицию по ссылке?
    Предположим, что мы решили с помощью композиции представить класс Endangered.
    Надо ли определить его объект непосредственно внутри ZooAnimal или сослаться на него с помощью указателя или ссылки? Сначала выясним, все ли объекты ZooAnimal обладают этой характеристикой, а если нет, то может ли она изменяться с течением времени (допустимо ли добавлять или удалять эту характеристику).
    Если ответ на первый вопрос положительный, то, как правило, лучше применить композицию по значению. (Как правило, но не всегда, поскольку с точки зрения template < class item, class container > class Unbounded_Queue: private Simple_List< item >, //
    ðåàëèçàöèÿ public Queue< item > //
    èíòåðôåéñ
    // увы: при этом не ïîääåðæèâàåòñÿ дальнейшее наследование
    // PeekbackStack: все члены IntArray теперь закрыты

    С++ для начинающих
    944
    эффективности включение больших объектов не оптимально, особенно когда они часто копируются. В таких случаях композиция по ссылке позволит обойтись без ненужных копирований, если применять при этом подсчет ссылок и технику, называемую
    копированием при записи. Увеличение эффективности, правда, достигается за счет усложнения управления объектом. Обсуждение этой техники не вошло в наш вводный курс; тем, кому это интересно, рекомендуем прочитать книгу [KOENIG97], главы 6 и 7.)
    Если же оказывается, что только некоторые объекты класса ZooAnimal обладают указанной характеристикой, то лучшим вариантом будет композиция по ссылке (скажем, в примере с зоопарком не имеет смысла включать в процветающие виды большой объект, описывающий виды вымирающие).
    Поскольку объекта Endangered может и не существовать, то представлять его надо указателем, а не ссылкой. (Предполагается, что нулевой указатель не адресует объект.
    Ссылка же всегда должна именовать определенный объект. В разделе 3.6 это различие объяснялось более подробно.)
    Если ответ на второй вопрос положительный, то необходимо задать функции, позволяющие вставить и удалить объект Endangered во время выполнения.
    В нашем примере лишь небольшая часть всего множества животных в зоопарке находится под угрозой вымирания. Кроме того, по крайней мере теоретически, данная характеристика не является постоянной, и, допустим, в один прекрасный день это может перестать грозить панде.
    };
    Если предполагается, что наше приложение будет работать на разных платформах, то полезно инкапсулировать всю платформенно-зависимую информацию в иерархию абстрактных классов, чтобы запрограммировать платформенно-независимый интерфейс.
    Например, для вывода объекта ZooAnimal на дисплей UNIX-машины и ПК, можно определить иерархию классов DisplayManager: class DisplayPC : public DisplayManager { ... };
    Наш класс ZooAnimal не является разновидностью класса DisplayManager, но
    содержит экземпляр последнего посредством композиции, а не наследования. Возникает вопрос: использовать композицию по значению или по ссылке?
    Композиция по значению не может представить объект DisplayManager, с помощью которого можно будет адресовать либо объект DisplayUNIX, либо объект DisplayPC. class ZooAnimal { public:
    // ... const Endangered* Endangered() const; void addEndangered( Endangered* ); void removeEndangered();
    // ... protected:
    Endangered *_endangered;
    // ... class DisplayManager { ... }; class DisplayUNIX : public DisplayManager { ... };

    С++ для начинающих
    945
    Только ссылка или указатель на объект DisplayManager позволят нам полиморфно манипулировать его подтипами.
    Иначе говоря, объектно-ориентированное программирование поддерживается только композицией по ссылке (подробнее см.
    [LIPPMAN96a].)
    Теперь нужно решить, должен ли член класса ZooAnimal быть ссылкой или указателем на DisplayManager:

    член может быть объявлен ссылкой лишь в том случае, если при создании объекта
    ZooAnimal имеется реальный объект DisplayManager, который не будет изменяться по ходу выполнения программы;

    если применяется стратегия отложенного выделения памяти, когда память для объекта DisplayManager выделяется только при попытке вывести объект на дисплей, то объект следует представить указателем, инициализировав его значением 0;

