Главная страница

анализ фильма собачье сердце. С. сгз223 Анализ произведение Собачье сердце В. Бортко. 1988


Скачать 428.11 Kb.
НазваниеС. сгз223 Анализ произведение Собачье сердце В. Бортко. 1988
Анкоранализ фильма собачье сердце
Дата14.04.2023
Размер428.11 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаанализ фильма собачье сердце.docx
ТипАнализ
#1062318

Павлова А.С. СГз-223

Анализ произведение «Собачье сердце – В. Бортко. 1988»

  1. Социально-философская сатирическая повесть.

  2. Фрагмент описания операции, сделанной Шарику, со слов «Зубы Филиппа Филипповича сжались…» до слов «Борменталь минут в пять зашил голову, сломав три иглы».

Зубы Филиппа Филипповича сжались, глазки приобпели остренький, колючий блеск и, взмахнув ножичком, он метко и длинно протянул по животу Шарика рану. Кожа тотчас разошлась и из нее брызнула кровь в разные стороны. Борменталь набросился хищно, стал комьями марли давить Шарикову рану, затем маленькими, как бы сахарными щипчиками зажал ее края и она высохла. На лбу у Борменталя пузырьками выступил пот. Филипп Филиппович полоснул второй раз и тело Шарика вдвоем начли разрывать крючьями, ножницами, какими-то скобками. Выскочили розовые и желтые, плачущие кровавой росой ткани. Филипп Филиппович вертел ножом в теле, потом крикнул: "ножницы!".

Инструмент мелькнул в руках у тяпнутого, как у фокусника. Филипп Филиппович залез в глубину и в несколько поворотов вырвал из тела Шарика его семенные железы с какими-то обрывками. Борменталь, собершенно мокрый от усердия и волнения, бросился к стеклянной банке и извлек из нее другие, мокрые, обвисшие семенные железы. В руках у профессора и ассистента запрыгали, завились короткие влажные струны. Дробно защелкали кривые иглы в зажимах, семенные железы вшили на место Шариковых. Жрец отвалился от раны, ткнул в нее комком марли и скомандовал:

- Шейте, доктор, мгновенно кожу, - затем оглянулся на круглые белые стенные часы. Борменталь минут в 5 зашил голову, сломав 3 иглы.

Смысл данного эпизода заключается в том, что человек не в праве решать жизни других. Автор показывает, что люди у власти тоже не должны насильно решать чужие судьбы. Этот фрагмент имеет довольно значительное место в сюжете, так как заранее предсказывает плачевные результаты "переворота".


  1. Кадры из фильма (портрет)





  1. В «Собачьем сердце» обнаруживается соседство разных музыкальных пластов: это и высокая классическая музыка («Аида» Верди, «Серенада Дон Жуана» Чайковского) и музыка народная – и не просто народная, а бытовая, затасканная, утратившая первоначальную свежесть и чистоту, а вместе с ними и силу эмоционального воздействия на душу человека («Светит месяц...», «Яблочко...»).

Анализ повести убеждает в том, что высокая музыка вводится в текст как некий идеальный контрапункт действительности, и благодаря такому соседству вскрывается отсутствие нормы и гармонии в жизни, рождается комическое несоответствие. Присутствие же в повести музыки улицы оказывается прямой проекцией на реальный мир. Введенные в текст бытовые музыкальные темы обнажают хаотические, примитивные, вульгарные начала современной автору жизни. Осмысление роли музыкальных деталей в повести тоже поможет приблизиться к постижению авторской позиции.

В «Собачьем сердце» для выражения неоднозначности происходящих событий Булгаков использует не только стилистические приемы, но и цветовую палитру.

Цветовая гамма повести в основном составлена из черных, белых и золотисто-красных цветов: черный вечер, белая вьюга, красные «пятна обвара» на боку Шарика, «золотые ободки глаз», «загадочного господина». Эти цвета в повести постоянно оказываются рядом друг с другом, подчеркивая контрасты в изображаемой писателем жизни: «черная с золотыми буквами карточка» на двери квартиры Преображенского, профессорская шуба на чернобурой лисе и белый фартучек Зины, черный костюм с золотой цепью и белый медицинский халат, темная каморка, мгновенно превращающаяся «в ослепительный день».

Свет и тьма соседствуют и перетекают друг в друга не только на московских улицах, но в квартире профессора Преображенского. Шарик, впервые попавший в кабинет ученого, ослеплен убранством комнаты и ее ярким освещением. И странно присутствие в кабинете, «залитом светом», представителя ночной жизни – совы.

  1. Можно сразу отметить, что фамилия профессора - Преображенский, очень символичная здесь, ведь он не только преображал своих обычных пациентов, но смог из собаки сделать человека, а еще и обратно смог провернуть этот же маневр!

