С. И. Львова утверждает "Пунктуационные знаки имеют свое определенное значение в письменной речи как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый "ха
Скачать 42.5 Kb.
|
108 С.И. Львова утверждает: "Пунктуационные знаки имеют свое определенное значение в письменной речи. как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер" " Нельзя не согласиться с ее мнением. . Знаки препинания, по выражению А. П. Чехова, - это «ноты при чтении», которые помогают в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении. В предложенном тексте М.Агеева нахожу следующие знаки препинания: точку , запятую, тире.. Так, одним из самых распространенных знаков в тексте является запятая. Она встречается и в сложном предложении, и в простом осложненном. В предложении №3 запятыми выделяется вводное слово «видно», передающее неуверенность героя в поступке матери. А в предложении №6 употребляется запятая при обращении «Вадичка», помогающее в процессе общения обозначить лицо, которому адресована речь. .Таким образом, предложенное для анализа высказывание справедливо. В. 107 . Лингвист А. А. Реформатский утверждает: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Нельзя не согласиться с его мнением.Синтаксис изучает строй связной речи, а значит, именно этот раздел языка помогает решать функцию общения. Докажу на примерах из текста В. Дроганова. Так,важным синтаксическим приёмом является диалог (форма речи, при которой и происходит общение), представленный в предложенном фрагменте очень широко.Предложения 17 – 19(«- Спасибо за подарок…»), являющиеся репликами диалога, отличаются краткостью высказывания, свойственной разговорной речи. В репликах диалога нахожу обращение «Санек, …» (предложение №6), помогающее в процессе общения обозначить лицо, которому адресована речь. Таким образом, могу сделать вывод, что прав был лингвист А. А. Реформатский: синтаксис, представленный в этом тексте в форме диалога, обращений, позволяет выполнить коммуникативную функцию языка. 106 Я согласен с высказыванием М.Н.Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Ведь читая книгу или слушая человека, мы представляем образы, те о которых рассказывается. А ведь их нельзя представить без художественной речи автора, который не просто рассказывает, а рассказывает красиво. Докажем это на примерах из текста Э. Шима. Например, в предложении 13 автор использует такие средства выразительности, как просторечные слова, эпитеты, что помогает, нам, читателям представить картину. В этом предложение используются такие просторечные слова, как "сгорбясь", "защелкнут", и такие эпитеты, как "закаменевший подбородок". Например, в предложении 16, используется такое средство выразительности, как гипербола "умрешь от удивления", эта фраза помогает нам понять что новость, которую хочет рассказать герой, очень значимая и неожиданная. Таким образом, мы доказали что, действительно «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань», взяв за основу текст М.Н.Кожиной. 105. Русский филолог Л. В. Успенский утверждает: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».Смысл высказывания Л. В. Успенского понимаю так: грамматика позволяет словам, собранным в предложении, обрести единый смысл, чтобы выразить любую мысль. Приведу примеры из текста Железникова. Так, предложение №1 состоит из одиннадцати отдельных слов. Если все эти слова мы напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить их в нужной форме, как они получают единый смысл и становятся предложением, повествующим о белогрудой кунице. Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Две запятые, стоящие в предложении №20, выделяют вводное слово «казалось», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он говорит. В данном предложении вводное слово помогает рассказчику выразить свою неуверенность, предположение о том, что говорит. Таким образом, прав был русский филолог Л. В. Успенский, утверждающий, что «…грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». 301 Выдающийся лингвист Сергей Иванович Ожегов утверждал, что "высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)". Безусловно, Ожегов прав. Действительно, высокая культура речи требует от нас выбора нужного слова, выражения, при этом мы должны не просто выразить нашу мысль, но и сделать это выразительно и уместно. Попробую доказать справедливость слов С.И. Ожегова на примере текста известного писателя Алексина. Во-первых, в предложении 20 употреблено слово "чтили", относящееся к книжной лексике высокого стиля, которое показывает, что школьники относились к мастеру живописи с почтением, уважением; к тому же оно придает окраску важности, возвышенности и поэтичности как предложению, так и тексту в целом. Во-вторых, в предложении 36 мама Оленьки говорит: «Если бы ты нашла его у себя в сердце...» - это выразительная метафора, она показывает, что речь мамы очень изящна, правильна, насыщена изобразительно-выразительными средствами. Эта метафора придает тексту выразительность и эмоциональность. Таким образом, высокая культура речи действительно важна для каждого человека, а когда он использует ее по назначению, да еще и доходчиво и выразительно, то такой человек – образованный человек и высококультурный. 302 Известный лингвист И.Г.Милославский утверждает: "Любое повторение, двукратное, многократное, обращает на себя особое внимание читающего". Нельзя не согласиться с его мнением. Я считаю ,что повторение -это способ выделения основной мысли, другими словами чего- то, на что должен обратить свое внимание читатель. Чем чаще в тексте идет повторение высказываний, тем яснее и четче становится основная мысль текста. Именно на основную мысль читающий старается обратить внимание. Это нужно, чтобы лучше понять, о чем текст и к чему он побуждает. Также повторение выделяет что- либо из общего облака информации. Другими словами повторение используется для того ,чтобы читатель ясно воспринял передаваемую автором мысль и усвоил ее. Таким образом, высказывание И.Г.Милославского абсолютно верно и очевидно. 303 Известный филолог Н. М. Шанский утверждал: "В монологической речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений". Попробуем это доказать. Обратимся к тексту В. П. Крапивина. В нем рассказывается о жизни юноши на новом месте. Текст представляет собой монолог. В одном предложении весь рассказ не умещается, поэтому он разделён на абзацы, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. Каждая микротема рассказывает о чём-то новом. К примеру, в первой (предложения 1-5) описывается двор и люди, которые в нём живут. Во второй говорится про его дружбу с местными ребятами (предложения 6-8 ). В десятой (предложения 26-28) микротеме рассказывается о том, как мальчику захотелось настоящего, постоянного друга. К концу светлое, радостное настроение текста начинает меняться на печальное. Таким образом, филолог Н. М. Шанский был прав, утверждая, что монолог не может уместиться в одном предложении и может занимать целый текст. 304 Трудно не согласиться с высказыванием известного лингвиста В.В. Виноградова, который утверждает: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе». Словами в языке обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, описываются действия, выражаются эмоции. Но вне языкового окружения слово в своём значении определимо приблизительно. Именно контекст даёт возможность точно установить значение отдельно входящего в него слова или выражения. Докажу это на примерах. В предложении 26: «Он нехотя взял карточку, и глаза у него поехали на лоб» нахожу фразеологический оборот «глаза поехали на лоб». Исходя из контекста, осознаю, что данная фраза означает крайнюю степень удивления. В предложении 18 именно контекст подсказывает значение слова «отчеканился», которое надо понимать так: мальчик составил для себя четкий план действий. Таким образом, прав был В.В.Виноградов, утверждая, что «слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе». |