    если мы хотим переключать режим вывода во время выполнения, то тоже должны представить объект указателем, который инициализирован нулем.
    Под
    переключением мы понимаем предоставление пользователю возможности выбрать один из подтипов DisplayManager в начале или в середине работы программы.
    Конечно, маловероятно, что для каждого подобъекта ZooAnimal в нашем приложении будет нужен собственный подтип DisplayManager для отображения. Скорее всего мы ограничимся статическим членом в классе ZooAnimal, указывающим на объект
    DisplayManager
    Упражнение 18.6
    Объясните, в каких случаях имеет место наследование типа, а в каких – наследование реализации:
    (f) DrawableGeom : Geom, Canvas // рисуемая фигура : фигура, холст
    Упражнение 18.7
    Замените член IntArray в реализации PeekbackStack (см. раздел 18.3.1) на класс deque из стандартной библиотеки. Напишите небольшую программу для тестирования.
    Упражнение 18.8
    Сравните композицию по ссылке с композицией по значению, приведите примеры их использования.
    18.4.
    Область видимости класса и наследование
    У каждого класса есть собственная область видимости, в которой определены имена членов и вложенные типы (см. разделы 13.9 и 13.10). При наследовании область видимости производного класса вкладывается в область видимости непосредственного базового. Если имя не удается разрешить в области видимости производного класса, то поиск определения продолжается в области видимости базового.
    (a) Queue : List // очередь : список
    (b) EncryptedString : String // зашифрованная строка : строка
    (c) Gif : FileFormat
    (d) Circle : Point // окружность : точка
    (e) Dqueue : Queue, List

    С++ для начинающих
    946
    Именно эта иерархическая вложенность областей видимости классов при наследовании и делает возможным обращение к именам членов базового класса так, как если бы они были членами производного. Рассмотрим сначала несколько примеров одиночного наследования, а затем перейдем к множественному. Предположим, есть упрощенное определение класса ZooAnimal:
    }; и упрощенное определение производного класса Bear:
    };
    Когда мы пишем: bear.is_a; то имя разрешается следующим образом:

    bear
    – это объект класса Bear. Сначала поиск имени is_a ведется в области видимости Bear. Там его нет.

    Поскольку класс Bear производный от ZooAnimal, то далее поиск is_a ведется в области видимости последнего. Обнаруживается, что имя принадлежит его члену.
    Разрешение закончилось успешно.
    Хотя к членам базового класса можно обращаться напрямую, как к членам производного, они сохраняют свою принадлежность к базовому классу. Как правило, не имеет значения, в каком именно классе определено имя. Но это становится важным, если в базовом и производном классах есть одноименные члены. Например, когда мы пишем: bear.ival; class ZooAnimal { public: ostream &print( ostream& ) const;
    // сделаны открытыми только ради демонстрации разных случаев string is_a; int ival; private: double dval; class Bear : public ZooAnimal { public: ostream &print( ostream& ) const;
    // сделаны открытыми только ради демонстрации разных случаев string name; int ival;
    Bear bear;

    С++ для начинающих
    947
    ival
    – это член класса Bear, найденный на первом шаге описанного выше процесса разрешения имени.
    Иными словами, член производного класса, имеющий то же имя, что и член базового, маскирует последний. Чтобы обратиться к члену базового класса, необходимо квалифицировать его имя с помощью оператора разрешения области видимости: bear.ZooAnimal::ival;
    Тем самым мы говорим компилятору, что объявление ival следует искать в области видимости класса ZooAnimal.
    Проиллюстрируем использование оператора разрешения области видимости на несколько абсурдном примере (надеемся, вы никогда не напишете чего-либо подобного в реальном коде):
    }
    Неквалифицированное обращение к ival разрешается в пользу формального параметра.
    (Если бы переменная ival не была определена внутри mumble(), то имел бы место доступ к члену класса Bear. Если бы ival не была определена и в Bear, то подразумевался бы член ZooAnimal. А если бы ival не было и там, то речь шла бы о глобальном объекте.)
    Разрешение имени члена класса всегда предшествует выяснению того, является ли обращение к нему корректным. На первый взгляд, это противоречит интуиции.
    Например, изменим реализацию mumble():
    }
    Можно возразить, что алгоритм разрешения должен остановиться на первом допустимом в данном контексте имени, а не на первом найденном. Однако в приведенном примере алгоритм разрешения выполняется следующим образом:
    (a) Определено ли dval в локальной области видимости функции-члена класса Bear?
    Нет.
    (b) Определено ли dval в области видимости Bear? Нет. int ival; int Bear::mumble( int ival )
    { return ival + // обращение к параметру
    ::ival + // обращение к глобальному объекту
    ZooAnimal::ival +
    Bear::ival; int dval; int Bear::mumble( int ival )
    {
    // ошибка: разрешается в пользу закрытого члена ZooAnimal::dval return ival + dval;