Хоровое пение - как известно, люди, не умеющие петь, но желающие, в те времена шли в хор, чтобы кричать, или открывать рот, для массовки. Хор - символ толпы, которой управляют, символ толпы, которая не понимает, что происходит. но открывает рот или поет то, что поет сосед.

Чучело совы - сова считается птицей ученой, мудрой, вряд ли Булгаков имел ввиду "консервированную ученость", добавляя сову именно в виде чучела, скорее всего просто чтобы подчеркнуть ученость, ну и факт богатства профессора, и немножко стереотипности помещений ученых людей.

Краковская колбаса - самая простая ливерная колбаса, недорогая, но Шарик за нее душу был готов продать и хвост. То есть дешевая колбаса не была символом просто еды, нет, это был символ лучшей еды, что печально, хоть мы и понимаем - Шарик же собака. Однако, многие тогда так жили - даже дешевая еда, но чуть лучше какой-нибудь каши воспринималась деликатесом, и да, за еду работали тоже, чтобы выжить, тогда как другие объедались сверхмеры и не знали, чем еще себя развлечь из гастрономии.

Трость - символ аристократии, и поддержки, и наказания. В большинстве случаев - просто модная штучка, которая позволяла ударить лошадь, или кого-то из не аристократов, если того требовалось владельцу трости. Символ угнетения.

Столовая нормального питания - опять про еду, в те годы еда имела большую ценность, чем сегодня, потому что с нею были настоящие проблемы у простого народа, и раз была "нормального питания", то что ж подавалось в простых?

Ловля блох - от вшей страдали люди так же часто в то время, как бродячие собаки вроде Шарика - от блох. Да и клопы были, и блохи. А это показатель низкого уровня жизни.

Лампа под зеленым абажуром - такие являлись еще и символом кабинетов, где устраиваются переговоры сильных мира сего, которые распоряжались судьбами людей и стран.

  1. Современное общество характеризуется высоким уровнем неоднородности, что выражается в имущественном, культурном и других формах расслоения. Повесть «Собачье сердце» в этом отношении интересна тем, что дает людям возможность увидеть психологические последствия такого расслоения и оценить их влияние на характер межличностных отношений.

В произведении представлены носители различных культурных и социальных ценностей, при этом стремление автора показать всю сложность и противоречивость их отношений позволяет лучше понять природу современных социальных конфликтов.

Это конечно уже классика. Причем все темы затронутые в этом фильме, актуальны и сейчас. Как говорил профессор Преображенский разруха начинается у нас в головах.

  1. Говоря про эстетические категории, следует отметить, что и в жизни, и в художественном творчестве они находятся в сложной и гибкой взаимосвязи и взаимопереходах. Трагическое и комическое в повести существуют не в чистом виде, а превращаясь одно в другое, сочетаясь между собой, а контраст, который возникает между ними, еще более усиливает эффект того и другого. Именно поэтому писатель применяет в своих произведениях этот прием.

Используя принципы «фантастического реализма» и гротеск, смешивая реальную действительность нэповской России и оригинальную выдумку, писатель создает увлекательную и зловещую историю. Тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Булгаковым в повести, замысел которой необычен, в нем сочетается комическое и трагическое.

  1. Съёмки "Собачьего сердца" проходили в Ленинграде, во внутренних проездах Апраксина двора, где сохранился колорит начала 20 века. Он специально стилизован под черно-белый. «Чтобы передать на экране колорит того времени, режиссер фильма Владимир Бортко использовал для камеры фильтр сепия (придает оттенок коричневого цвета) , для имитации черно-белого изображения"

  2. «Собачье сердце» нужно оценивать по моральным и политическим параметрам.

В своем легендарном произведении Булгаков поднимает проблему политики и идеологии большевизма, проблему необразованности тех, кто получил власть, а также проблему невозможности изменения порядка в истории насильно. Показывает, что результаты произошедшей революции не такие, как ожидалось, что они плачевны. Революция, так же, как и операция, проведенная профессором Преображенским, привела к совершенно неожиданным последствиям и вскрыла самые страшные болезни и проблемы общества. В произведении автор затрагивает тему человеческой природы, характеров и натуры. Булгаков дает полупрозрачный намек на то, что человек слишком самоуверен и считает сея всесильным. Он способен изменить то, что менять не стоит, способен вмешаться в естественный ход вещей, однако контролировать плоды собственной деятельности, к сожалению, человек не в состоянии.

  1. Да, влияют. Кинематограф — искусство визуальное, поэтому многое заимствует у живописи: принципы освещения, ракурсы съемки и мизансцены, колористические схемы и типажи.


написать администратору сайта