Главная страница

отборочный этап олимпиады. задания отборочного этапа Рябоконь. С. Москвичи "если бы вы попросили меня назвать наиболее значительное совершенно очевидной. С момента появления человеческого рода и до Возрождения горизонтом человека всегда было сообщество "мы" его группа или е


Скачать 65.19 Kb.
НазваниеС. Москвичи "если бы вы попросили меня назвать наиболее значительное совершенно очевидной. С момента появления человеческого рода и до Возрождения горизонтом человека всегда было сообщество "мы" его группа или е
Анкоротборочный этап олимпиады
Дата10.05.2023
Размер65.19 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлазадания отборочного этапа Рябоконь.rtf
ТипДокументы
#1120610

С. Москвичи: "если бы вы попросили меня назвать наиболее значительное совершенно очевидной. С момента появления человеческого рода и до Возрождения горизонтом человека всегда было сообщество "мы": его группа или его семья, с которыми его связывали жёсткие обстоятельства. Но начиная с того момента, когда великие путешествия, торговля и наука выделили этот независимый атом, эту монаду, наделённую собственными мыслями и чувствами, обладающую правами и свободами, человек разместился в перспективе "я" ".

Эпоха великих географических открытий, развитие торговых отношений и науки выделили человека в отдельно стоящую значимую величину, а промышленная революция, глобализация, научно-техническая революция довершили процесс атомизации общества. Ещё Хосе Ортега-и-Гассет в своем программном произведении "Восстание масс" писал о том, что конструкт естественных и неотъемлемых прав человека как инновация эпохи Просвещения стал знаковым событием мировой истории, проповедовавших радикальное уважение к каждой отдельно взятой личности.
С. Москвичи, выдающийся французский специалист в области социальной психологии, расцвет творчества которого пришелся на конец XX века, во многом в своем творчестве основывается на взглядах представителей Франкфуртской школы неомарксизма в вопросе человеческой свободы, поиске жизненного предназначения и принципов функционирования общества.

Неомарксистские философы утверждали, что человек объективируется при помощи репрессивных практик и государства в качестве аппарата принуждения. Таким образом, он не ведёт осмысленную жизнь, а проживает отведенный ему жизненный цикл. Бесцельно работает, работает, потому что ему так велели и убедили, чтобы купить атрибутику преуспевания: брендовые предметы гардероба, хороший смартфон и т.п. Данная тенденция свидетельствует, что современный человек не знает, чего он хочет, что он попадает в ловушку вещизма, в один из симулякров, описанных Ж. Бодрияром, убеждающий индивида в том, что он чего-то стоит, что он чего-то добился. Неомарксисты рассматривают индивида как конструкт, инструмент осуществления абстрактных идей, а не самоцельную величину. Основополагающей мыслью неомарксистов является то, что не люди создают идеи, а идеи складываются в человеческую личность: он считает, что индвид - достаточно гибкая конструкция, в которую изо дня в день вкладываются новые дискурсы, сообразно воле правящего класса. Так, например, Теодор Адорно и М. Хоркхаймер в своей работе «Культурная индустрия» утверждали, что «человек как индивидуум есть нечто абсолютно заменяемое, чистое ничто». В научной парадигме Франкфуртской школы неомарксизма средства массовой коммуникации также являются важным фактором социализации современного человека. Пропаганда, телевидение, кинематограф, сеть Интернет погружают человека в информационную капсулу, суляющую каждому удивительную судьбу и неповторимую жизнь. Зрелое поколение послевоенных лет середины XX в. стремились к обладанию материалистическими ценностями: они хотели квартиры, дома, путешествия, чтобы стать счастливыми. Однако их дети увидели, что обладание всеми этими вещами не делает их счастливыми и свободными. Имея возможность без труда удовлетворить свои физиологические потребности, им было очень тяжело обрести духовную свободу. Это постматериалистическое поколение стало первым поколением, узнавшим, что такое "экзистенциальный вакуум". Фрустрация от потери смысла в жизни нашла выражение в общественно-политических движениях, движении культурной революции, студенческих протестах и т.п.

В свою очередь, С. Московичи, будучи автором теории конверсионной теории влияния меньшинства и концепции социальных представлений, отстаивал идею о том, что личности очень важно соблюсти баланс между собственными желаниями и социальными ожиданиями. Он утверждал, что человек зачастую не знает, как ему поступить со своей свободой: примкнуть к «большинству» и стать «конформистом», поступать так, как от него требуют другие люди, подвергаясь тоталитарному влиянию или реализовывать свой «уникальный экзистенциальный проект», по выражению основоположника психологической терапевтической практики - логотерапии, - Виктора Франкла. В своей книге "Воля к смыслу" В. Франкл утверждал, что каждый человек уникален и в своей сущности, и в своем существовании, что это не отвлеченная категория, как у неомарксистов, а неисчислимая, таинственная и прекрасная величина, призванная к самотрансценденции, т.е. выходу человека за собственные пределы, неустанное преодоление себя и «жестких обстоятельств, связывающих человека». Данная мысль вполне вписывается в философскую парадигму С. Московичи, утверждавшего в своей книге «Машина, творящей богов», что общество обречено на эксперименты с харизматическими людьми, потому что пассионарная энергия их самотрансценденции необходима для человеческого прогресса, и как бы политическая система не была «неумолима», «репрессивна», значимость свободы выбора отдельно взятого индивида невозможно переоценить.


написать администратору сайта