    С++ для начинающих
    948
    (c) Определено ли dval в области видимости ZooAnimal? Да. Обращение разрешается в пользу этого имени.
    После того как имя разрешено, компилятор проверяет, возможен ли доступ к нему. В данном случае нет: dval является закрытым членом, и прямое обращение к нему из mumble()
    запрещено. Правильное (и, возможно, имевшееся в виду) разрешение требует явного употребления оператора разрешения области видимости: return ival + ::dval; // правильно
    Почему же имя члена разрешается перед проверкой уровня доступа? Чтобы предотвратить тонкие изменения семантики программы в связи с совершенно независимым, казалось бы, изменением уровня доступа к члену. Рассмотрим, например, такой вызов:
    }
    Если бы функция foo() была перегруженной, то перемещение члена ZooAnimal::dval из закрытой секции в защищенную вполне могло бы изменить всю последовательность вызовов внутри mumble(), а разработчик об этом даже и не подозревал бы.
    Если в базовом и производном классах есть функции-члены с одинаковыми именами и сигнатурами, то их поведение такое же, как и поведение данных-членов: член производного класса лексически скрывает в своей области видимости член базового. Для вызова члена базового класса необходимо применить оператор разрешения области видимости:
    }
    18.4.1.
    Область видимости класса при множественном
    наследовании
    Как влияет множественное наследование на алгоритм просмотра области видимости класса? Все непосредственные базовые классы просматриваются одновременно, что может приводить к неоднозначности в случае, когда в нескольких из них есть одноименные члены. Рассмотрим на нескольких примерах, как возникает неоднозначность и какие меры можно предпринять для ее устранения. Предположим, есть следующий набор классов: int dval; int Bear::mumble( int ival )
    { foo( dval );
    // ... ostream& Bear::print( ostream &os) const
    {
    // вызывается ZooAnimal::print(os)
    ZooAnimal::print( os ); os << name; return os;

    С++ для начинающих
    949
    };
    Panda объявляется производным от двух классов:
    };
    Хотя при наследовании функций print() и highlight() из обоих базовых классов
    Bear и Endangered имеется потенциальная неоднозначность, сообщение об ошибке не выдается до момента явно неоднозначного обращения к любой из этих функций.
    В то время как неоднозначность двух унаследованных функций print() очевидна с первого взгляда, наличие конфликта между членами highlight() удивляет (ради этого пример и составлялся): ведь у них разные уровни доступа и разные прототипы. Более того, экземпляр из Endangered – это член непосредственного базового класса, а из
    ZooAnimal
    – член класса, стоящего на две ступеньки выше в иерархии.
    Однако все это не имеет значения (впрочем, как мы скоро увидим, может иметь, но в случае виртуального наследования). Bear наследует закрытую функцию-член highlight()
    из ZooAnimal; лексически она видна, хотя вызывать ее из Bear или Panda запрещено. Значит, Panda наследует два лексически видимых члена с именем highlight, поэтому любое неквалифицированное обращение к этому имени приводит к ошибке компиляции.
    Поиск имени начинается в ближайшей области видимости, объемлющей его вхождение.
    Например, в коде class Endangered { public: ostream& print( ostream& ) const; void highlight();
    // ...
    }; class ZooAnimal { public: bool onExhibit() const;
    // ... private: bool highlight( int zoo_location );
    // ...
    }; class Bear : public ZooAnimal { public: ostream& print( ostream& ) const; void dance( dance_type ) const;
    // ... class Panda : public Bear, public Endangered { public: void cuddle() const;
    // ...

