Главная страница

школа моистов. С критикой даосизма, в частности субъективного идеализма Чжуан цзы и конфуцианства, выступали сторонники идеалистического направления моисты (последователи мыслителя Моцзы), учение которых в iviii вв до н э


Скачать 13.16 Kb.
НазваниеС критикой даосизма, в частности субъективного идеализма Чжуан цзы и конфуцианства, выступали сторонники идеалистического направления моисты (последователи мыслителя Моцзы), учение которых в iviii вв до н э
Дата13.12.2022
Размер13.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлашкола моистов.docx
ТипДокументы
#844072

С критикой даосизма, в частности субъективного идеализма Чжуан- цзы и конфуцианства, выступали сторонники идеалистического направления — моисты (последователи мыслителя Мо-цзы), учение которых в IV—III вв. до н.э. было широко распространено. Школа моистов по своей структуре соответствовала военизированной организации, члены которой неукоснительно соблюдали ее уставные правила. Мо-цзы (479—400 до н.э.) одно время изучал Конфуция и был его последователем, но затем разочаровался в конфуцианстве и создал свою школу. Взгляды Мо-цзы изложены в книге «Мо-цзы», которая представляет собой результат коллективного творчества моистов на протяжении более чем двух столетий. Учение самого Мо- цзы изложено в 10 начальных главах, названия которых отражают его основные идеи: «Почитание достойных», «Почитание единения», «Объединяющая любовь», «Отрицание нападений» и др. Мо-цзы пытался выработать новый общественно-политический порядок, основанный на идеалах любви и взаимного уважения.Учение Мо-цзы находилось под сильным влиянием религиозного мировоззрения. В основе его философии лежало религиозное представление о «небе» (тянь) как верховном божестве. Согласно Мо-цзы, «воля неба» высшее и определяющее начало всего мироздания. Тем не менее в отличие от конфуцианства, проповедующего предопределенность судьбы человека, Мо-цзы утверждал, что судьба каждого человека зависит от него самого. В соответствии со стремлениями и поступками человека «небесный владыка» ему уготавливает либо счастливую судьбу, либо посылает страдания и несчастья.Одно из основных положений философии Мо-цзы — это принцип всеобщей любви. По мнению Мо-цзы, в целях благополучия общества всеобщая любовь, человечность, справедливость, взаимная польза должны быть обязательными для всех людей в стране, и все должны заботиться о взаимных выгодах. В целях обоснования принципа всеобщей любви и придания ему характера всеобщего закона мироздания и справедливости Мо-цзы придает ему статус «небесной воли», которой должны подчиняться все люди. Однако, более поздние последователи учения Мо-цзы избавили положение о «всеобщей любви» от религиозных наслоений и логически его обосновали. Учение моистов имеет социальную направленность и связана с вопросами социальной организации общества и государственного устройства. Основные этико-политические идеи сформулированы в следующих принципах: (1) всеобщая любовь и взаимная выгода, (2) почитание единства, объединение для замены разъединения, (3) почитание мудрости, (4) возвышение способных и смещение бесталанных, (5) экономия в расходах, (6) бережливость при захоронениях, (7) отрицание нападений, (8) отрицание музыки и увеселений, (9) желания неба, (11) духовидение.

Идеалом для моистов являлась строгая социальная организация, связанная с деспотической властью главы государства.

Моисты также выдвинули много идей о природе и сущности знания, о закономерностях процесса познания. Их представления о познании, законах и формах мышления были не только плодотворным обобщением успехов научной мысли Китая второй половины 1-го тыс. до н.э. в вопросах исследования природы и сущности познания, форм и приемов мыслительного процесса, но и вершиной достижений китайской философской мысли в области гносеологии и логики вплоть до XX в.


написать администратору сайта