    С++ для начинающих
    950
    } ближайшей будет область видимости класса Panda, к которому принадлежит yin_yang.
    Если же мы напишем:
    } то ближайшей будет локальная область видимости функции-члена mumble(). Если объявление dance в ней имеется, то разрешение имени на этом благополучно завершится.
    В противном случае поиск будет продолжен в объемлющих областях видимости.
    В случае множественного наследования имитируется одновременный просмотр всех поддеревьев наследования – в нашем случае это класс Endangered и поддерево
    Bear
    /ZooAnimal. Если объявление обнаружено только в поддереве одного из базовых классов, то разрешение имени заканчивается успешно, как, например, при таком вызове dance()
    : yin_yang.dance( Bear::macarena );
    Если же объявление найдено в двух или более поддеревьях, то обращение считается неоднозначным и компилятор выдает сообщение об ошибке. Так будет при неквалифицированном обращении к print():
    }
    На уровне программы в целом для разрешения неоднозначности достаточно явно квалифицировать имя нужной функции-члена с помощью оператора разрешения области видимости: int main()
    {
    Panda yin_yang; yin_yang.dance( Bear::macarena ); void Panda::mumble()
    { dance( Bear::macarena );
    // ...
    // правильно: Bear::dance() int main()
    {
    // ошибка: неоднозначность: одна из
    // Bear::print( ostream& ) const
    // Endangered::print( ostream& ) const
    Panda yin_yang; yin_yang.print( cout );

    С++ для начинающих
    951
    }
    Предложенный способ неэффективен: теперь пользователь вынужден решать, каково правильное поведение класса Panda; однако лучше, если такого рода ответственность примет на себя проектировщик и класс Panda сам устранит все неоднозначности, свойственные его иерархии наследования. Простейший способ добиться этого – задать квалификацию уже в определении экземпляра в производном классе, указав тем самым требуемое поведение:
    }
    Поскольку успешная компиляция производного класса, наследующего нескольким базовым, не гарантирует отсутствия скрытых неоднозначностей, мы рекомендуем при тестировании вызывать все функции-члены, даже самые тривиальные.
    Упражнение 18.9
    Дана следующая иерархия классов: int main()
    {
    // правильно, но не лучшее решение
    Panda yin_yang; yin_yang.Bear::print( cout ); inline void Panda::highlight() {
    Endangered::highlight();
    } inline ostream&
    Panda::print( ostream &os ) const
    {
    Bear::print( os );
    Endangered::print( os ); return os;

    С++ для начинающих
    952
    }; и структура функции-члена MI::foo():
    }
    (a) Какие члены видны в классе MI? Есть ли среди них такие, которые видны в нескольких базовых?
    (b) Какие члены видны в MI::foo()? class Base1 { public:
    // ... protected: int ival; double dval; char cval;
    // ... private: int *id;
    // ...
    }; class Base2 { public:
    // ... protected: float fval;
    // ... private: double dval;
    // ...
    }; class Derived : public Base1 { public:
    // ... protected: string sval; double dval;
    // ...
    }; class MI : public Derived, public Base2 { public:
    // ... protected: int *ival; complex cval;
    // ... int ival; double dval; void MI:: foo( double dval )
    { int id;
    // ...

    С++ для начинающих
    953
    Упражнение 18.10
    Пользуясь иерархией классов из упражнения 18.9, укажите, какие из следующих присваиваний недопустимы внутри функции-члена MI::bar():
    (c) id = 1;
    Упражнение 18.11
    Даны иерархия классов из упражнения 18.9 и скелет функции-члена MI::foobar():
    }
    (a) Присвойте локальной переменной dval сумму значений члена dval класса Base1 и члена dval класса Derived.
    (b) Присвойте вещественную часть члена cval класса MI члену fval класса Base2.
    (c) Присвойте значение члена cval класса Base1 первому символу члена sval класса
    Derived
    Упражнение 18.12
    Дана следующая иерархия классов, в которых имеются функции-члены print(): void MI:: bar()
    { int sval;
    // вопрос упражнения относится к коду, начинающемуся с этого места ...
    }
    (a) dval = 3.14159; (d) fval = 0;
    (b) cval = 'a'; (e) sval = *ival; int id; void MI:: foobar( float cval )
    { int dval;
    // вопросы упражнения относятся к коду, начинающемуся с этого места ...

    С++ для начинающих
    1   ...   85   86   87   88   89   90   91   92   93


    написать администратору сайта